Главная страница

история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


Скачать 162.93 Kb.
Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
Анкористория
Дата25.08.2022
Размер162.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
ТипДокументы
#652860
страница8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

26. Русская Церковь во внешней политике СССР в 1940-е гг. Борьба с Ватиканом. Православное Совещание 1948 г. в Москве и его решения

После ВОВ РПЦ включ в миротворческое движение. В обстановке начавшейся в 1947 г. холодной войны миротворч. призывы Патриарха и свящ-ва РПЦ расценивались многими на Западе как политич. акции. Самым деятельным участником миротворч. движ. из российских иерархов был ближ. помощник патри-ха – митр. Крутицкий Николай (Ярушевич). Он посетил страны Европы и Ближнего Востока. Благодаря его встрече с русскими эмигрантскими общинами, многие священнослужители и миряне, отделившиеся от Матери-Церкви, вернулись под омофор Московского Патриарха. 4 апр. 1946 г. был образован Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), его 1-м Председателем стал митр. Николай (Ярушевич), также редактировал «Журнал Московской Патриархии». 8 марта 1946 г. во Львове открылся Собор греко-униатских священников и мирян, больш-во воссоединились с РПЦ. В июне 1948 г. в Москву приб. делегация Польской Православной Церкви во главе с архиеп. Белостокским и Вельским Тимофеем (Шретером). Делегация просила патр. Алексия принять Польск. Ц-вь в молитвенно-каноническое общение, прекращ. 25 лет назад, из-за самочинного отделения еп-пов Польши от РПЦ. 22 июня Свящ. Синод издал акт, об автокефалии Польская Церковь и канонич. общении. Митр. Варшавский Дионисий (Валединский), восстановив общение с МП, ушел на покой. Первым главой автокефальн. Польск. Православной Ц-ви стал митр. Макарий (Оксиюк). 30 апр. 1957 г. Св. Синод признал автономию Финляндской Правосл. Ц-ви – дочери РПЦ – и ее принадлежн-ть Конст-польскому Патриархату. 12 мая 1945 г. в Румынию отправил. делегация РПЦ во главе с еп. Кишиневским Иеронимом. Поездка была особенно необходима, т.к. румынский народ был вовлечен в войну против единоверного русского народа. 22 мая 1945 г. впервые за всю историю Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую Землю. Где встретился с Патр-хом Иерусалимским Тимофеем. Из Палестины делегация РПЦ посетила Кипр, где встречал. с Александрийск. Патр-хом Христофором. В Александрии Патриарх Алексий (Симанский) был гостем русской колонии. Александрийская православная община была принята в юрисдикцию Московск. Патриархии. В поездке по Ближн. Востоку патр. Алексий посетил Бейрут и Дамаск, бесед. с Патр-хом Антиохийск. Александром III, выпускником Киевской духовн. академии, верным другом России. Из Сирии Патриарх возвратился в Москву, а сопровождавший его митр. Николай отправился в Англию, встреч. с королём Георгом VI, архиеп-пом Кентерберийским и с эмигрантской русской общиной. В послевоенные годы РПЦ, преодолевая внутренние расколы и отдаления, приобрела небывало высокий авторитет в православном мире. Такой деятельностью церкви хотела бы воспользоватся советск. власть. В июле 1948 г. в связи с празднованием 500-летия автокефалии в Москве сост совещан. глав и представителей Правосл. Ц-вей. Это мероприятия задумывальсь Советской властью как Всеправосл. собор, в противопославление Ватикану. В Совещании участв Патр-хи: Моск Алексий, Груз Каллистрат, Серб Гавриил, Румын Юстиниан; экзарх Болгарии митр. Стефан, представитель Антиох Патр-хии, архиеп. Белостокский Тимофей от Польск. Ц-ви. Юбилейный доклад сделал доцент МДА Н.И.Муравьев. Среди докладов, вызвавших особый интерес у участников, были «Ватикан и ПЦ», «Ватикан и ПЦ в Болгарии», «Об англиканской иерархии» митр. Сливенского Никодима, доклад об экуменич. движении прот. Г. Разумовского. Совещание 1948 г. вынесло резолюции по вопросам о взаимоотнош с Ватиканом, с экуменич движением, об англиканской иерархии и церк календаре. 1) Участники Совещания осудили Римск. курию за ее подрывные действия по отнош к ПЦ, за упорное стремление к насажд унии. 2) Главы и представители ПЦ не сочли благовременным для ПЦ участие во ВСЦ, в котор преобладали протестантск. течения. В резолюции сказано: «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Хр. нашим Господом умаляет христ-ое вероуч. до той лишь веры, которая, по апостолу, доступна «бесам». 3) Совещание подтвердило необходимость для Правосл. Ц-вей, живущих по двум календарям, совершать Пасху одновременно, по Александр-й Пасхалии. 4) Вопрос о признании действительности англик. свящ-ва обусловлен достижением вероисповедного единства Англиканск. Ц-ви с Правосл. Ц-вью. На празднование 500-летия прибыли представит Кипрской и Элладской Ц-вей – митр. Германос и митр. Хризостом, которые, однако, не участвовали в Совещании. Неучастие в Совещании предст-лей Конст-польского Патр-та и грекоязычных Церквей явл. следствием претензии Конст-поля на юрисдикцию над диаспорой, представители кот. присутствовали на торжествах. Но в кач-ве офиц. объявлено мнимое нарушение порядка созыва общеправославных встреч. Вселенск. патр-х Максим заявил, что предст-ль РПЦ должен сначала сообщить о своей инициативе ему как первому епископу ПЦ, а он мог бы оповестить об этом глав других поместных Ц-вей и в случае их согласия разослал бы офиц. приглашения. Совещание сделало значительный шаг в консолидации славянских православных Церквей Восточной Европы, а также Церквей Антиохийской, Румынской и Албанской. Хотя и не создало из Москвы «Православного Ватикана», что было бы желательно Сталину. Далее Сталин теряет интерес к церковной политике, и как следствие, возрождение антирелигиозной агитации. После ВОВ были открыты тысячи новых приходов во всех епархиях, в особенности в Белоруссии и на Украине. В 1946 г. РПЦ имела 10544, а в 1949 г. уже 14477приходов. Ц. были переполнены тогда молящимся народом, особенно женщинами, потерявшими близких: мужей, сыновей. Великой радостью явилось возобновление богослужений в Троице-Серг. Лавре. Стали возрождение дух школы. Открылись МДА и ЛДА, семинарское образование было возобновлено также в Киеве и Одессе, в Луцке, в Жировицком монастыре, в Саратове и Ставрополе. Ежегодно совершались сотни свящ. рукоположений. Важнейшей задачей П. и Синода было замещение архиер. кафедр.

27. Хрущевское гонение на Русскую Церковь. Его характер и результаты

Смерть Сталина вызвала глубокие перемены в жизни страны. Коснулись они и РПЦ. Из лагерей начали выпускать невинно осужденных, вначале по амнистии, потом большинство осужденных – по реабилитации. Освобождены были и священнослужители, арестованные до и после войны, в том числе и за то, что во время войны, находясь на занятой врагом территории, совершали богослужения по разрешению оккупационных властей. Среди выпущенных на волю священнослужителей были и архиереи: митр. Мануил (Лемешевский), камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов), арестованный сразу же после своего возвращения из Китая на Родину, епископ Вениамин (Новицкий), еп. Афанасий (Сахаров). Благотворные перемены в жизни страны внушали надежды на дальнейшую нормализацию отношений между Церковью и Советским государством. И некоторые события оправдали эти надежды.

В 1956 году Православной Церкви были переданы мощи святого Никиты Новгородского. В 1957 г. возобновилось богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В середине 50-х годов был значительно увеличен прием во всех существовавших тогда 8 духовных семинариях Русской Церкви. Большим событием церковной жизни явилось предпринятое в 1956 году, впервые после восстановления Патриаршества, издание Библии на русском языке. В том же году вышел отдельным изданием Новый Завет.

В 50-е годы продолжало расти число молящихся в православных храмах. Городские храмы были переполнены. В воскресные и праздничные дни число причастников доходило до нескольких сот, в Великий пост в московских храмах причащалось по 15-20 тысяч человек. Каждое воскресенье совершалось до полусотни крещений. Но решительное большинство среди прихожан составляли женщины пожилые и те чья молодость пришлась на войну. Среди верующих преобладали люди малообразованные, но связь с Церковью сохраняла и часть старой интеллигенции. Новая интеллигенция, получившая образование в советских вузах, в 50-е годы, почти вся была отчуждена от Церкви.

В 1957 году Русская Церковь располагала в пределах СССР 73 епархиями, 69 мужскими и женскими монастырями, главным образом на западе страны: на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Во второй половине 50-х годов продолжали совершаться посвящения новых епископов. Причем происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни немногие архиереи, рукоположенные в дореволюционное время и в 20-30-е годы, уходили и те, кто был хиротонисан в маститой старости в военное лихолетье и первые послевоенные годы, чаще всего из вдовых протоиереев. Им на смену приходило новое поколение, сформировавшееся уже в советское время.

В идеологической обстановке 1958 г. появилась политическая программа Н.С.Хрущева, которая, кроме прочего, включала в себя и борьбу за «преодоление религиозных пережитков капитализма» в сознании советских людей. В печати усилились нападки на Христианство. Впервые после эпохи «Воинствующего Безбожника» газеты и журналы заполонили антирелигиозные статьи. Ожесточилось давление прежде всего на РПЦ, объединявшую большую часть верующего населения страны.

В антирелигиозную кампанию вовлечены были и ренегаты. В 1958 году вышла атеистическая брошюрка, составленная бывшим преподавателем Одесской семинарии Е.Дулуманом; в печати появились заявления бывших протоиереев П.Дарманского, А.Спасского и Черткова об отречении от Бога. 5 декабря 1959 года «Правда» опубликовала статью профессора ЛДА Александра Осипова, запрещенного в священнослужении за вступление во второй брак, в которой он публично похулил Бога и Церковь. После статьи в «Правде» начались гастроли по стране этого самого красноречивого и богословски образованного из ренегатов. Одна за другой стали выходить его атеистические статьи и брошюры. 30 декабря 1959 года Священный Синод под председательством Патриарха Алексия вынес постановление: священнослужителей, публично похуливших Имя Божие, считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения и отлучить от Церкви.

Вновь, как и в два предвоенных десятилетия, началось закрытие церквей. Выступая на Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года, Патриарх Алексий I попытался защитить Церковь от несправедливых нападок. Речь Патриарха не оградила Церковь от нападок, но, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии», она укрепила дух тысяч верных служителей, смущенных возобновлением гонений. 21 февраля 1960 г. был уволен с поста Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г.Карпов, при котором в военные и послевоенные годы происходило массовое открытие православных приходов. Его преемником стал В.А. Куроедов. Впоследствии, в декабре 1965 г., Совет по делам Русской Православной Церкви был соединен с Советом по делам религиозных культов. Новое учреждение, которое возглавил В.А.Куроедов, получило наименование «Совет по делам религий при Совете Министров СССР». Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. Особенно тяжелым ударом по Церкви явилось закрытие в 1963 г. под предлогом реставрации и ремонта Киево-Печерской Лавры. Предпринята была попытка закрыть и Почаевскую Успенскую Лавру, но насельники обители во главе с настоятелем сумели ее отстоять. В 1959 г. Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 г. сохранилось 7523 прихода). Соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов. К 1961 г. оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов; к 1967 году – 6694 священника и 653 диакона. Сокращался прием в духовную семинарию. В конце концов 5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая – были закрыты. В 1959 г. Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 1960-х годов осталось только 16; число монашествующих сократилось к этому времени с 3 тысяч до примерно полутора тысяч.

В эти годы сократилось и число епископов Русской Православной Церкви; многими епархиями стали управлять архиереи, занимавшие соседние кафедры. Решительное отличие хрущевских гонений от тех, которые обрушились на Церковь в 20-е и 30-е годы, заключалось, однако, в том, что они прошли без кровопролития и почти без арестов. Под суд было отдано, правда, несколько священнослужителей (из них 2 архиерея, активно сопротивлявшиеся: архиепископ Казанский Иов (Кресович) – 3 года, архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) – приговорен к 8 годам, освобожден досрочно), которые обвинялись, как правило, в финансовых преступлениях, чаще всего связанных с неуплатой или недоплатой налогов. Священники, лишенные возможности совершать богослужение из-за закрытия приходов, увольнялись за штат или на покой. Большинство среди них составляли лица пожилого возраста. Некоторые из священников среднего и младшего возраста уходили на светскую службу. Хотя и редко, но все-таки среди них оказывались и ренегаты, которые, в отличие от первых вероотступников конца 50-х годов, чьи действия получили огласку на всю страну, довольствовались обыкновенно выступлениями в местной печати.

28. Архиерейский Собор 1961 г. Обстоятельства проведения и постановления.

18 июля 1961 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Архиерейский Собор. Собор открыл Патриарх Алексий. Главной темой повестки дня было внесение изменений в «Положение о Русской Православной Церкви» в части, касающейся приходского управления. Доклад по этому вопросу был сделан Управляющим делами Патриархии архиепископом Тульским Пименом (Извековым). Архиерейский Собор установил новую организацию приходского управления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в приходском собрании и приходском совете. «Настоятель храма, – говорилось в новой редакции «Положения», – памятуя слово апостола: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4) – осуществляет духовное руководство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью богослужений, за современным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан». Хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме возложены были на исключительно мирянское по составу приходское собрание и приходской совет во главе с председателем-старостой. Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел ставило их в ложное положение, затрудняло и в духовном окормлении паствы; порождало конфликтные ситуации; власть старост, не всегда имевших твердые христианские убеждения, приобрела неподобающие, непомерные масштабы.

Реформа приходского управления была вынужденной мерой. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церковью» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После издания Конституции СССР 1936 года, предоставившей всем гражданам одинаковые права, «Постановление» это вступило в противоречие с Основным Законом государства.

По докладу митрополита Крутицкого Питирима Архиерейский Собор принял постановление о расширении состава Священного Синода включением в число его постоянных членов управляющего делами Патриархии и председателя Отдела внешних церковных сношений. Заслушав доклад архиепископа Никодима, Собор одобрил постановление Синода о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей, вынесенное 30 марта 1961 г.

Архиерейский Собор заседал в то время, когда по всей стране происходило закрытие церквей. В Кировской епархии из 75 православных приходов, существовавших в 1969 году, к 1964 году осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная, в епархиальном городе, взорвана; в остальных 32-х – богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии с 1959 по 1963 годы закрыто было более половины церквей. В Москве летом 1964 года впервые за послевоенное время был разрушен храм – Малого Преображения. Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 году было 285 приходов, а к 1961 году осталось всего 49. В Киеве у Церкви отнят был Андреевский собор. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. В 1959 году Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 году число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 году сохранилось 7523 прихода). Соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов.

29. Русская Церковь и экуменическое движение в 1960–70-е гг.

На рубеже 50-х и 60-х годов, одновременно с резким ухудшением положения, в котором жила и исполняла свою миссию Русская Православная Церковь, более интенсивными становятся ее контакты с зарубежным христианским миром. Новый подход к экуменическому движению выразился уже в докладе, с которым председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Николай выступил на торжественном акте в Московской духовной академии 13 мая 1958 года: «когда появилась возможность заняться экуменическим вопросом, наша Церковь совместно с другими церквами-участницами Московского церковного совещания 1948 года, отказалась послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею. Этот отказ имел весьма серьезные основания. Экуменическое движение оказалось чрезвычайно противоречивым. В его широкой и разнородной деятельности с самого начала сопутствовали ярко выраженные социально-политические планы, которые в период Амстердамской ассамблеи явно преобладали над задачей догматического единства. Благодаря участию одних православных церквей и неучастию других, в экуменическом движении за последние десять лет произошли значительные изменения, свидетельствующие о его эволюции в сторону церковности. В этом смысле весьма показательны огромные сдвиги в сфере немецкого протестантского богословия, открывающие мистические глубины Православия и преодолевающие традиционный рационализм. Вот почему Русская Православная Церковь считает возможным пойти навстречу желанию Всемирного Совета Церквей и встретиться с его руководителями».

В 1958 г. в Утрехте состоялась первая официальная встреча представителей Русской Церкви с деятелями Всемирного Совета Церквей. В 1959 году наблюдатели от нашей Церкви участвовали в работе Всемирного Совета Церквей. Архиерейский Собор 1961 года одобрил вступление Русской Церкви в эту экуменическую организацию. В обращении к участникам III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, состоявшейся в Дели уже в 1961 году, Патриарх Алексий I подчеркнул готовность Русской Церкви работать во всех органах Всемирного Совета Церквей, «помогая всестороннему развитию христианской деятельности, посильно служа человечеству утверждением на земле, братства, любви, справедливости и мира между народами». С 1962 г. при ВСЦ существует представительство нашей Церкви. Русская Церковь приняла участие и в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей, состоявшейся в Упсале в 1968 году. К этому времени ВСЦ сконцентрировал свою деятельность на социальных проблемах и миротворчестве. В рамках Всемирного Совета Церквей представители Русской Церкви участвовали в 1964, 1967 и 1970 годах в консультациях с богословами нехалкидонских Церквей.

Русская Церковь являлась одной из основательниц образовавшейся в 1959 году религиозной экуменической организации – Конференции Европейских Церквей. Теплые отношения с Англиканской церковью, сложившиеся в конце мировой войны, когда русско- и англоязычные народы сражались против общего врага, получили в 60-е годы более интенсивный характер. В 1958 и 1968 годах представители Русской Церкви присутствовали наблюдателями на Ламбетских конференциях епископов Англиканской Церкви. С 1959 года проводились собеседования между русскими богословами и богословами лютеранских и евангелических церквей Германии и Северной Европы. С начала 60-х годов устанавливаются контакты с реформатскими церквами Европы и Северной Америки.

Особенно важное значение Священноначалие Русской Православной Церкви придавало своим контактам с самой многочисленной христианской Церковью – Католической. Русская Церковь направила своих наблюдателей на II Ватиканский Собор, продолжавшийся с 1962 по 1965 год, в Ленинградской духовной академии состоялось первое собеседование русских богословов с делегацией Римско-Католической Церкви. 16 декабря 1969 года Священный Синод издал «Определение», по которому старообрядцам и католикам дозволено было причащаться в православных церквах. Это могло быть в тех случаях, если последователи старообрядческого и католического исповеданий не имели возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей. В 1986 г. «Определение» Синода было отменено, т.к. решение выходило за рамки компетенции поместной Церкви, вдобавок сама практика не получила распространения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта