Главная страница

история. вопросы к экзамену. история.. 1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период


Скачать 162.93 Kb.
Название1. Общая характеристика новейшего периода истории Русской Церкви. Периодизация Древний период
Анкористория
Дата25.08.2022
Размер162.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену. история..docx
ТипДокументы
#652860
страница10 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Всемирные и региональные организации

Сепаратистские движения и объединения организовали ряд всемирных и региональных международных организаций. Главная среди них Организация наций и народов, не имеющих представительства позиционирует себя как аналог ООН. Постсоветские непризнанные и частично-признанные территории организовали Содружество непризнанных государств как аналог СНГ, а также движение За демократию и права народов и вместе с постюгославсккими территориями ранее — Союз непризнанных государств. В Европейском союзе действует Европейский свободный альянс — объединение партий разных стран, имеющих сепаратистскую направленность.

Новый Союз

Ещё в дни распада СССР было предложено создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), войти в который 14 ноября 1991 предварительно согласилось семь республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия,Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). ССГ так и не был создан.

Союзное государство России и Белоруссии

Реальное воплощение идея нового союза обрела в виде Союзного государства России и Белоруссии, которое находится в этапе мягкой конфедерации и включает пока только две бывшие союзные республики.

Конфедеративный Союз России и Белоруссии или Союзное государство России и Белоруссии было организовано 2 апреля 1997 на базе ранее (2 апреля 1996) созданного Сообщества России и Белоруссии. Идея его создания принадлежала президенту Белоруссии А. Лукашенко.

Евразийский Союз

В середине 90-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано, предложение президента Казахстана Н. Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).

В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана.

Региональные организации

После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009.

В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

В «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия.ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже премьер-министр Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.

35. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. и его решения.

На Собор прибыли 144 архиерея. Проходил 13-16 августа 2000 г. 11 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Алексий открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий огласил свой доклад «РПЦ на рубеже веков».

14 августа члены Собора обсудили доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», представленный накануне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Основное время было посвящено дискуссии о положении на Украине, включая вопросы статуса Украинской Православной Церкви, соответствующие аспекты межправославных, православно-католических и церковно-государственных отношений. Обсуждалась и тема положения Православия в Эстонии. В дискуссии прозвучал призыв к признанию Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата субъектом права, который не прервал своего существования в 1940 году, но неизменно продолжал действовать на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Его Святейшества, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления.

Затем Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению новомучеников и исповедников XX века и других подвижников веры и благочестия. Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных (в деянии собора явлено более 500 имен) и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. К Собору причислен и ряд местночтимых святых (71 имя).

Собором в сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены как страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Канонизированы и другие святые, послужившие Богу и Церкви в разные исторические периоды.

Собор заслушал доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, посвященный работе комиссии и ряду обсуждавшихся ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

15ав г. был представлен доклад митр. Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС МП, Председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта Основ социальной концепции РПЦ. После обстоятельной дискуссии отцы Собора постановили одобрить Основы социальной концепции.

Во время Архиерейского Собора была вознесена молитва о спасении экипажа российской подводной лодки «Курск», потерпевшей аварию в Баренцевом море. Молебен совершил Святейший Патриарх.

Вниманию участников Собора были представлены на обсуждение и одобрение доклады руководителей Синодальных учреждений Московского Патриархата, посвященные их деятельности в межсоборный период. С докладом о миссионерском служении Русской Православной Церкви выступил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад митрополита Солнечногорского Сергия, управляющего делами МП. О служении РПЦ в области религиозного образования и катехизации Собору доложил игумен Иоанн (Экономцев). Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад архиепископа Бронницкого Тихона. Проблемы духовного образования в Русской Православной Церкви были рассмотрены в докладе архиепископа Верейского Евгения. Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями стало темой доклада епископа Красногорского Саввы.

На заключительном совещании Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митр. Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС МП, о деятельности Отдела в межсоборный период. Доклад был посвящен состоянию церковной диаспоры, межправославным, межхристианским, церковно-государственным и церковно-общественным отношениям, а также некоторым другим вопросам. Основными темами дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. Далее митрополит Кирилл представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После обстоятельной дискуссии и детального рассмотрения каждого раздела Устава он был с поправками принят Архиерейским Собором. Устав вступил в действие после принятия, но подлежит последующему утверждению Поместным Собором.

Затем Собор обсудил и принял Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, Определение об Украинской Православной Церкви (подтверждение широких прав автономии, выражение надежды на уврачевание расколов), Определение о положении Православной Церкви в Эстонии (непризнание канонического статуса приходов Константинопольской юрисдикции, наставление клирикам не вступать в общение с Автономной Эстонской Православной Церковью Конст-го Патр-та) и Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

Участники Собора направили Президенту Российской Федерации В. В. Путину письмо, в котором ставится проблема возврата церковной собственности.

36. Русская Зарубежная Церковь после II мировой войны. Воссоединение с Московским Патриархатом

Мировая война вызвала размежевание в эмиграции. Русские в Америке, сочувствовали победам Красной Армии. Победе русского оружия втайне молился в оккупированном немцами Париже митрополит Евлогий. В Сопротивлении участвовали также архимандрит Афанасий (Сахаров), протоиерей Андрей Сергеенко, В.Н.Лосский, А.Блум (ныне митрополит Сурожский Антоний). Часть эмигрантов, однако, с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз связывала надежду на крушение большевизма. Эти надежды выразились в некоторых официальных заявлениях и проповедях карловацких иерархов и клириков (митр. Анастасий).

После избрания и интронизации Патриарха Сергия восемь карловацких епископов, собравшихся на совещание в Вене, вынесли постановление о недействительности этого избрания. Не признала Русская Зарубежная Церковь и избрание Патриарха Алексия. Сразу после своего избрания Патриарх Алексий I обратился к зарубежным иерархам со словами братского увещания, в которых призывал их к воссоединению с Матерью-Церковью. Призыв этот возымел известный успех. В октября 1945 г. в Харбин была направлена церковная делегация во главе с архиеп. Ростовским Елевферием (Воронцовым) для переговоров с архиереями карловацкой юрисдикции, находившимися в Китае. В результате переговоров архиепископ Елевферий и митрополит Мелетий (Заборовский), возглавлявшие Харбинское епископское совещание, подписали акт о воссоединении Дальневосточной Православной Церкви с РПЦ. С Матерью-Церковью воссоединились и русские православные приходы на Балканах: в Югославии и Болгарии, а также некоторые приходы в Германии и Австрии, главным образом в советской оккупационной зоне (позже ГДР). Большая часть карловацкого епископата и духовенства не возобновила, однако, общения с Патриархией.

После войны зарубежный Синод не мог уже оставаться в Югославии, он перебрался вначале в Германию – в Мюнхен, а оттуда в 1950 г. через океан в пригород Нью-Йорка Джорданвилль. После переезда зарубежного Синода иерархия Зарубежной Церкви изменила акценты в своей политической ориентации. Если ранее, при митр. Леонтии, и потом, во время второй мировой войны, карловчане ориентировались на крайне правые политические круги, выступали как последовательные русские националисты, всячески подчеркивали свой монархизм, позволяли себе антизападные, антиамериканские выпады, отождествляли большевизм с масонством, то в Америке эта тенденция хотя и сохранилась, но стала маргинальной; ведущий идеолог Зарубежной Церкви протопр. Георгий Граббе в 50-60-х гг. выступал уже, скорее, как апологет США. Главной темой его обличений архипастырей РПЦ становится обвинение их в том, что они, поддаваясь советской пропаганде, допускают антиамериканские, антизападные заявления. В этом протопр. Граббе видел проявление апостасии, которая делает невозможным признание каноничности Московской Патриархии. Не все члены Зарубежной Церкви разделяли позицию протопр. Георгия Граббе, архиеп. Иоанн (Максимович) старался держаться подальше от политических дрязг, любил Россию и родной ему русский народ; в своей жизни он много пострадал от церковных политиканов. 27.05.1964 ушел на покой глава Зарубежной Церкви митр. Анастасий (Грибановский), архиерей дореволюционного поставления, сохранив за собой почетное председательство в Синоде. 22.05.1965 в возрасте 92 лет митр. Анастасий скончался. Его преемником был избран младший по хиротонии среди архиереев Зарубежной Церкви митр. Филарет (Вознесенский). В 60-х гг. после вступления РПЦ в ВСЦ, в полемических выступлениях карловчан против Московской Патриархии появилась новая тема обвинение ее в экуменической ереси.

В 1965 г. зарубежный Синод причислил к лику святых о. Иоанна Кронштадтского, а вскоре и блж. Ксению Петербургскую, что благоприятно повлияло на отношение православных людей внутри России к Зарубежной Церкви. Состоявшаяся в 1981 г. канонизация новомучеников во главе с имп. Николаем II была проведена без тщательных предварительных исследований обстоятельств жизни и кончины прославленных лиц. В числе канонизированных оказались лица неправославного исповедания: протестантка гофлектриса К. Шнейдер и католик А. Трупп. Тем не менее большинство православных людей в России вполне сочувствовали самому факту канонизации, потому что почитание новомучеников и новых исповедников в России никогда не прекращалось, хотя в условиях советского режима не носило официального церковного характера.

Митр. Филарет (Вознесенский) скончался в 1985 г., его преемником в должности Первоиерарха и председателя зарубежного Синода стал митр. Виталий (Устинов), которому митр. Филарет поручил церковное управление еще при жизни. Перемена в высшем управлении Зарубежной Церковью совпала с началом преобразований в Советском Союзе, которые в конечном счете привели к его распаду. Многим и внутри России, и в диаспоре, в т. ч. и в пастве карловацкой Церкви, казалось, что поскольку исходной причиной разделения послужили политические события – установление коммунистической диктатуры в России, то с ее падением падет и средостение, разделяющее Мать-Церковь и ее отделившуюся часть за рубежом. Но надежды эти оказались далеки от осуществления: в епископате и Синоде Зарубежной Церкви возобладали не примирительные, а агрессивные настроения по отношению к Московской Патриархии. У некоторых иерархов возникла надежда, что с падением советского режима, падет и авторитет Патриархии в верующем народе и церковная власть в России перейдет к епископам-эмигрантам. Другие противодействовали сближению, вероятно, из вполне беспринципного стремлении к сохранению своей фактической самостоятельности и независимости при отсутствии каких бы то ни было канонических оснований для автокефального бытия церковного образования, не имеющего определенной территории и рассеянного по всему миру.

В мае 1990 г. Архиерейским Собором Зарубежной Церкви было принято решение об открытии приходов и епархий на канонической территории Московского Патpиapxaтa. Этим актом зарубежная иерархия вызвала единственно возможную реакцию со стороны духовенства и паствы Русской Церкви. Действия зарубежной иерархии вызвали протест даже у тех мирян и клириков, кто сочувствовал ранее Зарубежной Церкви, разделяя ее политическую идеологию. Т.о., к концу 90-х гг. взаимоотношения зарубежного Синода с РПЦ не изменились к лучшему.

37. Поместный Собор 2009 г. Церковные преобразования при Патриархе Кирилле. Современное состояние Русской Православной Церкви

Патриарх Алексий II (Ридигер) умер в декабре 2008 года – смерть наступила в закрытой ванной комнате, тело нашли не сразу, на стенах, говорят, были следы крови – достаточно поводов для того, чтобы до сих пор обсуждать странности этой смерти).

Для выборов нового патриарха собрали сначала Архиерейский собор (он утверждает кандидатов в патриархи), потом Поместный собор (на нем происходит избрание).

В 2009 году за два дня до Архиерейского собора «Город 812» прогнозировал, что в патриархи будут рекомендованы три митрополита: Смоленский Кирилл, Калужский Климент и Белорусский Филарет. Так и случилось.

На Архиерейском соборе за Кирилла проголосовало 97 епископов, за Климента – 32, за Филарета – 16. Однако это не означало безоговорочной поддержки Кирилла архиреями: большинство (101 из 198) не проголосовало за него.

Результат голосования Поместного собора был более убедителен, несмотря на путаницу в цифрах, ставящую под сомнение умение соборян считать (весь мир в прямом эфире сначала услышал, что членов собора 701 человек, затем – что их 702, и наконец – 700). В итоге было насчитано 508 голосов за Кирилла и 192 против, с учетом испорченных бюллетеней.

«Происшедшее на соборе можно назвать свободным в том смысле, что делегаты добровольно участвовали в отрежессированном спектакле, – писал в 2009 году в «Городе 812» доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин. – Элементами этой режиссуры был и отказ митрополита Филарета от выдвижения в патриархи в пользу Кирилла, и предложение митрополита Владимира Киевского отказаться от третьего кандидата вообще. Сама организация собора и даже рассадка делегатов исключали возможность обсуждения церковных проблем. Речь шла не о давлении на делегатов, а об их подавлении. На соборе Кирилл подавлял масштабом своей личности и стилем ведения заседаний. В результате Архиерейский собор завершился за день вместо запланированных двух, Поместный – за два вместо трех. Все это напомнило съезды КПСС, где делегатская масса утверждала решения политбюро. В данном случае, митрополитбюро.

Административный ресурс использовался. Но ресурс даже не патриархии, а России. За день до собора был заблокирован сайт религиозной информации portal-credo.ru, который смог возобновить работу лишь после избрания патриарха. На время проведения собора в ХХС (официальная аббревиатура храма Христа Спасителя) установили «глушилки» для мобильников. Официальная версия – для того чтобы на делегатов не оказывали «давления». На самом деле – чтобы не было оперативной «утечки информации» о происходящем на соборе. Власть даже попыталась снять с Кирилла пятно «табачно-алкогольной истории» середины 1990-х. Заявила, что в этом деле был замешан не Кирилл, а его оппонент Климент».

Для человека верующего сомнения и колебания – вещь нормальная. В данном случае время этих колебаний совпало с антицерковной кампанией Никиты Хрущева.

Все житие Кирилла свидетельствует, что он колебался вместе с «линией партии». На Поместном соборе 1988 г., в разгар перестройки, 42-летний Кирилл говорил о том, что церковь должна быть понятна народу, о переводе богослужения на русский язык. На Поместном соборе 2009 г. 62-летний Кирилл старался быть понятным власти, и поэтому отрицал необходимость реформ в церкви. Впрочем, именно это «приспособленчество» Кирилла способно в будущем помочь РПЦ. С изменением общеполитической жизни патриаршие взгляды на жизнь могут измениться.

Российской общественности Кирилл известен как телевизионный проповедник и медиаперсона. Он всегда знает, что ждет от него конкретная аудитория.

В 2009 году «Город 812» прогнозировал, усилия нового патриарха будут направлены не только на то, чтобы окончательно встроить церковь в вертикаль власти, но и на то, чтобы укрепить эту вертикаль в самой РПЦ. Если покойный Алексий пытался соблюсти здесь баланс сил, то Кирилл будет где возможно ставить своих людей, стараясь активно контролировать все и вся. Подобная степень централизации власти была в Русской Церкви только в середине XVII века, при патриархе Никоне. Тогда это закончилось расколом.

«И все-таки мне искренне жаль, что Кирилл никогда не будет митрополитом Петербургским, – писал д.и.н. Александр Мусин. – Именно к этому служению его готовил митрополит Никодим. За Кириллом со времени его ректорства в Ленинградской духовной академии в 1974 – 1984 гг. оставался легкий привкус религиозного диссидентства. Даже ходила легенда, что Кирилл подписал письмо с протестом против ввода советских войск в Афганистан в 1979 году.

Но ученик в первые дни после избрания так ни разу и не упомянул своего учителя. Он прекрасно понимает, что в среде московского духовенства, монашества и епископата отношение к Никодиму осторожно-неприязненное как к «экуменисту» и «либералу». В течение двух месяцев своего местоблюстительства Кирилл сделал все возможное, чтобы дистанцироваться в глазах своих возможных оппонентов от наследия Никодима. Это вновь доказывает, что утверждение о «питерских» в московской власти – не более чем миф. Переезжая в Москву, они отрекаются от своего прошлого и начинают жить интересами, клубящимися внутри Садового кольца».

Кирилл был избран патриархом в феврале 2009 года – на полгода раньше Владимира Путина, который стал «преемником» в августе 1999 года.

Кирилл – яркая публичная фигура и все его действия, от жестокого преследования «пусек» до поцелуя с папой Римским, не требуют дополнительного описания. Из неизвестных нецерковной общественности деяний можно назвать административную реформу, вдвое увеличившую число епархий и епископов. Формально она проводилась для «приближения» архипастырей к их пастве. Неформально – для размывания старой аристократии новой, всем обязанной своему сюзерену.

На практике привела к увеличению административной надстройки над приходами, росту числа хрестоматийных владык-самодуров и, в конечном счете, увеличению поборов со священников. Которые должны не только делать регулярные отчисления в епархии, но и подносить епископам со всей их челядью «конвертики» по любому поводу – от именин до «архиерейской службы», когда местный владыка приезжает в приход на богослужение.

Зная этот небольшой бэкграунд, можно проводить параллели между небом (патриарх) и землей (президент).

И страна, и церковь стали жить богаче. В обоих случаях, впрочем, богатство не привело к счастью: расслоение усилилось, справедливости и защищенности стало меньше, а беззакония – больше.

Оба лидера харизматичны и пользуются авторитетом, но оба сидят — каждый на своих — штыках. При этом если в стране – некое подобие корпоративного государства 30-х годов XX века, то в церкви — и вовсе дремучее крепостничество: священник полностью подчинен воле епископа, который может назначить его на приход и снять с прихода, а уйти в другую епархию возможно, только получив в нынешней отпускную грамоту. Обе структуры загнали себя в международную политическую изоляцию.

Но есть одно отличие: если Путин взял Крым, то Кирилл потерял Украину.

Большая и мощная Россия легко забрала у Украины Крым. Богатая и мощная РПЦ проиграла дипломатическую войну Константинопольскому патриарху. Не помогли ни собственные несметные сокровища, ни политическое влияние Кремля. Как же так?

Есть фактор, который сильнее денег, территорий и даже «Искандеров». Называется – моральное старение. Когда ты живешь феодальными схемами, а вокруг тебя – уже постиндустриальное общество, ты неизбежно проиграешь.

Что будет

То и дело ходят слухи, что Путин патриархом Кириллом не слишком доволен, будет менять его на Тихона (Шевкунова). Насколько такое возможно?

То, что Кремль недоволен Московской патриархией, провалившейся на Украине, не секрет. Крушение церковного банка «Пересвет», который не стали спасать, смещение «свечного олигарха», гендиректора художественно-производственного предприятия РПЦ «Софрино» Евгения Пархаева, место которого занял силовик. Все это говорит о том, что Кремль не хочет играть на стороне Кирилла.

Однако от всего этого до смены патриарха – космическое расстояние. И дело даже не в том, что практики отставки с этой должности в русской церкви нет (хотя есть практика извержения из сана решением собора с последующей ссылкой в далекий вологодский монастырь – см. историю патриарха Никона). Правда, устав РПЦ предполагает возможность ухода патриарха на покой – но только по решению поместного собора.

Но дело в том, что патриарх Кирилл полностью контролирует весь церковный аппарат. Подобно Владимиру Путину, он создал вокруг себя пустое поле – у него нет конкурентов, нет никаких альтернативных центров силы, вокруг которых могли бы объединяться недовольные. Митрополит Тихон (Шевкунов), даже если верить в справедливость слухов о его тесных отношениях с Владимиром Путиным, – один против системы.

Конечно, теоретически можно предположить, что патриарх Кирилл отречется от престола под давлением непреодолимых обстоятельств (придут уважаемые люди из других ведомств и скажут: а почему бы тебе не уйти на покой, как это сделал папа Бенедикт). Но зачем Кириллу на это соглашаться, если все под контролем? Тем более что власть, как говорят, – это то, что он любит больше всего.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта