Главная страница

история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


Скачать 162.93 Kb.
Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
Анкористория
Дата25.08.2022
Размер162.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
ТипДокументы
#652860
страница5 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

15. Возникновение григорианского раскола и борьба с ним митрополита Сергия в кон. 1925 – нач. 1926 г.

Григорианский раскол был инициирован группой из девяти иерархов Русской церкви во главе с архиепископом Свердловским и Ирбитским Григорием (Яцковским), собравшихся 22 декабря 1925 года в московском Донском монастыре. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

Помимо Григория григорианами также стали Константин (Булычёв), Виссарион (Зорнин), Борис (Рукин), Иннокентий (Бусыгин), Тихон (Русинов), Дамиан (Воскресенский), Митрофан (Русинов), Владимир (Соколовский-Автономов), Митрофан (Симашкевич), Вассиан (Пятницкий), Мелхиседек (Паевский), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин). Эта группа архиереев за несколько дней до ареста патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) была уже подготовлена органами ГПУ и Евгением Тучковым к тому, чтобы внести раскол в церковную жизнь.

Григориане, заявив, что вследствие ошибок патриарха Тихона, вмешательства обновленцев и единоличного правления митрополита Петра (Полянского) «попраны права соборности в РПЦ», 22 декабря 1925 года создали для руководства церковью коллегиальный орган — «Временный высший церковный совет» (ВВЦС). Это позволяло по их мнению, восстановить «соборность» (понимаемую как «коллегиальность») в управлении церковью. Гражданская власть признала за ВВЦС право на легальное существование.

После запрещения в священнослужении, наложенного митрополитом заместителем патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским), а затем и самим Петром (Полянским), архиепископ Григорий и его сторонники образовали самостоятельное течение (в поддержку ВВЦС), за которым закрепилось название «Григорианский раскол». Большинство находившихся на свободе православных архиереев осудили Григорианский раскол и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов.

ВВЦС поддержали руководители лубенского раскола на Украине, обратившись с просьбой отменить их запрещение Собором епископов Украины, которое было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

В мае-июне 1926 года принесли покаяния митрополиту Сергию архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Виссарион (Зорнин), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин), Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), Вассиан (Пятницкий). Чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 года ВВЦС стал проводить собственные хиротонии.

В 1926 году к расколу примкнул архиепископ Димитрий (Беликов). В течение 1927 года к Григорианскому расколу примкнули епископ Новооскольский Серафим (Игнатенко), епископ Скопинский Смарагд (Яблоков), бывший епископ Раненбургский Иоанн (Киструсский), бывший епископ Алатырский Назарий (Андреев), бывший епископ Белыничский Николай (Судзеловский) и «епископ Уманский» лубенского поставления Макарий Крамаренко.

Всего же в разное время в Григорианском расколе пребывало не менее 55 архиереев, из них половина — канонического поставления. Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Позиции григориан были наиболее сильны в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дону. Из наиболее известных иерархов-григориан можно назвать митрополита Виссариона (Зорина), возглавлявшего ВВЦС в 1928—1933, и митрополита Бориса (Рукина). Уважением прихожан на Урале пользовался митрополит Свердловский и Челябинский Петр (Холмогорцев), один из крупнейших церковных деятелей дореволюционного Челябинска, который был в 1927 году хиротонисан григорианами в епископы.

Некоторые архиереи за годы существования григорианского движения не единожды переходили из ВВЦС в «Сергиеву» Церковь и снова возвращались.

После «легализации» «Московского церковного центра» митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году григорианское движение быстро ослабело, будучи во многом лишено государственной поддержки.

Последнее совещание сторонников ВВЦС состоялось в Москве в апреле 1937 года.

Во время массовых репрессий в 1937—1938 годах большинство григорьевских храмов было закрыто, а духовенство репрессировано. После этого григорианский раскол как иерархическая организация прекратил существование, сохранилось лишь незначительное количество приходов.

В 1943 году под давлением властей принесли покаяние 3 оставшихся в живых Григорьевских архиерея: Фотий (Топиро), Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев), принятые в общение с Церковью в том сане, в каком пребывали до отпадения в раскол. После этого григорианство окончательно сошло на нет. В 1946 году принёс покаяние последний григорьевский иерарх — Феодосий (Григорович-Борисов).

