Главная страница

история казахстана. сик вопросы 12 тема. Программа Культурное наследие


Скачать 30.46 Kb.
НазваниеПрограмма Культурное наследие
Анкористория казахстана
Дата30.11.2020
Размер30.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласик вопросы 12 тема.docx
ТипПрограмма
#155386

1.Государственная программа «Культурное наследие»

Государственная программа «Культурное наследие» разработана по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева.Цель Программы – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Основными направлениями реализации Программы являются:

  • Воссоздание историко-культурных, архитектурных памятников национальной истории;

  • Археологические исследования;

  • Научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа (разработка научных проектов);

  • Социально значимые проекты, связанные с пропагандой культурного наследия казахского народа и развитием индустрии туризма на объектах истории и культуры;

  • Осуществление изданий по истории, культуре и историческому наследию народов Казахстана.

Событием мирового значения является включение в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО уникальных отечественных памятников: мавзолей ходжа ахмед яссауи, комплекс тамгалы. С момента принятия программы «Культурное наследие» отреставрировано 136 культурно-исторических памятников, так же на территории Казахстана было проведены 39 сезонных арлеологических исследований.,было орагнизованнно 15 экспедиций в Китай, Турцию, Россию, Монголию и тд. В результате экспедиций было обнаружено около 5 тыс новых рукописей и изданий.

Реализация программы была начата в 2004 году  и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011гг.

В рамках программы были проведены раскопки более 30 городов и иных поселений, курганов и других объектов. Это – Бузыкты в Акмолинской, Койлык и Талгар – в Алматинской и Сарайшык – в Атырауской областях, Берел-Шиликти – в Восточном Казахстане, Мерке и Жайсан – в Жамбылской области.Успешно осуществлены зарубежные проекты – реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске Особое внимание было уделено книгоиздательству. Среди ключевых изданий – «Казахский фольклор» и «Избранные произведения мировой литературы», «Антология казахской музыки», «Наследие национальной философии» и т.д.

20-30-е года

Нурсултан Назарбаев своими указами объявил 1997 год Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий и установил 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий.В этот день мы также вспоминаем тех, кто погиб от голода в годы коллективизации. Годы политических репрессий, которые шли волнами, унося человеческие жизни, а также голод привели к тому, что множество казахов покинули родную землю. В Казахстан были переселены миллионы жителей других республик, среди которых были целые репрессированные народы.

Периоды респрессий:

1. С октября 1917 — 1920 гг. Репрессии по отношению к национальной интеллигенции. ( «Алаш», «Шура — и -Исламия», и правительство национальных автономии «Алаш Орда», «Туркестани Мухтариат»).
2. Середина 1920 до начала 1930-х годов. Репрессии коснулись партийно-советской элиты выступавшие против политики «Малого Октября» Ф.И.Голощекина (Т. Рыскулов, С. Садвокасов, С. Сейфуллин, С. Мендешев и др.).
3. В конце 1920-х — первой половине 1930-х гг. Репрессии по отношению к насильственной коллективизации.
4. 1930-ые годы. Репрессии против имперско-технических кадров, которые обвинили «в саботаже» и «вредительстве». («Балхашское дело», «Шахтерское дело»).
5. 1937 — 1938 годы. Массовые политические репрессий («Большой террор»). Репрессии в отношении практически всех слоев населения.
6. Середина 1930-х до конца 1940-х годов. Репрессии, связанные с депортацией народов в Казахстане — поляков, корейцев, немцев, ингушей, чеченцев, крымских татар и т.д.
7. Середина 1940 до начала 1950-х гг. Репрессии против казахстанской интеллигенции (Бекмаханов, Исмаилов, Ауэзов и др.), военнослужащие, прошедших через гитлеровские лагеря.

Массовые политические репрессии — одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого — усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. Далее следовали нарушения прав человека и республики. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и те, кго просто был не согласен с их политикой. Репрессии проводились и по социальному признаку: против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, предпринимателей. . Репрессии не были случайными, а тщательно подготовлены акциями, при этом «теоретически обоснованными». Проводились чистки в партийных организациях. Основными пунктами обвинения были принадлежность или сочувствие троцкизму, правым и национал — уклонистам, которые выступали излюбленным объектом сталинских репрессий, по сталинской системе они подвергались моральному и физическому уничтожению.  Политика Малого Октября привела к бедствиям и массовым репрессиям 1937-1938 годах. Несогласных с «преобразованиями» под разными предлогами в 1927-29 гг. удаляли из республики — Нурмаков, Рыскулов. К концу 20-х гг. подозрительность и нагнетание стали всеобщими. В 1928 г. была репрессирована большая часть интеллигенции, бывшие деятели Алаш Орда - Дулатов, Жумабаев, Аймауытов. В это время начинаются поиски врагов, случайные аварии на шахтах объясняются их происками, фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. Были созданы карательные законы самым решительным понятий-«саботаж», «вредительство», система карательных органовРепрессивная машина набирала обороты. В 1935-1938 гг. около 17% всей казахстанской партийной организации было объявлено врагами народа. Сталинская репрессивная машина оборвала жизни таких видных деятелей как: Абдурауф Фитрат, Абайдулла Ходжаев, Ашурали, Захири и многих других. Также репрессиям подверглись и местные партийные деятели – так называемые национал - уклонисты. Одни из них мечтали о «переходе отсталых народов» к более передовым социалистическим нациям. Среди них – Т. Рыскулов, У. Исаев, С. Сейфуллин, У. Джандосов, Т. Жургенев, А. Токжанов, А. Икрамов, Г. Артыков, А. Каримов и др.

Судьбы жертв политических репрессий.

Жертвой сталинского режима стал Мансур Гатаулин — бывший первый секретарь Акмолинского обкома компартии. О том, что Мансура Гатаулина нет в живых, его жена Сахипжамал Мухамеджановна узнала лишь в 1957 году, во времена «хрущевской оттепели». Ее вызвали в органы и выдали справку о том, что дело по обвинению ее мужа пересмотрено, а постановление Особого совещания при НКВД СССР от 1937 года за отсутствием состава преступления отменено. С.Сейфуллин В 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля в застенках Алма-Атинского НКВД. Посмертно реабилитирован.

Верховный Совет Республики Казахстан принимает настоящий Закон, будучи исполнен решимости восстановить справедливость по отношению к людям, подвергшимся массовым политическим репрессиям, с целью реабилитации всех жертв этих репрессий, обеспечения максимально возможной в настоящее время компенсации причиненного им морального и материального ущерба. Под реабилитацией в настоящем Законе понимается признание лица в судебном либо ином установленном законом порядке жертвой политических репрессий или пострадавшим от политических репрессий, восстановление его нарушенных прав, возмещение причиненного морального или материального ущерба.

По закону, подлежат реабилитации все лица, которые по политическим мотивам были:

      а) осуждены за государственные и иные преступления;

      б) осуждены или подвергнуты наказаниям по решениям внесудебных органов за побеги из мест лишения свободы, ссылки, высылки и спецпоселения, отбывавшие там наказания в связи с политическими репрессиями, либо из мест привлечения к принудительному труду с ограничением свободы;

      в) осуждены или подвергнуты наказаниям по решениям внесудебных органов за участие в движении сопротивления в местах лишения свободы политических заключенных;

      г) подвергнуты уголовным наказаниям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции.

Но не подлежат реабилитации лица, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые уголовным наказаниям по решениям внесудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства совершения следующих преступлений:

      а) измена Родине во всех формах, кроме бегства или перелета за границу; вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на территорию Республики в составе вооруженных банд и участие в совершенных ими убийствах и других насильственных действиях; шпионаж, акт терроризма, диверсия;

      б) насильственные действия в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество оккупантам и изменникам Родины в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

      в) организация вооруженных банд и участие в совершенных ими убийствах и других насильственных действиях.

Так же  Полностью реабилитированные граждане либо их представители, а в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных или административных дел, а также на получение сохранившихся в данных делах рукописей, фотографий и других личных документов.

      Родственники реабилитированного имеют право на ознакомление с документами только непроцессуального характера.

      Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

      Использование полученных в результате ознакомления с материалами сведений в ущерб правам и законным интересам причастных к делу лиц и их близких запрещается.

      Личные вещи, проходившие по делу, если местонахождение их установлено, могут быть истребованы реабилитированным или его родственниками по суду на основании настоящего Закона.

2. Начало всестороннего изучения древнетюркской письменности и памятников тюркской культуры в годы независимости. Перевод и переиздание трудов Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссауи.

Аль-Фараби – великий ученый-философ, астроном, математик, медик средневекового Востока. Аль-Фараби (полное имя Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки) родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина “тархан”.

Тематика трудов ал-Фараби весьма обширна. Прежде всего его интересовали теоретические основания различных наук, их философский смысл. Комментаторская работа ал-Фараби охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, его Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия. Часто это были не просто пояснения к античным текстам, а парафразы, позволявшие их автору выражать собственные идеи как бы «от имени» авторитетного античного ученого.

Абу Наср аль- Фараби- был знаком с подлинниками произведений Аристотеля, Платона и др., в связи с чем его прозвали «Вторым Учителем» после Аристотеля. Из оригинальных работ Фараби наиболее известны трактат «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга о музыке». В XII-XIII веках труды аль-Фараби начали переводить на латынь и иврит, а в 1930-1932 годах в Париже вышел в свет перевод на французский язык первой части "Большой книги о музыке". В 1960 году 15 октября ученый Акжан Машанов (Машани) написал письмо президенту Академии наук Казахской ССР академику К.И. Сатпаеву с просьбой поддержать идеи об исследовании учеными страны наследия аль-Фараби и переводе его работ, отметив, что «Великий аль-Фараби – наш земляк, а про него мы мало знаем…». Значительный вклад в «фарабиеведение» внесли такие научные деятели, как философ, основатель Научного центра аль-Фараби в КазНУ А.Х. Касымжанов; известный математик, владевший арабским языком и защитивший докторскую диссертацию по математике аль-Фараби А. Кобесов; академик, философ М. Бурабаев; известный казахский писатель А. Алимжанов.

Юсуф Баласагуни- В истории особое место занимает произведение средневекового мыслителя, энциклопедиста, государ¬ственного деятеля, педагога Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагуни - «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). «Кутадгу билиг» письменный памятник - дидактическая поэма, знакомящая с обычаями, традициями, обучением, воспитанием древних тюрков. 1896 год ознаменовался тем, что эта поэма была переведена К. Керимовым с тюркского языка на узбекский. Вольный перевод поэмы под названием «Наука быть счастливым» появился в 1971 году. Сделал его Н. Гребнев. В 1983 году с поэмой Юсуфа Баласагуни познакомились и русские читатели. Тогда вышло «Благодатное знание» в переводе С.Н. Иванова. На казахском языке произведение появилось в 1986 году благодаря переводу поэта А. Егеубаева.

Махмуд Кашгари- «Словарь тюркских наречий»- кладезь информации об этнографии, культуре, религии, языке средневековых тюрков. В нем представлены сведения: о фольклорной жанрологии: песнях, которыми сопровождались календарные и семейные обряды, тематике лирических песен, сказочном эпосе и героических сказаниях ; о лексических единицах, употребляемых в разных наречиях: бытовых понятиях, терминах, употребляемых в медицине и астрологии, ремеслах и земледелии, названиях явлений природы, народных понятиях. Шаповалов В.И поэт, переводчик, тюркской и европейской поэзии в 70х годах перевел на русский язык ««Диван лугат ат-тюрк».

Ходжа Ахмет Яссауи- Наиболее известной и дошедшой до нас в нескольких вариантах является «Диван-и хикмет» («Книга мудрости»), которая написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом и относится к общему наследию тюркоязычных народов. «Диуани хикмет» переведена на казахский, благодаря известному меценату Марату Набиеву.

3. Актуализация проблем сложения казахской народности и исторических предпосылок образования Казахского ханства. Новые исследования по истории государственной деятельности казахских ханов.

Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности. Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт. Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов. Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза.Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях. Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др.Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». В XIV - XV вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями.Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке. Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства. В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна». Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны. Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас. Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах». Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XV века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических. Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.

До недавнего времени история Казахского ханства изучалась на основании лишь некоторых видов источников. Долгом чести для исследователей стал поиск новых материалов, помогающих восполнить «белые пятна» истории и, что наиболее важно, приблизиться к объективному пониманию процессов, происходивших в прошлом.

 С помощью Государственной программы «Культурное наследие», инициированной Президентом РК Н.А.Назарбаевым, стало возможным пополнение и расширение казахстанской источниковедческой и информационно-исторической базы копиями уникальных артефактов и архивных материалов из зарубежных фондов, имеющих огромное значение для объективного исследования истории казахской государственности.

С 2004 по 2009 гг. по программе «Мәдени мұра» востоковедные археографические работы проводились в Российской Федерации, КНР, Монголии, Кыргызстане, Турции, Армении, Венгрии и Швейцарии. Конкретные результаты работы археографических экс­педиций уникальны и вошли в книги, изданные в рамках этой Программы [1, с. 243-249]. Они создали солидную базу для работы большой группы исследователей по реконструкции древней и средневековой истории и культуры казахского народа. Широко и под новым углом зрения исследуются данные неизвестных и малоизвестных источников в казахстанской истори­ческой науке, представляющих особую ценность для изучения истории формирования национальной идеи и духовной культуры казахского народа. Впервые вводится в научный оборот определенный ряд источников, отражающих все этапы исторического развития, культурные традиции казахского народа. Благодаря Государственной программе «Мэдени мура», сотрудники Института восто­коведения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК обнаружили уникальные архивные документы в Китае - более 300 на чагатайском, китайском языках, и более 3000 на маньчжурском и ойратском языках, содержащие официальные письма казахских ханов и султанов, направ­ленные правителям соседних государств. Обнаружены документы о дипломатических отношениях: казахско-китайских, казахско-российских, казахско-киргизских, казахско-кокандских, казахско-ойратских, о послах казахских ханов, о казахско-китайской торговле, документы о быте, традициях казахов и др. В настоящее время вышеназванные материалы систематизированы и обобщены. Важно отметить, что, несмотря на расстояния и отсутствие привычных для нашего времени коммуникаций, у казахского государства были очень тесные взаимоотношения с соседними странами, что подтверждается уникальными переписками казахских ханов и султанов с правителями Китая, России, Ирана, Среднеазиатских ханств и др. В настоящее время продолжается активная работа по поиску новых исторических материалов, проведению сравнительного анализа с уже известными образцами, списками. Все это не может не оказывать влияния на состояние и развитие  источниковедения как специальной научной дисциплины, в которой взаимодействие с исследователями из других стран, а также с крупнейшими научными центрами мира, является необходимым.

Новые открытия, свидетельствующие об истории и культуре Казахстана, являются непосредственным доказательством того, что тысячелетние традиции нашего народа, уходящие вглубь веков, являются важной составеной частью общемировой истории и вносят особый неповторимый вклад в ее сокровищницу.


написать администратору сайта