Главная страница
Навигация по странице:

  • СОСТАВИТЕЛЬ: Токарева Александра Анатольевна, Преподаватель, хормейстер Образцового коллектива

  • Детского фольклорного ансамбля «Зарянка» АУ «ДК «Родина» Программа рассмотрена

  • Художественным советом АУ «ДК «Родина» и рекомендована к утверждению

  • «___» _______________200__ Химки,2022

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Цель: -Обеспечение развития творческих вокальных задатков детей в школах дополнительного музыкального образования на основе лучших образцов народных песен Задачи

  • Разбить на 3 пункта – О, Р, В)

  • народное пение. Программа вокал. Народное пение


    Скачать 78.54 Kb.
    НазваниеПрограмма вокал. Народное пение
    Дата19.01.2023
    Размер78.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файланародное пение.docx
    ТипПрограмма
    #895030
    страница1 из 2
      1   2

    АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

     

    «ВОКАЛ. НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

     

     (Пособие для преподавателей ДМШ, ДШИ и руководителей детских певческих коллективов ДК и ДДТ)

     

    срок реализации от 3 лет и более

    Уровень реализации основное общее образование

    возраст обучающихся 6-14 лет

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                           СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                       Токарева Александра Анатольевна,

    Преподаватель, хормейстер Образцового коллектива

    Детского фольклорного ансамбля «Зарянка»

    АУ «ДК «Родина»

                                                                    Программа рассмотрена

    Художественным советом АУ «ДК «Родина»                                                                                         

     и рекомендована к утверждению

          «___» _______________200__

     

     

     

                                                                                         Химки,2022

    Информационная карта

    1.Составитель программы: Токарева Александра Анатольевна

    2.Образование:   высшее

    3.Должность: Хормейстер

    4.По данной программе работает: 13 лет

    5.Название программы:  « Вокал. Народное пение»

    6.Название учреждения: АУ «ДК «Родина» г.о. Химки Московская область

    7.                 Классификация программы:

    -                     по типу – модифицированная;

    -                     по цели – развивающая художественную одаренность;

    -                     по виду деятельности – художественная;

    -                     по уровню содержания – общекультурный уровень;

    -                     по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная;

    -                     по половому признаку – смешанная;

    -                     по форме реализации – индивидуальная;

    8.Срок реализации программы – от 3 лет и более.

    9.Часовая нагрузка в неделю 

    10.Формы итоговой  аттестации –  академический концерт, экзамен.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

     

    Актуальность и педагогическая целесообразность

     

     НОВИЗНА ПРОГРАММЫ заключается в том, что подобные программы по постановке детского голоса в народной манере пения в ДМШ не разработаны. И поэтому, опираясь на соответствующую педагогическую и методическую литературу, была составлена данная программа. Программа разработанная на основе фольклора, предназначена для преподавателей и ориентирована на работу с учащимися ДМШ, ДШИ, ДХШ и детских певческих коллективов.

    Принятая за основу программы методики работы и теоретические  разработки по постановке голоса опирается на опыт педагогической деятельности в области народного певческого искусства: профессоров Российской  Академии музыки им. Гнесеных г. Москва  Н. К. Мешко и Л. В. Шаминой; преподавателя Музыкального колледжа им. К.Э. Раутио г. Петрозаводска  Л.В. Соловьёвой; преподавателя- доцента П.А. Сорокина, профессора А.А. Антиповой.

     Учебная программа была разработана автором для Образцового коллектива детского фольклорного ансамбля «Зарянка» АУ «ДК «Родина» г.о. Химки Московской области. Данная программа утверждена художественным советом АУ «ДК «Родина» и управлением культуры г.о. Химки Московской области. Рассматривалась и рецензировалась ведущими специалистами в области  фольклора и народного пения: Профессором Королёвым В.В., Заслуженным работником культуры России Астафьевой Г.В; Заслуженным артистом России Литвиненко А.А.;

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    НАРОДНАЯ МАНЕРА ПЕНИЯ И ФОЛЬКЛОР

     

                 В современной действительности, в связи с социальными изменениями и другими сложными и противоречивыми явлениями нашей эпохи, народное песенное искусство стало уходить из быта и приобретать новые сценические формы бытия.       

               Народное пение в настоящее время развивается по двум направлениям: фольклор и народная манера пения.

    Фольклор - это сохранение бытовых (аутентичных) образцов народного пения, культивирующих одну   певческую культуру, с сохранением языка, диалекта и исполнительской манеры. Это, в первую очередь, передача народной характерности (диалект, традиции, обряды). Это местный стиль.

     Каждый из певческих стилей (в фольклоре) требует глубокого изучения. Скороспелое, поверхностное освоение качества произношения различных народных говоров может привести к обратному результату: со сцены в механическом копировании диалектное пение может выглядеть, как пародия.

              У фольклорных песен в основном диапазон не большой - до кварты. Хоровые партии в районе секунды. Все очень близко. Но спеть их – тоже нужно иметь хороший гармонический слух. В фольклоре приветствуется самопроизвольная импровизация, вариации, придуманные подголоски.  

               Фольклорное направление имеет другие задачи, в отличие от вокальной постановки голоса в народной манере, как творческие, так и педагогические. 

              Обучение фольклорному (диалектному) пению - это одно из направлений народного пения. Это другое направление.

     

                 Народная манера пения – это профессиональная подготовка голоса, которая рассчитана на более профессиональное мастерство, где певец-исполнитель, является, прежде всего, артистом, а сценическое искусство – это самостоятельное искусство, обладающее своими законами сценической речи, которые также, должны изучаться, как и законы фольклора.

               Культура народного пения создавалась веками. В результате глубокого развития, она сформировалась в цельный художественный мир. Искусство народного пения - исполнительское и вокальное, при всем своем многообразии и развивающемся характере приобрело устойчивые, типичные черты, выработало свои вокальные и художественные законы, свои исполнительские средства, т.е. оформилось в школу народного пения. Она устойчиво передавалось из поколения в поколение, обогащаясь и совершенствуясь с течением времени.

            Школа народного пения сформировалась в городе после революции, с появлением государственных народных хоров (хор Пятницкого).

           Большое развитие получила в советский период при институте Гнесиных (г. Москва) под руководством Нины Константиновны Мешко, основателем Северного Государственного народного хора. В Петербурге основателем профессиональной школы народного пения была Анна Алексеевна Эпова.

           А до тех пор пели, как «Бог на душу положит», а вернее кричали. И сейчас многие кричат. Петь могут немногие. Ведь бабушек, живущих в деревне, никто не учил петь. Они в основном пели на связках (кричали), поэтому к старости у них почти нет голоса, они все охрипшие.  Некоторые это выдают за эталон народного пения. Я с этим не согласна. Особенно этим грешат музыканты - теоретики, которые занимаются сбором и обработкой фольклора.

          Выше я уже сказала, что фольклор – это одно, это стиль, а исполнять этот фольклор правильно вокально – это другое.

          Народное пение - это синтезированный вид искусства. Обучение пению – это многогранный и очень сложный процесс, протяженный во времени, требующий многих усилий. Постановка голоса – это своего рода школа, в понятие которой входит: определённая педагогическая система вокального воспитания, совокупность певческих знаний, навыков и умений. Это всеобщие компоненты вокального искусства: певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, звукообразование, подвижность артикуляционного аппарата, точность и чистота произношения гласных, мягкая атака  как основной прием   «вхождения» в звук, ровное канителеное звуковедение. (Кантилена – основной вид звуковедения в пении, основанный на технике legato, достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных).

     

                    Народное пение отличается образностью, без смыслового содержания не может быть песни.

                    В репертуаре исполнителя народных песен обязательно присутствуют авторские песни, написанные в народном стиле. А их исполнение требует особых певческих навыков. У них, как правило, широкий и большой диапазон. А это требует большого труда, чтобы правильно, красиво исполнить данное произведение.

                   Педагог, занимающийся постановкой голоса у детей (вокалом) обязан понимать, какие технические и эстетические нормы народного пения относятся к постановке голоса в народной манере, а какие к стилю исполнения.

                  У народного концертного пения, как бы два идеала – песенный фольклор и профессиональное вокальное искусство.

                  Главная задача (общаяпроп) - аганда народной песни. В традиционных песнях раскрывается история культуры народа.  Наша задача - познакомить детей с лучшими образцами народно-песенного искусства. Способствовать формированию художественного вкуса учащихся, научить детей правильно ориентироваться в современном потоке разнообразной музыкальной информации.

     

    АКТУАЛЬНОСТЬ данной  программы в том, что современные дети, именно в этот период детства, в условиях разнообразного музыкального потока музыки не имеют достаточного опыта восприятия произведений, имеющих подлинно художественную ценность (пример – народная песня).  Народная песня - прекрасный способ эстетического воспитания детей.

                Народная песня - частица высокой духовной культуры нашего народа, и то, что сегодня она нам дает. Значение ее в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. Известно, что широта бытования фольклора находится в прямой связи с преемственностью традиций и нужно сделать все, чтоб именно дети, подростки, молодежь подхватили народную песню, дали ей второе дыхание: “Запоют дети - запоет вся страна!”

            Многогранность народной песни способствует воспитанию художественного вкуса. Фольклор является универсальным средством этого развития. Образы добра, счастья, любви, воспетые в произведениях фольклора -в е ч н ы .

           «Образцы народной музыки  должны стать национальным достоянием, родным языком, потому что содержат в себе  эстетические и этические ценности, облеченные в простые и ясные формы». (З. Кодай)

    Цель:

    -Обеспечение развития творческих вокальных задатков детей в школах дополнительного музыкального образования на основе лучших образцов народных песен

    Задачи:

    - научить владеть своим голосом (пользоваться дыханием, обладать хорошей дикцией) - научить правильно петь

    - пропаганда народной песни

    -познакомить детей с лучшими образцами народно-песенного искусства

    -научить детей мыслить средствами и образами народной песни

    -сформировать комплекс музыкально-исполнительских (сценических) навыков у детей

    -подготовить детей к творческому самовыражению, умению самостоятельно создавать   подголоски, варианты напевов, исполнять обработки различной степени сложности  и авторские произведения, написанные  в народном стиле

    - способствовать формированию художественного вкуса учащихся

    - научить детей правильно ориентироваться в современном потоке разнообразной музыкальной информации  Разбить на 3 пункта – О, Р, В)

     

     

               ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

     

    Форма обучения - урок и концертная деятельность.

    Учебный план  программы предполагает следующие занятия:

    - постановка голоса (вокал) -  2 урока в неделю по 45мин.

    Один урок с концертмейстером, другой – a’ capella.

    Количество часов в год: 68.

    В урок входят: дыхательные упражнения, распевка, пение, ритмические и танцевальные упражнения. 

              Протяженность урока – 45 минут. Занятия индивидуальные. Такая форма обучения позволяет использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, выявлять его индивидуальные способности.

     

          Чтобы обучить детей сольному народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание (вокал – постановка голоса).

          В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции, единой манеры пения и говора.

          Иногда встречаются дети с ярко выраженной академической манерой пения. Их нужно сразу же отдавать специалистам.

                    Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнение.

                    Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль.

                   Невозможно перечислить все качества, которые необходимы педагогу в его нелегком труде. Педагог, работающий с детьми, должен обладать целым комплексом различных дарований. Обладать чувством юмора и фантазией, иметь богатое воображение, а самое главное - любовь к детям.

         На успех в творчестве можно рассчитывать тогда, когда ученик испытывает любовь к своему педагогу. Педагог, работающий с детьми, обязательно должен быть не только добрым человеком, но и интересным внутренне. Жесткий педагог никогда не зародит любовь к изучаемому предмету, а наоборот, он только убьет эту любовь.

          Как сказал композитор Гретни: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога кажутся бесполезными» 

           Народная манера пения строится по смыслу: «Как говорю, так и пою». Отсюда характерной чертой народной манеры пения является речевая манера пения.

           Суть методики состоит в определении примарной (естественной) зоны, постепенном расширении регистров на каждом звуке.

            В течение всего курса обучения обучающимися должны быть изучены следующие основные теоретические положения: понятие о работе голосового аппарата, профилактика и охрана голоса, принципы подбора репертуара с учетом индивидуальных особенностей голоса учащегося. Методические установки при обучении пению излагаются педагогом в ходе практических занятий, по мере закрепления навыков пения, в работе над вокальными упражнениями и репертуаром.

             Таким образом, теоретические знания закладываются в сознание обучающегося уже в процессе практического обучения, во время которого педагог не только ставит требования перед учеником, но и объясняет их необходимость.

            В начале работы: педагогические усилия должны быть направлены на уточнение и закрепление основных навыков; нахождение и закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате обучающегося правильной певческой установки; налаживание естественных координационных связей в процессе пения; развитию слухового контроля   (обратная связь) ; сосредоточенного и направленного внимания, помогающего выработать певческую волю – способность управлять голосом через осознанные волевые приказы.

             На практических занятиях следует добиваться полного раскрепощения организма учащегося: освобождения от мышечной и нервной напряженности и ненужных действий – излишней артикуляции, мимики телодвижений, рассматривая это как необходимое условие для свободного и естественного пения. Установить неразрывную связь слова и звука, выделить ведущую роль смыслового посыла (звука) слова. Вокальные упражнения подбираются с учетом индивидуальных свойств учащегося.

                   В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию  музыкального слуха и голоса.

                Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации надо использовать прием – пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса учителя, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем пропевает без музыкального сопровождения.

                            Репертуарные песни желательно подбирать с сопровождением.

                            Руководитель не должен забывать, что для ребенка важны не только репетиции, а важно также, чтобы ребенок ощущал, к чему он должен стремиться. Самая доступная и действенная форма музыкально - просветительской работы с детьми – это концертные выступления. При таком подходе  выступление учащегося является средством самовыражения ребенка, развития его самостоятельности, инициативы, творчества в музыкальной деятельности.

                Концерт – это форма отчета творческих достижений, музыкально-воспитательной работы коллектива или солиста, где учащиеся могли бы показать свои наработанные певческие навыки друг перед другом и перед зрителями. Концертные выступления должно приносить удовлетворение и радость, прежде всего самим участникам.

           Но, в то же время концертная деятельность на начальном этапе должна быть ограничена.

                        В повседневной работе в классе педагог, должен прививать интерес к занятиям и любовь к народной песне, воспитывая его вкус, как на лучших образцах народных песен, так и на лучших исполнителях песен, таких как – Л.Русланова. А.Стрельченко, Л. Зыкина.

     

    ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

     

                 Занятия по постановке народного вокала позволяют научить обучающегося владеть своим голосом (пользоваться дыханием, обладать хорошей дикцией). В таком возрасте программа на основе народного творчества обогатит их духовный мир, позволит ярче раскрыться как личности.

                Разовьются его артистические способности. 

                На основе народных песен появятся восприятия и передачи музыкального языка (лад, темп, мелодика, тембр и др.). Разовьется слуховое восприятие детей, культура народной манере пения.

              На основе фольклорного художественного воспитания детей - народные песни, танцы и игры, прививают любовь к родному языку, истории, к народному творчеству, способствуют формированию художественного вкуса учащегося.

             Концертные, показательные выступления, открытые уроки - эти показатели выявляют уровень знаний и умений детей, степень выразительности исполнения, проявлений восприимчивости, оценочного отношения.

           Все это определяет эффективность занятий.

           Программа предусматривает использование на занятиях интересного яркого материала на фольклорной основе.  

          Ведущей деятельностью ребенка является творческая активность. 

        

    По окончании курса обучения выпускник должен

    Знать:

    - типы певческого дыхания

    - певческие регистры и диапазон собственного голоса

    - упражнения и приемы работы с певческим голосом

    - некоторые обряды земледельческого календаря и сопровождающие их песни

    - основные жанровые особенности народных песен

     

    Уметь:

    - упражнения на дыхание, на музыкальные штрихи, дикцию

    - устранять явные дефекты дикционного и артикуляционного характера

    - правильно пользоваться певческим дыханием и голосом

    - чисто интонировать песню без сопровождения и  в сопровождении инструмента

    -исполнять песни в сценическом варианте, используя элементарные средства   

     выразительности.

     

     

    III. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

     

    Развитие основных певческих навыков

               Теоретическая: Понятие о работе голосового аппарата. Дыхание физиологическое. Дыхание певческое. Типы дыхания. Особенности дыхания певческого. Профилактика и охрана голоса. Голосовая терапия. Артикуляционный аппарат. Певческая установка. Диапазон голоса.

               Упражнения на развитие певческой мускулатуры, певческого дыхания. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения на раскрепощение мимических мышц лица.

               Практическая: Атака звука. Открытое звукообразование. Постановка позиции гласных звуков – фонем. Экономная, правильная артикуляция. Естественное, осмысленное произношение слов. Соединение регистров. Овладение способом открытого звукообразования на высокой певческой позиции звука.

                 Упражнения направленные на формирование мягкой атаки звука. Упражнения на развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Дикционные упражнения. Развитие навыка пения на кантилене в режиме «речь-пение».

     

    Репертуар – основа воспитательной работы с детьми.

    Разучивание песен народной традиции.

              Закрепление основных навыков пения в среднем регистре. Развитие гибкости и подвижности голоса. Выявление артистической индивидуальности. Осваивание народных исполнительских приемов, элементов пластики, игры.

    Работа над разучиванием песен (текстов, мелодической линии). Работа над созданием сценического варианта песни. Работа над сценическими движениями. Знакомство с некоторыми обрядами календарного цикла и жанровой спецификой песен.

    Разучивание авторских произведений

    Овладение регистровыми переходами,  постепенное  расширение диапазона голоса. Закрепление вокально-технических навыков. Работа над крайними зонами диапазона              (высокие – низкие звуки).

    Заучивание текстов песен. Знакомство с творчеством авторов выбранных произведений. Работа над эмоционально – образным раскрытием песни.

    Слушание музыки.

    Просмотр  DVD фильмов и CD дисков  с записями исполнения народных песен. Знакомство с творчеством певцов-носителей народных традиций (О.Ковалева, М.Мордасова), знаменитых певцов (Ф.Шаляпин, Л.Русланова, Л.Зыкина, Н.Бабкина, Н. Кадышева). Песенные стили.

    Знакомство с некоторыми обрядами календарного цикла и жанровой спецификой песен.

    Сценическое движение.

    Работа над сценическими движениями. Работа над созданием сценического варианта песни. Закрепление элементов традиционной пластики.

     

     

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     

    Форма занятий:

    Комплексные музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей ребенка.

    Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры и игровой, самостоятельной и другой деятельности.

     

     

    Обучение опирается на  ПРИНЦИПЫ:

    - постепенность и последовательности (от простого к более сложному)

    - доступности материала (соответствие возрастным возможностям детей)

    - смены форм деятельности в рамках урока (пение, движение, декламация)

    - поиска путей максимального развития ребенка (индивидуальный подход)

    - преемственность (передача опыта от старших к младшим).

            Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов (практических, наглядных, словесных). Методы музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого (преподавателя) и ребенка, где ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт детей, организует их деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к фольклору, эмоционального отклика, игра.

     

     

    ИСКУССТВО ПЕНИЯ - ЕСТЬ ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

     

    Владеть голосом  – значит уметь хорошо пользоваться дыханием, производить звук мягко, чисто, свободно распоряжаться силой и тембром звука, владеть хорошей дикцией. Только наличие всех этих качеств «делает» настоящего певца.

    Специфика вокальной методики заключается в том, что ни педагог, ни  тем более певец не видят воочию механику работы голосового аппарата. Весь процесс постановки голоса построен на ощущениях и интуиции, чутье и вокальном слухе. И еще одно, что надо запомнить с самого начала: песню или звукообразованию всегда должно предшествовать психологического опережение звука, т.е. мысленное моделирование его, основанное на внутреннем слушании.

    Прежде чем заняться вокалом: непременно нужно пройти осмотр у врача – фониатора. И лишь когда он определит, что голосовой аппарат в порядке – можно приступать.

    Вокальную работу условно делят на три части:

    - Певческая установка

    - Дыхание

    - Звукообразование

     

    ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

     

     Под певческой установкой подразумевается положение корпуса, головы, шеи, рта. Корпус при пении должен быть свободным, с хорошей опорой на обе ноги, поза - естественной и непринужденной, руки не зажаты, спина выпрямлена, брюшной пресс подтянут, грудная клетка развернута. Такое свободное,  но активное положение корпуса,  способствует мышечной собранности, которая необходима в период формирования певческих навыков.

    Положение головы у певца должно быть естественным, без малейшего напряжения, рот и нижняя челюсть свободны – это очень влияет на характер голосоведения.

    Мышечная память, как известно, самая крепкая, и когда певец владеет своим аппаратом, он может петь, хоть стоя на голове – все мышцы все равно будут работать как надо. Когда не владеет – в результате могут  быть узлы на связках, и, в конечном итоге, невозможность не только петь, но и громко говорить.

    Народное вокальное мастерство создано длительным певческим трудом многих поколений народных исполнителей.  От более способных и опытных -  к менее творчески самостоятельным. От умельцев – к ученикам. Таков непрерывный процесс  освоения навыков народного певческого искусства.

     Естественно, что метод вокального воспитания в народной среде часто интуитивный. Он предполагает лишь постепенное перенимание мастерства одних певцов от других и является стихийным процессом.

    Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы молодые певцы сознательно овладели вокальными навыками.

    Поэтому в народном пении используются два метода певческого мастерства.

    Первый предполагает перенимание опыта и отдельных вокально-исполнительских приемов от лучших народных певцов.

    Второй – систематическую тренировку в формировании певческих навыков под контролем преподавателя (уроки вокала).

    Певческое воспитание народного певца (солиста) требует особенно тщательного  и умелого подхода. В основном, обучение народному вокалу осуществляется «с голоса».

    Большая часть  учебно-воспитательного процесса должна быть отдана  индивидуальной формой певческой работы (уроки вокала). Руководитель должен сам уметь показать солисту - как петь. Качеством показа нельзя пренебрегать, особенно в тех случаях, когда методика разучивания новых песен осуществляется  по слуху. 

    Певческое воспитание всегда протекает в тесном взаимодействии голоса и слуха певца. Накопление певческих навыков приходит постепенно, в процессе систематической учебы над основными моментами постановки голоса: петь только «своим голосом» (свой тембр); научиться при пении  «снимать» внутреннее напряжение (быть раскованным);  петь на дыхании, с опорой на диафрагму; петь, как говоришь.

    Постепенно певческие навыки закрепляются и переходят в автоматические. Внимание певцов концентрируется на создании сценических образов.  В работе над образом необходимо прибегать к сравнительным исследованиям фактов, событий о которых поется в песнях, к ярким образам сопоставлениям, сравнениям, к поиску ассоциативных связей с современностью.

               Для успешного музыкально-исполнительского развития ученика важнейшим моментом является воспитание у него свободной и естественной подачи песни. То есть песню надо не петь, а как говорят в народе «играть песню».

             

     

    ДЫХАНИЕ

     

             Искусство пения - это в первую очередь искусство дыхания.

             Чем отличается певческое дыхание от обычного?  Во-первых, в повседневной жизни человек дышит непроизвольно, в пении же дыхание полностью подчиняется волевому управлению. Во-вторых, певческое дыхание обладает совершенно иной длиной, объемом и опорой.

                При обычном дыхании соотношение вздоха  и  выдоха примерно одинаково.  При пении вдох происходит значительно быстрее, а выдох гораздо медленнее. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз.

             Основа  любой манеры пения является  дыхание с опорой на диафрагме. (Диафрагма-это мышечная перегородка, расположенная под двенадцатым недоразвитым ребром, отделяя грудную клетку от брюшной полости). Постановка и развитие дыхания – это первоочередная задача педагога при работе с детским голосом.

           Что должны певцы знать о дыхании? Прежде всего – технику пользования дыханием: бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Главное – каждому певцу сознательно относиться к дыханию и  практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха. 

                   Почувствовать дыхание животом, вернее ощутить его там, где пресс. У детей пресса нет, для того чтобы они  смогли ощутить куда нужно, и чем брать дыхание,  прикладываю руку на диафрагму и выполняю с ними дыхательные упражнения, которые  Необходимо систематически тренировать.

    Упражнения на формирование правильного дыхания со звуком

               1. Встать прямо, сделать полный вздох. Носом, выдыхать тонкой струйкой через рот. Губы не вялые, мышцы лица и челюсти не напрягать.  Сделать активный вдох носом,  выдыхать короткими толчками через плотно сжатые губы. С каждым разом – выдохов будет больше и больше. (например: «С-С-С…»)  

                 Обязательно следить, чтобы плечи при вздохе не поднимались. Вздох должен быть маленьким, а выдох долгим. Дыхание должно браться бесшумно.

               Когда дыхание наработается и переходит на автоматическое  и при пении, и при разговоре. Это делает исполнителя совершенно раскованным и не зажатым. 

     

                  2.Упражнения на формирование правильного дыхания со звукомнужно стараться петь ровным, одинаковой силы голосом, тесно связывая одну ноту с другой. Следить за тем, чтобы каждая нота выпевалась до следующей на одной силе и ровности голоса. Это приведет к сглаживанию регистров и выработке катнилены.

               Осваивать певческие навыки необходимо на центре голоса, не выходя за рамки свободно и удобно звучащих тонов. То есть нужно найти пять – шесть нот, на которых ученику поется легче и удобнее всего и стараться поначалу не выходить за эти пределы – постепенно они сами будут расширяться.

            Каждое упражнение нужно начинать петь с самого удобного звука и повторять несколько раз – каждый раз на полтона выше предыдущего. Не надо стараться держать каждое упражнение как можно дольше – 2-3раза вполне достаточно.

              Длительность каждого упражнения нужно постепенно увеличивать, но ни в коем случае не через силу. Если станет заметно, что обучающийся краснеет, задыхается во время пения, нужно начать шумно дышать – лучше сократить длительность. Постараться обходиться минимальным временем для вздоха и задержки и петь абсолютно спокойным звуком.

               Особое внимание с самых первых шагов обучения необходимо обратить внимание на то, что все упражнения должны выполняться в очень строгом ритме – это имеет огромное значение для устойчивости и экономичности дыхания.

               В начале обучения дыхание надо возобновлять чаще, помня, что петь «бездыханно» не менее вредно, чем чрезмерно «перебирать» дыхание.

                Если гласный «М» продлить («М-М-МИ, М-М-МЭ, М-М-МА, М-М-МО, М-М-МУ») – это вызовет ощущение головного резонирования и придаст голосу звонкость.

     

    ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ

     

              Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое  пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук.

    Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть.

       Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все  время, показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

       Голос – это инструмент. Поэтому нужна тщательная работа и постоянный контроль со стороны преподавателя, что обеспечит устранение излишних мышечных напряжений связок, часто переходящих в тяжелые профессиональные заболевания.

      Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. То есть, как говорю, так и пою. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.

       Все это возможно, если преподаватель сам свободно и легко владеет своим голосом и может передать это ребенку. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой, выразительной дикции, единой манеры пения и говора.

       Нужно отметить, что народное пение –  это, прежде всего природа. Это то, что заложено в человека природой.

       Главная задача педагога - развитие собственного голоса у ребенка в народной манере, т.е. индивидуальность. Не подстраивать его под себя, под свой голос.

     

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

     

                Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог понимает особенности детского возраста.

              Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей младшего возраста. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. 

            Основная цель  детского творчества – воспитание личности ребенка посредством народной музыки, формирование интересов детей, развитие знаний в области народного календаря, народных праздников, развитие творческих способностей.

             Детей нужно воспитывать на русских народных песнях и русской классике. Репертуар брать такой, какой под силу детскому голосу и соответствовал возрасту.

           Специфика формирования народной культуры подрастающего поколения требует дифференцированного подхода к разным возрастным категориям.

     

             Задача преподавателя через знакомство и исполнение произведений  фольклора привить детям  любовь к родной природе, животному миру, к своей культуре.

             Это работа с младшими школьниками, т.к. именно в этом возрасте  складывается  “личность” и всестороннее развитие ребенка, ведь народное искусство – это не только пение, но и движение, театр, прикладное искусство и т.д.

               В  возрасте  6-7 лет   - результаты учебы  полностью зависят от благоприятного сочетания врожденного и  приобретенного.

             Т.е. музыкальное развитие ребенка зависит от того, кто, когда, какую информацию и в каком количестве и качестве ему предоставит, какие методы обучения и воспитания при этом будут применены.

             Развитие музыкальных способностей предопределяют не только физиологические факторы: музыкальный слух, память, певческий аппарат, - сколько психический и психологический факторы, которые проявляются в душевной предрасположенности к музыкальному творчеству, любви и тяге к музыке, без чего никакой врожденный талант не разовьет свои способности и не станет музыкантом – профессионалом.

             Созданию благоприятной и естественной среды, способствующей произрастанию или проявлению таких качеств, как заинтересованность, желание и тяга к знаниям, увлеченность, способствуют различные игровые задания, опирающиеся на словесно - смысловые понятия, музыкальный, изобразительный язык.

            Располагают к раскрытию способностей ребенка знакомые понятия и представления, образы, ассоциации.

               Учитывая возрастные особенности младших школьников, педагог должен постоянно вносить игровой момент в свои уроки, ведь все свободное время дети играют, это их потребность. 

           Основной принцип работы с младшими школьниками – игра. Уроки должны проходить в свободной, игровой форме. Тогда легче усваивается материал.

           В  8-10 лет - дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон, дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

          Дети в этом возрасте отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движения мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым и без него, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением.

        Возраст детей: 11-14 лет. В этом возрасте заниматься с детьми одно удовольствие. Занятия идут осознано.

       После 12 лет организм ребенка вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка.

                  В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что учащиеся не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

                   Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: общего физического и психического развития, певческого режима до мутации и т. д.
     

    МУТАЦИЯ

     

        Мутационный период  протекает у всех детей по-разному.

        Мутация зачастую наступает при внезапном росте ребёнка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

                     Мутация - (от латинского cлова  mutation – перемена, изменение) – переход детского голоса в период созревания в голов взрослый. Возрастные границы мутации от 10 (12) -16(17) лет. В средне - европейских условиях чаще всего от 14 до 17 лет. У мальчиков  мутация происходит резко, вследствие роста гортани и голосовых связок в 1,5 – 2 раза.   

                     Длительность мутации  различна:  от нескольких недель до нескольких лет. Раньше пение, в период мутации запрещалось. Но, опыт ряда педагогов показывает, что осторожные занятия  вокалом, в это время, благоприятны для голоса.

          Педагогическая практика показывает, что детям  в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

        Для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы. Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

    В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную или скрытую, собственно мутационную (острую) и стадию завершения мутации (постмутационный период).

    Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление и формирование взрослого голоса на новой физиологической основе.
           Роль педагога  в этот период особенно значительна. Главное – не торопиться формировать взрослый голос: нужно поставить голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без особого напряжения. Необходимо закреплять и развивать положительные певческие навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые сохранились в голосе (носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование гласных, поверхностное дыхание, напряжённая или вялая дикция и т. д.).

        Голос  у девочек понижается на М.3 , а у некоторых на Б.3. А у мальчиков на октаву ниже. Соответственно песни нужно брать на эти интервалы ниже тех тональностей, в которых они звучали раньше у ученика. Нагрузку нужно снимать до минимума.   

        Если изначально работа над голосом велась правильно, то мутация проходит у ребенка мягко  и безболезненно. Его голос не только не теряется, а становится еще более сильным и насыщенным. Появляются новые краски.

     

     

    РАЗВИТИЕ СЛУХА

     

             Не надо отчаиваться, если ученик не в состоянии сразу спеть или сказать, какую ноту или интервал вы взяли на фортепиано. Музыкальный слух, по счастью, развивается. Это требует, конечно, определенных усилий. Вообще не обладающих музыкальным слухом – считанные единицы.

           На сегодняшний день «музыкальный слух» включает в себя не только способность к восприятию высоты звука. Оно учитывает  и способности его проявления в различных областях музыкального искусства. Так, в зависимости от профессиональной деятельности музыканта различают «вокальный слух», «хоровой», «скрипичный»…

           По отношению к различным формам музыкальной деятельности – слух исполнителя, слушателя, композитора. По степени активности – пассивный (умение правильно слышать) и активный (умение точно  воспроизвести услышанное). Наконец, мелодический, гармонический и динамический слух.

               Однако слух, в любом случае, развивается в тесной взаимосвязи с голосом, как естественным инструментом выражения музыкальных впечатлений.

             В данной работе  я, естественно, хочу поговорить о вокальном слухе.

             Вокальный слух певца – это сложнейший комплекс самых разных ощущений, позволяющих улавливать особенности правильного певческого звучания, отличать их от неправильного, ясно представлять работу голосового аппарата.

             Как раз в процессе работы над аппаратом вокальный слух  развивается постепенно, по мере приобретения певцом вокальных навыков. При этом субъективные ощущения осознаются поющим большей частью на уровне эстетическом: приятно - неприятно, благозвучно – неблаговзучно  и т.д..

              Чаще всего и педагоги при выработке у учеников правильного звукоизвлечения, правильного формирования звука пользуются именно этими характерами.

             У музыкально одаренных людей связь между слухом  и  голосовым аппаратом обычно настолько прочна, что внутреннее слышание мелодии обязательно вызывает двигательную реакцию голосового аппарата. Именно поэтому дети часто жалуются  на утомленность собственных голосовых связок после слушания неправильного пения: они не только слышат звучание, но и ощущают его чисто физически.

             Ощущения певцов, в основном, очень индивидуальны. У одних певцов на первом плане могут оказаться мышечные ощущения, а у других – резонаторные. В любом случае ни оба чрезвычайно важны для контроля  за голосообразованием.

             Во время пения каждый певец ощущает вибрацию в области грудной клетки и лицевой части головы – это и называется грудным и головным резонированием.

             На занятиях необходимо очень внимательно прислушиваться  к ощущениям, возникающим при различных характерах звучания.

           Значительную роль в формировании голосообразования имеет и зрительный контроль над теми участками голосового аппарата, которые доступны для наблюдения, поэтому на занятиях  необходимо иметь зеркало.

           Важнейшее значение для певцов имеет так называемый интонационный слух, направляющий, оценивающий, контролирующий точное выполнение голосом всех звуковысотных соотношений исполняемого произведения.

            Интонационно чисто голос звучит только в том случае, если звук, верно построен позиционно. При низкой певческой позиции интонационная неточность неизбежна. Точность же интонации очень зависит от вокальной техники – слух самого певца помочь ей бессилен.

             Интонационный слух опирается также и на деятельность тембрового слуха, т.к. восприятие высоты звука, оценка позиционной чистоты связаны с восприятием тембра голоса. Однако трудность тут в том, что певец слышит свой тембр не так, как его слышат окружающие.

           Этот факт достаточно известен. Если записать свой голос на магнитофон – слыша его со стороны впервые, вы, скорее всего, просто себя не узнаете. Происходит это потому, что себя человек слышит не только через воздушную среду, но и через внутренние части тела. Однако опытному певцу это позволяет контролировать себя не только слуховым ощущениям, но и вибрационным, резонаторным, мышечным и другим.

          Слуховые ощущения, вообще, очень нестабильны, обманчивы. Они очень зависят от акустической обстановки, в которой приходится петь. Трудно, скажем, петь в комнате, где много мягких предметов, в слишком маленьком или слишком большом, гулком помещении, мешающем расслышать свое звучание. Помещения же с хорошей акустикой встречаются сейчас не часто.

         Безусловно, в контроле  за голосообразованием, на первом месте стоит слух. Но не менее важен и двигательный контроль – мышечное чувство. Обратите  внимание на то, что при записи музыканты обычно работают в наушниках – это часто показывают по телевидению?

         Это как раз и связано с тем, чтобы слуховые ощущения не мешали двигательному контролю. Певцы хорошо им владеющие, могут петь в любой акустической обстановке.

       Такое разделение - условное. Но, на практике и то, и другое тесно связано между собой. И хорошему певцу в равной мере необходимо развивать слух, мышечное чувство – без этого невозможно выработать точное звуковысотное интонирование.

        Заканчивая этот раздел, хочу сказать еще о таком моменте. Ни в коем случае нельзя детям давать слушать голоса с плохой техникой, особенно  когда идет постановка голоса на начальной стадии. Дети «как губки» - все впитывают. Лучше стремиться слушать тех певцов, голоса которых соответствуют их голосу т технике.

     

     

    ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

     

                     Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией (articulo(лат.) – расчленяю).

                    Певческая артикуляция отличается от речевой и имеет свои особенности. В пении гласные должны быть округлыми, протяжными, имеющими тембр и звуковысотность. Согласные же произносятся чётко и быстро.
                  Согласованность и интенсивность работы артикуляционного аппарата определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.
                  Артикуляция должна быть свободной, нижняя челюсть в полуопущенном состоянии без напряжения.
                  Правильное произношение в пении опирается на нормы произношения литературного языка — орфоэпию (в переводе с греческого языка  — правильная речь).
                  Певческая орфоэпия отличается от разговорной — согласные в пении переносятся к последующему слогу для того, чтобы слог был открытым.

         Дикция – это  произношение речи, т.е. ясность, разборчивость произношения текста.     В народном пении спеть – значит произнести слова, поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетлива. Хорошая, правильная речь несущая определенную мысль, выражающая те или иные чувства, всегда интонационно  выразительна. Интонация связывает музыкальную речь со словесной.

          Передача  верной, выразительной, интонации во многом зависит от дикции певца. Вот почему начинающих народных певцов, прежде всего надо учить разговорной речи. Так же в народном пении   большое внимание  при работе с певцом уделяется  артикуляции. Это, прежде всего, работа органов речи, необходимая для пропевания слов в пении. 

          Для того, чтобы ясно произносить разные звуки, певец должен совершенно свободно владеть артикуляционным аппаратом. Для его развития предлагаю несколько упражнений.

     

    Упражнение для нижней челюсти:

    Двигаем нижнюю челюстью сверху вниз, из стороны в сторону, вперед, назад. Кругами в одну  и другую стороны.

     

    Упражнения для языка:

            Высовываем, выбрасываем его вперед в форме лопаты, жала, желобка. Затем водим концом языка из стороны в сторону, облизывая десны.

     

    Упражнения для губ:

    Сомкнув губы, выпячиваем их вперед трубочкой, а потом поворачиваем из стороны в сторону.

    Сжав губы и несколько растянув углы рта, поднимаем и спускаем верхнюю губу, потом нижнюю.

    Сжав челюсти, выдвигаем губы вперед, а потом растягиваем их в стороны.

    Систематические занятия по 7 – 10 мин. помогут певцу освободиться от своих дефектов.

     

    ФОРМИРОВАНИЕ  ГЛАСНЫХ

     

            На каком бы языке не звучал голос, специфика пения заключается в том, что звук прежде всего строится на гласных. Именно они несут основную нагрузку.

             В певческом звукообразовании гласные выполняют двойную функцию: собственно звукообразующую, ибо на них строится вся мелодическая линия, и смыслообразующую, т.к. являются простейшей единицей речи - фонемой.

            В нашем родном языке (русском) 41 фонема, из них 6 гласных и 35 согласных.

            В пении гласные, как звенья цепочки, «нанизываются» одна на другую, а согласные способствуют выпуклому формированию гласных.

            И в речи, и в пении каждый гласный звук имеет характерный именно для него тембр и форманты. Однако в пении формируются совсем не так, как в речи: их отличают большая продолжительность звучания и гораздо больший диапазон.

           Гласный звук  по – своему воздействует на голосовой аппарат – на гортань, резонаторы и артикуляционную речь. Качество их произношения зависит от того, как широко открыт рот. И от положения языка, и от состояния зева, от позиции нижней и верхней челюсти. При анализе процесса звукообразования очень важно дать себе установку, что каждый гласный звук сам по себе уникален. Одни акустически слабее, другие сильнее, одни ближе – другие дальше, одни звучат более открыто, другие – более закрыто.

            Поэтому, чтобы голос звучал ровнее, с помощью вокального слуха голосовой аппарат рефлекторно усиливает слабо звучащие звуки и ослабляет сильно звучащие. Например, при формировании гласной «И» требуется более сильная опора дыхания, чем перед «А».

            По произношению гласные подразделяются на «чистые» и «смешанные».

            К «чистым» относятся: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

            К «смешанным» , образующим от сочетания чистого гласного и мягкого согласного «Й» - еще четыре: «Е», «Ё», «Я», «Ю».

     

           При пении смешанные гласные произносятся двумя способами:

           Когда гласная стоит после согласного – с помощью смягчения согласного и последующего произношения чистой гласной, например: Алеся-Альэсья.

           Если смешанный гласный звук стоит в начале слова или после него идет другой гласный, то он произносится с помощью сочетания «Й» и соответствующего гласного, например: ядро –йадро; пою-пойу.

     

           Также на формирование гласных влияет форма рта. Степень его раскрытия зависит в первую очередь  от индивидуальной характеристики голоса. Следует лишь помнить, что раскрывание должно быть естественным и постепенно увеличиваться лишь в зависимости от регистров, длины ноты, логических ударений во фразе.

           Важное значение, для формирования звуков,  имеют губы. Они должны быть активны, но без лишнего напряжения. Нижняя челюсть мягко опущена вниз. Язык при пении лежит свободно, упираясь в корни нижних зубов на всех гласных,  и лишь слегка приподнимается в средней своей части на «Е» и «И».

           Общеизвестно, что исполнитель при  пении ощущает направление звуковой волны в сторону передней части твердого нёба, где звук отражается и резонирует. При произнесении различных гласных место упора (а соответственно – и окраска звука и регистра) изменяется.

     

     

    ФОРМИРОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ

     

          Согласные качественно отличаются от гласных, точно так же, как шум отличается от тона. Несмотря на то, что при звуковедении согласные служат лишь средством для усиления окраски и характера звука, произношение их намного труднее, нежели гласных, из-за многообразия положения языка и щек, зубов и губ. Не говоря уже о том, что для их произнесения требуется гораздо больший расход воздуха.

          По способу образования согласные делятся на две основные группы. Во – первых, взрывные, возникающие от удара вдыхаемого воздуха, упирающего в преграду -  язык, губы, зубы (например Б, П). Во – вторых, щелевые – они проявляются в результате трения при прохождении воздуха через суженное место (В, С).

         По способу произношения согласные делятся на глухие или безголосые ( П, К, Ц, Ч, Х, Т, С, Ф, Ш) и звонкие или голосовые ( Б, Д, Г, В, З, Ж, Л, М, Н, Р).  Звук «Ж» произносится, как смягченный и протяжно звучащий «З». «Щ» - как смягченный, протяжно звучащий «Ш».

       Чтобы правильно формировать согласные, необходимо четко представлять положение отдельных элементов речевого аппарата и их функции во время произношения.

       Итак, взрывные согласные распадаются на губные (Б, П), зубные (Д, Т), гортанные (К, Г) и носовые (М,Н).

      При произношении губных гласных губы сжимаются, нижняя челюсть слегка опущена; воздух, прорываясь сквозь губы, приводит к резкому их размыканию, причем при грубом «П» прорыв несколько сильнее, чем при звонком «Б». при звуке «Б» добавляется еще вибрация в гортани.

      При произношении зубных согласных язык средней частью приближается к нёбу; одновременно передняя его часть опускается вниз и прилегает к нижним зубам. Воздух прорывается между зубами в тот момент, когда кончик языка дергается, причем одновременно  язык и передняя челюсть слегка опускаются. Звук «Т»  произносится несколько тверже, чем «Д». Произношение смягченных «Ть»- «Дь» отличается тем, что передняя часть языка не прижимается к верхним зубам, а лишь слегка касается передней части нёба.

      Гортанные согласные произносится по - разному. Звук «Г» -при участии голоса, в момент отделения задней части языка, приподнятого к твердому нёбу, силой выдыхаемого воздуха. Звук «К» - без участия голоса, но с большей затратой воздуха, так же отделяющего заднюю часть  языка, прижатого к твердому нёбу.

      Носовые звуки отличаются тем, что при их произношении почти нет шумов – из-за этой особенности они приближаются к гласным, чему способствует участие голоса. Звук «Н» образуется с помощью кончика языка, упирающего в верхние зубы. Звук «М» - при выдыхании через носовую полость при закрытых губах. Этот согласный считается самым правильным и легким для произношения.

      Щелевые согласные в свою очередь также делятся по месту образования: на губные (В, Ф), свистящие (С, З), заднеязычные (Х), шипящие ( Ш, К) и сонорные (Л, Р).

     При произношении губных согласных верхняя губа слегка приподнимается, а верхние зубы прикасаются к нижней губе. При произнесении «В» участвует гортань.

     Свистящие произносятся при несколько раскрыто и расположении рта, углы губ слегка оттянуты назад. Звук образуется из-за того, что выдыхаемый воздух проходит между кончиком языка, который слегка касается нижних зубов. При произнесении звука 2З» участвует гортань.

     Шипящие, или переднеязычные, возникают при прохождении струн воздуха через пространство, образуемое между передними зубами и кончиком языка. При произнесении согласного  звука «Ж» участвует гортань, причем вибрирует не только голосовые связки, но и кончик языка, поднятый более высоко, чем  при произнесении «Ш».

    Заднеязычный звук «Х» возникает при похождении струи воздуха  через пространство, образуемое между передними зубами, кончиком языка и мягким нёбом.

    Сонорные согласные звуки возникают при помощи голоса с добавлением незначительных шумов. Звук «Л» образуется при упоре кончика языка в верхние зубы, причем при твердом «Л» он смыкается с десной, а при мягком «Ль» -  прижимается к основанию верхних зубов. Звук «Р» возникает вследствие вибрации кончика языка от напора выдыхаемого воздуха. При смягченном «Рь» вибрация смещается ближе к верхним передним зубам и требует большой силы воздуха.

             

     Хочу порекомендовать несколько скороговорок. Они помогут правильно сформировать гласные и согласные звуки, улучшают дикцию.

     

    Губные гласные ( П, Б, М)

    Бык тупогуб тупогубенький бычок

    У быка бела губа была тупа

     

    По бревну бобры бредут / 3 раза

     

    Мама мыла Милу мылом

    Мила мыло не любила

    Мила молодчина.

     

    Губно-зубные (В)

    Вечер. Взморье. Вздохи. Ветра.

     

    Заднегубные (К, Г, Х)

    Вашего слугу загнуло в дугу.

    Хохлатые хохлатушки  хохотали - хохотали : ха – ха – ха – ха – ха! /3 раза

    Не с ветра говорится, что лгать не годиться.

    Кукушка кукушонку купила капюшон.

     

    Переднеязычные (Т, Д, Л, Н, Р)

    Тятя, тятя, ваши сети притащили мертвеца.

    Пятно оттирала, оттирали, да не оттерли.

    На дворе трава на траве дрова.

     

    Свистящие (С, Ц, З)

    1.Сказал, что узлом завязал.

    2.Молодец против овец, против молодца - сам овца.

    3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

     

    Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Чешуя у щучки, щетинка у чушки. /3 раза

    Наш чеботарь всех чеботарей перечеботарил.

     

     

     

    РАСПЕВАНИЕ

     

    Основным методом певческого воспитания является - распевание. Распевание проводится регулярно в начале занятий -10-15 мин. Смысл его не только в том, чтобы подготовить, «разогреть» голосовой аппарат, но и способствовать развитию всех певческих навыков - дыхания, звуковедения, строя. Закрепляются же они в процессе освоения репертуара.

    Основной материал для распевания - песенный. Одни упражнения берутся из разучиваемого репертуара, другие – создаются специально для выработки конкретного певческого навыка или, чаще, целого комплекса навыков. Самое главное это то, что упражнения – “ не подсобный материал” для вокализации, а “ ключ” к овладению певческими средствами хорового исполнения.

     Таким образом, в распевании применяются как «песенные», так и «специальные» упражнения. Одни разнообразятся на каждом занятии, другие повторяются как средство автоматизации певческого навыка.

    Выбор упражнений зависит от конкретных вокально-технических и исполнительских задач и от творческой фантазии руководителя. Каждое упражнение, предложенное солисту, должно нести конкретную задачу, а руководителю необходимо обосновать его целесообразность и практическую ценность.

     

     

    РЕПЕРТУАР

     

    Правильно и умело подобранный репертуар дает возможность не только повысить музыкальную культуру детей, но  и способствует их всестороннему развитию, формированию нравственных качеств, воспитанию художественного вкуса.

    Работа над репертуаром начинается в зависимости от готовности учащегося. В репертуаре закрепляются технические навыки. Большое внимание уделяется эмоционально-художественной стороне репертуара. Она обязательно должна соответствовать возрасту и возможностям учащегося.

    Репертуар желательно подбирать с сопровождением баяна.

    Народная песня приобщает детей к интонациям музыкальной речи, ибо элементарная, состоящая из нескольких звуков народная мелодия несет в себе больше красоты и эмоциональной силы, чем иное сложное хоровое произведение.

    При отборе репертуара необходимо учитывать возрастные особенности и возможности младших школьников, которых привлекают песни  яркие, ритмически четкие. Детей этого возраста привлекают шуточные, игровые и плясовые песни, в которые можно ввести несложные выразительные движения. Вместе с тем дети весьма тонко чувствуют песни патриотического характера, они способны глубоко переживать различные драматические ситуации, чутко реагировать на нужные ласковые образы (песня о маме, природе, животных).

    Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и голосовой аппарат – ведь большинство  закличек, приговорок, игровых песенных припевок, поются полным голосом, легко и непринужденно. Практика показала, что детям вполне доступны песни, записанные от взрослых исполнителей. 

    В репертуаре могут быть   песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева:  хороводные, игровые, шуточные, плясовые. Стремление к актерству, к игре, присущи всем детям, поэтому элементы игры, в той или иной мере, могут быть внесены в ту или иную песню. Тогда пение сопровождается разыгрыванием действия по сюжету песни.

    Детской импровизации в разыгрывании театрализованного представления в песне надо дать как можно больше свободы, главное разбудить детскую фантазию, и тут руководитель выходит на первый план. Умение зажечь детей дано не каждому, научиться,  конечно, можно, но если учителю не дано чувствовать детскую душу, умение предугадать желания детей, то он не сможет быть хорошим руководителем.

     Народные песни помогут в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному музыкальному искусству; помогут привить каждому ребенку любовь к старинным напевам, родному языку, истории, к творчеству.

     Итак, решающее влияние на процесс музыкального развития детей оказывает личность руководителя, который должен сочетать в себе педагога, организатора, музыканта. От его творческого подхода, фантазии, учения увлечь детей народной песней и организовать интересную жизнь детского коллектива зависит эффективность всей воспитательной работы.

     

     

    ПРОЦЕСС  РАЗУЧИВАНИЯ  ПЕСНИ

     

        Внутренней эмоциональной активность певцов необходимо добиваться уже на первых занятиях и каждый раз заставлять их переживать песню заново. Собственно на этом  основывается  и процесс разучивания песни.

       Практика показывает, что весьма целесообразно предварительно, до разучивания новой песни просто  попеть ее с учащимся, как  бы случайно, не на занятиях. Тогда уже можно приступать к ее разучиванию. Заинтересованность, ”расположенность” учащегося  к новой песне имеют существенное значение.

       Знакомить  учащегося с новой песней лучше всего в хорошем исполнении  самого руководителя. Обязательно нужно пропеть ее всю целиком, с полным текстом, либо прослушать ее в записях  DVD или CD дисках.  Непосредственное первое восприятие и есть тот огонек, из которого  постепенно можно разжечь огонь подлинного творчества.

       Руководитель, обдумывая и составляя план исполнения той или иной песни, основывается не только на своем понимании художественных образов, но на чувствах и творческой инициативе самих певцов.  

        Для руководителя важно пробудить у исполнителя искреннее чувство, правильное внутреннее действие, вызванное творческим воображением.

        Песня воспринимается через слово, которое должно быть ярким, полётным, с определенной интонацией.

       Немаловажное значение при  пении имеет положение рта. Форма рта должна находиться под непрестанным и тщательным наблюдением педагога.

       Вокальная педагогика предусматривает пение на улыбке. Рот нужно держать «от уха до уха», щеки, как «яблочки». Как говорила Анна Александровна Эпова: « Чтобы трамвай прошел». Особенно если это характер (частушки, плясовые и т.д.).

    Педагог должен следить за тем, чтобы положение рта при пении было естественным, а не наигранным. Глаза и рот лучше всего отражают эмоции певца и  здесь важно соблюсти меру, чтобы исполнитель не стал клоуном.

    При разговоре и при пении должна быть очень хорошая артикуляция, очень яркая, мягкая, распевная речь. «Как говоришь - так и поешь».

    Прежде чем разучить с ребенком песню, нужно прочесть художественный текст нараспев в высокой позиции.

     

     

      1   2


    написать администратору сайта