Программа разработана в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету Православная культура
Скачать 150.5 Kb.
|
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ, предусматривается изучение культуры православия. Она включает его содержательные компоненты с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая учащимся новую грань мира православной культуры. В содержании программы 6 года обучения представлена тема «Святая Русь» Х-ХVII вв.. Цель: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры. Основные задачи: освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства; развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности; изучение истории духовной культуры России, жития русских святых; знакомство с первыми христианами на Руси; формирование системы отношений и нравственного поведения учащихся на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей. В рамках требований рабочей программы учащиеся должны уметь: - называть и рассказывать; - определять и фиксировать; - описывать, составлять; - объяснять. Формы контроля ЗУН (ов): тестирование; проверочная работа; беседа; контрольная работа; составление кроссвордов. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. Обучение проводится по экспериментальному учебному пособию «Православная культура» Шевченко Л.Л. 6 (7) годы обучения, разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ. Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны: - называть и показывать; - определять и измерять, фиксировать; - описывать, составлять; - объяснять; - прогнозировать (простейшие действия). Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.). Учебно-методический комплект 1. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 2. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 6 год обучения. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 3. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 6-7 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие. 1 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 4. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с. Календарно-тематическое планирование
Итого: 35 часов. Содержание программы учебного предмета православная культура Раздел 1.Первые христиане на Руси 1. Крещение Руси. Первые христиане на Руси Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали»? Поэты размышляют о том, что предки завещали сохранять как святыню. Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки. Добродушие, гостеприимство, доверчивость, мужество - черты характера славян. Верования славян. Первые князья Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу; житие святого мученика I века Евстафия Плакиды. Первый русский митрополит Михаил. Его труды христианской проповеди на русских землях. Как русские люди учились правилам христианской благочестивой жизни. Первые школы на Руси. Святые проповедники христианства на русских землях: святые Кукша и его ученик Пимен - просветители вятичей. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви. 2. Литературные памятники Древней Руси Митрополит Иларион и его сочинение «Слово о законе и благодати». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира – храмы, названные в его честь. 3. Контрольное тестирование по теме «Крещение Руси» Раздел 2. Первые святые Руси - князья Борис и Глеб 4. Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших на Руси жития были любимым чтением христиан? Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. Мученики -страстотерпцы. Сопоставление подвига святых Бориса и Глеба с прославлением святых Вифлеемских младенцев. Пример кротости и послушания, показанный Христом (евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Изучение церковнославянского языка: чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28). 5. Подвиг святых в житиях, иконописи, поэзии. Архитектурные памятники в честь святых Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь. Раздел 3. Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры 6. Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский. Его детские годы. Отличие от других детей. Христианские добродетели послушания и смирения в жизни преподобного Феодосия. Почему мать послушалась своего сына? Житие преподобного Феодосия, составленное его матерью. 7. Храмы, святыни и святые Киево-Печерской лавры История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Кто в них почивает? Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша. Раздел 4. Русские святые времен татарского нашествия 8. Христиане-мученики времен татарского нашествия. Святой благоверный князь Александр Невский Беда приходит на Русь. Междоусобная вражда русских князей. Набеги кочевых племен. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя? 9. Почитание памяти святых в объектах православной культуры Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божьего в событиях жизни, истории. Раздел 5.Святители Московские митрополиты Петр и Алексий 10. Митрополит Петр. Значение его служения в возвышении Москвы Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Детские годы святителя Петра. Какие книги любил читать отрок. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Обычай крестного целования на Руси. Русские князья присягают на верное служение у раки митрополита Петра. 11. Слава митрополита Алексия как молитвенника и чудотворца Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Характер, христианские добродетели будущего святителя. Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду. Чудесное исцеление. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы. История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Духовная поэзия - о святителях московских. Икона Божией Матери «Петровская». История ее написания митрополитом Петром. 12. Контрольная работа по теме «Святители Московские» Раздел 6. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской 13. Годы татарского ига на Руси. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский Татарское иго на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Построение церкви во имя Троицы на Маковце. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Восстановление преемственности монашеской жизни. Смиренный чудотворец. Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей. 14. Святой благоверный князь Димитрий Донской Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская». 15. Защитник Отечества в наше время Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы? 16. Проведение Рождественского праздника Постановка спектакля «Рождественская история» Раздел 7. Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Германн 17. Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России Святые и звятыни соловецкого острова Анзер: преподобный Елеазар, его воспитанник Никита Минов (будущий Патриарх Никон), преподобный Иов; Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты. 18. Земля Соловецкая - живой источник духовной силы России. Преемственность служения святых и события русской истории Преемственность служения святых и события русской истории: ученик преподобного Сергия преподобный Кирилл - основатель Кирилло-Белозерского монастыря; его инок Савватий - основатель Соловецкого монастыря; монах соловецкого монастыря, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Елеазар - воспитатель будущего Патриарха Никона; игумен Соловецкого монастыря - будущий митрополит Московский Филипп; в заточении в Соловецком монастыре доживал последние годы жизни священник Сильвестр – духовник царя Иоанна Грозного, автор знаменитой книги о воспитании «Домострой»; под стенами Преображенского собора Соловецкого монастыря погребен знаменитый защитник Троице-Сер-гиевой лавры в Смутное время келарь Авраамий Палицын; в основанном святым Иовом анзерском Голгофо-Распятском скиту в 20 веке просияли Новомученики и Исповедники Российские, среди которых священномученики Петр (Зверев), Иларион (Троицкий). Песнопения и изречения из Священного Писания на церковнославянском языке, в которых прославляются святые, раскрывается смысл их почитания («Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, земля есть святая» - Библия, Исход 3,5; «Воссияла весна духовная в стране лютого мороза...» - из акафиста соловецким святым Зосиме, Савватию и Герману»). 19. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Германн Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий. Почему Савватий стремился к уединенной жизни. Скромность инока Савватия. Чудо изгнания с острова семьи рыбака. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Чудесное видение ему церкви. Построение храма во имя Преображения Господня. Христианские добродетели, которыми прославились святые Зосима, Савватий и Герман. Иконография жития святых Зосимы и Савватия. Икона Божией Матери «Боголюбс-кая» с житием преподобных Зосимы и Савватия. Раздел 8. Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. 20. Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Молитвенная помощь и материальная помощь людям. Просвещение людей Божественным знанием о пути спасения. Просветитель. Христианские добродетели, которые преподобный Иосиф Волоцкий выделяет как необходимые в жизни человека. Дороже золота - заповеди Господни. Христос учит Марфу и Марию о самом важном в жизни христиан. 21. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души 22. Контрольная работа по теме «Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии» Раздел 9. Свирский чудотворец. 23. Жизненный путь преподобного Александра Свирского Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Подвиг преподобных - в служении Богу молитвой и постом. Почему дело молитвы называют подвигом? В чем он заключается? Детские годы святого Александра. Приветливость, кротость и послушание - христианские добродетели и качества души отрока. Его решимость следовать подвигом Христовым. В чем он состоит? Отречение своей воли ради выполнения воли Божией, выраженной заповедями. Высокие духовные дарования святого. Явление Святой Троицы преподобному Александру (в Священной истории и истории Церкви упомянуты только два случая явления Троицы: в Ветхозаветное время - праотцу Аврааму и в Новозаветное - преподобному Александру Свирскому). Добродетели, которыми прославился святой.Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля. 24.Святые обители, связанные с именем преподобного Александра Свирского Святые обители, связанные с именем преподобного: Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества. Раздел 10. Русские святые, Христа ради юродивые. 25. О счастье жизни христиан. Добродетели, которыми украшен человек счастливый О счастье жизни христиан. Законы, определенные Богом для жизни людей. Понимание христианами счастья как выполнение заповедей Божиих. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему христиане старались выполнять заповеди? Выполнение заповедей - путь к спасению. 26. Юродство - один из путей к спасению. Жизнь в Боге святого блаженного Василия Василий Блаженный. Юродство - один из путей к спасению. Кто такой Христа ради юродивый: глупый, безумный или мудрый? Кого христиане называли мудрым? Почему юродивые представлялись безумными? Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Жизнь в Боге святого блаженного Василия. Детские годы святого. Сокровища земные и сокровища небесные - какие из них выбрал Василий? Евангелие о святости учеников Христа. («Вы - свет мира»). Сияние святой души - как можно увидеть такой свет? О каком собранном святым богатстве поется в песнопении, ему посвященном? Богатство духовное - богатство материальное. Богатство, которое приносил в дар Богу святой Василий. Заповеди блаженства, которые выполнил в своей жизни святой Василий. Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери». История московского храма Василия Блаженного и иконы «Церковь воинствующая». 27. Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская Жития святых Христа ради юродивых: Николая Саллоса, святой блаженной Ксении Петербургской Раздел 11. Святые во времена Московского государства. 28. Святой Филипп, митрополит Московский Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть. Детские годы митрополита Филиппа (Феодора Колычева). Благочестие боярской семьи. Характер отрока. Любимые занятия. Евангелие о богатом юноше, которое отрок воплотил в своей жизни. На службе при дворе царя. Монашеский постриг и игуменское служение в Соловецком монастыре. Как игумен благоукрашал святую обитель. Церковные соборы. Опричнина. Филипп - митрополит Московский. Митрополит Филипп обличает царя Иоанна Грозного. Опала. Мученическая смерть. 29. Песнопение о духовном мужестве, смелости святителя, о небесных венцах, его украсивших. Вера как источник духовного мужества христианина Что такое небесные венцы? Можно ли их увидеть?Святыни Соловецкого монастыря. Что в нем сохранилось со времен игуменства святого Филиппа? Иконы, посвященные святителю. Раздел 12. Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. 30. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Симфония (единодушие, согласие) государственной и церковной власти в царствование Патриарха Филарета (Романова). Обычай крестного хода, возглавляемого царем и Патриархом, из Кремля в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). 31. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. Русская поэзия рассказывает о подвиге Патриарха Ермогена. Слова церковного песнопения, прославляющего святого Патриарха Ермогена. Раздел 13.Исправление церковных книг. Патриарх Никон. 32. Деятельность Патриарха Никона. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы Русские люди размышляют над выбором ценностей жизни. Евангелие о неразумности собирания земных сокровищ (притча о неразумном богаче). Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Детские годы Никиты. Воспитанник Анзерского старца Елеазара. Строгость монашеской жизни по уставу Соловецкой обители. Строгие требования Патриарха Никона к благочестию людей. Отношения Церкви и государства в представлении Патриарха Никона. Евангелие о Божественной и царской власти. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом. 33.Образ Небесного Иерусалима в русской культуре. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях. Храмы в честь Воскресения Христова. Представление о Русской земле как образе Обетованной земли Царства Небесного, Иерусалима Нового (Откр. 21, 1—2), развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест — самая поразительная и захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси Х-XVII веков. Все русские города в процессе своего развития стремятся к кругу. А круг — символ вечности, в частности, вечного Царства Небесного. В тех городах, где главным является собор в честь Спасителя или Божией Матери, градостроительная композиция определяется фигурой креста. А там, где соборным храмом города является храм в честь Святой Троицы, определяющей фигурой оказывается треугольник. 34-35. Экскурсионный урок по теме: «Путешествие по святым местам Староосколькой земли» Перечень учебно-методических средств обучения Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-176 с. – 10 000 экз. - ISBN 978-5-98475-027-1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-128 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-80 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-009-0. Я иду на урок в начальную школу[Текст] : Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.:Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с. - 15000 экз. - ISBN 5-8246-0058-9. Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А.Вербкин. - Старый Оскол, 2008. - 88 с.: илл. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007. http://www.eroshka.ru http://www.skaz.ru http://www.radostmoya.ru Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира. |