Главная страница
Навигация по странице:

  • 12.Освобождение св. Патриарха Тихона в 1923 г. Его причины, обстоятельства и последствия

  • история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


    Скачать 162.93 Kb.
    Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
    Анкористория
    Дата25.08.2022
    Размер162.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
    ТипДокументы
    #652860
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    8. Кампании по изъятию церковных ценностей. Цели большевистского руководства и достигнутые результаты

    Ц-вь - единственный после Гражданской войны общенац. институ, котор. был оппозиционен власти. Н.И. Бухарин заявлял, что церк. фронт явл. для Соввласти самым опасным, называл Ц-вь рассадником контрреволюции. Непосредств. устранить Ц-вь было невозможно, т.к. было необходимо международн. признание. Лениным был предложен план по изъятию церковных ценностей (ИЦЦ), который мог быть предлогом для расправыс иерархией и активными церковниками, и ареста Патриарха. Позднее Троцкий предложил организ. раскол. Летом 1921 г. засуха дотла выжгла посевы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе, а планы поставок зерна из этих областей не отменены. Начался голод (

    20 млн.). Патр-х обратился к пастве, к Вост. Патриархам, к папе и архиеп. Кентерберийскому с посланиями, в которых призывал провести сборы продовольствия и денегдля вымирающего Поволжья. Под Председат-м патр. Тихона был образован «Всероссийск. общ-венный комитет помощи голодающим» - «ВОКПГ» (Помгол). В храмах собир. средства для голодающих. Помгол распределял и помощь, поступавшую из-за рубежа. 27 авг. 1921 г. ВЦИК распустил ВОКПГ. Вместо него был образ «Центр-я Комиссия Помощи Голод-м» (ЦКПГ) при ВЦИКе. Эта Комиссия обратилась к Патриарху с призывом к пожертвованиям. 19 фев. 1922 г. патр. Тихон отреагировал воззванием к приходским советам о пожертв. драгоц-х церк. украшений, не имеющ. богослуж-го употреб-я. Совпечать начала обвинять церк. власти в глухоте к народн бедствию, а 23 фев. ВЦИК издал декрет об ИЦЦ на нужды голодающих. В монастырях, котор. к тому времени были уже основательно ограблены, были изъяты немалые ценности, так что из этой акции большевики получили только провокацию. Патр-х обратился с посланием к пастве, в котор. заявил о недопустимости ИЦЦ«употребление коих не для богослуж-х целей воспрещается канонами». Речь шла только о протесте. Послание разослано Епарх-м архиереям. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполн-е, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения. В связи с этим в разных городах возбуждены были уголовные дела. В марте, Ленин пишет свою знам-ю записку членам Политбюро, из котор. видно, что ИЦЦ преследовались прагматич. финансовые цели (никакая политика – нэп, успехи в Генуе без этих средств невозможны). В Политбюро шло обсуждение, не следует ли или вообще помиловать всех, или хотя бы частично, причем голоса разделились. Но большинство высказалось за расстрел. Однако позже сам Троцкий предложил Политбюро пересмотреть это решение, потому что к этому времени он организовал группу дух-ва для передачи ей власти над Церковью. Для того чтобы повысить авторитет этой группы, он предлагал как бы в ответ на их ходатайствошестерым из 11 приговоренных объявить о помиловании. На процессе в Москве суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников – Заозерский, Добролюбов, Соколов и др. и прихожан были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечен патр.Тихона и архиеп. Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых (как организ-ра беспорядков при ИЦЦ).

    9. Арест св. Патриарха Тихона и образование обновленческого ВЦУ в мае 1922 г. «Меморандум трех» и его последствия

    Когда в Москве судили группу дух лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при Изъятии Церк-х Ценностей (ИЦЦ), в кач-ве свидетеля на суд вызвали патр. Тихона. Постановления о привлечении к ответственности патриарха выносили и провинциальные трибуналы. Патр-ха стали вызывать на допросы; потом 9.05.1922 он был подвергнут домашн. аресту на Троицком подворье. Венцом борьбы с РПЦ в 1922 г., по мысли ее инициаторов, должен был стать процесс над патр. Тихоном и его смертн. приговор. В обвинении готовили по 4 пунктам: 1) борьба с декретом об Отд. Ц-ви от гос-ва и школы; 2) борьба со вскрыт. мощей; 3) противодействие изъят-ю церк-х ценностей (ИЦЦ); 4) систематич. контрреволюция. Но на защиту патр-ха выступили правительства и обществ. деятели ряда европейск. стран. В такой обстановке и была осущ-на обновленцами раскольническая авантюра. Никем не уполномоченная Группа петроградских священников (ГПС): А.Введенский, А.Боярский, Е.Белков с псаломщиком С.Стаднюком – выехала в Москву. По сговору с сотр-ми ГПУ 12 мая ГПС явились в Троицкое подворье и потребовала от Патр-ха оставить Престол, лживо утверждая, что ими уже исходатайствовано разреш. на созыв Поместн. собора, для приведен. в порядок церк-х дел. Патр-х ответил - сниму полномочия только по решен. Собора, а пока передаёт власть одному из старейших иерархов. Во главе церковного управ-я патр. Тихон временно поставил митр. Ярославск. Агафангела. 5 мая А.Введенский, Е.Белков и моск. свящ. С.Калиновский вновь явл. в Троицкое подворье и требуют от Патриарха передать им Патриаршую канцелярию до прибытия в Москву митр. Агафангела. В конце концов Патриарх уступил, но определил передать митр. Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела. Резолюцию патр-ха о передаче канцелярии авантюристы объявили актом передачи им церк. власти и, сговорившись с еп. Бернским Леонидом и заштатным еп. Антонином (Грановским), заявили об образовании Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 8 мая Патриарх был переведен в Донской мон-рь(некотор. время был в тюрьме ГПУ (Лубянка)), а его покои в подворье заняло самочинное ВЦУ. В мае 1922 г. обновленцы созвали учредит. собрание своих сторонников и провозгласили образован. «Живой Церкви». Был сформирован Центр. Комитет из 10 чел-к во главе с прот. В. Красницким. Для захвата церк-го управления на местах ВЦУ направило по епархиям 56 уполномоченных, вменив им в обязанность изгнание архиереев из архиерейских домов и захват церквей. Действуя заодно с ГПУ, обвиняя архиереев в контрреволюции, уполномоченные домогались их высылки из епархий (высланы митр. Новгор. Арсений (Стадницкий), Казанского Кирилла (Смирнова), Ярославского Агафангела, архиеп. Крутицкого Никандра, еп. Псковского Геннадия (Туберозова)). Вернувшись из Москвы в Петроград, А. Введенский пытался вовлечь в обновл-ую авантюру приблизившего его митр. Вениамина. 25 мая предъявил митр. «Удостоверение» с подписью еп. Вернского Леонида в том, что, согласно резолюции патр. Тихона, он явл. членом ВЦУ и командируется в Питер по делам церковн. управл-я. Митр-т отказался признать «Удостоверение»(нет подписи патр-ха). А в воскр-ю литургию зачитано послание митр. Вениамина к пастве, где Введенский и Белков, отлучались от ц-ви до принесения покаяния.28 мая митр-т был арестован, а Введенский принял канцелярию митрополии. В разгар петроградского процесса в печати появился «Меморандум трех». Маститые иерархи – митр. Владимирский Сергий (Страгородский), архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) – признали обновл-ое ВЦУ «единственной канонич. церк .властью». Примеру видных архиереев последовала примерно половина русского епископата. Многие тогда разделяли иллюзии, что ВЦУ действительно, несмотря на очевидные отклонения, стремится установить хор. отношения с властями и удастся как-то спасти Ц-вь. Через несколько дней появилось послание митр. Агафангела Ярослав-го, которое подрывало обновл-ие планы. Митр. понимая что неудастся вступить в управление ц-вью призвал архиереев управлять ц-вами в соответствии со своей архипастырской совестью (ВЦУ незаконно), а к нему лично обращаться только в случае крайней нужды. Митр. Агафангелсослан.В совецкой и обнов-й церк-й печати раскольники требуют суровой кары для патриарха.Лжемитр. Антонин (Грановский) домогается его смертной казни. В результате церк-е управл-е оказалось обезглавленным, Архиереи изгнаны с кафедр, большинство храмов захвачено обновленцами. В связи с обращениями в политбюро НКИД Чичерина, затем Дзержинского, принято решениеприостановить дело патриарха,из опасности международ-х осложнений.16 июня 1923 г. патр. Тихон обратился в Верх. Совет РСФСР с заявлением, об освобожд. из-под стражи. «Отмежевываюсь, как от зарубежной, так и от внутренней монархически-белогвардейской контрреволюции». 25 июня патр-хосвобожден.29 мая в Петрограде открылся процесс по делу о ИЦЦ. Политич. власть в городе наход. тогда в руках Зиновьева (расстрелян в 1936). На скамье подсудимых 86 обвиняемых, среди них митр. Вениамин, еп. Венедикт (Плотников), настоят. Казанск. Собора прот. Н.Чуков. Подсудимые обвинялись в причастности к волнениям при ИЦЦ. Митр. Вениамин, архим. Сергий, профессор Ю.П.Новицкий и Н.М.Ковшаров - расстреляны.