16. События церковной жизни весны-осени 1926 г. Спор о местоблюстительстве между митрополитами Сергием и Агафангелом. Попытка проведения тайных выборов Патриарха и ее результаты

14 дек. 1925 митр. Сергий сообщил из Нижн. Новгорода викарию Московск. епархии еп-пу Клинскому Гавриилу (Красновскому) о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя (ПМ). Обязан-ти он исполнял из Нижн. Новгорода (запрет на выезд). 22 дек. в Донском мон-ре под председ-м архиеп. Екатеринбург. Григория (Яцковского) на совещании 10 еп-пов, оставшихся в Москве, критикуя митр. Петра за «нежелание» собора, образовали Времен. Высш. Церковный Совет (ВВЦС). Возглавил архиеп. Григорий, вошли еще 6 архиереев, в т.ч. инициатор совещания еп. Можайский Борис (Рукин). ВВЦС легализован ГПУ, НКВД. В отличие от обновленцев, «григорьевцы» не посягали на догмат-е и богослуж-е реф-мы, но заявляли о своей верности заветам патр. Тихона. Налицо опасность нового раскола. Митр. Сергий, узнав о самочинии ВВЦС, 14 янв. 1926 года в письме председ-лю ВВЦС заявил протест его самоуправству. В ответе архиеп. Григорий пригласил митр. Сергия войти в состав ВВЦС и возглавить его. Митр. Сергий, настаивал на роспуске, и запретил в священнослужении архиеп. Григория и сторонников. Архиеп-п Григорий решает обратиться к митр. Петру с просьбой утвердить ВВЦС и аннулировать полномочия митр. Сергия, ввиду запрета ему на выезд из Нижн. Новгорода). 1 февр. 1926 г. - встреча, организованная Тучковым, между членами ВВЦС и митр. Петром, заключ-м в Бутырск. тюрьме. Архиеп-п Григорий уверял Главу РПЦ, что только ВВЦС удастся нормализовать отношения с гос-вом. При этом митр. Петра ввели в заблуждение, скрыв, что ВВЦС был образован, когда участники совещания в Донском мон-ре уже знали о назначении Зам. Местоблюстителя. От митр. Петра они добились резолюции о временной передаче высшей церковн. власти «коллегии из трех архиереев»: архиеп. Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбург. Григория. Григорьевцы скрыли от митр. Петра и то, что архиеп. Николай и Димитрий не имели возможности выехать в Москву. Резолюцию, вырванную обманом у Местоблюстителя, члены ВВЦС истолковали как передачу церковной власти архиеп. Григорию. Ознакомившись с резолюцией, митр. Сергий переписывается с митр. Петром, излагая ему действительное состояние церковных дел. В поддержку митр. Сергия высказались Экзарх Украины митр. Михаил (Ермаков), архиеп. Угличский Серафим (Самойлович), еп. Прилуцкий Василий (Зеленцов) и другие архипастыри. 22 апреля митр. Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении ВВЦС и подтвердил раннее назначение заместителя Местоблюстителя. Григорьевцы, не подчинились воле Главы РПЦ и, сохранив свою организацию, учинили новый церковный раскол. Но несколькими днями раньше, до того, как были устранены недоразумения между митр. Петром и Сергием в связи с самочинным созданием ВВЦС 18 апр. 1926 г. митр. Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание патр. Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя. В письме митр. Сергию предлож. возносить в церквах свое имя вместо имени митр. Петра. Митр. Сергий вступает в переписку с новым претендентом на высшую церковную власть и объясняет ему незаконность его притязаний, ибо поставленный Местоблюстителем митр. Петр не отказывался от своих прав. «В распоряжении Святейшего, – пишет он, – нет ни слова о том, чтобы он принял власть лишь временно, до возвращения старейших кандидатов. Он принял власть законным путем и, следовательно, может быть ее лишен только на законном основании, то есть или в случае добровольного отхода, или по суду архиереев». В Москве состоялась встреча между двумя митр-ми Агафангелом и Сергием. Переписка продолжалась. В ней принял участие и Местоблюститель патриаршего Престола, который соглашался с передачей полномочий Агафангелу, но митр. Сергий проявил настойчивость. В конце концов недоразумение, грозившее Церкви бедой, было преодолено. 17 июня 1926 г. митр. Агафангел телеграммой уведомил митр. Сергия об отказе от должности Местоблюстителя. Одной из главных забот митр. Сергия как Заместителя Главы РПЦ было устроение жизнеспособных и закономерных органов высшего церковн. управления. По кончине патр. Тихона прекратил свое существование учрежденный им Временный Патриарший Синод. Для образования нового Синода и его легализации – требовалось нормализовать отношения Церкови и гос-ва. 10 июля митр. Сергий обратился в НКВД с просьбой о легализации высшего церковного управления, регистрации его собственной канцелярии и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейск. соборы и издавать церковный журнал. Одновременно он представил проект обращения к всероссийской пастве. Где подчеркивалась лояльность Церкви к гос-венной власти, однако, в отличие от обновленческих манифестов, не затушевывались мировоззренческ. различия между христианством и материализмом. Отделение Ц-ви от гос-ва рассматривалось в проекте обращения, как гарантия от всякого вмешательства как Ц-ви в политику, так и гос-ва во внутрицерковные дела. Проект не был признан властями, и путь к правомерному устройству органов высшего и епархиального церковного управления оставался закрытым. Архиеп. Иларион (Троицкий) обратился с Соловков с призывом к архиереям, ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор, провести избрание Патриарха путем сбора подписей от архиер-в. Кандидатом в Патриархи он предложил митр. Кирилла, срок ссылки которого истекал в ближайшее время. Митр. Сергий поддержал предложение архиеп-па Илариона. К ноябрю было собрано 72 подписи. Но когда эта акция получила огласку, началась волна новых арестов и ссылок архиереев. В ноябре 1926 г. Зам Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий - арестован. Кроме обвинения в проведении нелегальных выборов Патриарха, он обвинялся в связях с эмиграцией, которые усмотрены были в его послании к карловацкому Синоду; в этом послании митр. Сергий предлагал зарубежным собратьям либо воздерживаться от всяких нелояльных выступлений против Советского правит-ва, либо, если для них это неприемлемо, войти в юрисдикцию зарубежных Православных Церквей, освободив тем самым Патриархию от всякой ответственности за свои действия.

17. Изменение церковной политики митрополита Сергия в 1927 г. Причины смены курса, конкретные выражения перемены и последствия

По аресте митр. Сергия врем. упр-ние РПЦ взял на себя митр. Иосиф (Петровых), недавно возведенный в сан Петроградского, но невыездной из Ростова Велик. В распоряжении митр. Петра он был 3-м по митр. Сергии кандидатом в Замы Местоблюстителя (ПМ). Митр. Иосиф, в свою очередь, 8 декабря издал акт, о назнач. по нём заместителями архиеп-пов Свердловского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича). Поскольку архиеп-пы Корнилий и Фаддей не были на свободе, обязанности Зама взял на себя архиеп-п Угличский Серафим (Самойлович), викарный архиерей, состоявший в еписк-ком сане с 1920 г. В послании к собратьям-епископам он просил «сократить переписку и сношения с ним до минимума», предоставляя им «все дела» кроме принципиальных и общецерковных, решать окончательно на местах». В апр. 1927 г. митр. Сергий получил возможн. вернуться к исполнению обязанностей Патриарш. Местоблюстителя (ПМ) и даже переехать из Нижн. Новгорода в Москву. В еписк-те сущ-т два течения: одни верили в возможность компромисса с Сов. властью, а для других такие компромиссы были связаны с унижением Ц-ви (требовалась полит. ложь). Митр. Сергий решил действовать, опираясь на сторонников компромисса. 18 мая митр. Сергий созвал совещание епископов, на котор. был образован Времен. Патриарш. Синод (ВПС). В авг. 1927 г. ВПС был офиц. зарегистрирован и утвержден. НКВД. По епархиям было разослано Постановление, в котором архиереям предлагалось организ-ть свои временные епархиальн. собрания (ЕС) и зарегистрировать их. Так началась трудная работа по воссоздании на гражд-их законных основаниях всей церк.-администр. структуры ПМ. 29 июля вышло «Послание пастырям и пастве», подписанное митр. Сергием и членами Синода, в котор. сообщалось, что «теперь... РПЦ в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражд-им законам вполне легальное центральн. управление». В «Декларации» подчеркивалась патриотическая позиция Ц-ви: «Мы хотим быть православ-ми и в то же время сознавать СССР нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи». Одной из главн. причин трудностей, Ц-ви в устроении своей жизни в революционное десятилетие, заключалась, по «Декларации», в «недостаточном сознании многими представ-лями Ц-ви серьезности случивш-я в стране; между тем, «в совершившемся», «как всегда и везде, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели». А выступления духов-ва эмиграции против СовВласти решительно осуждались. 21 окт. Синод издал указ о возобновлении поминовения госуд власти. В последствии все это привело к обвинениям митр. Сергия в апостасии. И были основания. Если патр. Тихон не требовал от всей Ц-ви, чтобы она это принимала его установки в отношен. СовВласти, то митр. Сергий вводил очень твердое дисциплинарное требование – в частности, запрещалось публичное поминовение всех арестованных архиереев(их отправл. на покой)и вообще духов-ва. Группа архиереев во главе с митр. Иосифом (Петровых), который не согласился со своим перемещен на Одесскую кафедру, пошла на отделение от Зам.ПМ. Особенно тревожна ситуация в Ленинграде: викарные епископы, часть пресвитеров и мирян, 26 дек. 1927 года заявили об отделении. 6 фев. 1928 г. с посланием к Зам. ПМ обратился митр. Ярославский Агафангел с митр. Иосифом (Петровых) и др. В этом послании они осудили Зам. ПМ за «бесцельное перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назнач. викариев без ведома Епархиальн. архиереев» и заявили о своем отделении. 29 марта 1928 г. Зам. ПМ и ВПС издали «Деяние», в котор. характериз-ли действия тех еп-ов как раскольнические. Некоторые из архиереев, находившихся на покое, выразили несогласие с митр. Сергием и Синодом и, не отвергая правомочности власти Зам. ПМ, не поминали его имени, ограничиваясь возношением имени ПМ митр. Петра. Такой позиции придерживались митр. Кирилл, архиеп. Феодор (Поздеевский), еп-пы Арсений (Жадановский), Серафим (Звездинский). Зам. ПМ критиковали по разным причинам: 1) за перемещя архиереев с кафедры на кафедру и их увольнения, 2) за слишком глубокий компромисс с СовВластью, 3) за попытки сохранен. церк. структуры любой ценой(сторонники катакомбн. служения). Выявилось и разделение между Сергием и находящимся в ссылке митр. Кириллом. Он упрекал его за самочинное присвоение себе титула Зам. ПМ и превышения своих полномочий – уравнивание прав Зам. ПМ с правами ПМ.Митр. Сергий прибегнул к лжи во спасение, описывая в своей декларации положение Церкви как нормальное и проявляя лояльность власти. Для некоторых это действие было неприемлемым.

18. «Правая» церковная оппозиция митрополиту Сергию. Основные представители и их взгляды. Св. митрополит Кирилл Казанский.

В конце 1927 года Синод начал увольнять на покой сосланных архиереев. Договоренность об этом с властями была одним из условий легализации органов церковного управления. Следствием их увольнения было, естественно, и прекращения их поминовения за богослужением. Так же был указ о запрещении поминовение сосланных архиереев. Последний вышел почти одновременно с требованием обязательности поминовения властей. Эти меры вызвали недовольство у части духовенства. Бурные споры, недоумения и возражения вызвала и сама Декларация. Группа архиереев во главе с митрополитом Иосифом (Петровых), который не согласился со своим перемещением на Одесскую кафедру (решение было приято без его согласия и месяц скрывалось от него), обусловленным запретом на его пребывание в Ленинграде, пошла на отделение от Предстоятеля Церкви. Епископ Козловский Алексий (Буй), временный управляющий Воронежской епархией, епископ Глазовский Виктор (Островидов), управляющий Боткинской епархией, отделились от митрополита Сергия. Особенно тревожная ситуация складывалась в Ленинграде: викарные епископы Ленинградской епархии Гдовский Димитрий (Любимов) и Нарвский Сергий (Дружинин), часть пресвитеров и мирян, 26 декабря 1927 года заявили об отделении от митрополита Сергия. Их действия были одобрены митрополитом Иосифом (Петровых), который находился в Моденском мон-ре (Новгородская епархия). В своем послании в Ленинград митрополит Иосиф заявил: «Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Святой Христовой Церкви, по внешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений». В Ленинграде напряженность между церковными группировками, придерживавшихся различных взглядов, еще потому, что каждая хотела видеть митрополитом «своего» архиерея. Когда на кафедру был назначен Иосиф, часть духовенства и мирян не одобряла этого решения, желая чтобы митрополитом стал Алексий (Симанский). Поэтому за смещением митр. Иосифа и он сам, его сторонники видели интриги низких людей.

