Главная страница

история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


Скачать 162.93 Kb.
Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
Анкористория
Дата25.08.2022
Размер162.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
ТипДокументы
#652860
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

13. Попытки властей скомпрометировать св. Патриарха Тихона в глазах верующих в 1923–1924 гг. (поминовение властей, новый стиль, «покаяние» В. Красницкого, «предсмертное завещание»).

Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани. В стране существовало одно законное правительство – Советское. На смену режиму военного коммунизма с неизбежными по военному времени нарушениями законности пришел НЭП, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место. Заявление Патриарха в Верховный суд в сущности означало, что он признал законность Советской власти.

В январе 1924 года Патриарх издал указ о молитвенном поминовении государственной власти за богослужением: «О стране Российской и властех ея», а 21 марта 1924 года Президиум ВЦИК принял постановление о прекращении дела Патриарха Тихона и его сподвижников митрополита Никандра, митрополита Арсения и В.А.Гурьева.

После возвращения Патриарха к управлению церковным кораблем началось массовое возвращение в Церковь священников. Вместе с ними возвращаются в Церковь и храмы, которые, пока настоятели их пребывали в расколе, стояли полупустыми. Оскверненные храмы окроплялись святою водою, что вызывало особое раздражение у обновленцев. Под омофор Патриарха возвратились и иерархи, среди них митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Серафим (Мещеряков), епископы Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев), Никон (Пурлевский). Возвращаются в Церковь и лжеархиереи обновленческого поставления Антоний Панкеев, Петр Савельев.

15.07.1923 Патриарх дезавуировал все постановления обновленческого ВЦУ, 15.04.1924 издал указ о запрещении в священнослужении и предании церковному суду лидеров раскола. Но раскол неожиданно поддержал КП, где также начались обновленческие нестроения в связи с войной. Угасание обновленческого движения было невыгодным для растлевающей деятельности ГПУ.

Чтобы как-то изменилось отрицательное отношение православных к обновленцам, ГПУ и сами обновленцы пускались на всяческие интриги. В частности, весной 1924 г. (а созыв этого совещания намечался на осень) было сделано патриаршей Церкви предложение, что ГПУ и соввласть согласны допустить функционирование Синода, Высшего Церковного совета и прочие свободы, если будет принято покаяние Красницкого и его небольшой группы и по крайней мере до созыва собора он будет введен в состав ВЦС. Было сделано Некое сообщение о возможности такого соглашения после покаяния Красницкого, но не окончательно. Весной 1924 года с Патриархом Тихоном вел переговоры о воссоединении коновод «живой церкви», отделившийся от обновленческого Синода лжепротопресвитер В.Красницкий. Очевидно, патриарх заявил о своем согласии, но Красницкий не был принят в общение. У патриарха появилось желание посоветоваться со многими архиереями, находящимися в ссылке, в частности с человеком, к мнению которого он прислушивался и которого, находясь в ссылке, назначил своим преемником, – с митрополитом Казанским Кириллом Смирновым. Владыка Кирилл был вызван, и ему было сказано, что прежде чем идти к патриарху он должен пойти на прием к Тучкову, который должен был его соответствующим образом информировать и подготовить. Но владыка пришел к патриарху и во время беседы выразил то, что высказывали уже многие, потому что всех охватило чувство глубокой скорби и возмущения. Хотя то покаяние, которое принес Красницкий, далеко не походило на то, что требовалось от других (покаяться-то он покаялся, но неужели человека, который так нагло клеветал на процессе на митрополита Вениамина, пускай даже его приняли в сане, можно вводить в состав Высшего Церковного совета. Ничего, кроме вреда, такого рода компромиссы Церкви принести не могут), патриарх сказал, что есть разные мнения и в особенности ему жалко тех многочисленных архиереев, которые сидят по тюрьмам и лагерям и которых Тучков обещает освободить, но митрополит Кирилл сказал, что ничего полезного мы, архиереи, очевидно не смогли сделать, если не смогли предотвратить то, что творится в стране, значит, мы только на то и годны, чтобы по тюрьмам сидеть, поэтому нечего нас особенно жалеть и никакой пользы такого рода соглашения для Церкви принести не могут. Так что как раз под влиянием этой беседы патриарх окончательно решил отказаться от этого соглашения, и владыка Кирилл явился к Тучкову уже с резолюцией патриарха, отвергающей это соглашение. Благодаря твердой позиции, занятой тогда митрополитами Кириллом, Петром (Полянским), временным управляющим Петроградской епархии епископом Венедиктом, переговоры эти были прерваны и окончились ничем.

В это же время приходит в Россию сообщение о том, что якобы во всей Православной Церкви принято решение о переходе на новый стиль. Получив такое известие, патриарх решает, что нужно, раз вся Церковь это приняла, совершить переход на новый стиль и в РПЦ. Против этого были многочисленные возражения, а сам Тучков способствовал тому, чтобы было как можно больше трудностей, и использовал свое влияние, чтобы замедлить рассылку соответствующего послания патриарха с предупреждением о том, что пост надо начинать по новому стилю. Убедившись, что послание замедлилось, что решение о переходе на новый стиль вовсе не является общецерковным и что вообще это собрание не имело полномочий принимать такое решение, и видя, что имеется достаточно широкая оппозиция против такого перехода, патриарх отменяет свое решение. По этому поводу пытаются вести яростную агитацию обновленцы, адресуя верующим обращение: доколе мы будем следовать за этим чуть ли не выжившим из ума стариком, который сегодня решает одно, а завтра другое. Таким образом они пытались посеять смуту.

В конце 1924 года здоровье Святейшего Патриарха Тихона резко пошатнулось. 13 января он согласился переехать из Донского монастыря в частную клинику Бакуниной на Остоженке, где в его лечении участвовал знаменитый врач профессор Плетнев. В клинике его здоровье заметно поправилось. Но 2 апреля после зубоврачебной операции состояние Патриарха Тихона внезапно резко ухудшилось.

Тем временем Синод вел переговоры с представителем государственной власти Тучковым об издании нового обращения к пастве от лица Патриарха. В праздник Благовещения состоялось экстренное заседание Синода, на котором обсуждался текст этого документа.

Через несколько часов после заседания Святейший Патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещение 1925 года в 23 часа 45 минут. Через неделю после преставления Патриарха Тихона, 15 марта в «Известиях» напечатан был текст «Воззвания», подписанный им в день кончины. Он получил наименование «Завещание Патриарха». В нем признавалась легитимность советской власти, выражалась аполитическая позиция Церкви и призыв к верующим сосредоточить свои усилия на вопросах веры. Этот документ положил основание тому курсу, которого твердо придерживались все преемники Патриарха Тихона, стоявшие у кормила высшей церковной власти.

По форме это не является завещанием (патриарх вовсе не предполагает своей кончины), а является рядовым патриаршим окружным посланием. Но почему-то это послание не было разослано по епархиям, а было опубликовано в газетах с сопроводительным письмом митрополита Петра. Высказываются предположения о его неподлинности.

14. События церковной жизни при Патриаршем Местоблюстителе св. митр. Петре в 1925 г. Второй обновленческий лжесобор. Арест сщмч. Петра

В самый день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины, наши Патриарший права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митр. Казанскому Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митр. Ярославскому Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриарший права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому...»

Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы (по сути в ссылке), не могли возглавить церковное управление, сонм архипастырей постановил, что «митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя». Первым под этим актом подписался митрополит Нижегородский Сергий. Каноны не дозволяют епископам назначать себе преемников. Но ввиду исключительных условий, в которых жила тогда Русская Церковь, созыв Православного Собора был невозможен, поэтому лучшего способа сохранить преемство Первосвятительского возглавления, по завещанию Патриарха, не было. Предвидя возможные осложнения Поместный Собор 1917-18 годов поручил Патриарху назначить себе преемников-местоблюстителей без оглашения их имен на пленарном заседании Собора.

В общении с людьми митрополит Петр отличался мягкостью и предупредительностью, но это не мешало ему проявлять настойчивость твердость в проведении канонически строгой церковной политики. Непреклонную линию занял он в отношениях с обновленцами, расходясь в этом с другими, более уступчивыми членами Патриаршего Синода. С кончиной Патриарха Тихона обновленцы связывали надежду на крах Патриаршей Церкви. Часть раскольников главный упор в борьбе с Православной Церковью сделала на испытанный уже метод политических обвинений и клеветы. С другой стороны обновленцы взяли курс на так называемое «объединение с Тихоновской Церковью».

11 апреля обновленческий Синод, возглавляемый уже не митрополитом Евдокимом, ушедшим на покой, а лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) (из епископов старого поставления) выступил с призывом к объединению, которое предполагалось осуществить на «III Соборе». Некоторые из православных архипастырей и пастырей (митрополит Уральский Тихон, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), влиятельный протоиерей Николай Чуков склонялись к тому, чтобы прислушаться к призывам умеренных обновленцев объединиться. Резкую отповедь лицемерным проискам раскольников дали митрополит Казанский Кирилл и епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). Митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении к Православной Церкви отпавших от нее, в случае их покаяния.

Между тем все лето 1925 года обновленцы готовили новое сборище, которое наименовали III Поместным Собором. Лжесобор открылся 1 октября. В нем участвовало 106 лиц, именовавших себя архиереями, более 100 «клириков» и столько же мирян. На лжесобор прибыл и представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Василий (Аимопуло). «Собор» избрал Синод из 35 «епископов», «пресвитеров», и мирян. Внутри Синода образован был президиум в составе Председателя лжемитрополита Вениамина и 4-х членов, среди которых ключевой фигурой стал всевластный А. Введенский, украсивший себя титулом «митрополита» и, входивший в силу и вскоре получивший титул митрополита Ленинградского, Николай Платонов. Старчески обессиленный Вениамин служил вывеской обновленческому Синоду, будучи покорной марионеткой в руках истинного верховода раскола Введенского. Главным деянием лжесобора явилась искусно разыгранная провокация, задуманная задолго до открытия разбойничьего сборища, целью которой была грубая клевета на покойного Патриарха и Патриаршего Местоблюстителя, обвинение в связях с монархистами эмигрантами. Под диктовку Введенского была составлена резолюция: «Собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины». Домогаясь устранения Местоблюстителя митрополита Петра, обновленческие авторы публикуют в «Известиях» клеветнические статьи, обвиняя его в контрреволюционных настроениях. Эти обвинения были подхвачены советской печатью.

Предвидя серьезные осложнения, митрополит Петр 5 и 6 декабря 1925 года издал два акта. В первом из них – «Завещании» – он назначил преемников на случай своей кончины: митрополитов Кирилла, Агафангела, Арсения (Стадницкого) и Сергия (Страгородского). В распоряжении, составленном днем позже, говорилось: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященному Сергию (Страгородскому), митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященный Михаил (Ермаков), Экзарх Украины, или Высокопреосвященный Иосиф (Петровых), архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил (Ермаков) лишен будет возможности выполнять это мое распоряжение. Возношение за богослужением моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остается обязательным...»

10 декабря митрополит Петр был арестован. С точки зрения власти, его виной было сопротивление навязываемому РПЦ объединению с обновленцами. Его участь разделило еще несколько архиереев, проживавших в Москве. Как показали события ближайших месяцев, в ГПУ готовились «обновленцы нового призыва». Первый тур гонений, несмотря на то, что были расстреляны многие иерархи, а другие находились в тюрьмах, не достиг своей цели. Обновленчество же, несмотря на все эти «предсовещания» и «соборы», явно теряло авторитет среди народа.

События церковной жизни в первый период заместительства митр.Сергия в1926 г. (возникновение григорианского раскола, спор о местоблюстительстве с митр. Агафангелом, попытка проведения тайных выборов Патриарха в 1926 г. и ее результаты).

14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода викарию Московской епархии епископу Клинскому Гавриилу (Красновскому) о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Эти обязанности он исполнял, оставаясь в Нижнем Новгороде. Между тем, 22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 епископов, оставшихся в Москве. Высказавшись критически о единоличном управлении Церковью митрополитом Петром, который будто бы не хотел созывать Собор, участники Совещания образовали Временный Высший Церковный Совет под председательством архиепископа Григория. В него вошли еще 6 архиереев, в т.ч. инициатор совещания еп. Можайский Борис (Рукин). Временный Высший Церковный Совет был легализован ГПУ, НКВД, с которыми он имел предварительную договоренность за спиной еще находившегося на свободе Местоблюстителя. Т.о. образовался новый, параллельный Местоблюстителю и его Заместителю Церковный Центр. Правда, в отличие от обновленцев, григорьевцы, – так их называли по имени Председателя Временный Высший Церковный Совет, – не посягали ни на православное вероучение, ни на овеянные веками богослужебные обряды, они заявляли о своей верности заветам Патриарха Тихона. Тем не менее налицо была опасность нового раскола.Митрополит Сергий, узнав о самочинном образовании Временного Высшего Церковного Совета, 14 января 1926 года в письме Председателю Временного Высшего Церковного Совета заявил протест против его самоуправства. В ответном послании архиепископ Григорий пригласил митрополита Сергия войти в состав Временного Высшего Церковного Совета и даже возглавить его. Митрополит Сергий, однако, настаивал на роспуске самочинного учреждения и в конце концов запретил в священнослужении архиепископа Григория и его сторонников. Тогда архиепископ Григорий решает обратиться к митрополиту Петру с просьбой утвердить Временный Высший Церковный Совет и аннулировать полномочия, переданные им митрополиту Сергию, ввиду невозможности для последнего управлять Церковью (подразумевался запрет на выезд из Нижнего Новгорода).

1 февраля состоялась встреча, организованная Тучковым, между членами Временного Высшего Церковного Совета и митрополитом Петром, который находился в Бутырке и был полностью изолирован от хода церковной жизни. Архиепископ Григорий уверял Главу Русской Церкви, что только Временному Высшему Церковному Совету удастся нормализовать отношения с государственной властью. При этом он ввел в заблуждение митрополита Петра, скрыв от него то обстоятельство, что Временный Высший Церковный Совет был образован, когда участники совещания в Донском монастыре знали уже о назначении Заместителя Местоблюстителя. От митрополита Петра они добились резолюции о временной передаче высшей церковной власти «коллегии из трех архиереев»: архиепископов Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбургского Григория. Григорьевцы скрыли от митрополита Петра и то, что архиепископы Николай и Димитрий не имели возможности выехать в Москву. Резолюцию, обманом вырванную обманом у Местоблюстителя, члены Временного Высшего Церковного Совета истолковали как передачу церковной власти архиепископу Григорию.

Ознакомившись с резолюцией, митрополит Сергий вступает в переписку с митрополитом Петром, чтобы изложить ему действительное состояние церковных дел. В поддержку митрополита Сергия высказались Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов) и другие архипастыри. 22 апреля митрополит Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтвердил ранее сделанное назначение заместителя Местоблюстителя. Григорьевцы, однако, не подчинились воле Главы Русской Церкви и, сохранив свою организацию, учинили новый церковный раскол.

Но несколькими днями раньше, до того, как были устранены недоразумения между митрополитами Петром и Сергием в связи с самочинным созданием Временного Высшего Церковного Совета 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание Патриарха Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В письме митрополиту Сергию он предложил возносить в церквах свое имя вместо имени митрополита Петра. Митрополит Сергий вступает в переписку с новым претендентом на высшую церковную власть и объясняет ему незаконность его притязаний, ибо поставленный Местоблюстителем митрополит Петр не отказывался от своих прав. «В распоряжении Святейшего, – пишет он, – нет ни слова о том, чтобы он принял власть лишь временно, до возвращения старейших кандидатов. Он принял власть законным путем и, следовательно, может быть ее лишен только на законном основании, то есть или в случае добровольного отхода, или по суду архиереев». В Москве состоялась встреча между двумя митрополитами Агафангелом и Сергием. Переписка продолжалась. В ней принял участие Местоблюститель Патриаршего Престола, который соглашался с передачей полномочий Агафангелу, но митр. Сергий проявил настойчивость. В конце концов недоразумение, грозившее Церкви бедой, было преодолено. 17 июня 1926 год митрополит Агафангел телеграммой уведомил митрополита Сергия об отказе от должности Местоблюстителя.

Одной из главных забот митрополита Сергия как Заместителя Главы Русской Православной Церкви было устроение жизнеспособных и закономерных органов высшего церковного управления. После кончины Патриарха Тихона прекратил свое существование учрежденный им Временный Патриарший Синод. Для образования нового Синода и его легализации – признания его полномочий государственной властью – требовалось нормализовать отношения между Церковью и государством. 10 июля митрополит Сергий обратился в НКВД с просьбой о легализации высшего церковного управления, регистрации его собственной канцелярии и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские соборы и издавать церковный журнал. Одновременно он представил проект обращения к всероссийской пастве. В нем подчеркивалась лояльность Церкви к гражданской власти, при этом, однако, в отличие от обновленческих манифестов, не затушевывались мировоззренческие различия между христианством и материализмом. Отделение Церкви от государства рассматривалось в проекте обращения в качестве гарантии от всякого вмешательства как Церкви в политику, так и государственной власти во внутрицерковные дела.

Проект этот, однако, гражданскими властями не был признан удовлетворительным, по-прежнему путь к правомерному устройству органов высшего и епархиального церковного управления оставался закрытым. Архиепископ Иларион (Троицкий) обратился с Соловков с призывом к архиереям, ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор, провести избрание Патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом на Патриарший Престол он предложил митрополита Кирилла, срок ссылки которого истекал в ближайшее время. Митрополит Сергий поддержал предложение архиепископа Илариона. К ноябрю было собрано 72 подписи. Но когда эта акция получила огласку, началась волна новых арестов и ссылок архиереев.

В ноябре 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был арестован. Кроме обвинения в проведении нелегальных выборов Патриарха, он обвинялся еще в связях с эмиграцией, которые усмотрены были в его послании к карловацкому Синоду; в этом послании митрополит Сергий предлагал зарубежным собратьям либо воздерживаться от всяких нелояльных выступлений против Советского правительства, либо, если для них это неприемлемо, войти в юрисдикцию зарубежных Православных Церквей, освободив тем самым Патриархию от всякой ответственности за свои действия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта