Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников

  • Дать понятие музыкального тембра, тренировка слухового внимания.

  • 1.Работа над пластической выразительностью, дикцией, мимикой, артистизмом.

  • 1.Развитие чувства ритма и творческих способностей с помощью шумовых муз. инструментов.

  • Развитие творческих способностей, сочинение песни на заданный текст, импровизация ритма и мелодической линии песни.

  • 2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

  • Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников

  • Сравнительный уровень развития музыкальных способностей детей дошкольников "до" и "после" формирующего эксперимента Проценты

  • муз обр ДОУ ВКРы. Программа по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий. 4


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по формированию певческого навыка у исследуемых детей. Мы использовали различные методы и приемы при проведении занятий. 4
    Анкормуз обр ДОУ ВКРы.doc
    Дата27.04.2018
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламуз обр ДОУ ВКРы.doc
    ТипПрограмма
    #18579
    страница19 из 27
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27












    Проценты Высокий Средний Низкий




    Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:

    1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности;

    2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятными.

    3. Дети не владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат, захлебываясь берут дыхание.

    4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку, анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности.

    5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не разработанности механизмов музыкальной памяти. В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей. Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора.

    Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с разнообразными заданиями.

    2.2. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников

    Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи формирующего эксперимента.

    1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.

    3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

    Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Михайловой М.А. Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям. Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность. В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.

    При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

    Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора. Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании. Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.

    Программа включала в себя 2 этапа.

    1 этап – развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков. Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

    2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. На основе данной технологии была составлена программа развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы.

    Таблица 5

    Программа развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора


    Этапы

    № занятия

    Цели

    Содержание работы

    I. Развивающий

    1.

    Развитие слухового внимания, знакомство с инструментом фортепиано, развитие умения различать звуки по высоте.

    Музыкальная сказка "Про Нину, кошку и пианино".




    2.

    1.Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров;

    2.Развитие чувства ритма, знакомство с музыкальными инструментами;

    3.Развитие музыкальной памяти, снятие с голоса песенок р.н. "Зайчик", "Сорока".

    1.Муз.игра "Угадай, чей голосок?"

    2.Муз.игра "Прогулка"

    3.Р.н.п. "Сорока",

    "Зайчик".




    3.

    1.Развитие звуковысотных представлений, чистота интонирования звука разных ступеней.

    2.Развитие чувства ритма;

    3.Развитие муз. памяти, снятие с голоса простейшей попевки.

    1.Муз.игра "Бубенчики".

    2.Муз. игра "К нам гости пришли".

    3.Р.Н.П."Солнышко".




    4.

    1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного восприятия мелодической линии.

    2.Развитие чувства ритма; умение соотнести характер музыки с изображением на рисунке; знакомство с жанром колыбельной песни и плясовой русской народной.

    3.Развитие певческих навыков.

    1.Муз. игра "Кузнечик"

    2."Зайцы" муз. игра-загадка ("Колыбельная" р.н.п.,

    "Ах, вы сени" плясовая р.н.)

    3."Дождик" р.н.п.




    5.

    1.Умение различать поступенное движение вверх и вниз мелодии; умение сопровождать движение мелодии движениями руки; тренировка слухового внимания.

    2.Развитие чувства ритма.

    3.Работа над певческими навыками.

    1.Муз. игра "Лесенка-чудесенка".

    2.Муз. игра "Научи матрешек танцевать".

    3."Я на горку шла" р.н.п.




    6.

    Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой.

    Муз. игра


    "Тень-тень".




    7.

    Дать понятие музыкального тембра, тренировка слухового внимания.

    "Кошка Мурка и музыкальные игрушки" -игра муз.




    8.

    1.Развитие тембрового слуха, закрепление развития чувства ритма, знакомство с новыми муз. инструм.


    2.Развитие активного внимания.

    1."Определи инструмент" муз. игра-загадка.

    2."Слушай хлопки" муз. игра.




    9.

    1.Развитие тембрового слуха, навыка снятия с голоса попевки.

    2.Развитие активного внимания, муз. движения, творческого воображения

    интереса к творческому заданию.

    1.Муз.игра-загад-ка"Узнай, чей голо

    сок?".

    2.Муз. игра-загадка "Чья очередь?"




    10.

    1.Развитие умения понимать содержание музыки, интереса к народной музыке, закрепить навыки слухового внимания.

    2.Снятие с голоса и правильное интонирование народной песни.

    1."Петя-пастушок" муз. рассказ.

    2. "Пастушок" , "Кукушка", "Коровушка" – р.н.п.

    II. Репродуктивно – творческий

    11.

    1.Знакомство с навыками импровизации.


    2.Развитие воображения и творчества в движении, соотношение характера движений и звучаний музыки, формирование поисковых действий при выборе выразительных средств передачи замысла своего движения; умение подбирать различные варианты движ. в передаче конкретного образа.

    1.Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве.

    2. Муз. игра "Отгадай, кто мы?"




    12.

    1.Работа над пластической выразительностью, дикцией, мимикой, артистизмом.

    2.Овладение навыками сочинения на заданный текст, передача образа и характера сочинения.

    3.Развитие воображения, внимание, быстроты реакции.

    1.Игра "Радуга появилась".

    2."Плясовая "-р.н.

    3."Попробуй угадай", "А я по лугу"

    "Русская пляска", "Как на тоненький ледок", "Ах, вы сени" – р.н.п.




    13.

    1.Развитие чувства ритма и творческих способностей с помощью шумовых муз. инструментов.

    2. Развитие речевой интонационной выразительности в пении, декламация стихов, фраз; развитие артистизма.

    1."Заинька, серенький"- муз. игра.

    2. "Сказочное заклинание"-игра.




    14.

    Развитие творческих способностей, сочинение песни на заданный текст, импровизация ритма и мелодической линии песни.

    Сочини песню на текст, используя стишки-попевки – "Весна", "Осень", "Марш" – (Шиблицкая), "Колыбельная" – (Френкель).


    При проведении занятия 1, "Сказка про Нину, кошку и пианино", дети с большим желанием и интересом откликнулись на побуждение слушать музыкальную сказку. Катя Б. отметила: "Я очень люблю слушать сказки, но музыкальных сказок еще не слышала". При чтении стихов дети раскрепощались, смехом, удивленными и одобрительными возгласами выражали свои эмоции, что говорило о доступности и легкости восприятия сюжета сказки. С любопытством и интересом дети рассматривали внутреннее строение фортепиано, пытались нажимать на клавиши в разных регистрах и слушать звук. "А можно мне самому пошагать по клавишам, как ходит мишка?" – спросил Андрей Г. "А мой мишка поменьше, он будет ходить быстрее. Вот так!" – пыталась изобразить Лена З. шаги своего мишки в нижнем регистре. Почти все дети изъявили желание изобразить шаги мишки, песенку птички, с чем каждый из них справился легко, произвольно нажимая клавиши в нужном регистре. "А я больше не буду по клавишам бить, а буду пианино любить, и оно будет петь мне песенки красивым голоском." – сказал Илья Д., с чем все ребята согласились. На задание нарисовать дома персонажей сказки дети откликнулись с большим интересом и желанием.

    При проведении занятия 2, "Угадай, чей голосок?", дети пришли на занятие с нарисованными домами персонажей сказки (мишка, зайчик, птичка), поэтому на музыкальную загадку отвечали своими карточками. "Это идет мой мишка!" – радостно отвечала Катя Б. "Это песенка моей птички," – отвечала Наташа Г. Детям было интересно не только ответить на муз. загадку, но и продемонстрировать экспериментатору и детям свои домашние рисунки. Если кто-либо неправильно давал ответ, дети живо поднимали свои карточки-картинки с правильным ответом. Почти каждый из детей попробовал себя в роли ведущего, стараясь загадать загадку посложнее. В музыкальной игре, "Прогулка", Дети старались точно повторить ритмический рисунок. Так как повтор был групповым, то детям, не владеющим этим навыком, было легче выполнять задания, смотря на своих товарищей и подражая им. Дети вели себя раскованно и непосредственно. Особенно много положительных эмоций вызвало задание, где нужно было изобразить бег. "А я бегу быстрее тебя!" – говорила Лена З. "А тебя догоню!" – восклицал Рома К. Все откликнулись изобразить вой ветра во время дождя. Капли дождевые изображали по очереди, стараясь чтобы ритмический рисунок не походил на предыдущий. Более оригинально изобразили дождь Юля К., Ира Г., Лиза Н.

    При проведении занятия 3, "Бубенчики", требовалось зрительное и слуховое внимание. Облегчало выполнение задания изображение бубенчиков. "Ой, а бубенчики улыбаются!" – воскликнула Ира Г. На вопрос: "Кто хочет подружиться с бубенчиками?" дети дружно ответили: "Мы!" Все это создавало положительный эмоциональный настрой. С большим удовольствием все дети разучили песенку бубенчиков, хотя непростой задачей оказалось помогать себе движениями руки, изображая мелодическую линию. Но большую помощь и поддержку заключал показ экспериментатора, который выступил в роли дирижера. При ответе на музыкальную загадку "Какой бубенчик поет на этот раз?" лучше других справились Катя Б., Ира Г., Юля К., Наташа Г. Лиза Н. и Андрей Г. смогли справиться с заданием после нескольких проигрываний и призыва экспериментатора внимательно послушать. Много радости и положительных эмоций принесла встреча с уже полюбившимися сказочными героями (птичкой, мишкой, зайчиком) в музыкальной игре "К нам гости пришли". Все без исключения дети пытались изобразить ритмическим рисунком пляску мишки, птички, зайчика. Экспериментатор уточнял наводящими вопросами, чем отличается пляска мишки от пляски птички. "Птичка маленькая, легкая, значит танец ее быстрый", - отвечала Саша М. "А медведь большой, тяжелый, значит танец его медленный", - продолжала Уля Е. "А зайчик бежит быстро, но с остановками. Можно я простучу. Вот так", - Андрей отстукивал свой вариант ответа. Все дети попробовали отстучать тот или иной ритмический рисунок, пытаясь изобразить что-то похожее на другие варианты.

    При выполнении задания 4, "Кузнечик", не все дети смогли сразу чисто интонировать ступени звукоряда. Помогал призыв экспериментатора внимательно послушать и спеть чисто, иначе кузнечик не прыгнет на цветок, а упадет на землю. "Я буду стараться петь чисто, я не хочу, чтобы кузнечик разбился", –откликнулась Лена Б. "И я тоже! И я!" – дружно поддержали ее дети. Всем захотелось побывать в роли ведущего, даже ранее скованные дети – Ульяна Е. и Лиза Н. – с большим удовольствием и старанием выполняли роль ведущего игры. Так как задание повторялось в той или иной форме несколько раз, то у детей закрепился данный навык.

    При проведении музыкальной игры "Зайцы", дети с интересом и вниманием слушали рассказ экспериментатора о жанрах колыбельной и плясовой. "А мне мама поет колыбельную на ночь", – заметила Катя Б. "А я уже слышала похожую музыку, она веселая, задорная, шуточная", – отметила Лена З. Единодушно соотнесли с изображением на картинке музыку, исполняемую экспериментатором. "Можно мне попробовать поотгадывать, что звучит колыбельная или плясовая?" – спросила Юля К. Благодаря яркости и контрастности подобранных плясовых и колыбельных, дети справились с заданием. Небольшие затруднения возникли у Ильи Д., Ромы К. Но после повторного прослушивания и они успешно справились с заданием.

    В занятии 5 во время проведения игры "Лесенка-чудесенка", дети с интересом рассмотрели изображение лесенки-чудесенки и выслушали задание. "Я уже умею показывать рукой мелодию", – заметила Юля К. "Послушайте, я правильно пою?" – спросила Катя Б. Дети уже понимают, что важно не только правильно показать движение мелодии вверх или вниз, но и чисто интонировать каждую ступень лада. С большим желанием и интересом дети выходили отгадывать музыкальную загадку, т.к. задание им было понятно и знакомо. Так как остальные дети одобряли хлопками правильные ответы, то каждому хотелось выполнить задание только правильно. В случае неправильного ответа ребенку давалась еще одна попытка. Наиболее активно и правильно отвечали Юля К., Саша М., Ира Г., Лена З. Большой интерес у детей и положительные эмоции вызвала игра "Научи матрешек танцевать" и сами матрешки. "Какие они красивые! Какие они нарядные!" – воскликнула Катя Б. "У них очень красивые глаза и румяные щечки!" – отметила Саша М. "А моя матрешка самая красивая, она мне улыбается!" – заметил Андрей Г. Все это дало положительный настрой на выполнение задания, с которым дети неплохо справились. При усложнении ритмического рисунка, встретились некоторые затруднения у Ильи Д. и Лизы Н. После повторного показа они справились с заданием. Охотно выступили в роли ведущего Ира Г., Катя Б., Уля Е., Лена Б. Экспериментатором было дано пожелание не повторять чужой ритмический рисунок. Каждый ребенок получил одобрение после выполнения задания.

    В задании 6 "Тень-тень", дети с удовольствием и желанием разучили шуточную песенку "Тень-тень". Веселым смехом реагировали на слова песенки. активно откликнулись на призыв пропеть по ролям. "Можно мальчики будут петь за медведя?" – спросил Рома К. "А можно мы с Катей будем лисичками?" – спрашивала Лена З. "А я буду зайкой!" – сказал Андрей Г. Каждая группа старалась без ошибок прохлопать свой ритмический рисунок, хотя все справились с заданием неплохо, но лучше всех прохлопали лисички. Большой интерес вызвало задание, где голосок должен спрятаться, а ладошки хлопать ритмический рисунок. Так как дети уже прохлопали задание с голосом, без поддержки голосом оно также не вызвало особого труда. Успешнее других справились Юля К., Лена Б., Илья Д., Наташа Г. Выложить ритм песенки короткими и длинными палочками вызвались Андрей Г., Уля Е., Лиза., Катя Б. Таким образом, все дети приняли активное участие в игре и неплохо справились с заданием.

    В задании 7 "Кошка Мурка и музыкальные игрушки", детям интересен сюрпризный момент возникновения нового музыкального инструмента, что приковывает внимание ребенка. Интересен и сам инструмент. У каждого ребенка возникает желание самому поиграть на новом инструменте, что и предполагает игра. Знакомство ведется в нетрадиционной форме игры-загадки, что завораживает детей, удерживает внимание ребенка, дает ему возможность получить яркие впечатления. Большой интерес вызывает исполнение уже знакомых мелодий на инструменте. Дети сравнивают звучание инструментов: "Металлофон звучит как волшебная капель", – говорит Катя, "А мне кажется, что это серебряное копытце стучит, а из под него вылетают разноцветные камушки," –отвечает Лена З. Дети учатся связывать звучание инструмента с конкретным образом.

    Задание 8 "Определи инструмент", дает возможность детям вспомнить и закрепить названия музыкальных инструментов. Каждый из детей может выступить и в роли ведущего, и в роли отгадывающего ритмическую загадку. Не остаются в стороне и остальные играющие, они внимательно слушают и хлопками оценивают ответы. Это призывает быть детей собранными, внимательными, активными. Особенно отличились сложностью ритмического рисунка задания Катя Б., Наташа Г., Ира Г. Не смог вспомнить название ксилофона Рома К., но ему быстро помогли Андрей Г. И Юля К. После выполнения задания "Слушай хлопки!", на стульях, дети с удовольствием откликнулись на призыв встать в круг и под звуки музыки идти по кругу. Ведущий показал какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) после 3-хх хлопков, но заметил, что дети могут придумать свою позу "лягушки" и "аиста". В ходе игры оригинальностью и фантазией в изображении отличились Рома К., Уля Е., Катя Б., Наташа Г. Их позы не были похожи на позы, показанные ведущим. Все дети старались придумать свои элементы поз. Некоторые позы вызывали дружный смех, веселое настроение.

    В задании 9 игра "Узнай, чей голосок?", прошла в свободной непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос, придумывали сложные интонации. Игровой момент догнать загадавшего загадку вносил небольшую разрядку для слухового внимания. Дети не чувствовали сложности игры и выполняли задание с желанием и интересом. Все приняли активное участие, в стороне не остался никто. В игре "Чья очередь?" дети разделились на подгруппы "лошадок", "мишек", "зайчиков" и "птичек". Каждая подгруппа прослушала и запомнила свою музыку. Сложность заключалась в том, что дети должны были не только узнать свою мелодию и начать движение, им было необходимо создать движениями свой образ. Экспериментатор помогал детям справиться с заданием, показывая свой вариант движения. Но заранее было оговорено, что дети не должны копировать движения экспериментатора, а придумать свои. В результате интересными оказались вариант "мишки" у Андрея Г., Ильи Д. "птички" у Лизы Н., и Наташи Г., "зайчика" у Лены Б.

    В занятии 10 детям было предложено прослушать музыкальную сказку о Пете-пастушке и выбрать одну из прозвучавших там песен, которая больше понравилась и почему. А дома нарисовать по этой сказке рисунок. Такой настрой побудил детей на более активное внимание и восприятие происходивших событий сказки. Более внимательно дети слушали песенки и отмечали понравившиеся им. "Мне понравилась песенка про коровушку, потому что она добрая и приносит людям молочко", – объяснила свой выбор Уля Е. "А мне понравилась песня о петушке, потому что у моей бабушки в деревне есть такой петушок, он очень храбрый и красивый", – возразил Илья Д. "А мне понравилась песня про дуду, она веселая и задорная, под нее можно танцевать", – отвечала Юля К. А после пения этих песен с руководителем, не осталось равнодушных детей. Тут же дети поделились тем, что они нарисуют дома на сюжет этой сказки.

    В занятии 11 детям было предложено:

    1) На заданный экспериментатором текст досочинить песню, которая поется не до конца, закончить ее. Дети к заданию отнеслись настороженно, но после показа своего варианта экспериментатором, вели себя более свободно, пытаясь получить свой результат.

    2) Второй вариант предполагал сочинение полностью всей песенки на заданный текст. Дети высказывались о характере заданного текста. "Песенка очень грустная, осенняя, я хочу ее спеть медленно и грустно, а еще я могу изобразить капельки сначала большие, а потом частые и маленькие" – говорила Лена З. "А мне хочется сочинить про весну. Моя песенка будет радостная, веселая, как солнышко." – замечала Катя Б. После чего дети показывали варианты своих песенных сочинений, высказывали свое одобрение в том случае, если им понравилась песенка, сочиненная товарищем. "Мне понравилась песенка Юли и Андрея" – одобрительно сказала Лена Б. В игре "Отгадай, кто мы?" дети выбрали ведущего, экспериментатор объяснил ему правила игры, затем удалился. Дети с большим интересом и желанием выслушали и посмотрели показ экспериментатора о возможных повадках, движениях животных, которые должны изобразить произвольными движениями дети. Несколько вариантов были показаны экспериментатором, но также им было замечено, что дети должны придумать свои варианты движения. Дети с готовностью ответили: "Мне кажется, что зайчик прыгает вот так." – заметил Илья Д., "А мой зайчик спрятался, у него замерзли лапки" – ответил Андрей Г. "А мой зайчик смелый, он никого не боится, он будет радостно скакать по лесу и собирать ягоды" – заметила Лена Б. В движениях детей видна была свобода и фантазия. Задание нравилось и ведущим детям, и исполняющим его.

    При проведении занятия 12 "Радуга появилась", детям предложено как можно по-разному произнести фразу "Радуга появилась", "Солнышко встало", "У меня зазвонил телефон". С помощью экспериментатора детьми было найдено множество вариантов произношения – с восторгом, с удивлением, с горестью, сердясь и так далее. Даже замкнутые, не совсем активные дети не остались равнодушны к заданию, так как работали группой и смотря на других детей, увлекались заданием, исполняли свои варианты. Когда все варианты были исчерпаны, дети попытались пропеть эти фразы разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, легко, выделяя акцентом разные слова. Все дети были активны, но особенно удачными были исполнения Кати Б., Саши М., Лены Б, Андрея Г. При проведении игры, "Плясовая", дети занимались знакомым уже занятием сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения отмечались разнообразием ритмического рисунка и своеобразием мелодической линии. "Я теперь умею сочинять песенки на любые стихи и даже дома пробую сочинять" – высказалась Лена Б. Все дети справились с заданием, равнодушных и не справившихся нет.

    Перед выполнением игры, "Попробуй угадай", с детьми обсуждался характер и образ загадываемого персонажа, картины природы и так далее. Движения во время игры отмечались свободой исполнения, разнообразием: от простых хлопков до танцевальных движений, оригинальных поз и композиций. Почти каждый из детей побывал в роли ведущего. задание выполнялось в приподнятом, радостном настроении.

    При проведении занятия 13, "Заинька-серенький", сюжет игры был прост и понятен детям. Всем хотелось загадать свою ритмическую загадку, быть в роли веселого зайки. "Можно я! Можно я!" – наперебой кричали дети. Отстукиваемые ритмические рисунки отличались сложностью и оригинальностью, т.к. детям хотелось "запутать" товарищей, загадать необычный ритмический рисунок, концентрировал интерес к выполняемому заданию, желание оценить правильность выполняемого задания. В ходе выполнения игры, "Сказочное заклинание", каждый из детей должен был выбрать для себя сказочного персонажа. "Я буду сказочной феей в красивом голубом платье." – говорила Лиза Н. "А я буду смелым солдатом." – отвечал Идья Д. "А я буду злым волшебником и заколдую вас" – смеялся Рома К. Каждый из детей старался быть оригинальным, не похожим на других, произнести слова именно своей интонацией, своим голосом, то мягким и ласковым, то сердитым и страшным, то строгим и смелым. Каждый из детей старался создать именно свой образ.

    При проведении занятия 14, в ходе сочинения песни-попевки на текст, каждый из детей пытался объяснить образ и характер своей сочиненной песенки. Дети справились весьма неплохо. "Моя песенка весенняя, поэтому я хочу спеть ее весело и радостно, высоким голоском, как поет птичка." – отвечала Саша М. " А моя песенка осенняя, поэтому петь ее буду медленно, грустно, чтобы всем было понятно, что денек пасмурный и идет дождь." – говорила Уля Е. "А я буду петь колыбельную ласково, как мне поет мама, тихим и спокойным голосом." – отвечала Лена З. Дети пытались не просто сочинить песню, а передать ее образ и характер выразительными средствами ритма, динамики и мелодической линии. Особенно хорошо это удалось Лене З., Уле Е., Ире Г. Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:

    1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.

    3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

    Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников. Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.

    2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

    Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора был проведен контрольный эксперимент, который проводился в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска.

    Задачи контрольного эксперимента:

    1. выявить динамику развития музыкальных способностей детей дошкольников;

    2. определить эффективность разработанной педагогической технологии музыкального развития детей дошкольников средствами музыкального фольклора. Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Но предполагалось, что дошкольники могут проявить свои музыкальные способности на другом эмоционально слуховом фоне. Данные результатов контрольного эксперимента изображены в таблице.

    Таблица 6

    Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников






    Музыкальный

    слух

    Чувство ритма

    Муз. память

    Муз. движ.

    Творч. навыки




    темб- ровый

    мелодический

    звуко-высот.

    3адание 1

    3адание 2










    1.Грищенко Андр.

    С

    В

    С

    В

    В

    В

    В

    В

    2. Белоусова Лена

    С

    В

    С

    С

    В

    С

    С

    С

    3. Гашева Ирина

    В

    В

    В

    В

    В

    С

    С

    С

    4. Качалкова Юля

    В

    В

    В

    В

    В

    В

    В

    В

    5. Батанина Катя

    В

    В

    В

    С

    В

    В

    В

    В

    6. Медведева Саша

    В

    С

    В

    В

    С

    В

    В

    С

    7. Никулина Лиза

    С

    С

    С

    Н

    С

    В

    В

    С

    8.Зеленина Лена

    В

    В

    В

    В




    В

    В

    В

    9. Емельянова Уля

    С

    С

    С

    С

    В

    С

    В

    С

    10.Девятков Илья

    С

    Н

    С

    С

    С

    С

    С

    С

    11.Горюнова Нат.

    В

    С

    В

    В

    В

    С

    В

    С

    12.Казаков Рома

    С

    С

    С

    В

    В

    В

    С

    С














    Сравнительный уровень развития музыкальных способностей детей дошкольников "до" и "после" формирующего эксперимента

    Проценты

    Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

    1. Мелодический слух. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

    2. Тембровый слух. Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику.

    3. Звуковысотный слух. Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.

    4. Чувство ритма. У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.

    5. Музыкальная память. Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

    6. Творческие навыки. Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.

    7. Музыкальное движение. При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом.

    Заключение

    Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:

    1. Конкретизировано понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего.

    2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.

    3. Разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа.

    I этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

    II этап: репродуктивно – творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

    4. На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития дошкольников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в дошкольных учреждениях, музыкальных и образовательных школах, гимназиях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития дошкольников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27


    написать администратору сайта