    10. Наиболее видные обновленческие деятели. Расколы в расколе (1922–1923 гг.).

    Открытая апелляция к органам ГПУ против своих противников очень сблизила их с властью, в действительности же большевики не хотели (и откровенно об этом говорили) какой-то большевистской красной Церкви, которая могла бы спокойно существовать, на что рассчитывали некоторые руководители обновленчества. Наоборот, они хотели всю оппозиционную иерархию полностью вытеснить, чтобы даже те, кто стояли на признании большевистской власти, начали между собой склоки, расколы, чтобы РПЦ была расколота на многие фракции и группировки. Поэтому, с одной стороны, эти расколы, которые тотчас же начались в обновленчестве, определялись и стремлениями их вождей, но, с другой стороны, это поощрялось органами ГПУ по решениям, которые принимались на закрытых заседаниях ЦК (как кого поддержать и т.п.).

    В обновленческих церквах творилось беззаконие. Уже в мае 1922 г. епископы Антоний и Леонид рукоположили во епископа Подольского протоиерея И.И.Альбинского без принятия им монашества. А вскоре церковный народ стал свидетелем откровенного глумления раскольников над церковными канонами: во епископов стали «хиротонисать» женатых священников без разлучения с женами, рукополагать во все три священные степени второбрачных. После отказа Алексия (Симанского) от подчинения Высшему Церковному Управлению и одновременно от управления Петроградской епархией обновленцы рукоположили во епископа Петроградского женатого протоиерея Н.Соболева.

    Первой крупной группировкой, которая выделилась, была организованная Красницким так называемая «Живая Церковь». Здесь группировались те белые священники, которые стремились из меркантильных соображений договориться с советской властью. К богослужебным и догматическим реформам они не стремились, но хотели полностью оттеснить монашество от руководства Церковью, просто уничтожить монашеский епископат и ввести епископат из белых женатых священников, ликвидировав канонические ограничения о невозможности второго брака и брака после хиротонии. 6 августа живоцерковники созвали в Москве «Всероссийский съезд белого духовенства». Монахи и архиереи были с него удалены. Съезд созван был для подготовки обновленческого Собора. Постановление съезда ходатайствовать перед предстоящим Собором о введении белого епископа и о разрешении второбрачия клирикам вызвало раскол в расколе. Епископ Антонин, протестовавший против столь радикального даже по его мнению проекта, был с площадной бранью выгнан со съезда.

    Порвав с В.Красницким из-за гонений на монашество, епископ Антонин образовал новую группировку «Церковное возрождение». К «возрожденцам» примкнули столпы петроградского обновленчества: Введенский, Боярский, Белков. Первый редактор газеты «Живая Церковь» московский священник С.В.Калиновский объявил о выходе из Высшего Церковного Управления в связи с утратой веры в Бога, после чего стал заниматься атеистической пропагандой. В результате нового, очередного разделения из «Церковного возрождения» выделился Союз общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ) во главе с Введенским и Боярским (второй по численности священников после ЖЦ; ратовали за проведение всевозможных реформ (догматических, канонических, богослужебных) в Церкви в целях ее обновления, чтобы стало возможным заключение союза с советской властью, которая, с их точки зрения, выполняет задачу, безусловно, достойную благословения Церкви как якобы соответствующая евангельским идеалам, а с другой целью было избавление от всего косного и темного). Протоиерей Белков основал «Союз религиозных трудовых коммунистов». В Саратове возникла «Пуританская партия революционного духовенства и мирян», в Пензе – «Свободная трудовая церковь».

