Главная страница
Навигация по странице:

  • Противостояние Никона и Боголюбцева.

  • Церковные смуты 1658-1666 гг.

  • реферат. Прошло более 350 лет с тех пор, как в Русской Православной церкви произошли события, приведшие к разделению христиан на никониан и старообрядцев


    Скачать 52.26 Kb.
    НазваниеПрошло более 350 лет с тех пор, как в Русской Православной церкви произошли события, приведшие к разделению христиан на никониан и старообрядцев
    Дата09.12.2022
    Размер52.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипДокументы
    #836763
    страница2 из 3
    1   2   3

    Причины и мотивы церковной реформы.

    До восшествия Никона на патриарший престол боголюбцы боролись с проникновением иноземных влияний и секуляризацией идей в русском народе. Еще в 1647 году иностранцам, поступающим на русскую военную службу, было рекомендовано перейти в православие, а тем, кто уклонялся от этой рекомендации, предписывалось переселиться в специальное поселение за пределами Москвы. Во всех сферах жизни и культуры Никон старался сохранить православный стиль. Он боролся с иностранными манерами и одеждой, которые начали распространяться среди русских, и с иностранным художественным влиянием. Когда некоторые русские иконописцы стали писать иконы на манер западной секуляризированной живописи, он приказал эти иконы сжечь, и только заступничество царя спасло их от пожара. Были изданы строгие указы против суеверий, языческих обычаев в народе, против безобразного проведения праздников, против кулачных боев, постыдных игр, пьянства и невежества духовенства, против бунтов в богослужении. Конечно, эти религиозные гонения часто были очень несправедливы, хотя их конечной целью была защита православных от опасного примера язычников.

    Русские Русские До своего патриаршества Никон, как и все русские в то время, очень подозрительно относился к современным грекам, считая, что истинное благочестие сохранилось только у русских. Эти взгляды, не скрывая их, он часто высказывал открыто после переезда в Москву, когда стал архимандритом. Однако, став патриархом, Никон вдруг объявляет себя закоренелым грекофилом; происходит резкая революция - цензор греков становится их почитателем и почитательницей. И как давно он сказал: "Греческий народ и Малороссия потеряли веру и силу, и у них нет доброй нравственности, они соблазняются миром и честью, и они работают со своей собственной нравственностью, но ни в малейшей степени не декларируют постоянства и благочестия" Став патриархом, Никон сразу же начинает ревностно копировать греческую церковную практику. Действительно, он привозит в Россию греческие кафедры, греческий епископский посох, греческие капюшоны и мантии, греческие церковные мелодии, приглашает в Москву греческих живописцев, строит монастыри по образцу греческих, сближает с собой разных греков, везде выдвигает на первый план греческую власть и т. д. [9]. В глазах московского духовенства это был отход от" чистого " православия.

    Присоединение православного духовенства к Киеву и грекам имело сложные идеологические последствия для Русской Церкви. С одной стороны, в Украине, под властью католической Речи Посполитой, росло стремление сохранить православие и проявлялись антикатолические настроения. С другой стороны, в то время как Русская Православная церковь уже давно получила автокефалию, Украина продолжала оставаться в сфере Константинопольского патриархата. Фиксировались изменения в обрядах, выполнявшихся по греческому образцу. Стремление Никона ввести греческие обряды объяснялось желанием сделать воссоединение с Россией как можно более привлекательным в глазах украинцев, продемонстрировать отсутствие различий между православием в Московии и на Украине. При этом он опирался как на влиятельную прослойку выходцев из Украины, так и на поддержку царя.

    Неоднократно Никон пытался направить московскую дипломатию на защиту православия, выступая в роли вселенского покровителя единоверцев, находившихся под игом поляков, турок и шведов. Русская Православная Церковь и даже Русское государство были горько затронуты этими усилиями и надеждами Никона объединить всех православных христиан под скипетром русского царя и под престолом московского патриарха. Пока Москва искала свет на Греческом Востоке, из самой Москвы поступали предложения стать источником света для Православного Востока, рассадником и рассадником духовного просвещения для всего православного мира, основать высшую духовную школу и открыть греческую типографию.

    Широко распространено мнение, что реформа была вызвана необходимостью исправления многочисленных ошибок и описаний, которые со временем вкрались в богослужебные тексты. Однако непредвзятое сравнение текстов дореформенных богослужебных книг (иосифлянской печати) и пореформенных не оставляет сомнений в превосходстве старых книг: в них, вероятно, меньше опечаток, чем в современных изданиях. Более того, это сравнение позволяет сделать прямо противоположные выводы. Пореформенные тексты значительно уступают по качеству старым печатным. В результате так называемого редактирования появилось огромное количество ошибок различного рода-грамматических, лексических, исторических, даже догматических. Так, если целью было исправление ошибок в книгах старой печати, то ее вряд ли можно считать достигнутой.

    Церковная реформа

    Противостояние Никона и Боголюбцева.

    Никон продвигался к своей цели постепенно. Прежде всего реформа должна была обеспечить благосклонность Никона к царю, для которого исправление русского обряда по греческому образцу было залогом будущего объединения всего православного мира под скипетром московского государя. Ради осуществления этих масштабных планов Никон начинает свои церковные преобразования. Этим же целям должно было служить усиление внешнего великолепия Московского патриархата, которому Никон придал небывалое величие.

    Первым шагом Патриарха Никона на пути богослужебной реформы, сделанным сразу же после его вступления в Патриархию, было сопоставление текста Символа Веры в издании печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосах митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Богослужебной книгой и другими книгами), патриарх Никон решил приступить к исправлению книг и обрядов.

    В начале Великого поста (11 февраля) 1653 года Патриарх разослал по московским церквам "Памятку" о замене части поклонов по молитве Ефрема Сирина поясными и об использовании трехпалого крестного знамения вместо двухпалого. В этой "памяти" патриарх, не испрашивая ни церковного собора, ни совета с видными деятелями церкви, совершенно неожиданно и произвольно изменил обряд. - По преданию святых апостолов и святого отца, в церкви не подобает бросать вещи на колени, но в пояснице вы бы поклонились и даже тремя пальцами крестились."

    Боголюбцы были удивлены переменой, происходившей в Никоне, верном соратнике по усовершенствованию русского православия, пренебрегавшем их мнением и мнением собора, принимавшем единоличные решения, не считаясь ни с кем и ни с чем. Церковные историки отмечают, что никто из тех, на кого Никон ориентировался в своей реформе, не принуждал его к такой агрессивной манере поведения, а тем более к смене крестного знамения. 

    Боголюбовы были потрясены самим порядком, его формой и пренебрежением, проявленным Никоном к русской традиции в пользу своих любимых греков. Долгое время они не решались выступить против нового патриарха, избранного всего девять месяцев назад, своего бывшего друга, которому царь и собор обещали беспрекословно повиноваться в делах церкви. Было решено подать самому царю петицию протеста против действий патриарха. Текст прошения был составлен Аввакумом и протопопом Даниилом Костромским. Содержание протеста было очень резким: боголюбцы писали, что христианское чистое учение может исчезнуть в России и что глава церкви Никон отошел от заповедей православия. (Содержание этого первого протеста против нововведений Никона, написанного в последние дни февраля 1653 года, известно из более позднего письма Аввакума к о. Ивану Неронову от 14 сентября того же года).

    Царь передал прошение патриарху и, по-видимому, настоял, чтобы патриарх отложил свои нововведения. Никон на этот раз согласился, не стал настаивать на осуществлении "памяти" и, казалось, в Русской Церкви снова наступил мир. В то же время царь передает патриаршему управлению ряд новых земель и сел, патриаршие службы становятся особенно торжественными, а образ жизни Никона-особенно роскошным. Внешний блеск Патриаршего служения при Никоне достигает своего апогея. Пышность и красота богослужений этого времени были необычайны даже для Москвы, которая традиционно отводила обряду особое место. На Патриарших службах Никона служило несколько десятков священнослужителей, иногда до 75 человек. Красоте и богатству Успенского собора соответствовали не менее великолепные пудовые облачения и драгоценная утварь, украшенная камнями и жемчугом и сияющая царским золотом. Царь Алексей, несмотря на свою набожную религиозность, не помешал Никону сломать старый церковный строй. По косвенным данным, реформа скрывала цель Алексея встать во главе всего православного мира.

    Фактически, не вступая в открытую борьбу, Никон пытался избавиться от советов и сотрудничества своих бывших друзей и начал принимать против них дисциплинарные меры, стараясь уменьшить их влияние. С помощью лжи и уловок Никон расправился со своими бывшими коллегами. Понимая, что принятие непопулярных решений может вызвать волну неповиновения, Никон решает созвать собор, который поддержал бы и узаконил дело исправления своим авторитетом.

    Весной 1654 года патриарх и царь созвали церковный собор: 5 митрополитов, 5 архиепископов и епископов, 11 архимандритов и игуменов, 13 протопопов. Собор начался с речи Никона, в которой он указывал на неисправность отцовских книг и обрядов и доказывал необходимость их исправления. Собор признал, что исправление необходимо, и постановил, что все книги должны быть исправлены, ссылаясь на древние и греческие книги.

    Хотя в постановлениях этого собора говорилось только о сравнительном изучении русского устава по старым спискам и исправлении в случае расхождений с этими старыми списками, Никон приказал Типографии немедленно приступить к исправлению русских богослужебных книг по новым греческим изданиям. 1 апреля 1654 года начинает печататься новое издание Богослужебной книги, а 25 апреля вводится в печать совершенно новая книга-Скрижаль, или Свод церковных законов, и эта книга печатается на основе венецианского издания греческого текста, напечатанного в 1574 году.

    Наиболее существенными поправками к этим разночтениям в новой Никоновской Богослужебной книге 1655 года были: переход от двуперстного крестного знамения к трехперстному; исключение слова "истинный" из восьмого члена символа веры; переход от пения "аллилуйя, аллилуйя слава Тебе Боже" к "аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя..."; исключение служб о перекрестии католиков и других инославных; печатание на просфоре четырехконечного креста вместо древнерусского. Восьмиконечный крест.; замена в тексте богослужебного, так называемого херувимского песнопения слов "принесение трисвятой песни" словами "пресвятая песнь хора»; во время проскомидии, или приготовления святых даров, теперь из третьей просфоры вынималась не одна, а девять частиц.

    В дополнение к этим особенно важным нововведениям было сделано много других, но менее значительных, иногда сводящихся просто к графическим исправлениям. Перечень всех изменений в тексте молитв, порядок чтения этих молитв, изменения в священных обрядах духовенства составляет уже в первом анализе никоновских нововведений, сделанном в 1655-1660 годах священником Никитой Добрыниным, впоследствии названным обидным прозвищем Пустосвят, более 200 страниц. В некоторых очень редких случаях эти изменения улучшали перевод или делали тексты молитв и песнопений более понятными. Но в большинстве случаев они были излишними и весьма спорными.

    Русская Православная Церковь, как и окружающая ее русская действительность, была брошена Никоном вызову. Приказы Никона показали Русскому православному обществу, что оно до сих пор не умело молиться и писать иконы, а духовенство не умело правильно совершать богослужения.

    Реформа проводилась с элитарных позиций и игнорировала народный дух православия. Никониане опирались на "внешнюю мудрость" и представляли суть полемики как конфликт между знанием и невежеством. Мятежники приравнивались к мятежникам против государства, после чего не оставалось сомнений в том, на чью сторону должно встать правительство.

    Раскол причины и следствия

    Церковные смуты 1658-1666 гг.

    Реформаторские начинания патриарха, проводимые властно и грубо, только осложняли Никону жизнь. Многие искренне не принимали его реформ, другие использовали свое недовольство нововведениями, введенными патриархом, для реализации своих амбиций, чтобы отомстить Никону за его высокомерие, В результате постоянных интриг со стороны некоторых бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно относившихся к Патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царем и патриархом. Никон в знак молчаливого протеста был вынужден покинуть кафедру 10 июля 1658 года: не отрекаясь от первенства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) основал в 1656 году и владел им лично.

    Это был конец короткого, но бурного периода Никоновского патриархата. Прошло более восьми лет после отъезда Патриарха из Москвы, до Великого Московского собора 1666-1667 годов, когда личная драма Никона закончилась его низложением и ссылкой в Ферапонтов монастырь, и началась трагедия отпадения огромного числа русских людей от Церкви и возникновения старообрядческого раскола.

    В период после оставления Никоном патриаршего престола Русская церковь находилась в очень тяжелом состоянии. Как пишет Каптерев, "все в нашей церковной жизни в то время было в полном смятении и как бы распаде, ни в чем не было стабильности, определенного порядка и твердости, все казалось шатающимся, раздором, раздором, раздором повсюду... Казалось, что возвращение к доканоническому церковному порядку было бы тогда наиболее подходящим выходом из сложной ситуации церковных дел... Дело с никоновской реформой, казалось, висело на волоске".

    Но после ухода Никона фактическим правителем Русской Церкви становится царь Алексей Михайлович, который всю свою энергию отдает утверждению реформы, подчиняя ей свою деятельность, служа реформе часто вопреки простому здравому смыслу, жертвуя ей истиной, честью и буквально всем, когда реформа становится каким-то самодостаточным культом его жизни, навязчивой идеей. И вполне резонно тот же Каптерев делает вывод, что "царю Алексею Михайловичу реформа главным образом обязана своим началом, осуществлением при Никоне и завершением после отстранения Никона".

    К 1666 году на территории государства появились центры "стояния за веру", были выявлены и известны идейные лидеры оппозиции. Сосредоточение в Москве духовенства, посадских людей и купечества, кружка аристократии вокруг боярыни Морозовой сделало город одним из центров неповиновения церковной реформе. Против церковных исправлений выступали по всему государству, например, во Владимире, Нижнем Новгороде, Муроме, на крайнем севере, в Соловецком монастыре, начиная с 1657 года. резкое движение против "новинцев" обнаруживается и превращается в открытое восстание, в известное соловецкое возмущение, которое было подавлено только в 1676 году.

    Репрессии против" церковных мятежников " продолжались. Более десятка лидеров сопротивления во главе со старым боголюбцем О. Лазарем привезены из Сибири в Москву, а дьякон Феодор и священник Никита Добрынин арестованы. Преждевременная смерть позволила Спиридону Потемкину избежать позора тюрьмы. Другие "церковные мятежники", такие как игумен Сергей Салтыков, диакон Феодор, бывший соловчанский старец Герасим Фирсов, архимандрит Антоний, юродивые Авраамий, Федор и Киприан и многие другие, были задержаны и поставлены под наблюдение. 

    Большое нравственное влияние Соловков на севере России приводит к тому, что раскол распространяется по всему северу. И надо заметить, что в этом движении за церковную древность принимают участие не только образованные люди того времени (например, духовенство), но и народные массы. К востоку от Москвы население среднего течения Волги и впадающих в нее рек с их центрами в Вязниковском, Краснораменском и Костромском лесах было почти целиком против "никоновских реформ", и здесь движение приобрело наиболее опасный характер. Даже на Дону, куда стекались элементы, не ладившие с властью, все больше сказывались церковные "шатания" и недовольство иерархией. Но пока население и духовенство надеялись, что царь и иерархи "образумятся" и "изгонят злое и пагубное учение", смута в церкви еще не нарушила ее канонического единства.

    Когда Никон стал исправлять старые книги и обряды, в народе заговорили, что Антихрист уже пришел. Когда комета появилась в 1655-56 годах, сразу же пошли разговоры о том, что это символ Божьего гнева за предательство патриархом православия. "Смотрите православные, смотрите знамение гнева Божия", - говорили противники патриарха, зловещий и несчастливый 1666 год, который, как считалось, был предсказан "Откровением" Иоанна Богослова, писаниями Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других отцов церкви как год отступления от православия. Многие русские люди, в том числе и все старообрядцы, считали 1666 год годом Антихриста, потому что 666-это его число. Аввакум также утверждал, что сам видел Антихриста "бешеным псом, зеленым дурным, и из ноздрей и ушей исходит зловонное пламя." В этом году никто из старообрядцев не пахал и не сеял, и во многих местах люди покидали свои избы, собирались вместе, причащались и ждали звука Архангельской трубы. В других селах старообрядцы, чтобы не встретиться с Антихристом, с пением молитв и псалмов сгорали в огне и "возносились на небо с верою своею".

    Никто еще не утверждал, что Россия погибла, что царь стал нечестивым отступником, но когда на юге и юго-востоке России уже поднималась казацкая анархия и блаженные предсказывали стихийные бедствия, 1666 год многим православным казался последним годом, свободным от антихриста. Год окончания Третьего Рима-Москвы. Москва превращалась из Третьего Рима в царство Антихриста, уже победившего в других странах.

    Страх перед концом света освобождал православных людей от всякой обязанности повиновения и послушания. Эсхатологическая паника подорвала основы общественного порядка. Ввиду существовавшей сильной социальной и церковной напряженности волнения были осуждены как призыв к восстанию и мятежу, что само по себе было крайне опасно для государства.
    1   2   3


    написать администратору сайта