Главная страница
Навигация по странице:

  • Ломоносов Михаил Васильевич

  • Иоганн Генрих Песталоцци

  • Иоганн Фридрих Гербарт

  • Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм

  • Пирогов Николай Иванович

  • Ушинский Константин Дмитриевич

  • Итоговая таблица. Произведения Взгляды педагога


    Скачать 279.5 Kb.
    НазваниеПроизведения Взгляды педагога
    АнкорИтоговая таблица.doc
    Дата21.09.2017
    Размер279.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИтоговая таблица.doc
    ТипДокументы
    #8881
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    Жан-Жак Руссо
    Франция

    1712 - 1778

    "Эмиль или о воспитании"

    Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.

    Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой.

    Цель воспитания: труд;

    Цель умственного воспитания: пробуждение у подростка интереса и любви к наукам. Главный принцип: принцип свободы.

    Свободное воспитание. Т.е. воспитание без принуждения.

    Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

    Воспитатель лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие.

    Воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне природы».


    Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастных особенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью.

    Ломоносов Михаил Васильевич
    Российская Империя

    1711 – 1765

    «Проект регламента Московских гимназий»

    «Краткое руководство к риторике»

    «Риторика»

    «Российская грамматика»



    Мировоззрение складывалось под влиянием научных достижений той эпохи, к которой он сам был привязан, и происходящий общественных сдвигом за рубежом.

    Природу ребенка рассматривал иерархически:

    «нижняя» - чувственная, эгоистическая;

    «высшая» - духовная, патриотическая.

    Необходимо с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие. Научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами.

    Идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов.

    Патриотическое гражданское воспитание.

    Учитель с учениками не должен поступать ни гордо, ни фамильярно, необходимо глубоко изучить учеников, относиться к нему справедливо.

    Изначально в семье должны были становиться нравственные ценности ребенка.

    Идет начало российского просвещения нового времени. Обращение к идеи народности воспитания в целом. Идеи Ломоносова оказали большое влияние на становление отечественной педагогики как самостоятельной науки и на ее успехи в XIX веке.

    Иоганн Генрих Песталоцци
    Швеция

    1746 – 1827

    «Досуги отшельника»

    «Лингард и Гертруда, книга для народа»

    «Лебединая песня»


    Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания.

    Ребенок от природы обладает деятельными силами, нужно развить все природные силы и способности.

    Природосообразность, развивающее обучение, разносторонность, гармоничность развития ребенка.



    Классно-урочная система.

    Развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

    Учитель должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

    Воспитание ребенка должно начинаться с первого дня появления его на свет. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка.


    Создал теорию элементарного образования; идеи соединения обучения с производительным трудом, приучение детей к элементарным трудовым навыкам.


    Иоганн Фридрих Гербарт
    Германия

    1776-1841

    «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»

    «Психология как наука»

    «Учебник психологии»

    «Письма о приложении психологии к педагогике»

    Прежде всего вам следует различать педагогику как науку и искусство воспитания. Что служит содержанием науки? Стройный порядок теорем, составляющих одно мыслимое целое и по возможности выводимых как следствия из основных положений и как основные положения из принципов. Что такое искусство? Сумма навыков, которым необходимо объединиться для достижения определенной цели. Итак, наука требует вывода теорем из своих основ - философского мышления. Искусство требует постоянного действия, но только соответствующего этим теоремам. Применяя его, нельзя тратить ни одного мгновения на умозрения; момент требует его помощи, тысячи неблагоприятных обстоятельств оказывают свое сопротивление нашему искусству. 

    Мы думаем, что человеческий росток, подобен розе, подобно тому, как царица цветов дает садовнику меньше труда, чем прочие цветы, так и человек вырастает во всяком климате, питается всевозможной пищей, всего легче научается пользоваться всем и изо всего извлекать выгоду. Только, правда, воспитание сына природы среди культурных людей является задачей, которую воспитателю провести столь же трудно, как будет впоследствии трудно жить воспитаннику среди столь чуждого ему общества. 

    Каким же образом может сложиться характер? Характером является внутренняя твердость; но как может человек внутренне окрепнуть, если ему не позволяют рассчитывать на что бы, то, ни было, если не дают ему возможности доверять решительности собственной своей воли? Большей частью случается, что в глубине молодой души сохраняется уголок, в который вы не проникаете и в котором она, несмотря на все ваши нападения, тихо живет сама по себе, чает, надеется, развивает планы, которые осуществляются при первой возможности и в случае удачи как раз являются основанием для характера, который был неизвестен для вас. Именно поэтому цель и результаты воспитания имеют обычно так мало общего.

    Разрабатывая вопросы структуры процесса обучения, Гербарт высказал целый ряд ценных положений о принципах отбора материала и методах его преподнесения учащимся, о приемах и методах систематизации знаний, о системе упражнений. Однако абсолютизация предложенной структуры урока, особенно проявившаяся у последователей и учеников Гербарта, привела к засилью формализма в школьной практике. 
    Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Особенно популярными в буржуазной педагогике XIX в. были его идеи о четырехступенном построении учебного процесса. Введение нового материала, установление связи между новым и уже известным, обобщение и формулирование выводов, практическое применение приобретенных знаний. 

    Условное воспитание усиливает теперешние недостатки; воспитывать детей природы - значит повторять, где только возможно, целый ряд уже преодоленных зол. Стремление ограничить поучения и предостережения лишь кругом наиболее близкого является следствием собственной ограниченности, не знающей и не умеющей представить всего остального; предлогами для этого служит все испорченное педантами и все слишком трудное для детей. Но первое можно изменить, а второе соответствует истине. 


    Необходимо отличать искусство вполне подготовленного воспитателя от отдельных случаев его применения. Признаком первого служит умение обращаться со всяким возрастом и характером; второе может иметь успех благодаря случайности, симпатии, родительской любви. 
    Большинство тех, кто занимается воспитанием, совершенно не постарались о том, чтобы выработать себе круг собственных воззрений в этой области. Он складывается у них постепенно из их собственных особенностей и из индивидуальности и окружения питомца. Если они отличаются изобретательностью, то они пользуются всем, что им попадается, чтобы подготовить возбуждения и занятия для предмета своего попечения; если же они отличаются осторожностью, то они отделяют то, что может повредить здоровью, добродушию и манерам.

    Для того чтобы характер принял нравственное направление, индивидуальность должна сохраняться как бы погруженной в текучий элемент, который, в зависимости от обстоятельств, то содействует, то противодействует ей, но в большинстве случаев остается почти неощутимым. Этим элементом является забота о развитии и дисциплинированности воспитуемого, которая оказывает свое действие главным образом на произвол и отчасти также на понимание. 

    Будучи одновременно философом и психологом, он сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. 
    Гербарт внес значительный вклад в разработку проблем воспитывающего обучения, структуры, содержания и методов учебной работы.

    Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
    Германия

    1790 – 1866

    «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе»

    «Руководство к образованию немецких учителей»

    «Педагогический ежегодник»

    Углубляя положения принципа природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребёнка), он опирался на разработанный немецкой классической философией диалектический метод, рассматривая развитие у ребёнка чувственного восприятия, рассудка и разума не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии.

    Он видел суть воспитания в возбуждении и напряжении природных сил ребёнка: «воспитывать значит возбуждать умственную активность учащихся». Поэтому стимулирование самодеятельности ребёнка рассматривалось им в качестве одного из общих педагогических принципов, соответствующих самой природе человека.

    Рассматривая воспитание как элемент соответствующей человеческой культуры, Он сделал вывод, что состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует рассматривать в её естественно - историческом движении. Поэтому принцип природосообразности воспитания был им дополнен принципом культуросообразности. В соответствии с этим принципом в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и в которых ему предстоит жить. Общепедагогические принципы получили отражение в разработанных Дистервегом правилах обучения.

    Особое внимание Дистервег уделял личности учителя, его профессиональным качествам как организатора всего учебно – воспитательного процесса в школе. При этом он подчёркивал, что учитель может руководить образованием других людей только до тех пор, пока сам занимается самообразованием.

    Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный, высший закон всякого обучения. Если возможно доказать, что известный способ обучения, метод и т.п. является природосообразным, то этим уже доказана его правильность. Что, напротив, приходится признать противоречащим природе ребёнка и противоестественным, то безусловно непригодно. Поэтому как для врача, так и для воспитателя самое важное – узнать природу человека вообще и в частности. Обыкновенно в развитии человека до 14 или 16 лет различают 3 ступени: 1. Ступень преобладания ощущений(чувственного познания) или созерцания; 2. Ступень памяти; 3. Ступень рассудка (чувственную ступень разума).

    Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт. При непосредственном общении с учеником внутреннее чувство учителя, подсказывает ему, как он должен действовать, поступать; настало ли время, что бы переходить к обобщениям или они не посильны ещё не созревшему для них юношескому уму и только собьют его с толку. Вредно запаздывание, ещё вреднее преждевременность. Но никто не действует так пагубно, как деспотический учитель, не считающийся с естественным развитием человека, не уважающий его развития. Так же пагубно действует учитель безыдейный, полный самомнения, критиканствующий. Он решается – и даже видит в этом геройство - раскритиковать перед учениками всё великое, прекрасное, возвышенное в истории и литературе, приучает и учеников к критиканству, конечно, по данной, им навязанной марке и тем разрушает их веру и идеалы. Подробный учитель убивает благородную человеческую природу.

    Дидактические правила: формально дидактика определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики – теория обучения – также характеризует её как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или \ и передачи знаний. Важным моментом в этом в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.

    Педагогику Адольфа Дистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни в особенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.

    В тесной связи с такими взглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитанием этот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий. Задача воспитания - развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.

    В современном обществе с его погоней за новыми идеями и технологиями мы часто забываем о тех духовных ценностях, которые подарили нам предыдущие поколения. А иногда используем их как само собой разумеющуюся истину, забывая о тех людях, которые открыли эту истину путем долгих лет исканий, порой, вопреки общепринятому мнению и государственных догматов. Их служение обществу и безграничная преданность любимому делу и сейчас еще может послужить примером для многих выдающихся умов нашего времени.

    Пирогов Николай Иванович
    Россия

    1810-1881

    «Быть и казаться»

    «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?»

    «Вопросы жизни»

    Религиозное мировоззрение. Считал, что недостатки общественной жизни необходимо исправлять путем воспитания из молодежи высоконравственных людей с широким интеллектуальных кругозором.

    «Личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом». При таком взгляде на ребенка и сущность воспитания, естественно, напрашивается мысль о необходимости изучения личности ребенка, закономерностей развития его внутреннего мира, т.е. идея необходимости изучения психики ребенка. Н. И. Пирогов - один из первых педагогов, поставивший задачу всестороннего изучения ребенка, его физических, психических, духовных особенностей. Восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. 

    Стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу потребностям страны во всех областях культуры.

    Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества.

    Или переменить направление общества.

    Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.


    Требовал, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость.

    Первоначальное семейное воспитание считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек. Главное назначение матери,— утверждал Пирогов,— “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности.

    Продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.




    Ушинский

    Константин Дмитриевич
    Россия

    1824 – 1870

    «О пользе педагогической литературы»

    «О народности в общественном воспитании»

    «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

    Воспитание действует в частности на человека и вообще на общество главным образом через убеждение, а органом жизни такого убеждения является педагогическая литература. Педагогическая литература устанавливает в обществе, с одной стороны, правильное требование в отношении воспитания, а с другой – открывает средства для удовлетворения этих требований.

    В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, "... действуя заодно с другими общественными силами..."; оно, "... совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных".

    Главную цель воспитания К. Д. Ушинский видел в духовном развитии человека с опорой на традиции отечественной культуры. Воспитание Ушинский рассматривал как общественное явление, "создание истории". Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. "Предметом воспитания" является человек, и "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

    К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы. Большое внимание К.Д. Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей.

    Общественно-демократический аспект имеет

    целью удовлетворение запросов общества вне связи с политическими интересами; национально-самобытный аспект направлен на целостное развитие личности посредством освоения народных идеалов и традиций через родной язык, словесность, культуру, творческий труд; духовно-нравственный аспект служит духовному возвышению человека через приобщение к заветам и обычаям православия.

    Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает все возможности успехов воспитания. Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы.

    Родители всегда являются, хотя отчасти воспитателями своих детей и полагают первые семена будущих успехов или неуспехов воспитания.

    Следуя принципу развивающего обучения, К. Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему, раскрыл особенности психических механизмов памяти, внимания, интереса, воображения, воли, эмоций, мышления.

    Влияние идеалистической философии было преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее – социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего педагога. Глубокое изучение К.Д. Ушинским достижений естественных наук, явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии», существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов, о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила естественные науки необходимого для них содействия философии»

    Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К.Д. Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния»

    Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости. Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем более эффективен и перспективен их научный выход.

    Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.
    В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности.

    Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

    Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле.


    Обучение проходит две основные стадии. Первая, из них делится на три ступени. На первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира; на второй ступени учащиеся, направляемые учителем, сравнивают и сопоставляют воспринятые образы и таким путем вырабатывают предварительные понятия; на третьей ступени дается дополнительное разъяснение учителем этих понятий, основное отделяется от второстепенного и полученные знания приводятся в систему.

    Вторая стадия процесса обучения начинается с обобщения учителем преподнесенного им материала (при участии самих учащихся), и проводится соответствующая работа по закреплению полученных знаний и навыков

    Исключительное внимание в своих трудах К.Д. Ушинский уделял вопросам воспитания. Он никогда не отделял обучения от воспитания. Напротив, говорил об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи являются более важными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»

    К.Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным задачам. «Воспитание должно вырабатывать у учащихся такие качества, как любовь к родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и твердый характер».


    Говоря о качествах учителя, Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. «В преподавателе среднего учебного заведения, - писал он, - знание предмета далеко не составляет главного достоинства. Трудно ли знать какой-нибудь один предмет в пределах гимназического курса? Трудно ли знать три, четыре такие предмета, занимаясь ими исключительно год или два? Но главное достоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом».

    Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.

    Перед педагогическими факультетами К.Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.


    Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание”.

    Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.

    Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.

    Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, “вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”.

    Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.

    Он внес ценнейший  вклад   развитие мировой педагогической мысли.  Ушинский  глубоко  проанализировал теорию и практику воспитания  и  образования  за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел  итоги развития педагогики других народов.

    Он обосновал  идею  народного  воспитания,  послужившую  основой  для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного  языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на  последующие  поколения  педагогов  многонациональной России.

    Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи.


    написать администратору сайта