Главная страница

курсовая. программа. Программа внеурочной деятельности вокальной группы Веселая нотка


Скачать 116 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности вокальной группы Веселая нотка
Анкоркурсовая
Дата24.01.2021
Размер116 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлапрограмма.doc
ТипПрограмма
#170856


Рабочая программа

внеурочной деятельности вокальной группы

«Веселая нотка»

Срок реализации: 1год
ФИО составителя:

Мухачева Надежда

Лядова Людмила

Группа 350


Пермь 2017

Содержание

Пояснительная записка 1 класс

3

Учебно-тематический план 1 класс

5

Содержание курса 1 класс

5

Календарно тематическое планирование

7

Требования к уровню подготовки обучающихся 1-го года обучения

10

Список литературы

11



























Пояснительная записка (1 класс)

         Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

        Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Веселые нотки»   составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.

         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

          Дети 6-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Рабочая программа рассчитана на 33 ч. в год: 1 час в неделю.           

      Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

       Задачи:

      1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

        2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

        3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

        4.Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

           Программа предполагает реализацию следующих принципов:

          1)Принцип всестороннего развития.Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

        5) Принцип единства художественного и технического развития голоса.Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Учебно-тематический план 1 класс

 

Перечень разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

16

2

14

Раздел 2.Музыкально-теоретическая подготовка

12

8

 4

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

5



5

Итого:

33

10

23


Содержание курса 1 класс

        Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом.        Искусство пения – искусство души и для души.

        Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала  на чувства слушателей и исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.  

       «Ни слуха, ни голоса»  и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать  вокальные способности.

      I.Вокально-хоровая работа

       1.Знакомство с голосовым аппаратом

       Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.  Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.

      Знакомство с детьми, изучение  способности к пению.

      Координационно-тренировочные занятия.

      2. Певческая установка. Унисон.       

      3. Дикция (1 час):      

     Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

       Разучивание скороговорок

       4. Работа в ансамбле

       Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность  работы над звуком.

1.   Работа над репертуаром;

2.   Разучивание распеваний;

3.   Работа над чистотой интонации;

4.      Определение примерной зоны звучания;

5.      Работа над мелодическим слухом;

6.      Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

7.      Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

8.      Работа над расширением певческого дыхания;

9.      Совершенствование дикции;

10.   Работа над ритмическим слухом;

12.  Работа над расширением диапазона;

13.   Работа над художественным исполнением произведений.

II.Музыкально-теоретическая подготовка

1.Дирижерский жест

2.Основы музыкальной грамоты:

Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.

Мелодия – душа музыки.

Тембр – окраска звука.

Лад. Мажор. Минор.

Ритм – основа жизни и музыки

Темп – скорость музыки

Динамика – сила звука

3.Пластическое интонирование (4 час)

П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков».

       4.Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.

      III. Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

        1.Подготовка к концертным выступлениям

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»

        2.Праздники, выступления, конкурсы
Календарно-тематическое планирование 1 класс


занятия

 

план

факт

Темы занятий

Содержание занятий

1

 

 

Введение

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Искусство пения – искусство души и для души.  Музыка в нашей жизни.

2

 

 

Знакомство с голосовым аппаратом

Путешествие в королевство Пения

Определение примерной зоны звучания

3

 

 

Певческая установка. Унисон

Выработка правильной осанки при пении

Разучивание распевок

Разучивание  песни

4

 

 

Дирижерский жест

Усвоение основных дирижерских жестов

Разучивание  песни

5

 

 

Праздничный концерт ко дню Учителя

Участие детей в праздничном концерте

6

 

 

Дикция

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок

7

 

 

Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот

Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

«Птица-музыка» - разучивание

8

 

 

Мелодия – душа музыки

Работа над мелодическим слухом

«Птица-музыка - разучивание

9

 

 

Песни из любимых мультфильмов

«Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

10

 

 

Тембр – окраска звука

Игра «Догадайся, кто поет»

работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы;

11

 

 

Ритм – основа жизни и музыки

Упражнения на развитие ритма

 

12

 

 

Темп – скорость музыки

Вокальные импровизации на стихи А. Барто

13

 

 

П.И. Чайковский. «Детский альбом»

Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков»

14

 

 

Мои любимые песни

Исполнение песен по желанию детей – «Подарок Дедушке Морозу»

15

 

 

Вокруг елки хоровод

Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику

16

 

 

Новый год стучится в окна

Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале

17

 

 

«Угадай мелодию»

Игра на знание детских песен

18

 

 

П.И. Чайковский «Вальс цветов»

Ритмические упражнения

Видеосюжет из мультипликационного фильма со звучанием «Вальса цветов». Пластическое интонирование

19

 

 

Динамика – сила звука

«Мамочка милая» - разучивание

Работа над расширением певческого дыхания

20

 

 

Мои любимые песни

«Мамочка милая» - разучивание

Работа над дикцией

Составление афиши концерта

21

 

 

Сводная репетиция праздничного концерта

Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства

22

 

 

Концерт «Милая мама»

Участие в концерте, посвященному дню 8 Марта

23

 

 

Два брата Лада

Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» - разучивание

«Веселый и грустный цыпленок» - разучивание

24

 

 

Лад. Мажор. Минор

Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» - разучивание

Пение мажорного и минорного звукоряда

25

 

 

Инсценирование фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» - разучивание

Работа над художественным исполнением

26

 

 

Прощание с азбукой

Выступление перед родителями, учителями

27

 

 

Дружная семья

«Мой дед уходил на войну» - разучивание припева

Сказочное знакомство с длительностями нот

28

 

 

«Музыкальная азбука»

«Мой дед уходил на войну» - разучивание припева

Загадки на знание музыкальных терминов

29

 

 

Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 Мая

Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением

30

 

 

«Нам мир завещано беречь»

Участие в праздничном концерте

31

 

 

Сводная репетиция к празднику «Последнего звонка»

Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением

32

 

 

Праздник в школе «Посдедний звонок»

Выступление детей на празднике «Последнего звонка»

33

 

 

До новых встреч с музыкой

Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения

 

     
Требования к уровню подготовки обучающихся 1-го года обучения

          Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

·         передача простого ритмического рисунка;

·         четкая дикция;

·         свободное владение дыханием;

·         способность передать характер произведения;

·         репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

·         музыку разного эмоционального содержания;

·         музыкальные жанры (песня, танец, марш);

·         одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

·         средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм;

·         музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

·         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Список литературы

1.Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

2.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

3.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

7.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: 



написать администратору сайта