Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Средневековый период

  • 3. Новый период начинается

  • история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


    Скачать 162.93 Kb.
    Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
    Анкористория
    Дата25.08.2022
    Размер162.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
    ТипДокументы
    #652860
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1.Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация

    Древний период нераздельной Церкви простирается до середины XI в. (1054).

    Первая глава истории христианской Церкви должна быть об Иисусе Христе, т.е. её Основателе. С этой точкой зрения согласны не все историки церкви. Они относят этот период к библейской истории, основанной на изучении Библии, которая для верующих является боговдохновенной книгой, а не источником по истории Церкви. Тем более, что христианская Церковь, как институт, возникла только во II-ом веке.

    2. Средневековый период - от середины XI в. до падения на Востоке Константинополя в 1453 г., а на Западе- до выступления Лютера (1516 г.).

    Одни видят грань в конце VI в. — смерти папы Григория (в 604 г), другие — в конце VII в., — после VI вселенского собора. Многие считают, что концом древнего периода должен быть признан XI век, т.е. время (1054 г). разделения Церквей. Этот длинный период делится на две части: до и после Константина Великого. Затем середина в. — это окончание, заключение греческого классического периода в истории Церкви и переход к византийскому — событие великой важности не только в церковной, но и в государственной жизни, б) затемVIII в.-время окончания вселенских соборов. С этого времени отношения между восточною и западною Церковью резко меняются. Константинопольский патриарх, почувствовав силу, начал бороться с папами за признание его «византийским папою «на Востоке, чтобы папы больше не вмешивались в дела восточной Церкви. Папы с этим согласиться не могли. Тогда Константинольский патриарх предпочел разрыв с папами. Кризис затянулся до половины XI века, т.е. до 1054 г.

    3. Новый период начинается — на Востоке с 1453 г., а на Западе с 1517 г. и продолжается до наших дней.

    Периодизация Русской Православной Церкви

    Традиционное деление истории РПЦ:

    1.Киевский, или домонгольский период (988-1237)

    2. Московский период до разделения Русской митрополии (1237-1469)

    3. Московский период до учреждения патриаршества (1469-1587)

    4.История русской юго-западной Церкви от года разделения 1469 до Брестской унии 1596 (1469-1596).

    5. Патриарший период (1589-1700) и параллельно Киевская митрополия за то же время.

    6.Синодальный период (1700-1917)7. Послереволюционный период (1917-1941)

    7. Военный и послевоенный периоды (1941 - 1991)

    8.Постсоветская эпоха (1991 - )

    Некоторые уточнения в хронологию вносит А.В.Карташев:1.Киевский, или домонголький период (нач. в 988)2.Киево-Владимиро-Московский период (1037-1469)далее - так же.

    По датам:988 (989) – Крещение Руси кн. Владимиром Святым;1237 – Начало монгольского завоевания Руси;1469 – разделение единой русской митрополии на Московскую и Южную;1588 – учреждение Патриаршества (первый патриарх Иов);1700 – Петр Iупразднил Патриаршество (последний патриарх Адриан) и учредил Святейший Синод;1917 – Революция в Российской Империи. Тотальная смена отношения к религии и Церкви;1941 – Начало ВОВ, Церковь снова приобретает вес, начинается некоторое сотрудничество с правительством;1991 – Распад СССР. Церковь становится все сильнее и авторитетнее. Первый патриарх в новой России Алексий II

    2. Политика Временного правительства по отношению к Русской Церкви

    2 марта 1917 г. имп. Николай и отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной Думой. Уже 6 марта Синод признал Временное правительство и отказался от предложения Раева выступить с воззванием к народу поддержать монархию. Синод постановил прекратить молитвы за Романовых и установить еженедельные моления о бог хранимой державе Российской и петь многая лета Временному правительству. 9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». По настоянию обер-прокурора В.Н. Львова, назначенного Временным правительством, в первые дни после Февральской революции были уволены Петроградский митрополит Питирим, Московский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Провозгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось, но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер. Между тем, огульно обвиняя епископат в реакционности и опираясь на поддержку либеральных общественных кругов, а также обновленчески настроенной группы петроградского духовенства, обер-прокурор уже в апреле 1917 г. начал настоящую войну с иерархией. Без согласия Синода он распорядился передать «Церковный вестник» из ведения Синода Петербургской Духовной Академии, а редактором журнала назначил известного своим либерализмом проф. Б. Титлинова. И «Вестник» стал рупором обновленческого движения, в нем печатались статьи с клеветой на прошлое Церкви, с грубыми нападками на ее иерархический строй, с развязными обвинениями архиереев в монархизме. В ответ на протест членов Синода против беззаконной акции Львов распустил Синод, уволив митр-та Владимира и архиепископов Новгородского Арсения (Стадницкого), Литовского Тихона (Белавина) и Гродненского Михаила (Ермакова). В Синод были введены экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиеп. Ярославский Агафангел (Преображенский), еп. Уфимский Андрей (Ухтомский), а также пресвитеры и миряне. Из прежнего состава в Синоде остался архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), который и возглавил его. Новые члены отказались от конфронтации и взяли курс на смягчение отношений с обер-прокурором и Временным правительством. Синодом были опубликованы обращения либерального характера. 29 апр. вышло Послание к российской пастве с призывом провести «выборное начало на всех уровнях церковного управления», в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке. Обновленческие настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших – псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже упразднить монашество. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались забаллотированными. Под предлогом самых вздорных обвинений в Тверской епархии голосами псаломщиков был уволен с кафедры архиепископ Серафим (Чичагов). Им недовольны были за строгие требования, которые он предъявлял к кандидатам священства. Но среди иерархов, избранных в это беспокойное время, были и архиереи выдающихся церковно-административных способностей, преданные Церкви, любимые в православном народе. На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран архиепископ Вениамин (Казанский), на Московскую – архиепископ Тихон (Белавин). Архиепископов Вениамина, Тихона и экзарха Грузии Платона возвели в сан митрополита. Временное прав-во видело в духовенстве оплот монархистов. Контроль над Церковью не только не ослабили, но и ужесточили. Было отменено обязательное преподавание Закона Божия в школе, а церковно-приходские школы передавались министерству народного просвещения. Но против политики правит-ва и деятельности Львова в школьном вопросе (передача церковных школ Мин-ву народного просвещения) восстал Московский Всероссийской съезд духовенства и мирян. Отношения несколько смягчились после назначения обер-прокурором Синода известного церковного историка А.В. Карташова. По его инициативе должность обер-прокурора была ликвидирована и образовано Министерство исповеданий (28 авг.). В то же время Врем. прав-во не препятствовало созыву поместного собора и избранию патриарха. Деятельность Министерства исповеданий не предусматривала вмешательства во внутри церковные дела. Из-за того, что Временное правительство стремительно теряла власть в этот момент, новое министерство серьезно себя не проявило. Однако при Карташове идея отделения Церкви от государства модифицировалась, речь шла уже о сотрудничестве Церкви и государства в рамках «вне конфессионального государства», причем в законе о Министерстве исповеданий подчеркивалось, что министр и его товарищи назначаются из лиц православного исповедания.

    3. Поместный Собор 1917–1918 гг. Восстановление патриаршества. Обзор других важнейших постановлений Собора.

    Помест. Собор (ПС) совпал с революционным процессом в России, с установлен нового гос-венного строя. На ПС призваны были Свящ. Синод (СС) и Предсоборный Совет в полном составе, все Епарх. Архиер-и, а также по два клирика и по три мирянина от епархий, наместники четырех лавр и настоятели Соловец и Валаам мон-рей, Саровской и Оптикой пустыни, представители от монаш-их, единоверцев, от дух академий, Академии Наук, университетов, Гос. Совета и Госдумы (564 члена Собора). В деяниях ПС участв. представители единоверных ПЦ: еп. Никодим (от Румынской) и архим. Михаил (от Сербской). Широкое представ-во на ПС пресвитеров и мирян было связано с стремл-м к возрождению соборности. Но Устав ПС предусматривал особую ответственность епископата за судьбу Ц-ви. Вопросы догмат. и канонич. хар-ра после их рассмотрения полнотой собора подлежали утвержден на совещании епископов. ПС открылся в Успенском соборе Кремля в день его храмового праздника – 15 (28) августа. Литургию совершил митр. Владимир Киев-й с митр. Вениамином Петроградс. и Платоном Тифлисским. 1-е заседание ПС. сост-сь 16 авг. в хр. Христа Спас-я после литургии, соверш-ся митр. Моск. Тихоном. Почетным председ-м ПС утверд. митр. Киев. Владимира. Председ-м был избран митр. Тихон. Составлен был Соб. Совет, в котор. вошли пред-тель и его заместители, архиеп. Новгор. Арсений (Стадницкий) и Харьк. Антоний (Храповицкий), Председатель Гос.совета М.В.Родзянко, которого в февр. 1918 г. сменил А.Д.Самарин. и т.д. ПС открылся в дни, когда Врем. прав-во агонизировало, теряя контроль не только над страной, но и над развалив-ся армией. Собор образовал 22 отдела, котор. готовили доклады и проекты определений. Важнейшими отделами были Уставный, Высш. Церк. Управл-я (ВЦУ), Епарх-го Управл-я, правового положен Церкви в гос-ве. Председ-ль отдела ВЦУ еп. Астрах-й Митрофан выступил на пленарном заседании (ПЗ) с докладом о Восстан. Патр-ва. Вопрос о Восстан. Патр-ва на пленарн. засед. обсуждался остро. Главн. аргументом сторонников сохран. синод. системы: 1) патриарш-во может сковать соборное начало в жизни Церкви (кн. А.Г. Чаадаев повторял тезисы Ф. Прокоповича о преимуществах «коллегии», протоиер. Н.В. Цветков - патриарх – посредник между верующ. народом и Христом). В выступлениях сторонников Патр-ва, кроме канонич. принципов приводилась и история Церкви, напомнили о гос-венной разрухе при Вр. Прав-ве, о печальном состоянии народн. религиозн. жизни. 28 окт. ПС определил: «В РПЦ высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит ПС, в опред. сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Утверждёны выборы Патр-ха, и Церк. Управл-е возглавляется Патр-х и явл-ся 1-мсреди равных епископов. Патр-х вместе с органами Церк. Упр-я подотчетен Собору». Собор избрал кандидатами на Патр-хи архиеп. Харьковского Антония, архиеп. Новгород Арсения и митр. Моск. Тихона. Избрание сост-сь 5 ноября в храме Христа Спас-ля. Патриарху собор предоставил права, соответствущ. канонич. нормам: нести попечение о РПЦ и представлять ее пред гос-венной властью, сноситься с автокефальн. Ц-вами, обращ-ся к пастве с учительн. посланиями, заботиться о замещен. кафедр. Патр-х явл. епархиальн. архиереем Патриаршей области (Моск. епархия + ставропигиальн. мон-ри). ПС образовал два органа коллегиальн. управл-я Церкви между соборами: Свящ. Синод и Высш. Церк. Совет (ВЦС). К компетенции Синода отнесены дела иерархич.-пастырского, вероучит., канонич. и литургич. характера, а ВЦС – дела церковно-общественного порядка: административно-хоз-венные и школьно-просветит-е. Особо важные вопросы – о защите прав Ц-ви, о подготовке к собору, об открытии новых епархий – подлежали совместному решению Синода и ВЦС. В состав Синод входили, помимо Патр-ха, 12 членов: 1) митр. Киевскийпо кафедре, 2) 6 архиереев на три года и 3) пять епископов, вызываемых по очереди на один год. Из 15 членов ВЦС, возглавляемого, как и Синод, Патриархом были: 1) три архиер-я, делегировались Синодом, 2) один монах, 3) пять клириков, 4) шесть мирян избирались Собором. ПС избрал в Синод: митр. Новгор. Арсения, Харьковского Антония, Владимир. Сергия, Тифлисского Платона, архиеп. Кишиневского Анастасия (Грибановского) и Волынск. Евлогия. Среди членов ВЦС были: архим. Виссарион, кн. Е.Н. Трубецкой, профес-р С.Н. Булгаков. О правовом положении Ц-ви в гос-ве: 1) РПЦ, как часть Единой Вселенской Церкви, занимает в гос-ве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положен, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как историч силе, созидавшей РГ. 2) РПЦ в учении веры и нравств, богослужении, внутренней церк дисциплине и сношен с другими автокефальн Церквами независима от государственной власти. 3) Постановления и указания, издаваемые для себя РПЦ, равно как и акты ЦУ и суда, признаются РГ имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются госуд. законы. 4) Законы РГ, касающиеся РПЦ, издаются не иначе, как по соглашению с властью Ц. 5). Глава РГ, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными. 6). Имущество, принадлежащее РПЦ, не подлежит конфискации и отобранию. Определения о Епарх. Управл-и. 1) Епарх-е Архиер-и , по преемству власти от святых апостолов, есть Предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян, 2) был установлен 35-летний возрастной ценз для кандидатов в архиереи, 3) Еп-пы избир «из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, 3) Архиер-й управляет епархией при содействии Епарх.совета, избираемое из клириков и мирян на трехлетний срок. Епарх. совет в свою очередь образуют свои постоянные исполнит. органы: епарх-ный совет и епарх-ный суд, 4) в ведение викарных епископов предполагалось выделить части епархии и установить для них местопребывание в городах, по которым они титуловались (в связи с увелич числа епархий).

    4. Первые антицерковные мероприятия советской власти (кон. 1917 – нач. 1918 г.) Декрет об отделении Церкви от государства и реакция на него Церкви.

    В России 1721-1917 годов действовала заимствованная у протестантов система государственной церкви, при которой Православная церковь в законодательстве именовалась господствующей. Создателем этой системы стал Петр I. Было упразднено Патриаршество и учрежден Святейший Правительствующий Синод – высшая законодательная, административная и судебная инстанция Российской Православной Церкви. Была введена должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, которому надлежало быть «оком государя и стряпчим по делам государственным». Церковь находилась в подчинении у государства.

    Крушение исторической русской власти вызвало радикальную смену отношений между Православной церковью и государством. Господство либеральной интелигенции, считавшей религию добровольным заблуждением масс, ознаменовалось первым шагом к дехристианизации русского народа. В числе первых дел Временное правительство озаботилось доведением в русском праве принципа свободы совести до логического конца, как оно этот принцип понимало.

    Постановление Временного правительства отменило существовавшие на тот момент в России вероисповедательные ограничения. Постановлением от 20 июня 1917 г. в стране вводилась полная свобода совести. Оно определяло, что вероисповедание малолетних детей, не достигших десятилетнего возраста, определялось их родителями с преимуществом веры отца при различии с верой матери. С 14-летнего возраста разрешшался переход из одной веры в другую. Этим же актом в России вводился светский порядок регистрации актов гражданского состояния.

    Прикрываясь лозунгом свободы совести, Временное правительство не озаботилось упразднением старого синодального порядка управления Церковью. Пытаясь командовать Русской православной церковью по-старому, либералы стали наносить ей один удар за другим. 27 марта Правительство признало автономию Грузинской православной церкви, поощрив внутри церковный сепаратизм. Жестокому преследованию подверглись иерархи Церкви, которые, по мнению Правительства, были связаны с Распутиным. Обвинения эти были голословными и ничем не подтверждались. В июне в стране была ликвидирована сеть церковно-приходских школ, в которых простой народ мог получать необходимые представления о вере. В агусте Временное правительство создает Министерство исповеданий, упразднив тем самым должность обер-прокурора Синода. Прежняя связь, соединяющая Церковь, народ и государство в одно целое, была утеряна.

    15 августа 1917 г. в Московском Кремле открылся Поместный собор. Члены Собора приступили к обсуждению внутри церковной и государственной жизни. 28 октября 1917 г. было принято решение о восстановлении Патриаршества. 5 ноября патриархом избирается святитель Тихон.

    По мнению исследователя А.В. Соколова, инициатором декрета стал настоятель Церкви Преображения Господня в Петрограде Михаил Галкин. Этот священник направил письмо в Совнарком с жалобой на «политику официальной церкви» и просьбой привлечь ее к активной работе. 11 декабря Совнарком создал специальную комиссию, в которую вошли: П.Стучка – нарком юстиции, А. Луначарский – нарком просвещения, П. Красиков – член коллегии наркома юстиции, М. Рейснер – юрист и священник М.Галкин. Результат работы комиссии – проект декрета – был опубликован 31 декабря 1917 г. в правоэсеровской газете «Дело народа».

    С января 1918 г. началось изъятие церковной собственности. 19 января 1918 г. была проведена попытка конфискации зданий и имущества Александро-Невской лавры, которая провалилась из-за сопротивления верующих. В связи с нападением на Александро-Невскую лавру Патриарх Тихон обратился с посланием, в котором анафемствовал гонителей Церкви. В ночь с 19 на 20 января в Петрограде прошло заседание Совнаркома, на котором нарком юстиции И. Штейнберг и заведующий отделом Наркомюста М. Рейснер представили проект декрета, который назывался « О свободе совести, церковных и религиозных обществах». На заседании, с учетом ленинских поправок и дополнений декрет был принят, а 21 января его полный текст опубликовали в газетах «Правда» и «Известия». Официально он назывался «Об отделении церкви от государства, а школы от церкви». Вступил в силу 23 января 1918 г. после опубликования в «Газете Рабочего и Крестьянского правительства».
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта