Главная страница

история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


Скачать 162.93 Kb.
Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
Анкористория
Дата25.08.2022
Размер162.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
ТипДокументы
#652860
страница9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

30. Основные выступления «церковных диссидентов» в 1960–80-е гг.

В ноябре 1965 г. священники Николай Эшлиман из Москвы и Глеб Якунин из Дмитрова направили два открытых письма на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного и Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В письме Патриарху речь шла о заслугах Русской Церкви перед русской государственностью и культурой, о нарушении гражданскими властями законодательства о религиозных культах, о насильственном закрытии храмов в 1959-1964 годах. Второе письмо переполнено развязными обвинениями Патриархии, епископата и духовенства в попустительстве закрытию храмов; священники Н.Эшлиман и Г.Якунин потребовали немедленно созвать Поместный Собор и отменить постановление Архиерейского Собора 1961 года о реформе приходского управления. Письма были переведены на иностранные языки, получили мировую огласку, дали толчок для развязывания широкой кампании в зарубежных средствах массовой информации против нашего государства и против иерархии Русской Православной Церкви. Эти письма, в которых правда была перемешана с демагогией, угрожали внести раздор в среду духовенства.

24 декабря 1965 года Патриарх Алексий I подписал резолюцию: «Священники Московской епархии Н.Эшлиман и Г.Якунин обратились к нам с так называемым «Открытым письмом», в котором предприняли попытку осуждения деяний Архиерейского Собора 1961 года, а также действий и распоряжений церковной власти. Основная критика была обрушена на архиереев попустительствующих деятельности властей. Не дождавшись какого-либо ответа на письмо, они самовольно разослали его копию всем епархиальным архиереям, пытаясь нарушить церковный мир и произвести соблазн в Церкви. Тем самым составители письма не выполнили данное ими перед рукоположением обещание (присягу) «проходить служение согласно с правилами церковными и указаниями начальства». Получившие копию письма архиереи присылают в Патриархию свои отзывы, в которых выражают несогласие с содержанием письма и возмущаются действиями двух священников, посягающих на церковный мир. Ввиду изложенного, поручить Преосвященному митрополиту Крутицкому Пимену указать составителям на незаконность и порочность их действий, направленных на соблазн Церкви, и на соответствующем докладе Преосвященного иметь о священниках Н.Эшлимане и Г.Якунине особое суждение. Резолюцию сообщить циркулярно всем Преосвященным». В мае митрополит Пимен беседовал с авторами открытых писем, надеясь на их раскаяние. Но они по-прежнему стояли на своем. 13 мая 1966 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен запретил их в священнослужении. В дальнейшем Эшлиман отошел от церковных дел (женился второй раз), а Якунин за нераскаянность и противление был лишен сана и отлучен от Церкви.

В последующие десятилетия происходило умножение числа новообращенных, главным образом из среды столичной и городской интеллигенции. Новообращенные 70-80-х годов в детстве чаще всего получали о Церкви анекдотически искаженное представление, и часть их, причем особенно активная, в Церковь не возвращалась, а приходила из среды, которая искони была чужда Христианству. Новообращенные переживали трудный мировоззренческий кризис и не всегда изживали социальный нигилизм; дух критиканства они легко переносили и на церковную жизнь, которую их сознание часто отражало крайне не адекватно. Эта среда становилась питательной почвой для церковного диссидентства. В 70-е годы появляются кружки, в сознании участников которых царила причудливая смесь из ложного мистицизма околоцерковных мыслителей прошлого, унаследованного от обновленцев нигилизма в оценке церковной истории и политических тенденций того или иного толка. Самиздатская литературная продукция этих кружков получала широкую огласку на Западе. В деятельности кружков проявлялась искренняя озабоченность и наивность одних и расчетливое политиканство других.

К церковному диссидентству примкнуло и несколько священнослужителей. Репутацию диссидентов получили и те священники, которые в своей деятельности руководствовались не политическим расчетом, а искренней пастырской тревогой за положение Церкви, болью о духовном состоянии русского народа, о распространении в народе пьянства, о падении нравственных устоев, разрушении семьи (свящ. Димитрий Дудко, прот. Всеволод Шпилер).

Активным участником церковно-диссидентского движения еще в конце 50-х гг. был А. Э. Краснов-Левитин, который поддержал Эшлимана и Якунина, писал статьи в их же духе. О гонениях на Церковь писал провинциальный преподаватель математики, пенсионер Б.В. Талантов. Его письмо было опубликовано на Западе. В местной прессе была организована травля лиц, подписавших обращение. Сам Талантов был заключен и скончался в тюрьме. Ряд диссидентов занималась самиздатовской деятельностью, предназначенной не для официальных заявлений. К их числу относятся: Е.Вагин, свящ. Сергий Желудков, В.Шавров, В. Капитончук, Л. Регельсон, свящ. Павел Адельгейм. Их деятельность пресекалась властями. Последний, например, был осужден за свою деятельность на 3 года лишения свободы. Недовольство вызывало «положение о Русской Православной Церкви» 1961 г. архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) был автором посланий Н.С. Хрущеву, Патриарха Алексия. В результате он был уволен на покой. В начале 80-х «общее число заключенных разных исповеданий, осужденных по религиозным делам превышало 400 человек, и это самая большая цифра за два послехрущевских десятилетия.

31. Основные события церковной жизни в Америке после II мировой войны. Дарование автокефалии Американской Церкви

Американская митрополия в 1946 г. находилась и состоянии разброда. Одни клирики и миряне хотели воссоединения с Московской Патриархией, другие – сохранения подчиненности зарубежному, в ту пору мюнхенскому, Синоду. В этой обстановке в нояб. 1946 г. в Кливленде состоялся Собор духовенства и мирян Американской митрополии, на котором в центре обсуждения стоял вопрос о юрисдикционной принадлежности Американской Церкви. Представители эмиграции первой волны высказались за сохранение связей с мюнхенским Синодом, выходцы из Закарпатья и потомки дореволюционных эмигрантов – за юрисдикцию Московскою Патриархата, но и те и другие стремились при любом решении вопроса о юрисдикции сохранить, административную автономию Американской митрополии. Кливлендский Собор вынес резолюцию, в которой Патриарх Московский и всея Руси Алексий признавался духовным, но не административным Главой для Церкви в Америке, сохраняющей за собой автономный статус. Во взаимоотношениях с РПЦЗ Собор постановил прекратить всякое административное подчинение, но сохранить молитвенное и евхаристическое общение.

Решения Кливлендского Собора оказались неприемлемыми и для Московской Патриархии, и для Синода Зарубежной Церкви. Архиереи карловацкой ориентации, голосовавшие против решений Кливлендского Собора, отказались подчиниться им. Они провели совещание, на котором приняли постановление о неканоничности соборного постановления о прекращении подчинения зарубежному Синоду. В связи с этим мюнхенский Синод в 1947 г. решил восстановить свою юрисдикцию в Америке, порвав общение с митр. Феофилом и его сторонниками. Постановление Кливлендского Собора не могло вполне удовлетворить и Московскую Патриархию. Патриарх Алексий I направил в Соединенные Штаты для переговоров с митр. Феофилом митр. Григория (Чукова). В результате проведенных переговоров митр. Григорий вынужден был констатировать, что Американская митрополия по существу дела домогается не автономии, а автокефалии, каковую Московская Патриархия не готова была тогда ей предоставить. 31.10.1947 исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в США был назначен архиеп. Макарий (Ильинский). Прежний экзарх митр. Вениамин (Федченков) вернулся на родину и был назначен на Рижскую кафедру. 12.12.1947 архиеп. Макарий стал полноправным экзархом Сев. и Юж. Америки, позже, в 1952 г., он был возведен в сан митрополита Нью-Йоркского. В управлении Московской Патриархии в кон. 40-х гг. находилось более 50 приходов в Америке. Большинство же русских приходов в Америке, ок. 500, осталось в юрисдикции Американской митрополии, по существу дела самочинно усвоившей себе автокефальный статус безформального его провозглашения.

27.06.1950 в Сан-Франциско скончался митр. всей Америки и Канады Феофил (Пашковский). Новым Предстоятелем Американской Церкви был избран преосв. Леонтий (Туркеквич) давний сторонник автономного и в перспективе автокефального статуса Американской Церкви. В 1963 г. по инициативе председателя ОВЦС Московского Патриархата митр. Никодима начались неофициальные переговоры с епископом Митрополичьего округа о нормализации канонического статуса Американской Церкви. После кончины митр. Леонтия в 1965 г. переговоры продолжил новый митр. Ириней (Бекеш). В результате 31.03.1970 митр. Ириней от имени Собора епископов Митрополичьего округа обратился к Святейшему Патриарху Алексию I с прошением о даровании автокефалии. После письменного опроса всех архиереев Московского Патриархата Свят. Синод ратифицировал соглашение, подписанное митрополитами Никодимом и Иринеем, и принял решение о даровании Православной Церкви в Америке автокефалии.

10 апреля 1970 г. Патриарх Алексий I вместе с членами Синода подписал томос, которым дарована была автокефалия Православной Церкви в Америке, называвшейся до тех пор Греко-Православной католической Церковью в Америке, или по-другому – «митрополичьим округом», выросшим из миссионерской Алеутской и Аляскинской епархии. С иерархий Американской и Японской Церквей сняты были запрещения, тяготевшие над ними.

32. Русская Церковь при Патриархе Пимене. Поместные Соборы 1971 и 1988 гг.

В 1971 г. на Поместном соборе Патриархом Московским и всея Русибыл избран Пимен (Извеков, 1910-1990).

В 70-х гг. церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без потрясений. Государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных чертах неизменной, какой она сложилась после отставки Н.С. Хрущева: жесткий, тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для Церкви, но без массовых репрессий против духовенства или верующих мирян, без массового закрытия церквей и без шумных пропагандистских атеистических кампаний. Бесправное положение Церкви в 70-х гг. вызывало острую критическую реакцию со стороны общественности на Западе и в самой России.

80-е гг. в истории Русской Православной Церкви прошли под знаком великого юбилея – 1000-летия Крещения Руси. В связи с предстоящим юбилеем Патриарх обратился к Л.И. Брежневу с просьбой о передаче Церкви одного из монастырей Москвы для устроения в нем духовно-административного центра РПЦ. Передача Церкви Свято-Данилова монастыря состоялась в 1983 г.

80-е гг. явились временем кризиса Советского государства и эпохой радикальных перемен в истории России. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, и уже в первый год его правления проявились реформистские тенденции. Новый политический курс, получивший название «перестройка», включал в себя среди прочего либерализацию политической системы, гласность в сферах массовой информации. В условиях начавшихся реформ пересмотр политики советского руководства по отношению к Русской Православной Церкви стал неизбежным. В печати появились статьи, авторы которых в стремлении к духовному возрождению общества возлагали надежду на Православную Церковь. Благоприятные перемены в отношении политического руководства страны к Церкви были уже очевидны. Так, в 1987 г. возобновилась иноческой жизни во Введенской Оптиной пустыни, а в 1988 г. в Киево-Печерской лавре.

В канун празднования 1000-летия Крещения Руси был проведен ряд международных конференций. Эти форумы показали огромный интерес отечественной и зарубежной научной общественности к предстоящему юбилею и к Русской Церкви. Более того, конференции проложили путь к сотрудничеству церковной науки со светской. Юбилейный 1988-й вошел в историю как год радикального сдвига во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. В общественном сознании Церковь стала тем, чем она была в действительности со времен святого князя Владимира, - единственной духовной опорой государственного существования русского народа.После празднования юбилея наметившиеся ранее перемены во взаимоотношениях Церкви и государства приобретают реальные черты: Церкви повсеместно возвращаются отнятые у нее и разоренные храмы. Конечно, не обходилось без препятствий, но теперь эти препятствия действительно исходили не от Кремля, а были следствием либо закоренелой ненависти к Церкви части местных коммунистов, либо чиновничьей лени и нежелания хлопотать об устроении выводимых из храмов складов, контор, лабораторий, фабрик, жилых квартир в другие, более приспособленные для этого помещения. За пять первых месяцев 1988 г. было открыто более 60 храмов, а в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили около 1 тыс. храмов; при этом большая их часть приходится на Украину, на территории РСФСР в 1988 г. было зарегистрировано только 176 новых приходов. Процесс восстановления приходов продолжался и в 1989 г., причем с ускорением, так что в РСФСР на 01.01.1990 г. действовало уже 3120 православных приходов, общее же число приходов РПЦ к этому времени превысило 11 тыс. В 1988-1989 гг. были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена новая - Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. После празднования юбилея до конца 1989 г. возобновлено 29 монастырей в Московской, Рязанской, Курской, Кишиневской и Львовской епархиях.

03.05.1990 г. в Патриаршей резиденции в Москве почил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая совершено было погребение Первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника Патриарха Алексия I.

33. Возрождение церковной жизни при Патриархе Алексии II. Архиерейские Соборы 1990-х гг.

На Поместном Соборе 15-ым Патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер, р. 1929 г.). 10 июня 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.

Святейший Патриарх взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. Для Русской Православной Церкви важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения построить так отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви. Патриарх довел до сведения Президента СССР М.С. Горбачева критику Поместным собором проекта нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 01.10.1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями права юридического лица. Исключительно важное положение нового закона содержалось в ст. 6, которая, хотя и подтверждала принцип отделения школы от Церкви, тем не менее, открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. Новый закон сохранил Совет по делам религий, но изменил его функции, лишив его властных полномочий по отношению к религиозным организациям, превратив в информационный, консультативный и экспертный центр.

Характерная черта служения Патриарха Алексия II - многочисленные посещения епархий; всего за первый год своего Патриаршества он посетил 15 епархий, при этом Патриарх совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдаленных от епархиального города приходах, во вновь открываемых монастырях, встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние школы, военные части, дома престарелых, тюрьмы.

В 1990 г. продолжалось по всей стране возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов, чаще всего разрушенных. Церковь столкнулась при этом с колоссальными трудностями в их восстановлении, но во многих случаях местные власти стали оказывать финансовую помощь в реставрации; пожертвования поступали от общественных организаций и фондов, а также от государственных и частных предприятий, банков, компаний, отдельных лиц. Посильную помощь в восстановлении храмов оказывали воинские части. 23.09.1990 г., впервые после многих десятилетий запрета на крестные ходы вне ограды храма, состоялся крестный ход по московским улицам от стен Кремля к храму Большого Вознесения во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. 04.11.1990 г. Патриарх совершил освящение закладного камня восстанавливаемого Казанского собора на Красной площади, разрушенного в 1936 г. В 1994 г. было положено начало восстановлению храма Христа Спасителя в Москве. В 2000 г. состоялось великое освящение храма. Большим событием для Церкви был созыв Архиерейского Собора в 2000 г.Соборк лику святых причислил сонм новомучеников и исповедников российских, также была принята Социальная концепция Церкви.

В феврале 1999 г. Русская Церковь и общественность России праздновали 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, чье служение стало символом борьбы за духовно-нравственное возрождение России.

478 монастырей, более 19 тыс. приходов. Пастырское служение осуществляют 151 архиерей, около 20 тыс. священников и диаконов. Сетью Духовных учебных православных заведений руководит Учебный комитет при Священном синоде; действуют 5 Духовных академий, 26 Духовных семинарий, 29 Духовных училищ; открыты в Москве Православный университет и Свято-Тихоновский богословский институт. Общее количество учащихся Духовных школ, включая заочный сектор, около 6 тыс. человек.

34. Проблема церковного сепаратизма на постсоветском пространстве

Большинство военных конфликтов на территории бывшего СССР связаны с сепаратизмом и стремлением некоторых территорий с различным национальным и религиозным составом к отделению от государства, частью которого они официально являются.

Некоторые территории и возникшие там военные конфликты:

Приднестровье и Гагаузе, конфликты за независимость от Молдавии

Абхазия и Южная Осетия, конфликты за независимость от Грузии.

Чечня, конфликт за независимость от России.

Нагорный Карабах, конфликт за независимость от Азербайджана.

После двух периодов кровопролитных вооружённых столкновений (первая и вторая чеченские войны), Чечня в данный момент вернулась под власть федерального правительства.Республика Гагаузе была мирно реинтегрирована в состав Молдавии в 1994 году, при этом она получила автономию.

Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия получили независимость де-факто, де-юре независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и некоторые непризнанные государства. На всех этих территориях присутствуют российские военные. Нагорный Карабах также является де-факто независимым и находится под контролем армянских вооружённых сил, так же как и прилегающие к нему территории Азербайджана. В 2001 г. эти непризнанные государства заключили между собой договор о создании Содружества Непризнанных Государств (СНГ-2).

С оружием в руках право на самоопределение отстаивали азербайджанцы в Иране, а бенгальцы Восточного Пакистана, многочисленные движения на северо-востоке Индии, сикхи Пенджаба, курды в Ираке, Иране и Турции, сомалийцы в Джибути и Кении, немусульманское население Судана, арабская и христианская коммуны Чада, туареги Мали и Нигера, баски в Испании, корсиканцы во Франции, албанцы в Сербии и Республике Македонии, сербы и хорваты в Боснии и Герцеговине, ирландцы в Великобритании, абхазы в Грузии, армяне в Азербайджане, уйгуры и тибетцы на территории КНР, русские и украинцы в Молдавии, индейцы в США.

Политики и политологи обращают внимание на то, что ведущие к сепаратизму этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркие примеры этому — СССР и страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы, где произошли распады Советского Союза, Чехословакии, Югославии.

В основе возникновения многих очагов сепаратизма лежит не просто этнический, а этнорелигиозный (этноконфессиональный) фактор. Это могут быть разногласия между католиками и протестантами (Северная Ирландия, Квебек), католиками и православными, между другими религиями, но в большинстве случаев с наиболее непримиримых позиций выступают исламские фундаменталисты, конфликтующие и с православием (Косово, Северный Кавказ, Северный Кипр), и с католицизмом (Босния и Герцеговина, Южные Филиппины), и с индуизмом (Кашмир), и с буддизмом (Мьянма).Сепаратистские движения довольно редко достигают итоговой цели, чаще всего удовлетворяясь предоставлением конкретной группе автономии. Помимо стран, образовавшихся при распаде СССР, Чехословакии, Югославии, в качестве примеров успешных сецессий можно назвать только Бангладеш, Сингапур, Эритрею, Южный Судан.

Практически во всех случаях сепаратистской сецессии бывших частей, в т.ч. и при распаде стран, а также подобной сепаратизму деколонизации зависимых территорий, центральные власти препятствовали появлению новых независимых стран. В большинстве случаев этому предшествовали национально-освободительные и гражданские войны и вооружённые конфликты, от быстротечных до затяжных. Однако в ряде других случаев (в т.ч. по большому счёту в СССР) происходил "бархатный развод".На постсоветском пространстве к числу сепаратистских формально и народно-освободительных фактически относятся движения в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, так как данные регионы были включены в состав союзных республик СССР, ставшими независимыми, без воли на то их населения, однако ООН это в расчёт не берёт. В первых 4-х из них (а также в Татарстане в 1991—1994 гг. и Чечне в 1996—1999 гг.) сепаратизм достиг относительно больших успехов, организовав непризнанные и частично-признанные государства так же, как в остальном мире это сделали Косово, Кипр.

Согласно одной из наиболее детализированных оценок, в мире насчитывается 50 основных очагов сепаратизма, вместе занимающих территорию в 12,7 млн. кв. км с населением в 220 млн. человек. Данный анализ выделяет шесть географических типов сепаратизма. К западноевропейскому типу относится 8, к восточноевропейскому — 12, к исламскому — 6, к азиатскому — 14, к африканскому — 6 и к американскому — 4 таких очага. При этом в 20 очагах конфликты носят вооружённый характер, что особенно характерно для Азии. Есть ещё несколько десятков мест проявления сепаратизма в других частях планеты.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта