Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Литература Практическое задание 5. Выполнил: Обучающийся Саидова Юлия Алексеевна Преподаватель

  • Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • Задание 4 . (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • Ответ: Поэт

  • Задание 5 . (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Задание 6 . (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Задание 7 . (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • литература нспк. Литература. Практическое задание 5. Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Литература Практическое задание 5


    Скачать 209.53 Kb.
    НазваниеПрограмма среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Литература Практическое задание 5
    Анкорлитература нспк
    Дата16.05.2023
    Размер209.53 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛитература. Практическое задание 5.doc
    ТипПрограмма
    #1134833

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

    Дисциплина: Литература

    Практическое задание 5.


    Выполнил:

    Обучающийся Саидова Юлия Алексеевна

    Преподаватель:

    Черненко Наталья Михайловна


    Задание 1(максимальное количество баллов – 4 баллов)

    Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).

     

    Слышу ли голос твой

    Звонкий и ласковый,

    Как птичка в клетке,

    Сердце запрыгает;

     Встречу ль глаза твои

    Лазурно-глубокие,

    Душа им навстречу

    Из груди просится,

     И как-то весело,

    И хочется плакать,

    И так на шею бы

    Тебе я кинулся.

    Ответ : Это стихотворное носит личный, интимный характера. В нем М. Лермонтов говорит о чувстве, которое отличается простотой, глубиной и человечностью. Автор выражает неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому он стремится – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

    Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

    Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

    Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

    Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)

    Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

     

    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    Ответ : Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне. Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей». Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы».

    Стихотворение «Воробей» Тургенева относится к лирическому роду.

    Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он очень эмоционален.

    Прозаическое произведение И. Тургенева «Воробей» повествует о ситуации, которую автор случайно увидел в саду. Он обозревает отношения между животными, в данном случае, между птицами и собакой, и символически представляет животных как героев, которые в своих действиях отображают человеческие качества.

    Авторская позиция, которую можно увидеть в тексте, заключается в том, что любовь может преодолеть страх. Несмотря на то, что воробей был беззащитен перед собакой и мог легко стать ее жертвой, он все же рискнул и бросился спасать свое детище. Этот акт автор воспринимает как проявление истинной любви, которая может быть сильнее страха и даже смерти.

    С одной стороны, мы видим различие характеров участников конфликта. Собака - это сильное и опасное животное, которое могло бы легко уничтожить воробья и его детеныша. Воробей, напротив, является беспомощным и слабым существом, однако в нем присутствует героизм и любовь. С другой стороны, мы видим сходство между участниками. Как отмечает автор, "Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда", то есть, силы натуры оказались у воробья достаточно мощными, чтобы он решился спасти свое детеныша. Собака в свою очередь тоже не могла остановиться, когда она увидела воробья и ринулась к нему. Оба персонажа были неспособны контролировать свои инстинкты, что было сильнее их желаний или воли.

    Одним из ключевых мотивов произведения является жертвенность. Воробей был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти свое детеныша. Его жертвенный поступок находит отклик у автора, вызывая у него благоговение. Возможно, это иллюстрация того, что человеческий альтруизм может быть вдохновлен именно жертвенностью, которую мы можем увидеть даже у маленькой птицы.

    Таким образом, «Воробей» И. Тургенева - это убедительное напоминание о силе любви и жертвенности, а также о нашем отношении к маленьким существам, которые обитают рядом с нами.

    Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

    Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).

    Моя любимая поэтическая строка.

    Моя любимая поэтическая строка взята из «Гамлета» Уильяма Шекспира: «Быть ​​или не быть, вот в чем вопрос».

    На мой взгляд, она выражает большую долю человеческой души и олицетворяет поиск правильного пути в жизни. Некоторые из нас выбирают путь, полный боли и страданий, но мы продолжаем идти, потому что знаем, что наш путь приведет нас к успеху и счастью. Другие выбирают путь, который освободит их от боли и страданий, хотя не всегда знают, что их ждет на этом пути. Наши ошибки и неудачи являются результатом нашего личного роста и развития. Мы должны принимать все, что происходит в нашей жизни, и использовать это, чтобы стать лучше и сильнее.

    Каждый раз, когда мы стоим перед выбором, мы задаемся этим вопросом и выбираем свой путь. Этот путь может быть индивидуальным и уникальным для каждого из нас, но он всегда приведет нас туда, где мы должны быть.

    Подытожив свое суждение, хочу сказать, что эта поэтическая строка дает мне надежду и силу продолжать искать свое счастье и смело принимать вызовы жизни.

    Задание 4(максимальное количество баллов – 3 баллов)

    Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Толстому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

    Ответ:

    Поэт

    Художественное мастерство

    Доминантная черта

    Ф. Достоевский

    1. Философия

    2. Полифонический роман

    3. Многосюжетность

    4. Психологизм




    Доминантная черта – психологизм.

    «Преступление и наказание»

    А. Чехов

    1. Материалистичность

    2. «Мимический» психологизм

    3. Лирическая ирония

    4. Лаконичность




    Доминантная черта – лаконичность

    «Толстый и тонкий»

    «Смерть чиновника»


    Л. Толстой

    1. «Диалектика души» (психологизм)

    2. «Мысль народная»

    3. Теория «опрощения»




    Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм).

    «Война и мир»

    «Детство»

    «Отрочество»

    Б. Пастернак

    1. Тонкий психологизм

    2. Глубокий символизм

    3. Переход от конкретных ситуаций к размышлениям о вечном

    4. Метафорическая насыщенность




    Доминантная черта – метафорическая насыщенность.

    «Февраль. Достать чернил и плакать»

    "Весна"

    А. Солженицын

    1. Библейские мотивы

    2. Классический эпос

    3. Символичность композиции

    4. Авторская позиция

    5. Многообразие форм иронии




    Доминантная черта –многообразие форм иронии.

    «Бодался телёнок с дубом»

    «Телёнке»

    «Зернышко»

    Задание 5(максимальное количество баллов – 4 баллов)

    Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

    Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

    Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

    Ответ:

    Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

    История создания

    История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

    Направление и жанр

    Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни. С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

    Композиция

    Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

    Смысл названия

    Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

    Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть. Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

    Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.

    Суть: о чём рассказ?

    Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

    Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

    Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

    Главные герои и их характеристика

    Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

    Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.

    Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

    Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

    Проблемы

    Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

    Основная идея

    Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственного цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.

    Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

    Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

    «Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

    Критика

    Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

    Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

    Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

    В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

    Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

    «Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторств«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?

    Задание 6(максимальное количество баллов – 4 баллов)

     Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:

    Вопросы для письменного анализа:

    а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

    Ответ:

    Композиция сочинения линейная. Нет каких-либо скачков во времени повествования. Есть воспоминания о матери и отце в первой части стиха, далее идет сожаление о том, что поэт не знает, когда в родной край в следующий раз вернется. На самом деле это был последний раз, когда он находился в любимой местности.

    б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

    Ответ:

    Лирический герой является патриотом своей малой родины, он скучает по ней, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожит ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.

    Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.

    Основная идея. Испытывая глубокие и сильные переживания, Есенин не находил лучшего способа выговориться, чем написать стихотворение «Я покинул родимый дом» и многие другие.

    в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

    Ответ:

    В стихотворении "Я покинул родимый дом" Есенин использует множество словесных изобразительных и выразительных деталей, которые помогают передать настроение и эмоции героя, а также создают образ жизни в деревне.

    Например, в первых строках стихотворения мы видим как множество переплетающихся образов придают волшебство. Например, Луна сравнивается с лягушкой, которая распласталась на поверхности воды. Природу поэт называет «голубая Русь». Есенин очень нежно отзывается о родном крае. Его образы неповторимы и запоминаются благодаря уникальности.

    Также хочется отметить, что в стихотворении появляются более выразительные слова, которые передают глубокие переживания Есенина:

    • Эпитеты: «голубую оставил Русь», «тихая вода».

    • Олицетворение: «долго петь и звенеть пурге», «стережет… старый клен».

    • Метафоры — «звезды березняк… теплит», «золотою лягушкой Луна распласталась».

    • Сравнения — «словно яблонный цвет».

    Каждое слово, каждая выразительная деталь в стихотворении Есенина играет важную роль в понимании смысла произведения и создании образа героя как человека, который действительно покидает все привычное и знакомое для него.

    г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

    Ответ :

    Одним из главных приемов, используемых Есениным в этом стихотворении, является система повторов. Этот прием придает тексту особую музыкальность и выразительность и создает эффект непрерывности и гармонии. Чередование повторов и варьированных образов создает впечатление плавного перехода от одного настроения к другому, позволяя читалелю почувствоать эмоциональную глубину переживаний автора. Кроме того, такой прием, помогает подчеркнуть тему произведения и основные идеи, которые автор хотел выразить.
    Задание 7(максимальное количество баллов – 3 баллов)

    В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.

    Ответ:

    1. «Бодровские игры» И.С. Шмелева.

    Это повесть о революционном движении в деревне на фоне Первой Мировой войны. Также как и в «Тихом Доне», герои переживают ужасы войны, описывается трагическая судьба людей, ставших жертвой этих событий.

    2. «Судьба человека» М.А. Шолохова.

    Этот роман также затрагивает военную тему – его главный герой, Андрей Соколов, принимает участие в Первой Мировой войне. Также как и в произведении «Тихий Дон» описывается жестокость войны, ее негативное влияние на обычных людей, их судьбы.

    3. «Война и мир» Л.Н. Толстого.

    Этот роман, возможно, является одним из самых известных произведений русской литературы, затрагивающих военную тему. Описание битв, сражений, картины жизни обычных людей на фоне войны – все это присутствует в произведении Толстого.

    4. «Капитанская дочка» А. С. Пушкин.

    В историческом романе автор рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.

    5. «Стихотворения о войне» А. Блока.

    Эти стихотворения посвящены Первой Мировой войне и описывают ее жестокость, болезненный влияние на людей, зависимость от военных лидеров. В них можно увидеть некоторые общие мотивы с «Тихим Доном», такие как описание сложной судьбы обычных людей, которых не оставляют в покое война и политика.

    Пермь - 2023


    написать администратору сайта