Главная страница
Навигация по странице:

  • Каптерев Петр Федорович

  • Итоговая таблица. Произведения Взгляды педагога


    Скачать 279.5 Kb.
    НазваниеПроизведения Взгляды педагога
    АнкорИтоговая таблица.doc
    Дата21.09.2017
    Размер279.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИтоговая таблица.doc
    ТипДокументы
    #8881
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    Толстой Лев Николаевич 

    Российская Империя

    1828-1910

    «Педагогические сочинения»

    «Яснополянская школа»


    Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препят­ствовать такому совпадению.

    Своим утверждением, что человек родится совершенным, а портится с возрастом, Толстой примыкает к одной из трех созданных психологией и педагогикой теорий о детской природе. Эти теории следующие:

    1) человеческая природа сама по себе безразлична к добру и злу, душа не имеет никаких врожденных идей, способностей, при рождении человека она — гладкая доска. Чем дитя будет — хорошим или дурным человеком — это зависит от опыта, от обстановки, от воспитания;

    2) природа детей совершенна, вполне хорошо портится же с возрастом от неблагоприятных социальных условий; 3) человеческая природа несовершенна сама по себе или же искажена и испорчена грехом первого человека, сделавшимся наследственным, и улучшается только воспитанием и культурой.

    В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

    Цель народной школы, по Л.Н. Толстому, - это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания - это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. Вопросы определения целей и содержания обучения Л.Н. Толстой разъяснял читателям на различном предметном материале, подчеркивая необходимость полноценного научного образования.

    Технология “Солнышко”, которая основывается на идеях ненасильственной педагогики Л. Н. Толстого. Целью педагогов стало формировать творческую личность ребенка, выделяя приоритетными такие ее качества, как психическое и физическое здоровье, трудолюбие, милосердие, доброта, терпимость, миролюбие, любовь к природе, к своему народу, его истокам, тяга к творчеству, к самосозиданию, самосовершенствованию, самореализации. Новая технология требует ничего не навязывать ребенку (свободный выбор для реализации своих взглядов, вкусов), не сковывать его (исключать страх, насмешку); создавать возможность строить догадки, задавать вопросы; признавать ребенка личностью.

    Основной метод обучения по технологии “Солнышко” - игровой, формы организации нетрадиционны: обучаясь, дети могут сидеть, лежать, стоять, словом, вести себя совершенно свободно.

    При планировании содержания обучения использовалась блоковая подача материала, учитывающая психофизиологические особенности возраста, индивидуальность каждого ребенка.

    Приоритетным направлением в работе по этой технологии является физическое воспитание, поэтому ежедневно проводится динамический час, который снимает стрессовое состояние детей. Не менее важным направлением является социально-эмоциональное развитие ребенка. Дети посещают с экскурсиями Ясную Поляну, каждый месяц организовываются дни открытых дверей, вечера досуга, посвященные народному творчеству. Это позволяет выявить индивидуальные особенности, разбудить у ребят творческую активность, желание самостоятельно экспериментировать, побуждать детей и педагогов к самовыражению и импровизации.

    Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.

    Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

    Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.

    Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский.

    Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина.

    "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию". " Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель". Советы учителям.

    Одним из самых важных критериев прочности знаний Лев Николаевич Толстой считал умение приложить знания к жизни. Процесс достижения прочных знаний, умений, навыков осознавал Толстой как сложный, длительный, многоступенчатый, где все со всем связано. Чтобы предупредить формализм, зубрежку в погоне за внешне прочными знаниями, он требовал от учителя соблюдения активной деятельности целого ряда условий, в частности таких:

    - создание в школе естественной, здоровой, бодрой и доброжелательной обстановки («дух школы»), отвечающей природе детской натуры, ее любознательности и потребности к свободе развития;

    - постоянная и разносторонняя связь обучения с жизнью, учения с воспитанием;

    - применение в образовании разнообразных методов и приемов в соответствии с особенностями детской психики (наглядности, упражнений, творческих работ, эксперимента и опытов работы с книгой и т.д.);

    - предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной творческой работы при незаметном направляющем влиянии учителя;

    - стремление к осуществлению меж предметных связей в усвоении отдельных предметов;

    - систематическое, разумно поставленное повторение и обобщение изучаемого;

    - наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимся;

    - тесная органическая связь между урочной и неурочной познавательной деятельностью детей;

    - обеспечение в школе связи умственного и физического развития ребенка.

    Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.

    Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми

    Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию.

    Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

    Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемые естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков.


    Развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одни из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875),«О народном образовании» (1874) Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.

    Его громадная заслуга в том, что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о программе чтений, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как “гражданин земли родной”, мучительно искал ответа па него и заставлял искать и читателя... Его влияние, несомненно, наложило свою неизгладимую печать на русскую педагогическую мысль.

     Велик роль Л.Н Толстого в разработке теоретических проблем педагогической науки. Он стремился определить ее задачи, выделить новое направление в истории педагогики, уточнить существующие понятия и отрефлексировать новые, адекватные в нашем понимании понятиям «усвоение», «присвоение». Он пытался показать, что обучение, воспитание и развитие соотносятся между собой, как форма и содержание единого процесса психического развития человека, «чтобы сделаться наукой, и плодотворной наукой, - указывал Л. Н. Толстой, - педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать оставаться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».


    Каптерев Петр Федорович
    Россия

    1849 - 1922

    «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели»

    «История русской педагогии» «Дидактические очерки» «Педагогический процесс»

    Подчеркивал, что педагог должен быть чуток к росту "внутреннего общественно-нравственного сознания юношества, так как из этого сознания истекают общественные связи, и самый государственный союз есть лишь внешняя оболочка, одно из внешних его выражений. Корень общественности для педагога есть вместе корень всего истинно гуманного, прекрасного и идеального в человечестве, так как ни добро, ни красота, ни идеал вне общества невозможны". Поэтому единственной задачей общественного воспитания может быть только подготовка энергичного борца за человечность и культуру.

    Он утверждал, что связь индивидуума с "мировой жизнью" и есть та основная идея, призванная руководить всей деятельностью человека и "серьезно влиять на всю постановку воспитания и образования". Именно школа должна снабдить своего воспитанника всем тем, что помогло бы ему найти верный путь в окружающем его мире. Эта задача является базовой в деятельности любого педагога.

    «Вечным» вопросом педагогики является выяснение совершенства детской природы и необходимости либо невозможности воздействия на нее. П.Ф.Каптерев различает три ряда свойств детской природы: 1. естественные (существующие независимо от влияний культуры),

    2. привитые культурой и частные,

    3.наследственные, отличающие природу ребенка от природы другого. Специфика первой группы возникает из общих свойств организма и перемен в связи с возрастом. Ученый отмечает, что каждый возраст имеет свои особенности, которые являются общими качествами натуры человека, и все свойства возрастов есть необходимые результаты развития человеческого организма.

    Второй ряд свойств детской природы является результатом положительного или отрицательного влияния на человека культуры. Каптерев считает, что педагогические влияния должны быть рассчитаны не на одно поколение, поскольку культурные свойства человека, создаваясь тысячелетиями, становятся второй природой человека. Наконец, «третья природа» слагается из наследственных свойств, она составляет особенности индивидуумов, а не масс человечества. Это свойства, полученные от родителей и составляющие характерные особенности семьи.

    Основой воспитательных идеалов человека является общественная жизнь людей. Только в обществе формируются цели и задачи жизнедеятельности человека, общество же выдвигает образовательный и воспитательный идеал педагогики. В самом педагогическом процессе должно быть два элемента - личный и общественный. Они взаимосвязаны и взаимодополняются. Первый опирается на антропологию и психологию, второй - на социологию. Основой совершенствования человеческой природы Каптерев называет саморазвитие организма в процессе обучения и воспитания. Отсюда следует, что «не передача важнейших культурных приобретений, а саморазвитие организма выражает сущность педагогического процесса, чья внешняя сторона - обучение - оказывает влияние на внутреннюю, т.е. на самодеятельность души». Таким образом, педагогический процесс заключает в себе две характерные черты: систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности. 

    В образовательном процессе достигается соединение задач развития ума (формального образования) и овладения знаниями (материального образования) при изучении, прежде всего, антропологических и социально-исторических знаний, проясняющих отношение личности к обществу и природу самой личности. Математика, астрономия, химия и подобные им знания тоже несут заряд нравственного воздействия, хотя, на первый взгляд, лежат далеко от нравственности. Каптерев утверждает, что всякий урок в школе «может и должен быть так поставлен, чтобы в некоторой степени, хотя бы и небольшой, содействовал нравственному развитию учащихся», поскольку каждому предмету свойственна нравственно-воспитательная и образовательная сила.

    Большое внимание Каптерев уделяет разработке теории и методики детской игры, в которой проявляются и развиваются все психические процессы человека. По его мнению, игра - это «выражение самостоятельной деятельности организма». Особо ценными для нравственного воспитания педагог считает игры общественные, которые знакомят детей с существованием общих задач и целей, учат действовать сообща и подчинять личное желание общей задаче. Русский мыслитель отмечает важность перехода от игры (в особенности совместной) к деятельности (учебе и работе).

    Итак, первоначальное воспитание начинается в семье. Семейное воспитание – основа основ. Начнём с физического аспекта воспитания. Ребёнка необходимо воспитать физически сильным, ловким, мужественным. Для достижения этого Каптерев предлагает воспользоваться системой закаливания: «не изнеживать» ребёнка, создавая при этом все необходимые условия для его благополучного физического развития. К этим условиям относятся правильное, умеренное питание, физические нагрузки, игры и прогулки на свежем воздухе, активный, подвижный образ жизни ребёнка. Особое значение учёный придаёт развитию у ребёнка способности преодолевать и справляться со страданиями (телесными и духовными), мотивируя это тем, что страдания являются неотъемлемой частью нашей жизни, они неизбежны и естественны. 

    Исходя из психолого-педагогических изысканий Каптерева, основная задача умственного воспитания – не бездумное заучивание, накопление учебного материала, а формирование у ребёнка способности самостоятельно думать, оценивать явления жизни, так как способность к анализу является предпосылкой формирования собственного мировоззрения, самостоятельной творческой, умственной активности, без которых не может быть гармоничной целостной личности.

    По словам Каптерева П.Ф., личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие его свойства повышают или понижают воспитательное влияние обучения.

    Факторы педагогической деятельности:

    1) личностные – нравственно-волевые качества;

    2) специальные свойства:

    1. Объективные – степень научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании, а также знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учитель имеет дело;

    2. Субъективные – это преподавательское искусство.

    Система взглядов у детей, утверждал Каптерев, слагается по большей части под влиянием не того, что говорят им учителя на уроках, а приятелей, среды, в которой они живут. По его мнению, учение является только средством, орудием для развития самопроизвольно возникающего чувства общения - этого "жизненного нерва" в школе.

    Каптерев подчеркивал, что педагог должен быть чуток к росту "внутреннего общественно-нравственного сознания юношества, так как из этого сознания истекают общественные связи, и самый государственный союз есть лишь внешняя оболочка, одно из внешних его выражений. Корень общественности для педагога есть вместе корень всего истинно гуманного, прекрасного и идеального в человечестве, так как ни добро, ни красота, ни идеал вне общества невозможны". Поэтому единственной задачей общественного воспитания может быть подготовка энергичного борца за человечность и культуру .

    Видное место в творчестве  Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития  и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным. Немалое значение Каптерев придаёт атмосфере, которая должна создаваться и поддерживаться в семье, имеющей своей целью воспитать борца, мужчину. Это должна быть атмосфера взаимного уважения, признания прав друг друга её членами и соблюдение ими своих обязанностей. Учёный отмечает, что многие родители совершают следующую ошибку: предъявляя своим чадам ряд требований, они совершенно забывают о том, что у детей есть и права: «Дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, но личности, у которых, как и у взрослых личностей, обязанности идут наравне с правами».283 Дети имеют право на удовлетворительный уход, образование, на самостоятельный выбор профессии. Обеспечение этого – прямая обязанность родителей. Семья, в которой соблюдаются права детей и уважительно относятся к личности ребёнка, является «благоприятной почвой для гражданского развития, для воспитания борца».

    После 1917 г. Каптерев заинтересованно обсуждал новые подходы к народному образованию, приветствуя демократизацию школы, но не во всем соглашаясь с новыми веяниями. Он считал, что при организации единой школы недостаточно представлены принципы дифференцирования образования по видам одаренности и призванию юношества. Его взгляды подвергались критике. 


    написать администратору сайта