    Отношения между раскольниками носили базарный характер. 10 сентября в храме Страстного монастыря состоялось вполне театральное действо, разыгранное живоцерковниками во главе с лжепротопресвитером В.Красницким. Когда за литургией в своей очередности к Антонину приблизился Красницкий, тот вместо «Христос посреди нас» гневно заявил: «Нет Христа между нами» и повторил это еще раз. Красницкий нашел не менее яркий ответ: «Нет и не надо» и отошел в сторону. После кощунственного рукоположения во епископа некоего Константина Антонин сказал слово, в котором клеймил живоцерковников как отступников от веры. В ответ прозвучали бранные слова епископа Николая (Федотова). Народу больше понравилась не лишенная остроумия речь Антонина в адрес живоцерковников. Раздались угрозы. Новопоставленный упал в обморок, а Федотов и Красницкий спрятались в алтаре, и не шелохнувшись просидели там до тех пор, пока народ не разошелся по домам. Когда Красницкий в ГПУ настаивал на аресте Антонина, к его удивлению, ему ответили что у сов. власти к Антонину претензий нет.

    За мнимо идейными разногласиями у обновленцев стоял вполне материальный интерес. О нравственной нечистоте обновленческой среды не без остроумия говорил их бывший предводитель епископ Антонин: «Ко времени Собора 1923 года не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в Церковное Управление и не покрыл бы себя титулом или митрой... Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков». Но общая цель – борьба с православной Тихоновской Церковью – все-таки заставила обновленцев, разделившихся по сектам и охваченным взаимной грызней, искать союза, не без директив из ГПУ. В конце 1922 года было образовано новое Высшее Церковное Управление, в которое епископ Антонин, Красницкий и Введенский вошли как главы отдельных фракций. Кроме них, членами Высшего Церковного Управления стали «беспартийные» – архиепископ Нижегородский Евдоким и митрополит Владимирский Сергий, который реального участия в деятельности этого сборища не принимал. Когда начались попытки догматических реформ, произошел отход от обновленчества митрополита Сергия.

    11. Обновленческий лжесобор 1923 г. и его решения.

    2 мая 1923 г. (за 2 мес. до освобождения Патриарха) в захваченном у Православной Церкви храме Христа Спасителя открылось обновленческое сборище, притязательно названное Поместным Собором, Деловые заседания «Собора» проходили в «III Московском доме Советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 живоцерковников, 116 депутатов Союза общин древлеапостольской Церкви, 10 – из «Церкви возрождения», 3 беспартийных обновленца и 66 депутатов, названных «умеренными тихоновцами», – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, малодушно подчинившиеся обновленческому Высшему Церковному Управлению. Почетным председателем избрали епископа Антонина, незаконно возведенного в сан митрополита, председателем – самочинного митрополита Сибирского Петра Блинова.

    Лжесобор узаконил противоканонические реформы прежнего Высшего церковного управления: закрытие монастырей, белый епископат, допустимость второбрачия для духовенства. Благодаря сопротивлению «умеренных тихоновцев» были отвергнуты догматические и литургические реформы, предложенные в докладах Введенского и Красницкого. Оба предводителя обновленчества награждены были за учиненный ими раскол: Введенский титулом архиепископа Крутицкого, Красницкий саном протопресвитера.

    Важнейшей акцией разбойничьего сборища стал заочный суд над Патриархом Тихоном. Собор обновленческих епископов вынес приговор: «Патриарх Тихон перед совестью верующих подлежит самой строгой ответственности и каре – лишению сана и звания Патриарх за то, что он направил всю силу своего морального и церковного авторитета на ниспровержение существующего гражданского общественного строя нашей жизни». Под этим позорным документом стоит 54 подписи. Возглавляет список имя лжемитрополита Антонина (Грановского). Под приговором нет подписей авторов «Меморандума трех», которые не участвовали в судебном заседании. Общим составом лжесобор вынес резолюцию, в которой говорилось: «Собор на основании канонов Церкви сим объявляет Патриарха Тихона лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение. Отныне Патриарх Тихон – мирянин Василий Белавин. Осуждая бывшего Патриарха Тихона..., Собор признает, что и самое восстановление Патриаршества было актом определенно политическим, контрреволюционным... Поэтому Собор отменяет восстановление Патриаршества».

    Патриарх снова был переведен с Лубянки под домашний арест в Донской монастырь. К нему направилась делегация от собора – Красницкий, и другие – с требованием, чтобы он сам снял с себя священническую одежду и признал решение собора. До недавнего времени были свидетельства только обновленцев. Уже было известно, что патриарх отказался признать это требование и заявил, что не знает полномочий этого собора, не знает, как он был созван, очень мало видит там знакомых пастырей, что его на собор не вызывали, поэтому он не знает законности его решений. Они пытались всячески воздействовать на патриарха, кричали на него, хватали за руки, требуя, чтобы он признал это решение, разоблачился, снял с себя священническую одежду, потому что его не только сана, но и монашества лишили, но повлиять патриарха никак не могли.

    12.Освобождение св. Патриарха Тихона в 1923 г. Его причины, обстоятельства и последствия.

    Зимой 1923 г. Патриарха перевели из Донского монастыря в тюрьму ГПУ на Лубянке, где его регулярно допрашивали Тучков и Агранов, последний настойчиво уверял Патриарха о возможности улучшения властей к Церкви, если он пойдет на определенные уступки. В ходе допросов он смягчает свою позицию и признает многочисленные заявления, которые содержатся в экспертизах и у свидетелей (в частности у владыки Арсения), что не требовалось канонами и неправильно было употреблено выражение «святотатство»; признает ошибкой благословение на созыв Карловацкого Собора; соглашается, что послание 19.01.1918 (ответ на декрет об отделении Церкви от государства) содержало анафематствование советской власти и призыв к сплочению для отпора ей. Но он не принимает крайних обвинений, что все это было сделано с целью конфронтации, свержения советской власти и т.п. По всей видимости готовился расстрельный процесс над Патриархом. Но через 38 дней его снова перевели под домашний арест в Донской мон. 16 марта 1923 г. Агранов предъявил Патриарху постановление, в котором он обвинялся в призывах к свержению советской власти и возбуждении масс к сопротивлению законным постановлениям правительства. Патриарх признал себя виновным в предъявленных обвинениях.

    Весной 1923 г. происходят некоторые изменения в общей международной обстановке и в руководстве большевистской партии: Ленина, на короткое время вернувшегося после первого паралича к управлению, в марте полностью разбивает паралич. Приблизительно в то же время, непосредственного руководителя антицерковной кампании Троцкого оттесняет от власти триумвират Зиновьев-Каменев-Сталин, так что руководство меняется. Вновь пришедшие к власти не являются сторонниками Церкви и общий курс на ее уничтожение не меняется, но действовать так грубо и поспешно, как действовал Троцкий, новые люди не хотят. Во всяком случае скорее всего больше всего обязаны в это время некоторыми изменениями Каменеву, потому что еще весной 1922 г., когда происходили всякие обсуждения при начале антицерковной кампании, он высказывался в Политбюро в наиболее либеральном духе. Кроме того, успели провести некую репетицию процесса над патриархом, организовав процесс тоже по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей над католическим и униатским духовенством: митрополита Цепляка, ксендза Буткевича привлекли к ответственности и приговорили к смертной казни, но убедились, что этот приговор вызвал за рубежом страшное возмущение. Поэтому решили Цепляка помиловать, а расстрелять только Буткевича, но и это вызвало нежелательные последствия для большевиков, так что очень многие указывали на то, что приговор над патриархом вызовет еще большее возмущение и крайне невыгодные последствия за границей. Возможно, что процесс набрал такую инерцию, то он не был бы отменен, но здесь последовало еще одно осложнение, потому что политика, отчасти пока еще вдохновляемая Троцким, пока он еще был у власти (попытка вызвать революцию в Британских колониях), привела к известной ноте Керзона (он заявил «о взрыве оскорбленного морального чувства человечества» в связи с религиозными преследованиями и особенно с казнью Буткевича и делом Патриарха) и к угрозе войны. Безусловно, западные круги из-за Церкви воевать бы не стали, но использовать антицерковную кампанию в СССР, чтобы привлечь на сторону более широкие круги у себя (в т.ч. и пацифистские), а с другой стороны, если бы война была объявлена, привлекать с помощью такой агитации и население самого СССР они бы стали, поэтому, как всегда и бывало, нужно было сделать некие шаги, чтобы сбавить напряженность.

    16 июня 1923 г. свт. Тихон обратился в Верховный суд с заявлением, в котором помимо признания вины раскаялся в антисоветской деятельности и просил освободить его из-под стражи: «Отныне я советской власти не враг», «Я окончательно отмежевываюсь, – как от зарубежной, так и от внутренней монархически-белогвардейской контрреволюции». 25 июня Патриарх Тихон смог вернуться к отправлению своих первосвятительских обязанностей. 25 июня Патриарх был освобожден.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта