Главная страница

история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


Скачать 162.93 Kb.
Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
Анкористория
Дата25.08.2022
Размер162.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
ТипДокументы
#652860
страница6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

19. Мученический подвиг св. митрополита Петра Крутицкого в 1926–1937 гг. Его отношение к деятельности митрополита Сергия

События церковной жизни в первый период заместительства митр.Сергия в1926 г. (возникновение григорианского раскола, спор о местоблюстительстве с митр. Агафангелом, попытка проведения тайных выборов Патриарха в 1926 г. и ее результаты).

14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода викарию Московской епархии епископу Клинскому Гавриилу (Красновскому) о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Эти обязанности он исполнял, оставаясь в Нижнем Новгороде. Между тем, 22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 епископов, оставшихся в Москве. Высказавшись критически о единоличном управлении Церковью митрополитом Петром, который будто бы не хотел созывать Собор, участники Совещания образовали Временный Высший Церковный Совет под председательством архиепископа Григория. В него вошли еще 6 архиереев, в т.ч. инициатор совещания еп. Можайский Борис (Рукин). Временный Высший Церковный Совет был легализован ГПУ, НКВД, с которыми он имел предварительную договоренность за спиной еще находившегося на свободе Местоблюстителя. Т.о. образовался новый, параллельный Местоблюстителю и его Заместителю Церковный Центр. Правда, в отличие от обновленцев, григорьевцы, – так их называли по имени Председателя Временный Высший Церковный Совет, – не посягали ни на православное вероучение, ни на овеянные веками богослужебные обряды, они заявляли о своей верности заветам Патриарха Тихона. Тем не менее налицо была опасность нового раскола.

Митрополит Сергий, узнав о самочинном образовании Временного Высшего Церковного Совета, 14 января 1926 года в письме Председателю Временного Высшего Церковного Совета заявил протест против его самоуправства. В ответном послании архиепископ Григорий пригласил митрополита Сергия войти в состав Временного Высшего Церковного Совета и даже возглавить его. Митрополит Сергий, однако, настаивал на роспуске самочинного учреждения и в конце концов запретил в священнослужении архиепископа Григория и его сторонников. Тогда архиепископ Григорий решает обратиться к митрополиту Петру с просьбой утвердить Временный Высший Церковный Совет и аннулировать полномочия, переданные им митрополиту Сергию, ввиду невозможности для последнего управлять Церковью (подразумевался запрет на выезд из Нижнего Новгорода).

1 февраля состоялась встреча, организованная Тучковым, между членами Временного Высшего Церковного Совета и митрополитом Петром, который находился в Бутырке и был полностью изолирован от хода церковной жизни. Архиепископ Григорий уверял Главу Русской Церкви, что только Временному Высшему Церковному Совету удастся нормализовать отношения с государственной властью. При этом он ввел в заблуждение митрополита Петра, скрыв от него то обстоятельство, что Временный Высший Церковный Совет был образован, когда участники совещания в Донском монастыре знали уже о назначении Заместителя Местоблюстителя. От митрополита Петра они добились резолюции о временной передаче высшей церковной власти «коллегии из трех архиереев»: архиепископов Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбургского Григория. Григорьевцы скрыли от митрополита Петра и то, что архиепископы Николай и Димитрий не имели возможности выехать в Москву. Резолюцию, обманом вырванную обманом у Местоблюстителя, члены Временного Высшего Церковного Совета истолковали как передачу церковной власти архиепископу Григорию.

Ознакомившись с резолюцией, митрополит Сергий вступает в переписку с митрополитом Петром, чтобы изложить ему действительное состояние церковных дел. В поддержку митрополита Сергия высказались Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов) и другие архипастыри. 22 апреля митрополит Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтвердил ранее сделанное назначение заместителя Местоблюстителя. Григорьевцы, однако, не подчинились воле Главы Русской Церкви и, сохранив свою организацию, учинили новый церковный раскол.

Но несколькими днями раньше, до того, как были устранены недоразумения между митрополитами Петром и Сергием в связи с самочинным созданием Временного Высшего Церковного Совета 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание Патриарха Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В письме митрополиту Сергию он предложил возносить в церквах свое имя вместо имени митрополита Петра. Митрополит Сергий вступает в переписку с новым претендентом на высшую церковную власть и объясняет ему незаконность его притязаний, ибо поставленный Местоблюстителем митрополит Петр не отказывался от своих прав. «В распоряжении Святейшего, – пишет он, – нет ни слова о том, чтобы он принял власть лишь временно, до возвращения старейших кандидатов. Он принял власть законным путем и, следовательно, может быть ее лишен только на законном основании, то есть или в случае добровольного отхода, или по суду архиереев». В Москве состоялась встреча между двумя митрополитами Агафангелом и Сергием. Переписка продолжалась. В ней принял участие Местоблюститель Патриаршего Престола, который соглашался с передачей полномочий Агафангелу, но митр. Сергий проявил настойчивость. В конце концов недоразумение, грозившее Церкви бедой, было преодолено. 17 июня 1926 год митрополит Агафангел телеграммой уведомил митрополита Сергия об отказе от должности Местоблюстителя.

Одной из главных забот митрополита Сергия как Заместителя Главы Русской Православной Церкви было устроение жизнеспособных и закономерных органов высшего церковного управления. После кончины Патриарха Тихона прекратил свое существование учрежденный им Временный Патриарший Синод. Для образования нового Синода и его легализации – признания его полномочий государственной властью – требовалось нормализовать отношения между Церковью и государством. 10 июля митрополит Сергий обратился в НКВД с просьбой о легализации высшего церковного управления, регистрации его собственной канцелярии и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские соборы и издавать церковный журнал. Одновременно он представил проект обращения к всероссийской пастве. В нем подчеркивалась лояльность Церкви к гражданской власти, при этом, однако, в отличие от обновленческих манифестов, не затушевывались мировоззренческие различия между христианством и материализмом. Отделение Церкви от государства рассматривалось в проекте обращения в качестве гарантии от всякого вмешательства как Церкви в политику, так и государственной власти во внутри церковные дела. Проект этот, однако, гражданскими властями не был признан удовлетворительным, по-прежнему путь к правомерному устройству органов высшего и епархиального церковного управления оставался закрытым. Архиепископ Иларион (Троицкий) обратился с Соловков с призывом к архиереям, ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор, провести избрание Патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом на Патриарший Престол он предложил митрополита Кирилла, срок ссылки которого истекал в ближайшее время. Митрополит Сергий поддержал предложение архиепископа Илариона. К ноябрю было собрано 72 подписи. Но когда эта акция получила огласку, началась волна новых арестов и ссылок архиереев.

В ноябре 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был арестован. Кроме обвинения в проведении нелегальных выборов Патриарха, он обвинялся еще в связях с эмиграцией, которые усмотрены были в его послании к карловацкому Синоду; в этом послании митрополит Сергий предлагал зарубежным собратьям либо воздерживаться от всяких нелояльных выступлений против Советского правительства, либо, если для них это неприемлемо, войти в юрисдикцию зарубежных Православных Церквей, освободив тем самым Патриархию от всякой ответственности за свои действия.

20. Внутренние конфликты в Русском церковном зарубежье в 1920–1930 гг.

2 сентября 1922 года в Карловцах состоялся Архиерейский Собор, который постановил выразить сыновнее послушание Патриарху, упразднить Высшее Церковное Управление, созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор Русской Православной Церкви, которому и были впоследствии переданы все полномочия Высшего Церковного Управления. В Синод были избраны митрополиты Антоний и Евлогий, архиепископ Феофан, епископы Гавриил и Гермоген. Епископ Вениамин предлагал, чтобы Синод возглавил митрополит Евлогий, т.к. Патриарх назначил его управляющим западноевропейскими церквами. Но вынесено было решение, чтобы председательствовал старейший иерарх – митрополит Антоний. Карловацкий церковный центр не был упразднен, а сохранил свое существование под новым наименованием. Митрополит Евлогий, расходясь с большинством членов Синода, выводил свои полномочия из Указа Патриарха и не считал себя подчиненным Синоду. Митр. Антоний, не желая быть камнем преткновения, решил в 1922 г. удалиться на Афон и принять схиму. Но Афонский Протат, согласившись вначале на приезд маститого русского архипастыря, потом отказал ему в разрешении поселиться на Афоне.

31 мая 1923 года в Сремских Карловцах состоялся очередной Архиерейский Собор, на котором присутствовало 12 епископов. 16 других заграничных архиереев прислали письменные мнения. Всего за рубежом тогда находилось 32 русских епископа. Собор вынес ряд постановлений. В постановлении Собора о Западноевропейской епархии было сказано, что она «на основании прав, данных митрополиту Евлогию указами Святейшего Патриарха Всероссийского..., и вследствие того, что территория ее обнимает не одну страну, как в прочих епархиях, а заключает в себе большую часть европейских государств – выделяется в автономный митрополичий округ». Но на Архиерейском Соборе, состоявшемся в Карловцах 16 октября 1924 года, был поднят вопрос о статусе Западно-европейской митрополии в связи с тем, что митрополит Евлогий не признавал за Архиерейским Синодом канонической власти. 8 голосами против при нескольких воздержавшихся вынесено было решение об упразднении автономии Западноевропейской митрополии. По настоянию митрополита Евлогия, Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его Патриархом.

Напряженные отношения между митрополитом Евлогием и карловацким центром в 1926 году привели к формальному разрыву. На очередном Архиерейском Соборе в Карловцах в июне 1926 года митрополит Евлогий потребовал в первую очередь рассмотреть вопрос об управлении Русской Православной Церковью за границей. Собор отказался менять повестку дня, и митрополит Евлогий покинул Карловцы. Решение Архиерейского Собора о выделении Германии в особую самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко) вызвало резкий протест со стороны митрополита Евлогия. Разрыв стал свершившимся фактом. Митрополита Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции. В юрисдикции Карловацкого Синода остались русские приходы на Балканах, в Германии и на Дальнем Востоке. На очередном Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1927 года в Карловцах, митрополит Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении. В ответ на это митрополит Евлогий обратился с посланием к духовенству и приходам, в котором отверг решения, принятые в Карловцах, как неправомочные.

Еще в 1926 году Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий обратился к своим собратьям-архиереям, оказавшимся за рубежом, с настоятельным советом уклоняться от политической деятельности: отказ от антисоветской политики являлся непременным условием для того, чтобы сохранить их связь с Патриархией. Если же такая линия окажется слишком трудна для них, то митрополит Сергий предлагал им и иной выход – войти в юрисдикцию других автокефальных церквей и тем избавить Патриархию от ответственности за их политические выступления. Но карловацкие иерархи не последовали его совету, исполненному скорби о разделении, понимания сложности ситуации, в которую попали церковные деятели эмиграции, и заботой о сохранении канонических церковных устоев.

1 июля 1927 года Временный Синод в Москве издал постановление с требованием к зарубежному духовенству прислать в Патриархию обязательства в том, что оно «не допустит в своей общественной, в особенности церковной, деятельности ничего такого, что может быть принято за выражение нелояльности Советскому правительству». Назначен был и срок – 15 октября, после которого не подавшие такого заявления увольнялись из клира Московской Патриархии. Увольнение грозило и нарушившим свои «обязательства». «Подписки о лояльности» были поданы митрополитом Евлогием, архиепископом Литовским Елевферием, архиепископом Японским Сергием и некоторыми другими архиереями, но епископы, находившиеся в ведении карловацкого Синода, решительно отказались пойти на этот ша г. Митрополит Антоний в ответ на требование митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода издал окружное послание, составленное в крайне раздражительном тоне. Архиерейский Синод в Карловцах 5 июля 1928 г. вынес постановление: «Настоящий указ в положение Заграничной Церкви ничего нового не вносит. Он является повторением того же пресловутого указа Святейшего Патриарха Тихона в 1922 году, в свое время решительно отвергнутого всей Заграничной Церковью...» Часть священников во Франции, не подавших обязательств, перешла в юрисдикцию карловацкого Синода.

В 1930 г. в связи с гонениями на Церковь в СССР по всей Англии были проведены моления о страждущей Русской Церкви. Митрополит Евлогий находился в это время в Англии и участвовал в этих молениях. 10 июля 1930 года Митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод уволил Митрополита Евлогия от управления русскими приходами в Западной Европе «за нарушение данного им обещания». Управление Церквами в Западной Европе поручено было епископу Литовскому Елевферию. Но митрополит Евлогий не подчинился Патриархии. В феврале 1931 года он «без отпускной грамоты» вместе со своей митрополией перешел в юрисдикцию Патриарха Константинопольского, который образовал из русских приходов в Западной Европе Экзархат, даровав митрополиту Евлогию сан Экзарха. 30 апреля 1931 года митрополит Евлогий и его сторонники были запрещены в священнослужении Временным Патриаршим Синодом в Москве.

Из викарных архиереев Западноевропейской митрополии верность Матери-Церкви сохранил епископ Вениамин (Федченков), в юрисдикцию которого вошло несколько православных приходов во Франции. В марте 1933 года возведенный годом ранее в сан архиепископа Венимамин (Федченков) был направлен Патриархией в Соединенные Штаты временным Экзархом для устроения там канонически правомерной церковной жизни религиозной диаспоры. Автономия Северо-Американской епархии была упразднена, а митрополит Платон запрещен в священнослужении. Но приговору Московской Патриархии он не подчинился. В апреле 1934 года Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола обратился к Патриарху Сербскому Варнаве, оказавшему гостеприимство карловацкому Синоду, с просьбой об увещевании архиереев, вышедших из повиновения Патриархии. Вновь высказано было предложение войти им в юрисдикцию других Церквей, в частности Сербской. Но отклика на призыв к нормализации церковных отношений не последовало, и 22 июня 1934 года митрополит Сергии вместе с Синодом издали указ о запрещении в священнослужении карловацких иерархов. 10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия о запрещении в священнослужении. Митрополит Антоний (Храповицкий) скончался 10 августа 1936 г. Новым Председателем Архиерейского Собора был избран Митрополит Анастасий (Грибановский), в прошлом занимавший Кишиневскую кафедру, возведенный в сан митрополита в 1935 году Патриархом Сербским Варнавой.

21. Взаимоотношения Московской Патриархии с Русским церковным зарубежьем в 1920–1930-е гг.

2 сент. 1922 г. в Карловцах сост. архиерейск. собор, котор. выразив сыновнее послушание Патриарху, упразднил Высшее Церковное Управление (ВЦУ), созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор РПЦ, которому и были впоследствии переданы все полномочия ВЦУ. В Синод избраны митр-ты Антоний и Евлогий, архиеп-п Феофан, еп-пы Гавриил и Гермоген. Еп. Вениамин предлагал, чтобы Синод возглавил митр. Евлогий, т.к. Патриарх назначил его управляющим зап.-европейскими церквами. Но вынесено решение, о председательстве старейш. иерарха – митр. Антония (Храповицк.). Т. о. Карловацкий церковный центр не упразднен, а сохранен под новым наименованием. Митр. Евлогий, расходясь с больш-вом членов Синода, выводил свои полномочия из Указа Патриарха и не считал себя подчиненным Синоду. Митр. Антоний, не желая быть камнем преткновения, решил в 1922 г. удалиться на Афон и принять схиму. Но Афонский Протат, согласившись вначале на приезд маститого русского архипастыря, потом отказал ему поселиться на Афоне. 31 мая 1923 г. в Сремских Карловцах состоялся очередной Собор (12 епископов). 16 других заграничн. архиереев прислали письменные мнения. Всего за рубежом - 32 русск. епископа. В постановлении Собора, Западноевропейская епархия (ЗЕЕ), на основании прав, данных митр. Евлогию указами Патриарха и вследствие распространения на территории многих евр. гос-в – выделяется в автономный митрополичий округ. Но на Соборе, в Карловцах 16 окт. 1924 г., поднят вопрос о статусе Западно-европейской митрополии (ЗЕМ) в связи с тем, что митр. Евлогий (Георгиевский) не признавал за Архиерейск. Синодом канонической власти. 8 голосами «против», при нескольких воздержавшихся, вынесено решение об упразднении автономии ЗЕМ. По настоянию митр. Евлогия, Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его Патриархом. Напряжения между митр. Евлогием и карловацким центром в 1926 г. привели к формальному разрыву. На очередн. Соборе в Карловцах в июн. 1926 г. митр. Евлогий требовал в 1-ю очередь рассмотреть вопрос об управлении РПЦ за границей. Собор отказался менять повестку дня, и митр. Евлогий покинул Карловцы. Решение Собора о выделении Германии в особую самостоят. епархию с еп-пом Тихоном (Лященко) вызвало протест митр. Евлогия. Разрыв стал фактом. Митр. Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции. В юрисдикции Карловацкого Синода - русские приходы на Балканах, в Германии и на Дальнем Востоке. На очередном Архиерейском Соборе, в янв. 1927 г. в Карловцах, митр. Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении. В ответ митр. Евлогий обращ. с посланием к духовенству и приходам, отверг. решения в Карловцах, как неправомочные. Еще в 1926 г. Патриарш. Местобл-ль (ПМ) митр. Сергий обратился к архиереям оказавш-ся за рубежом, с советом уклоняться от политич. деятельности, для сохранения связи Моск-м Патр-том (МП). Если такая линия им трудна, то митр. Сергий предлагал им войти в юрисдикцию других автокеф. Ц-вей, чем избавить МП от ответственности за их политику. Но карловацкие иерархи не последовали его совету. 1 июля 1927 г. Временный Синод в Москве издал постановле с требованием к зарубежному дух-ву прислать в МП обязательства в том, что оно не допустит в своей общественной и церк. деятельности ничего, что может быть выражением нелояльности к СовВласти. Не подавш. такого заявлен. увольнялись из клира МП. «Подписки о лояльности» поданы митр. Евлогием, архиеп. Литовским Елевферием, архиеп. Японским Сергием и другими. Но еп-пы, из ведении карловацкого Синода, решительно отказались. Митр. Антоний издал окружное послание, в раздражительном тоне. Часть свящ-ков во Франции, не подавших обязательств, перешла в юрисдикц. карловацкого Синода.В 1930 г. в связи с гонениями на Ц-вь в СССР по всей Англии были проведены моления о страждущей РПЦ. Митр. Евлогий наход. тогда в Англии, участвовал в этих молениях. 10 июля 1930 г. митр. Сергий и Врем. Патри-ший Синод (ВПС) уволил митр. Евлогия от управл-я русск. приходами в Зап. Европе «за нарушен. данного обещания». Управление поручено еп. Литовскому Елевферию. Но митр. Евлогий не подчинился МП. В феврале 1931 г. он «без отпускной грамоты» вместе со своей митрополией перешел в юрисдикцию Конст-го патр-та, который образовал из русских приходов в Зап. Европе Экзархат, - митр. Евлогию сан Экзарха. Евлогий и его сторонники были запрещены в служении ВПС. Верность МП сохранил только еп. Вениамин (Федченков), в юрисдикц. которого вошло несколько приходов во Франции. В марте 1933 г. в сане архиеп. Венимамин (Федченков) направлен в США времен. Экзархом для устроения канонически правомерной церковной жизни диаспоры. Автономия Сев.-Американск. епархии была упразднена, а митр. Платон запрещен в священнослужении. Но не подчинился. В апр. 1934 г. митр. Сергий (Страгородский) обратился к Патр-ху Сербскому Варнаве, с просьбой об увещевании архиереев, вышедших из повиновения Патриархии и с предложением войти им в юрисдикцию Сербской и др. поместн. ц-вей. Отклика на призыв не последовало, и 22 июня 1934 г. митр. Сергии вместе с Синодом издали указ о запрещении в служении карловацких иерархов. 10 сент. 1934 г. Архиер-й Собор в Карловцах отверг указ митр. Сергия. По смерти митр. Антония (Храповицкого) новым Председ-м Архиер-го Собора был избран митр. Анастасий (Грибановский) – ех-Кишиневский, возвед. в сан патр. Варнавой Сербским. В епархиях оказ. после гражд. войны за пределами СССР (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша), Указом Патр-ха и Синода 28 сент. 1921 г. Правосл. Ц-ви в Польше предоставлена широкая автономия. Польск. правит-во инспирировало автокефал. движение в православных епархиях Польши. Но лишь два арх-рея сочувствовали этому: архиеп-пы Минский Георгий (Ярошевский) и Волынский Дионисий (Валединский). Назнач. патр. Тихоном на Варшавскую кафедру архим-та Серафима (Чичагова) поляки не пустили в страну. Тогда 5 окт. 1921 г. Экзархом в Польше назнач. архиеп. Георгия. По его убийству 8 февр. 1923 г. архиеп-п Дионисий (Валединский) стал интенсивно домогаться автокефалии, удостоин Патр. Константинопольским сана митр. Варшавского и Польши. 17 сент. 1925 г. Томос Пат-ха Вселенского провозгласил автокефалию Польской Ц-ви. Епископы, не одобрившие и стремившиеся к единству с РПЦ, – Елевферий (Богоявленский), Пантелеймон (Рожновский), Алексий (Громадский) преследовались. При Пилсудском Польское правит-во, стремившееся к полонизации украинцев и белорусов, подвергло Православн. Ц-вь жестоким гонениям. В Польше было уничтожено более 200 православных храмов, разрушен кафедральный собор в Варшаве. В течение одного только месяца в 1937 году было взорвано 114 церквей. Часть ц-вей власти передали униатам, но попытки возрожд. унии в Западной Белоруссии и на Волыни не увенчались успехом. Очаги Православия в Польше в 20-30-е гг. - Почаевская Лавра и Жировицкий Успенский мон-рь. Нормализация отношений РПЦерковью и ПЦ в Польше произошла уже после 2-й миров. войны. Вмешат-во Конст-польской Патриархии (патр-х Мелетии IV) негативно для устроения ц-вей в Латвии, Эстонии и Финляндии. Патр. Тихон даровал Финской Ц-ви автономный статус. Правит-во Финляндии хотело отрыва Фин. ПЦ от РПЦ. Вопреки протесту правящего архиеп. Серафима (Лукьянова), Герман (Аав) без пострига был хиротонисан в Конст-поле в еп-па. Архиеп. Серафим удален из страны, а Герман (Аав) возглавил Русск. Ц-вь, котор. перешла в юрисдикцию Конст-поля. В 1923 г. Эстонск. правит-во перевело автономн. Эстонскую Церковь в юрисдикцию Конст-польского Патриарха, под началом архиеп. Александр (Паулус), возведен Конст-полем в митр-ты. Правит-во Латвии также оказывало давление. Не разреш. въезд в Латвию ни митр. Серафиму (Чичагову), ни архиеп. Геннадию (Туберозову), предлож-х патр. Тихоном на Рижск. кафедру. Лишь по провозглашении Автономии Латвийской Ц-ви власти разрешили приехать в Ригу архиеп. Иоанну (Поммеру), латышу. Патр. Тихон предоставил ему широкие полномочия в рамках церковной автономии. Архиеп. Иоанн был верен МП РПЦ, хотя, и не афишировал это (в ночь 11-12 окт. 1934 г. убит). Латвийск. епархия вошла в юрисдикцию Конст-польского Патриарха. Правящим архиереем стал митр. Августин. Митр. Литовский Елевферий (Богоявленский), изгнанный поляками из Вильно (Вильнюс), перебравш. в Каунас (Литва), хранил молитвенно-каноническое единение с МП РПЦ; а с 1930 г., помимо управления Литовск. епархией, возглавил приходы в Западной Европе, оставшиеся в юрисдикции Моск. Патриархии. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в СССР. Епархии, расположенные на этой территории, в 1941 году были возвращены в юрисдикцию Московской Патриархии. Митр. Сергий (Страгородский) назначил своим Экзархом в Прибалтике митр. Сергия (Воскресенского), который после кончины митрополита Елевферия (в 1940 году) занял Виленскую кафедру.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта