Курсовая по маркетингу. Курсовая Бакаев А. Н.. Производство, как определяющий фактор потребности общества и его развития. Содержание и структура общественного производства
Скачать 108.5 Kb.
|
Первичной фазой является производство - очевидно, что распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что произведено. Поэтому три последние фазы иногда называют вторичными фазами воспроизводства. Однако вторичность эта диалектична: она не означает пассивности. Вторичные фазы оказывают обратное влияние на производство; степень их эффективности оказывает позитивное либо негативное влияние на производство. Кроме того, разделение фаз не является абсолютным, оно характеризуется значительной долей условности. Возможность отождествления производства в широком смысле с воспроизводством вообще станет более очевидной, если под результатом производства понимать не тольконепосредственно потребляемый конечный продукт, но и всякий социально необходимый экономический эффект. При таком подходе обнаруживается, что производство продукта есть, в то же время, потребление рабочей силы и средств, производства (производительное потребление). Вместе с тем, симметрично, - потребление продукта есть производство рабочей силы (потребительное производство); в процессе непосредственного создания благ осуществляется перераспределение и обмен факторов производства; в ходе распределения и обмена продуктов потребляется и производится рабочая сила, экономическая информация и т.д. Каждая из отмеченных сторон экономических взаимосвязей может быть объектом самостоятельного анализа, но при этом' нельзя забывать о внутреннем единстве воспроизводственного процесса. Сущность и эволюция экономической цивилизации. Материальную основу социальной формы движения от периода её возникновения до настоящего временисоставляет общественное производство. В широком смысле слова, как воспроизводство, оно есть экономика, экономический базис общественной жизнедеятельности. Объекты, необходимые для жизнедеятельности людей и создаваемые в процессе производства, приобретают свойство полезности, выступают как блага. Относительная недостаточность, ограниченность производимых благ, с одной стороны, порождает противоречия между людьми в процессе потребления, а, с другой, - способствует возникновению стимулов к производству этих благ. Ограниченность благ ведёт, тем самым, к формированию экономических отношений. В связи с этим, относительно недостаточные, ограниченные в количественном и качественном аспектах полезные объекты принимают форму экономических благ. При этом экономический характер могут иметь блага как непосредственно потребительского, так и производственного назначения. Производство экономических форм благ в качестве материальной основы жизнедеятельности общества придаёт человеческой цивилизации характер экономической цивилизации. Понятие экономической цивилизации стало специальным предметом теоретического анализа относительно недавно. В течение последних лет получили распространение различные подходы к трактовке этого понятия. При этом, как правило, расхождение точек зрения обусловлено различиями в понимании категории «экономика». Ограничительные версии трактовки экономики, как только рыночного или, ещё более узко, - как рыночно-капиталистического хозяйства – приводят к соответствующей ограничительной характеристике понятий «экономическое благо», «экономические отношения», «экономическая цивилизация». В этом случае включение в категориальный аппарат экономической теории понятия «экономическая цивилизация» не привносит, по существу, ничего принципиально нового в содержание научной системы, т.к. ведёт лишь к переименованию или появлению необязательных добавочных обозначений для уже известных категорий «рыночная экономика» и «капиталистическое хозяйство» [27,с.43]. Более обоснованным представляется отмеченный выше вариант понятийной трактовки термина «экономическая цивилизация», также частично уже получивший отражение в литературе. Данный подход предполагает соотнесение феномена экономической цивилизации с ограниченностью материальных условий жизнедеятельности общества, с ограниченностью материальных благ. Экономическая цивилизация прошла в своём развитии два качественно различных этапа: на первом производство могло обеспечить создание лишь необходимого продукта, обеспечивающего минимально необходимые параметры биологического и социального воспроизводства жизнедеятельности; на втором становится возможным, кроме того, и создание прибавочного продукта (т.е. продукта сверх необходимого), но в ограниченных масштабах, не позволяющих преодолеть зависимость существования каждого человека (а не только привилегированной верхушки) от материально-биологических доминант. Лишь на основе преодоления ограниченности материальных благ может оказаться возможной ликвидация раскола обществана классы непосредственных производителей и собственников. На субъектов труда и субъектов присвоения результатов труда, т.е., преодоление эксплуатации – этой вторичной социальной трансформации биологического в своём существе феномена присвоения чужой жизнедеятельности [9,с.4]. Экономическая цивилизация представляет собой социальную систему, обладающую сложной многоуровневой внутренней структурой. Её первичным дискретным элементом является «экономический человек». Современные обобщения концепции исходят, с одной стороны, из того, что «экономическому человеку вообще» как абстрактному социальному субъекту действительно присущи некоторые общеисторические черты, но, в то же время, с другой, - сами эти черты следует трактовать иначе, в более широком контексте, воплощающем системные свойства «экономического общества». Обобщённая концепция «экономического человека» может быть представлена как модель индивида, осуществляющего сознательную деятельность в системе общественных воспроизводственных взаимосвязей, имеющего экономическиеинтересы и стремящегося к их реализации. При таком понимании «экономическим человеком», как очевидно, является каждый член общества, осуществляющий сознательную жизнедеятельность. Человек, вовлечённый в экономичный процесс, - это уже не просто биологическое существо и социальный индивид; он становится экономическим субъектом. Экономический человек объективно ориентирован на преодоление ограниченности благ. Направленность воли и действий к преодолению недостаточности благ отражается в экономических интересах людей. Тем самым, и общество в целом приобретает характер «экономического сообщества», а образ «экономического человека» может соотноситься не только с отдельным индивидом, но и с любыми социальными группами, включёнными в экономическую деятельность, и с человечеством в целом. Прогностические характеристики постэкономического развития цивилизации связаны с перспективами преодоления ограниченности материально-вещественных форм благ и зависимости общественного воспроизводства от их доминирующей роли в обеспечении биологических и социальных условий существования людей. Воспроизводство данных форм благ на базе качественно более высокого уровня производительных сил гипотетически оценивается как «вторая природа», гарантированно обеспечивающая первичные условия жизнедеятельности и создающая предпосылки для возникновения новых форм богатства. Наиболее распространенными в прошлом являлись различные варианты религиозных представлений, воспринимавших основные (а то и все без исключения) факты и процессы природной и общественной сфер в качестве проявления некоторой сверхъестественной (божественной) сущности. Предшествующее, современное и будущее состояние общества, причины и закономерности его развития, действия и судьба каждого человека, его место в социальной системе - все это воспринималось как результат проявления воли бога, "божьего промысла.Такое мировоззрение отражало условия высокой степени зависимости общества от внешней природной среды, приоритет традиций во внутрисоциальных отношениях, во всех формах жизнедеятельности. Их устойчивый, малоизменчивый характер, целесообразность и справедливость обосновывались посредством ссылок на авторитет божества. По мере развития цивилизации усиливалась роль внутриобщественных источников и факторов движения, возрастала степень независимости социума от внешней среды. Первые попытки материалистического объяснения сущности окружающего природного и социального мира, поиски рационалистических трактовок его закономерностей появились еще в древности.Однако качественный скачок, многоаспектный "прорыв" в развитии взглядов на основу социальной формы движения объективно оказался возможен лишь в связи с переходом к индустриальному этапу цивилизации. На этом этапе резко возрос динамизм социального развития, значительно повысилась степень изменчивости общественных отношений, условий жизни. После многих тысячелетий ограниченности всех помыслов и действий людей жесткими, подчас непреодолимыми границами внешних необходимостей и архаических канонов, в Новое время резко расширилось поле активной творческой деятельности. Явно обнаружилась зависимость между самостоятельными, осознанными решениями людей и их активными действиями, с одной стороны, и последствиями, результатами этих действий, проявляющимися в преобразовании природного и общественного мира, - с другой. Такие изменения объективной социальной системы не могли не привести к появлению принципиально новых трактовок сущности общественной жизнедеятельности. В эпоху Просвещения (XVIII в.) эта сущность стала пониматься как форма и результат развития человеческого Разума. Раскрепощение человеческой энергии, возрастание роли инициативного, активного начала и качеств индивидуализма способствовали появлению и иного варианта объяснения сущности общественных взаимосвязей, который можно условно определить как концепцию "героя и толпы". Согласно ей, основу существования и развития общества составляет деятельность выдающихся людей - героев, гениев, военных и политических вождей, законодателей, - изменяющих мир в соответствии со своими помыслами и желаниями. Условия жизнедеятельности "рядовых" людей предопределены, по такой трактовке, волей "героев", роль которых становится сопоставимой с ролью божества в системе религиозного мировоззрения. Весьма показательны в данном отношении характерная для XIX века наполеона мания [17,с.5], и различные варианты "культа личности", проявившиеся в XX в. Однако в ходе, развернувшейся в конце XIX в. и продолжающейся до настоящего времени дискуссии о роли личности в истории было аргументированно доказано, что сама деятельность выдающихся людей, при всей ее значимости, предопределена объективными историческими условиями, порождающими возможность и необходимость такой деятельности. Развитие цивилизации в XIX в. достигло уровня, на котором стало возможным осознание причин ограниченности отмеченных выше концепций. Причины эти - в их, преимущественно, идеалистической ориентации, то есть в понимании сущности общественных явлений, исходя из представления о ведущем, первичном значении идей, мыслей, "разума", желаний, воли отдельных людей (или божества), определяющих закономерности и цели существования и развития общества. Социальная практика, между тем, во все более явной форме демонстрировала первичное, основополагающее значение процессов создания материальных благ, что нашло отражение в возникновении материалистического понимания общества, его истории, структуры и противоречий. "Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство составляет основу всякого общественного строя. В процессе целесообразной производственной деятельности трудящийся человек использует присущие ему качества, способности, навыки, необходимые для этой деятельности. Совокупность физических и духовных способностей, необходимых для осуществления труда, определяется как рабочая сила. Исходно рабочая сила рассматривается как система качеств социального субъекта, применение которых в производстве потенциальнотребуется либо возможно. Фактическое же осуществление производственной деятельности означает использование рабочей силы, реализацию потенциальных способностей к труду в ходе действительного процесса труда и превращение социального субъекта вообще в трудящегося субъекта. Но само возникновение социального субъекта, то есть появление общества, обусловлено трудом. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Природные объекты, на которые воздействуют люди в процессе трудовой деятельности, есть предметы труда. Они распадаются на две группы: объекты, впервые вовлекаемые в производственную обработку, и объекты, ранее уже испытавшие воздействие труда и частично изменившие свою природную форму, но нуждающиеся в дальнейшей обработке. Средства труда “есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи. Средства труда также распадаются на две большие группы: к первой относятся те из них, которые прямо, непосредственно воздействуют на предметы труда в целях их трансформации (эту первую трупу называют орудиями труда), ко второй - все прочие объекты и материальные условия, необходимые для осуществления производственного процесса. Итак, предметы труда - это то, на что направлен труд человека; средства труда - это то, чем он воздействует на природу. Между данными моментами процесса труда существует, таким образом, качественное функциональное различие. Однако разделяющая их грань не абсолютна: в зависимости от условий и особенностей конкретного производственного процесса одни и те же элементы природного вещества, энергии и информации могут выступать в качестве то предметов, то средств, труда, или даже в том и другом качестве одновременно. Особую производственную роль выполняет земля, которая "существует как всеобщий предмет человеческого труда", и, в то же время, "всеобщим средством труда является опять-таки сама земля"[5;с.4]. Простые моменты процесса труда сохраняют свою сущность, свое общеэкономическое качество на протяжении всего периода развития общества с момента его возникновения. Однако в ходе этого развития осуществляется количественное расширение и качественное совершенствование простых моментов процесса труда, что составляет основу общественного прогресса. Расширяются и усложняются навыки трудовой деятельности людей, рабочая сила обогащается все новыми свойствами. В состав предметов труда включаются все новые природные объекты, а в уже известных обнаруживаются ранее неведомые свойства, позволяющие по-иному, иногда с совершенно неожиданной стороны, воздействовать на предмет труда с получением в результате иных форм благ. В структуре предметов труда возрастает доля сырья, увеличивается роль объектов обработки с заранее заданными свойствами. Особое же значение имеет развитие средств, труда и, прежде всего, - орудий труда. "Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда - не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд"[32,с.47]. В предшествующие эпохи ведущее значение имело развитие механических орудий труда; в настоящее время их роль по-прежнему очень велика, но расширяется сфера применения химических, биохимических и иных новейших форм орудий труда. Как правило, им присущи тенденции пересечения и даже интеграции качеств, средств и предметов труда. По мере эволюции общества постоянно расширялась сфера производственного использования естественных сил природы; это способствовало развитию энергетической базы процесса труда, что особо характерно для настоящего времени. Резко усилилась также роль управляющих и иных информационных элементов средств, труда, чем обусловлены возможности автоматизации производства. Производительные силы и производственные отношения.Способ производства. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Люди с их трудовыми навыками, с одной стороны, и средства производства, с другой, - выступают как основные факторы производственной системы, причем являющийся носителем рабочей силы человек предстает как личный фактор, а средства производства - как вещественный фактор производства. Итак, производительные силы - это совокупность отношений в системе "общество-природа", формой воплощения, носителями которых являются средства производства и люди, приводящие их в действие в процессе труда. Взаимодействие с природой люди осуществляют как социальные субъекты, функционирующие в рамках общества и посредством общественной организации производства. Трудовое воздействие людей на природу организуется через их производственные взаимоотношения друг с другом. "В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этихобщественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.Таким образом, производственные отношения - это объективно необходимые взаимосвязи между людьми в процессе организации и осуществления трудового воздействия на природу и при использовании его результатов. Система производственных отношений представляет собой взаимодействие её элементов – относительно отграниченных друг от друга и обладающих внутренней спецификой взаимосвязей, которые представляют собой аналитически отдельные, самостоятельные производственные отношения. «Принципиальное строение всякого производственного отношения при всех условиях и на всех исторических ступенях развития общественного производства характеризуется противоречивым взаимодействием разнонаправленных интересов политика экономически дифференцированных субъектов по поводу определённого объекта». |