Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЕНИЕ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ (a’capella)

  • народное пение. Программа вокал. Народное пение


    Скачать 78.54 Kb.
    НазваниеПрограмма вокал. Народное пение
    Дата19.01.2023
    Размер78.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файланародное пение.docx
    ТипПрограмма
    #895030
    страница2 из 2
    1   2
    РАБОТА  НАД  СОДЕРЖАНИЕМ И  ИСПОЛНЕНИЕМ  ПЕСНИ

     

    Искренность, непосредственность, эмоциональность пения, прежде всего, покоряет в исполнении народных певцов. Это от того, что песня рождается из потребности, возникающей у талантливого создателя её, рассказать о жизни, оттого что  народная песня есть результат личных переживаний.

    Песня - рассказ о жизни, выраженный, прежде всего в произносимых словах.

     В своих тонких наблюдениях над исполнением мастеров народного пения известная собирательница Е.Линёва сделала серьезный вывод: «Артист должен изучить народную песню, глубоко вникнуть в ее содержание, понять связь её с жизнью; нужно,  чтобы она вошла в плоть и кровь его, чтобы он сжился с нею, искренне полюбил ее - тогда только он может исполнить её действительно хорошо…»  -  и далее - « Артист только тогда станет наравне, а может быть, и возвысится над народным певцом, когда подобно ему  будет во время исполнения наслаждаться песней, вкладывать в нее душу».

    Именно любовь к песне, наслаждение ею вызывает так поражающую нас непосредственность, искренность в выражении чувств народных исполнителей. В каком -  то упоении, самозабвении они могут петь, кажется, бесконечно – часами, а во время празднеств – и днями.

               Народное пение требует не только высокого профессионализма, но и большой души.

               Петь – значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Без мимики певческое искусство невозможно. Отсюда вывод: хороший певец – это мим. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Поэтому, образ - одна из наиважнейших задач  исполнителя. Донести до слушателя песню - это труд. Для этого педагогу нужно много объяснять, рассказывать, говорить о песне. Петь песню нужно  с душой. Выразительно. Чтобы глаза отражали суть песни. Будь то, песня  о Родине, или же веселуха.

     

     

    ДРАМАТИЧЕСКАЯ   РАБОТА

     

    Народной песне свойственна драматургия. В народе песню «сказывают»,  «разыгрывают». Чтобы решать художественные задачи  средствами сценического искусства руководителям приходится учиться применять законы сцены на практике. Специальные дополнительные знания в области драматического искусства хормейстеры могут почерпнуть только путем самообразования. (труды К. С. Станиславского). Сценическое воплощение – это, прежде всего, глубокое  проникновение в содержание песни, умение увидеть и подтекст, изучить эпоху, в которой бытовала эта песня, а затем уже пытаться найти форму сценического решения.  Ее диктует содержание песни.

    Удачной может быть программа сопоставленная в одном тематическом ключе («весенние хороводы», «встреча весны», беседа «игрильная» и т.д.). В любой песенной композиции важно сохранять стилистическое единство, которое выражается в жанровом и певческо - стилевом подборе песен, соотношении пения и с разговорной речью.

     

     

     

    НЮАНСЫ

     

        В партитурах народных песен, как правило, не выставляются   нюансы. И это понятно. В авторской партитуре нюансы выявляют отношение к исполнителю произведения одного лица – композитора или дирижера.

        Детальная нюансировка по музыкальным фразам не характерна для народного бытового исполнения. Напротив, часто определенное отношение к образу песни, к ее внутреннему содержанию выражается в едином нюансе. Безусловно, имеет значение и простота самой формы песни.

        В народно – бытовом музицировании в каждой песне устанавливается один основной уровень звучности. Динамика его зависит, прежде всего, от содержания текста, а также от жанра и обстановки, в которой эта песня исполняется в быту. В исполнении песни нет детальной, «дробленой» фразировки; в песне – как бы одно динамическое, эмоциональное «дыхание».

    Трактовка песни не должна быть «навязана» руководителем, а должна вытекать из понимания и чувств самих певцов, из потребности выразить ту или иную мысль, слово. Тогда она всегда будет оправданной и даже необходимой. Роль руководителя при этом направляющая, активизирующая. Задача его -  развивать художественный вкус певцов на основе приемов, которые заложены в природе народного вокального музицирования.

     Для развития творческой мысли, вкуса, углубленного отношения певцов к образам песни целесообразно обсуждать с певцами самые разнообразные вопросы исполнительского порядка:

    - Основное содержание песни

    - Каким звуком стоит исполнять данную песню

    - Динамика песни

    Когда основное содержание и настроение песни осознано певцом, он должен уметь наметить исполнительский план ее, а также проявить творческую самостоятельность при нахождении выразительных средств.

    Характер исполнения  и звуковой, динамический образ всегда определяются содержанием песни. Слово -  одно из самых важных выразительных средств народного песенного мастерства; исходя из него, певцы находят и динамические краски.

     Внешняя выразительность должна быть естественным результатом, следствием эмоционального переживания певцами песни.  И при разработке сценического поведения певца нужно исходить из той простоты и естественности, которая так свойственна исполнению народных мастеров. Не может быть надуманных жестов, однообразия в мимике, механического исполнения песни, излишне двигаться и улыбаться и т.д.

     Педагог учит певцов не изображать, а исполнительски действовать, творить в пределах художественной меры. Глубокое и точное проникновение в образный смысл песни влечет за собою естественное сценическое поведение.

     

     

     

     

     

    ПЕРВЫЕ  ШАГИ  НА   LEGATO  

     

    В понятие вокальной техники входит  голосообразование вместе с звуковедением.

     Звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения  мелодии (кантилена, легато).

    Кантилена – это непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливается” из него. Такая манера пения называется связной, или пением  на легато.

     Легато (плавно, связно) – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии.

                Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции. Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

    Основой же звуковедения является легато, совершенное исполнение которого дается только с помощью  огромного труда.  Итальянские певцы говорили, что мастерство в пении проявляется в легато.

    Прием  легато  трудно овладеваемый, но на его базе вырабатываются другие штрихи. Лучше всего легато удается в пении на гласные, слоги, вокализы или с закрытым ртом (при этом опасность толчков минимальна). Самое трудное – сохранение легато при пении с текстом, т.к. согласные звуки прерывают вокальную линию (особенно б, п, к, д, т). Плавное поступательное движение мелодии облегчает легато, скачкообразное осложняет.

     

     

    Несколько упражнений на легато:

    1.     Ученик произносит : “Я-а” и связно, на полном легато, присоединяет произнесение своего имени, протягивая ударную гласную “ Cа-а-а-ша”, все повторяют за ним: “ Я –а-Са-а-а-ша”, солирует следующий : “ Я-а-Зи-и-и-на”, группа повторяет: “ Я-а-Зи-и-и-на”…

     

    2. Упражнения вопросо - ответного характера. Это своеобразные диалоги.

    -Какие ягоды ты знаешь?

    -Я знаю ягоды: ма-а-ли-и-на-а., че-е-рни-и-ка-а, е-же-ви-и-ка.

     

           Если при пении на гласные ученик  начинает “плавать”, к гласным звукам надо добавить сонорные (м, н, л) или звонкие (д, з) согласные.

     

    ПЕНИЕ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ (a’capella)


                Пение без сопровождения инструмента является специальным навыком, овладение которым является немаловажным при обучении пению. Слух является решающим фактором в пении.
                Пение без сопровождения является важным и необходимым в развитии внутреннего слуха, т.к. внимание поющего не отвлечено музыкальным сопровождением и собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и т.д. Усиливается развитие самостоятельности и самоконтроля, без посторонней помощи оценивать воспроизводимый звук.
                  Как показала практика, в пении без сопровождения лучше проявляется природный тембр голоса, он звучит более ровно, обретает новые краски. При пении без сопровождения уменьшается сиплый призвук в голосе, если он связан с вялой функцией голосовых связок, но не с заболеванием.
                 Обучение учащихся пению без сопровождения должно опираться на сознательное применение закономерностей интонирования, обретению устойчивых навыков оставаться в заданной тональности, помогает избавиться от форсировки звука.
                 Формируя навыки пения  a’capella  на начальном этапе обучения, для создания благоприятных условий работы голосового аппарата, следует подбирать произведения с несложным метроритмическим рисунком, ограниченным диапазоном (не более октавы), с тесситурой, которая была бы приближена к примарной зоне звучания голоса поющего.
                 Поиск нужной высоты звука, нюансы звучания, правильная интонация, её сохранение (устойчивое воспроизведение песнопения) зависит от эмоционального настроя, степени исполнительской активности (тонуса).
                 Хорошо освоенное, полноценное выразительное вокальное звучание и устойчивая интонация при пении без сопровождения на несложном мелодическом, но требующем достаточного владения голосом материале (по тесситуре, движению мелодии, динамике звука, смысловым и художественно-музыкальным задачам), дают возможность обучающимся справиться с усложнением интонационных задач.

     

       РАБОТА    НАД    ПЕСНЯМИ   С   ЭЛЕМЕНТАМИ   ДВИЖЕНИЯ

     

         В народно – певческой практике хоровод, игра, пляска издавна    были спутниками песни.

         Роль жеста в народном пении очень велика. По народной традиции многие песни сопровождаются своеобразными движениями рук, головы, что помогает выразить характер или ритмический, эмоциональный пульс песни. Нередко подвижные песни вызывают невольное легкое приплясывание, когда певцы, как бы, не могут устоять на месте. Поэтому, исполнители народной песни в обязательном порядке должны изучать хореографию с элементами народного танца.

          Методы работы над песней зависят от ее содержания, характера  и формы. Протяжные, героические, некоторые величальные песни исполняются певцами в концертном плане без элементов движения или театрализации. Они связаны исключительно с пением как проявлением вокального исполнительского мастерства. А песни плясовые, хороводные, игровые  и частично лирические расцвечиваются элементами сценического движения.

          В народно – певческой практике хоровод, игра, пляска издавна были спутниками песни. Хороводные, игровые, плясовые песни, исполняемые с элементами движения, вносят в исполнительскую манеру черты подлинной народности, динамику, жанровое разнообразие.

          Исполнитель должен быть на сцене красив не только голосом и лицом, но и осанкой, пластикой. Все должно быть гармонично.

         «Богатство жизненных впечатлений, полнота ощущений – все это делает песню народных мастеров яркой и правдивой, - пишет П. М. Казьмин, - люди поют и пляшут от души, от всего сердца: они не могут не петь, не плясать. Об этом говорят их лица, их движения».

        В хороводных и игровых песнях движение подчинено содержанию действия и частично разница лишь в “степени  разыгрывания” содержания песни. Движение в игровых песнях связывается с содержанием  текста. В плясовых – элементы движения, пляски не иллюстрируют текст, иллюстрирует его. Между этими песнями нет резкого различия, здесь важен общий ритм, характер. В частушках приплясы, или “ проходки”, используются с целью подчеркивания ее смысла. Они ведут свое начало от народно – бытовых приемов исполнения частушек, когда поочередно из большого хоровода отделяются частушечницы-запевалы, а после частушки обязательно переплясывают с дробями. Таковы уральские            «топтуши», подмосковные «под елецкого», тульские «матани».

        Участие певцов в песнях с движениями требует специальной работы, которую обычно проводит руководитель-хореограф. Постепенно молодые певцы хора овладевают умением естественно и красиво “ пройтись ” в хороводе, выполнить   элементы сценического движения, отбить дробь, а главное умением свободно петь во время движения.  

         Детальная работа над содержанием песни-игры, над выразительностью всех мизансцен и плясовых номеров, над подвижностью и сценической активностью певца, над качеством пения во время движения приводит к яркому исполнению на основе органической взаимосвязи песни и “ игровых” действий.

         При сценическом решении той или иной песни многое определяет вкус и творческая фантазия преподавателя, овладевшего принципами народного исполнительства.   

         Когда задумывается тот или иной номер с элементами движения, руководитель должен сначала определить, во имя чего будет создаваться этот образ, что намерен выразить в нем ученик. Установочная цель определит ход замысла. Немаловажную роль в воплощении народного танца играет техническая подготовленность исполнителей, которая так же, как и певческая, достигается регулярной тренировкой. Когда наработан некоторый запас разнообразных движений, соответствующих определенной танцевальной традиции, переходят к работе над композицией.

     

     

    КОСТЮМЫ

     

    Сценическое воплощение народной песни предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, иногда декорации. Главное место отводится костюму.  Он может быть подлинным или стилизованным, т.е. выполненным по  народным мотивам.

    Степень стилизации может быть различной. В любом случае необходимо соблюсти два правила: 

    1) отразить в костюме художественно - исполнительскую направленность творческой деятельности;

    2) сохранить в костюме художественную меру и вкус.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

             Одно из условий работы с детьми – это внимание к душевному состоянию ребенка. Если такого внимания нет, то у ученика появляются пассивность и агрессивность или просто неприятие того, чему его учишь.

             В центре процесса обучения - личность ребенка, перспективы его развития. Педагог должен стремиться раскрепостить ребенка. В нем всегда должен присутствовать педагогический оптимизм.

             Самое главное – это найти правильную линию общения. Чувство такта и уважения к ученику – это  одно из основных требований к педагогу.

           Каждый ученик – это свой особый мир и поэтому необходимо  искать  и найти особые подходы, приемы, так как  у детей разные характеры, способности. Работая с учеником, нужно учитывать его индивидуальные способности. Не навязывая ему своих ощущений, а творить вместе с ним.

            Работа с детьми – это всегда импровизация. И поэтому эта форма занятий требует от педагога эмоциональности, интуиции и ни в коем случае никаких строгих, определенных рамок. Каждое занятие – это творческий поиск.

           Педагог должен уметь заразить ученика своей творческой энергией, влюбить его в то, чем владеет. А главное, работа с детьми приносит нам бесценное богатство - способность сохранить до старости детскую душу, что помогает педагогу пробудить фантазию, зажечь в душе ребенка интерес к творчеству.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

     

    План учебно-воспитательной и

    организационно-творческой работы 

    «Образцового коллектива»   

    детского фольклорного ансамбля «Зарянка».

     

    I.      Задачи перспективного планирования и плана работы на 2020/2021 гг.

    1.     Изучение народной празднично-обрядовой культуры и знакомство с традицией средней полосы России. Подготовка фольклорных композиций на основе народных праздников  ("Осенины", "Колядки", "Масленица", "Красная горка", "Пасха", "Семик", "Троица", "Иван Купала и т.п.).

    2.     Изучение основ сценического движения и народного танца.

    3.     Овладение навыками игры на простейших народных инструментах (дудочка, бубен, рубель, колокольчик, трещотки и т.п.).

    4.     Работа с солистами и малыми ансамблевыми составами (дуэт, трио, квартет).

    5.     Участие в муниципальных,  областных, региональных,  всероссийских,  международных  фестивалях,  смотрах,  конкурсах  и т.п.

    6.     Проведение творческих отчетов о результатах деятельности коллектива ( концерты, выставки, показательные занятия, мастер-классы, творческие лаборатории и т.п.).

     

    II.               Учебно-творческая работа

    1.      Привлечение участников коллектива к народной манере пения.

    В певческом воспитании добиваться от участников:

    - естественного «близкого» звука;

    - дикции, близкой разговорной речи;

    - естественного, плотного грудного звучания;

    2.     Основа сценического движения . Просмотр DVD материалов различных экспедиционных записей. Постановка танцев, кадрилей и сольной пляски.

               3. Работа  над дыхательной основой по программе Стрельниковой.

               4. Отрабатывать навык многоголосного пения.

               5. Ознакомление  с народными инструментами (Гармошка, жалейка, ложки, трещотки, бубен…)

               6. Занятия –репетиции с малыми ансамблевыми составами и соло.

               7. Проведение репетиций, лекций, открытых уроков и показательных занятий не реже одного раза в квартал.

    8. Подбор репертуара, работа над партитурами: переложение для детского состава, транспонирование, аранжировка песен, работа с аккомпаниатором.

     

     

    III.            Воспитательная работа

    1.     Познакомить участников коллектива с миром фольклора посредством просмотра видеозаписей, концертов,

    2.     Посещение  выставок, музеев  прикладного искусства и этнографии.

    3.     Проводить вечера с тематической программой.

     

    IV.            Репертуар

    Песни: А.сар.

    «Ой, улица-улица» протяжная Калужской области

     «Мой  курганчик» плясовая Калужской области

    «Соловей мой, соловушка» лирическая Калужской области

     «Церковка» веснянка Вологодской области

    «Верба-верба» Пасхальная Вологодской области

    «Христос- Спаситель» Духовный стих Красноярский край

    « Всему мир» Духовный стих Красноярский край

     « В граде Вифлееме» Духовный стих Московская обасть

    «Весна-красна» веснянка Московская область

    «Жаворонки» веснянка Московской области

    «Зиму-лето» игровая  Белгородской области

    «Звезда народилась» лирическая Московской области

    «Святой вечер» колядка Белгородской области

    «Куры рябые» колядка Архангельской области

     «Ай весна-весна» веснянка Белгородской области

    « Пошли девки в лес гулять» шуточная Пензенской области

    «Осень-осень на порог» игровая  Московской области.

    «Дай Бог тому, кто в этом дому» колядка Московской области

    «У наших воротях» карагодная Курской области

    «У ты, гоголь мой гоголь» плясовая Белгородской области

    «Ухвачу я качетка» плясовая Белгородской области

     

    Под аккомпанемент :

    « Ой, ты, береза» плясовая Московской области

    «Возле речки» плясовая Владимирской области

    «Садила баба лук, чеснок» шуточная Владимирской области

     «Мы сидели на канаве» игровая Кировской области

     «В граде Вифлееме» духовный стих

    «Сенюшка» плясовая Томской области

     «Ой, в лесе –лесе» плясовая Владимирской области

     « Кумушка-голубушка» плясовая Калужской области

     «Вологодский журавель» лирическая Вологодской области

    «Вот и шел я по деревне» лирическая Красноярского края

     «»Лапти мои» шуточная Калужской области

     «Ой на горке калина» плясовая Краснодарского края

     «Катя маленькая» игровая Пензенской области

     «Аленький мой, цветок» игровая Московской области

     «Скажи , Надя, где была» плясовая Владимирской области

     «Жил у бабушки баран» шуточная Московской области

     «Жил я у пана» шуточная Московской области

    «Катя Маленькая» плясовая Пензенской области

    «Брови мои , брови» плясовая Пензенской области

    «Садила баба лук чеснок» игровая Смоленской области

    «Как по мосту по мосту» плясовая Московской области

    «Возле речки везли моста» плясовая Волгоградской области

    «Комар задумал жениться» игровая Рязанской области

    « Масленица кривошейка» масленичная Курской области

    «весна красна» веснянка Волгоградской области

    « Кулики Жаворонушки» Веснянка Московской области

    «Ой весна-весна» веснянка игровая Московской области

     « Как у наших у ворот» плясовая Московской области

     «Сударушка»  частушки 

    «Тень-тень» игровая Московской области

     «Как во нашем во дому» игровая Московской области

     « Во поле орешина» плясовая Московской области

     «Летели две птички» игровая Московской области

    «Ой , все кумушки домой» плясовая Калужской области

    « Я сама толку-толку» кадрильная Смоленской области

    «Да ехала баба на козе» шуточная Калужской области

     

    Игры: «Тетёра шла», «Золотые ворота», «Дударь мой, дударь», «Я змея-змея», «Заинька серенький», « Паучок», «Заря-заряница», «Селезень утку догонял», «У медведя во бору», «Волк и лиса», «Растяпа», «Барыня моя», «Перепляс», « Снежный ком», «Мак маковистый», «Заря-заряница».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

     

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     

    Веретенников И. И.  Русская народная песня в школе:  Пособие для учителей и учащихся. – Белгород : “ Северсдонечье” , 1994.

    Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1984.

    Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор- музыка- театр. - Гуманитарный издательский центр Владос. 1999.

    Гилярова Н. Н.  Христоматия по русскому народному творчеству. (1-2 год обучения). -М.: ” Родник” РЛСФА, 1996.

    Детский быт и фольклор. Сб.,/Ред. О.И. Капица/ - Л.: Государственное  Русское  Географическое  Общество 1930.

    Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева. - М.: 1994.

    Жаворонушки. Вып.3. - М.: Сов. комп., 1986.

    Как пошли наши подружки. ВМО ВМО., составитель С.Браз. - М.: 1997.

    Кочережка-дуда. ВХО - М.: 1984.

    Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ.- М.: Мнимозина.1996.                                                                                            

    Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Мнамозина.2002.

    Куприянова.Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 2 класса. - М.: Мнимозина.2004.

    Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 3 класса. - М.: Мнимозина.2004

    Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 4 класса - М.: Мнимозина.2004.

    Люблинская Л.А. Детская психология. В сб. Вопросы методики музыкального воспитания детей -  М.:  Музыка.1975.

    Мельников.М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение. 1987.

    Музыкальный фольклор и дети../ Научно- мутодическое пособие/. Составление и общая редакция Л.В.Шаминой./- М.: 1992.

    Музыкальный фольклор. Программа для общеобразовательных школ./Составители КуприяноваЛ.Л.,ШаминаЛ.В./.

    НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество - М.: Сов.комп.1988.

    Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. Фольклорная азбука. - М.: Центрполиграф.2001.

    Науменко Г.М. Дождик, дождик  перестань. - М.:  Сов.комп.1988.

    Некрылова А.Ф. , Головин В. В. ” Уроки воспитания сквозь призму истории” - С.Пб.: 1992.

    Новицкая М.Ю. “Мир народной культуры”/программа в начальной школе/.”Живая старина” 1994.

    Осорина В.М. Детский фольклор -зачем он нужен. “ Знание – сила” - С.Пб.: 1985.

    Покровский Г.А. Детские игры. 2-изд. - М.: 1895.

    Соловьева Л.В.  Методическое пособие для работы с русским народным хором. - Петрозаводск : Муз.уч.2002.

    Сорокин П.А, Некоторые вопросы методики работы в фольклорных певческих  коллективах / методическое пособие/ - М.:  1984.

    Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. - М.: 1992.

    Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах  / методическое пособие/  - М.:1984.

    Сидит дрема ВМО / 3-4 классы. Для уроков музыки в общеобразовательной школе Сост.КуприяноваЛ.Л./.

    Чаморова Н.В. «Кукушка, кукушка, серое брюшко» Детские игровые песни с нотами – Москва,2006г.

               Чудный короб. Детская литература./ cост. /Науменко.Г.М./ -  М.: 1988.

    Шамина Л.В. об организации обучения муз.фольклору в современной системе народного образования ./ Сохранение и возраждение фольклорных традиций/ - М.: 1990

    Уроки фольклора в ДМШ программа -  М.: 1995

    Щербакова О.С. Учебное пособие «Музыкальный фольклор и дети» (Песни Алтая) – Москва,1997г, 

     

    Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. – С - Пб.: 2002

     Хрестоматия русской народной песни / для учащихся 1-7 классов/ сост.Л.Меканина  - М.: Музыка 1991

    Шейн П. Народные детские песни.- М.: 1923

    Якайтис  Детские считалки.Застольные песни./ Просвещение Донбасса/ 1923

    Яковлев В.Г. Игры для детей - М.: 1992

     

     

     

     

     

     

     
    1   2


    написать администратору сайта