Теперь недовольство компромиссным курсом патриархии, существовавшее и раньше, выплеснулось наружу в виде протестов и даже прямых отделений, росла подозрительность к действиям митр. Сергия и Синода, заговорили даже о «безблагодатности» «Сергиевской Церкви».

6 февраля 1928 года с посланием к Заместителю Местоблюстителя обратился митрополит Ярославский Агафангел со своими викариями архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), архиепископом Ростовским Евгением (Кобрановым), митрополитом Иосифом (Петровых), находившимся тогда в Ярославской епархии, и архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым). В этом послании они осудили Заместителя Местоблюстителя за «бесцельное и неоправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев» и заявили о своем отделении от него. 8 февраля митрополит Сергий писал митр. Агафангелу, умоляя не становиться на путь раскола, поскольку «ни веры святой мы не предаем, ни от свободы церковной не отрекаемся». В своем ответе митрополит Агафангел писал: «Мы ни одним словом не обмолвились, что отделяемся от Вас по разномыслию в вере, тайно действии и молитве, а только в порядке административного управления», но митрополит Сергий в новом письме митрополиту Агафангелу разъяснял, что административный разрыв с ним равносилен разрыву с первым епископом и означает раскол.

29 марта 1928 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Синод издали «Деяние», в котором подробно изложена была позиция высшей церковной власти относительно обвинений, выдвинутых против митрополита Сергия. Полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя выводятся здесь из того обстоятельства, что митрополит Петр передал ему свои права и обязанности «без всяких ограничений». В разъяснение смутивших многих верующих людей слов из «Декларации» о «радостях и неудачах» в «Деянии» говорится, что эти слова относятся к внешнему благополучию и бедствиям народной жизни, но вовсе не к распространению неверия, как представляли это злонамеренные критики «Декларации». По поводу перевода митрополита Иосифа в Одессу сделано основательное замечание, что если он не признает прав Заместителя Местоблюстителя на перемещение епископов, то почему он не возражал против сделанного митрополитом Сергием ранее перевода его из Ростова на Ленинградскую кафедру. Действия тех епископов, которые отделились от митрополита Сергия, характеризуются в «Деянии» как раскольнические.

11 апреля Синод предал церковному суду с запрещением в священнослужении митрополита Иосифа (Петровых), викарных архиереев Ярославской епархии, а митрополиту Агафангелу сделал последнее предупреждение. 10 мая митрополит Агафангел и его викарии заявили о том, что они не порывают молитвенного общения с Заместителем Местоблюстителя, раскол не учиняют, но при этом отказываются выполнять те распоряжения, которые смущают их совесть. Постановлением от 30 мая 1928 года Синод признал это заявление удовлетворительным и снял запрет с архиепископа Варлаама и епископа Евгения. С митр. Агафангелом было достигнуто полное согласие. Вскоре после этого 16 октября 1928 года митр. Агафангел скончался.

Некоторые из архиереев, находившихся на покое, выразили несогласие с митрополитом Сергием и Синодом и, не отвергая правомочности власти Заместителя Местоблюстителя, не поминали его имени, ограничиваясь возношением имени Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра. Такой позиции придерживались митрополит Кирилл, архиепископ Феодор (Поздеевский), епископы Арсений (Жадановский), Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров), Григорий (Лебедев). Лица, выступившие с критикой действий Заместителя Местоблюстителя и отделившиеся от него, делали это по разным причинам. Одни, недовольные частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедру и их увольнениями, считали, что митр. Сергий пошел слишком далеко по пути компромисса, хотя в принципе и сами считали необходимым добиваться нормализации отношений между Церковью и государственной властью. Другие выступили против митр. Сергия и изданной им и временным Синодом «Декларации» потому, что не видели нужды торопиться, надеясь, что пройдет еще некоторое время, и политическая ситуация в стране решительно изменится, и все вернется на круги своя. Третьи в исключительно трудных условиях потеряли чувство духовного равновесия, исполнились апокалипсической тревоги и уже не считали особенно важным сохранение церковной структуры. Они готовы были уйти в катакомбы. Между тем митр. Сергий главную цель своей церковной политики видел в том, чтобы сохранить православные приходы и храмы, духовенство, он не хотел ставить православный народ перед жестким выбором между катакомбами и обновленческой схизмой. Решительное большинство епископов и церковного народа с пониманием отнеслось к церковной политике митрополита Сергия и поддерживало его.

Выявилось и разделение между патриархом Сергием и находящимся в ссылке митрополитом Кириллом. Свою позицию митрополит Кирилл изложил в письме викарию Казанской епархии епископу Афанасию (Малинину), которое он направил из-под Туруханска с тем, чтобы с содержанием его был ознакомлен и митрополит Сергий. Митрополит Кирилл писал: «Никакой Заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает... Заместитель назначается для управления текущими делами..., коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого Местоблюстителя». Коренной реформой митрополит Кирилл называет учреждение «коллегиального церковного управления в виде Временного Патриаршего Синода». Он упрекает его за самочинное присвоение себе титула заместителя местоблюстителя. Помимо этого, он писал: в ряде церквей продолжают за Богослужением поминать митрополита Петра, что естественно, а дальше поминают и заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и меня, а это совершенно невозможно, потому что у нас нет такого единомыслия, чтобы можно было это осуществлять. Между ним и Сергием возникает переписка. «...До тех пор, – продолжает он, – пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению... Литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления».

18 сентября 1929 года митрополит Сергий обратился с первым письмом к митрополиту Кириллу, в котором, возражая против его доводов о неправомерности уравнивания прав Заместителя Местоблюстителя с правами Местоблюстителя, писал: «С титулом «Заместителя» произошло у нас то же, что и с титулом «Патриаршего Местоблюстителя». В завещании Святейшего Патриарха говорится только о переходе Патриарших прав и обязанностей, и уже сам владыка митрополит Петр решил именоваться Патриаршим Местоблюстителем, по букве же завещания его титул должен бы быть «Исполняющий обязанности Патриаршего Местоблюстителя», и уже потом за мной установился титул «Заместитель»... Несообразно и мои полномочия определять, играя на ходячем смысле слова «Заместитель». Отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, который митрополит Кирилл сравнивал с самочинным григорианским Временным Высшим Церковным Советом, митрополит Сергий разъяснял, что Временный Высший Церковный Совет был образован «взамен единоличного заместительства», а... «Синод утвержден при Первоиерархе, причем в 1927 году я нарочито оговорил, что наш Синод не имеет полномочий на управление без меня». Справедливо отмечая каноническую сбивчивость и двусмысленность рассуждения митрополита Кирилла о его отказе литургисать с епископами, единомысленными с митрополитом Сергием, которых он однако не признает лишенными благодати священства, митрополит Сергий писал: «Вы порвали с нами евхаристическое общение и в то же время не считаете ни себя учинившими раскол, ни нас, стоящими вне Церкви. Для церковного мышления такая теория совершенно неприемлема.

В своем ответе митрополит Казанский продолжал настаивать на различении прав Местоблюстителя и его Заместителя: «Ваши права... только отражение прав митрополита Петра и самостоятельного светолучения не имеют». Своего адресата митрополит Кирилл обвиняет в «каноническом буквализме». В этом письме митрополит Кирилл осуждает отделившихся от Заместителя Местоблюстителя священнослужителей, которые хулили таинства, совершаемые «сергианами», как безблагодатные, в то же время он упрекает и своего адресата за то, что тот «не осмеливается найти более любовный способ воздействовать на них», чем воспрещать, «несмотря ни на какие просьбы, отпевать умерших в отчуждении от вашего церковного управления».

Вновь указывая Казанскому митрополиту на двусмысленность его позиции в вопросе о церковном общении, митрополит Сергий пишет: «Вы хотите считать наши отношения как бы частным делом, которое других не касается...», но «...не может быть частным делом евхаристический разрыв старейшего митрополита и первого кандидата в Местоблюстители с правящим Заместителем». Письмо заканчивается предупреждением об увольнении митрополита Кирилла от управления Казанской епархией и предании его церковному суду.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта