Курсовая по маркетингу. Курсовая Бакаев А. Н.. Производство, как определяющий фактор потребности общества и его развития. Содержание и структура общественного производства
Скачать 108.5 Kb.
|
Раздел 3.Содержание и структура общественного производстваДля наук, изучающих общество, исходным, ключевым вопросом является вопрос об основе, сущности общественных явлений и процессов, о причинах и направленности изменений, происходящих в социальной системе. На протяжении всей истории человечества люди размышляли над этими проблемами, в результате чего возникали взгляды, оценки, теории, формировались научные и обыденные воззрения, отражавшие состояние и уровень развития общества, достижения материальной и духовной цивилизации. История представлений о сущностисоциальной формы движения - это история успехов и заблуждений человеческого разума, стремящегося понять причины и смысл жизнедеятельности общества, закономерности его развития. Наиболее распространенными в прошлом являлись различные варианты религиозных представлений, воспринимавших основные (а то и все без исключения) факты и процессы природной и общественной сфер в качестве проявления некоторой сверхъестественной (божественной) сущности. Предшествующее, современное и будущее состояние общества; причины и закономерности его развития. Действия и судьба каждого человека, его место в социальной системе - все это воспринималось как результат проявления воли бога, "божьего промысла [34,с.40]. Такое мировоззрение отражало условия высокой степени зависимости общества от внешней природной среды, приоритет традиций во внутрисоциальных отношениях, во всех формах жизнедеятельности. Их устойчивый, малоизменчивый характер, целесообразность и справедливость обосновывались посредством ссылок на авторитет божества. По мере развития цивилизации усиливалась роль внутриобщественных источников и факторов движения, возрастала степень независимости социума от внешней среды. Первые попытки материалистического объяснения сущности окружающего природного и социального мира, поиски рационалистических трактовок его закономерностей появились еще в древности[34,с41]. Однако качественный скачок, многоаспектный "прорыв" в развитии взглядов на основу социальной формы движения объективно оказался возможен лишь в связи с переходом к индустриальному этапу цивилизации. На этом этапе резко возрос динамизм социального развития, значительно повысилась степень изменчивости общественных отношений, условий жизни. После многих тысячелетий ограниченности всех помыслов и действий людей жесткими, подчас непреодолимыми границами внешних необходимостей и архаических канонов, в Новое время резко расширилось поле активной творческой деятельности. Явно обнаружилась зависимость между самостоятельными, осознанными решениями людей и их активными действиями, с одной стороны, ипоследствиями, результатами этих действий, проявляющимися в преобразовании природного и общественного мира, - с другой [34,с.42]. Такие изменения объективной социальной системы не могли не привести к появлению принципиально новых трактовок сущности общественной жизнедеятельности. В эпоху Просвещения (XVIII в.) эта сущность стала пониматься как форма и результат развития человеческого Разума. Успехи науки, просвещения, воспитания, сознательные меры по "исправлению" человеческой натуры воспринимались в качестве главных и всеобъемлющих факторов перехода к "обществу Разума" - гармоничной социальной системе. Отвечающей, якобы, "естественной природе" человека. Предшествующие же архаично-деспотические социальные образования рассматривались при этом как искажения и отступления от этой "естественной природы", от внеисторических, справедливых для всех эпох "требований разума". Однако причины, по которым "сами собой разумеющиеся", соответствующие разуму принципы "естественного порядка" не были осознаны за предшествующие долгие тысячелетия человеческой истории, мыслителями эпохи Просвещения не были убедительно обоснованы. Раскрепощение человеческой энергии, возрастание роли инициативного, активно деятельности начала и качеств индивидуализма способствовали появлению и иного варианта объяснения сущности общественных взаимосвязей, можно условно определить как концепцию "героя и толпы". Согласно ей, основу существования и развития общества составляет деятельность выдающихся людей - героев, гениев, военных и политических вождей, законодателей, - изменяющих мир в соответствии со своими помыслами и желаниями. Условия жизнедеятельности "рядовых" людей предопределены, по такой трактовке, волей "героев", роль которых становится сопоставимой с ролью божества в системе религиозного мировоззрения. Весьма показательны в данном отношении характерно для XIX века наполеона-мания и различные варианты "культа личности", проявившиеся в XX в. Однако, в ходе, развернувшейся в конце XIX в. и продолжающейся до настоящего времени дискуссии, о роли личности вистории было аргументированно доказано, что сама деятельность выдающихся людей, при всей ее значимости, предопределена объективными историческими условиями, порождающими возможность и необходимость такой деятельности. Развитие цивилизации в XIX в. достигло уровня, на котором стало возможным осознание причин ограниченности отмеченных выше концепций. Причины эти - в их, преимущественно, идеалистической ориентации, то есть в понимании сущности общественных явлений, исходя из представления о ведущем, первичном значении идей, мыслей, "разума", желаний, воли отдельных людей (или божества), определяющих закономерности и цели существования и развития общества. Социальная практика, между тем, во все более явной форме демонстрировала первичное, основополагающее значение процессов создания материальных благ, что нашло отражение в возникновении материалистического понимания общества, его истории, структуры и противоречий. "Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство. Составляет основу всякого общественного строя. Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира. Маркс открыл закон развития человеческой истории и до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт. Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д. Что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к существованию и, тем самым, каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей. Итак, материалистическое понимание общества, исходя из первичности общественного бытия соотносительно с общественным сознанием, отражает первичную, исходную, основополагающую роль производства благ во всей системечеловеческой жизнедеятельности [27,с.13]. Понятие «общественное производство», его появление, историческое становление - очень сложный и многогранный процесс в экономике. На протяжении многих сотен лет великие умы всех времен пытаются истолковать, что же это за явление и какова его природа. Попытаемся изложить основные идеи данного процесса. Для начала определимся с тем, что же такое «содержание» и что такое «форма». Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. Как форма, так и содержание внутренне подобно данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Понятие «форма» неоднозначно. Под формой часто понимается способ выражения одного явления в виде другого или посредством других явлений. Понятие формы применяется также для характеристики внешнего вида предмета или явления. Нас интересует, прежде всего, понятие формы, при котором она выступает как определенный способ выражения и существования содержания, то есть определенный способ само регуляции и организации самого содержательного процесса. Содержательный процесс не может существовать вне определенной формы. Содержательный процесс без своей формы и форма без содержания представляют собой лишь абстракцию. Форма есть способ выражения содержания, и она не может не соответствовать последнему, иначе пришлось бы признать возможность отрыва явления от сущности. В этом отношении можно говорить о тождестве содержания и формы. «Вся органическая природа,- отмечал Ф. Энгельс,- является одним сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания» [15,с.43]. Содержание отличается большой активностью. В силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости от изменения содержания изменяется и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить, возможно, больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений. Итак, рассмотрим теперь вопрос того, что же такое формы общественного производства? Форма общественного хозяйства - это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Каждая экономическая система имеет свои специфические формы организации хозяйственной деятельности людей. Однако в них можно найти общие экономические формы хозяйства. Таковыми являются натуральное хозяйство и товарное производство. Натуральное хозяйство. Это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. Естественной формой богатства здесь выступает натуральный продукт - материальное благо, имеющее потребительную стоимость. В натуральном хозяйстве наиболее четко определяются главные проблемы экономики: что создавать, как это делать и для кого предназначаются продукты. Эти проблемы решаются собственниками, работниками натурального хозяйства с учетом только внутрихозяйственного потребления. Натуральное хозяйство - исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного строя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства - земледелие, скотоводство. Натуральное хозяйство существовало у первобытных народов, не знавших обмена и частной собственности. Оно представляло собой систему замкнутых, экономически самостоятельных общин. Натуральное хозяйство преобладало также в античных рабовладельческих государствах, хотя здесь имело место уже довольно развитое товарное производство. Оно было одной из главных черт феодальной экономики. Натуральную форму здесь имело помещичье хозяйство и присваиваемый феодалом прибавочный продукт. Последним выступал в виде многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральный характер носило хозяйство феодально-зависимого крестьянина. Крестьянская семья занималась земледелием, скотоводством и переработкой их продуктов в готовые предметы потребления [44,с.45]. Главный недостаток натурального хозяйства состоит в том, что оно не может обеспечить рост производительности труда, а потому поддерживает лишь минимальные условия жизни. Поэтому, начав с натурального хозяйства - самой первой формы организации экономической жизни, человечество на ней не остановилось и перешло к товарному производству. Товарное производство и его основные черты. Это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями, и каждый специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихся товарами на рынке. Характерными чертами и признаками товарного производства являются следующие черты, представленные в виде схемы. Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, особый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества. Включение в совокупный общественный труд - самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляет товаропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней. В товарном производстве по-иному, чем в натуральном хозяйстве, рассматриваются главные проблемы экономической организации, связанные с созданием полезных вещей. Что создавать, как для этого использовать природные ресурсы и для кого предназначаются продукты - все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка. Основным условием возникновения товарного производства является общественное разделение труда, при котором производители специализируются на выработке определенных изделий. С развитием общества появляются, новые отрасли производства и тем самым углубляется, общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства [37,с.43]. Однако одного общественного разделения труда еще недостаточно для возникновения и существования товарного производства. Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине. Одни ее члены изготовляли орудия труда, другие - предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен, продажу. Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. Тут встречаются разные самостоятельные собственники, и переход продуктов из одной общины в собственность другой происходил путем обмена, посредством купли-продажи. С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх того, что необходимо для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развитиятоварного производства возросли, и сфера товарно-денежных отношений расширилась. Таким образом, причиной возникновения и существования товарного производства было экономическое обособление производителей, а основной формой подобного обособления - частная собственность. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта, свободу выбора им вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными обособленными собственниками средств, производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство [10,с.89]. Истории развития человеческого общества известны два типа товарного производства: простое и капиталистическое. Первоначально возникло простоетоварное производство - хозяйства самостоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое товарное производство, которое имело общие основы и различия по сравнению с простым товарным производством. Итак, весь содержательный процесс общественного производства оказывается расщепленным на три относительно самостоятельных содержательных процесса: Создание материальных ценностей. Развития человеческих сил Связывающий их организационно-управленческий процесс. В связи с этим выделяют две формы общественного производства: Натуральное хозяйство Товарное производство. Натуральное хозяйство - исторически первый тип хозяйственной деятельности людей. Товарноепроизводство подразделяется на простое и капиталистическое. Простое товарное производство - хозяйства самостоятельных мелких товаропроизводителей, при которых продукты производятся для обмена. Капиталистическое - это такой тип хозяйствования, при котором средства производства находятся в собственности предпринимателя, основано оно на наемном труде, продукт принадлежит предпринимателю, рабочая сила является товаром, главной целью является получение прибыли. [5,с.57] Известны разные способы описания строения производительных сил, например: Экономико-географический. Отраслевой. Подход исторического материализма в рамках социологии истории представляется наиболее продуктивным, а сам термин «производительные силы» является и удачным, и удобным. Производительные силы в этой концепции делились на средства производства и людей. Первые, в свою очередь, включали в свой состав предмет труда и средства труда. А последнее определялось как совокупность орудий труда и прочих средств, труда. Действительно, почти любой производственный акт имеет две стороны: предмет труда и средство труда, а человек выступает как посредник между ними.[32,с.113] |