реферат. Прошло более 350 лет с тех пор, как в Русской Православной церкви произошли события, приведшие к разделению христиан на никониан и старообрядцев
Скачать 52.26 Kb.
|
В 1666-1667 годах по инициативе царя в Москве состоялся Собор с участием вселенских Патриархов - Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. В ней обсуждалась связь между "царством" и "священством". В результате жарких дебатов было принято решение: царь имеет преимущество в гражданских делах, а патриарх-в церковных. Церковный собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему разрешили вернуться в основанный им под Москвой Воскресенский монастырь, но Никон тяжело заболел и умер по дороге под Ярославлем. Сразу после Собора 1666 года в Москве состоялся "великий собор" 1666-1667 годов с участием Александрийского и Антиохийского патриархов. Собор одобрил все детали Никоновской реформы и предал анафеме тех, кто не подчиняется его указам и не принимает никоновских нововведений. Акты и присяги скреплялись подписями участников собора, ставились на сохранение в Успенском соборе, а наиболее значительные части постановлений печатались в Богослужебной книге 1667 года. После Собора 1667 года раскол вступил в новую фазу, став поистине массовым. Раскол как трагедия народа Для большинства прихожан и духовенства анафема делила жизнь пополам: до и после. Протест был всеобщим: от епископата, белого и черного духовенства, до мирян и простого народа. Мало того, что прихожане не слышали обычных слов молитвы, не участвовали в обычном богослужении, миссия России по защите Православия была объявлена несостоятельной претензией. Все понимание русской истории было изменено решениями собора. Православное Русское царство, предвестник грядущего царства Святого Петра Великого. Дух на земле становился лишь одной из многих монархий - простым государством, хотя и с новыми имперскими притязаниями, но без особого освященного Богом пути в истории. До собора борьба за обряд велась внутри русской церкви, и, несмотря на все резкие слова, которыми обменивались обе стороны, защитники старого благочестия оставались частью церковного тела. Анафемы собора поставили их теперь вне Церкви, лишили их права пользоваться Таинствами и утешением Церкви, но и лишили саму Церковь всякой канонической и нравственной власти над ними. Неприятие реформ было двояким - и религиозным, и политическим. Россия в эти годы переживала небывалую активность богословского сознания, выливавшуюся в яростную полемику, которая, однако, чаще всего лишь вскрывала раны, обостряя взаимную вражду. Частные высказывания (например, слова патриарха Иоакима: "Кто хочет креститься, да крестится") уже не могли снять накал противоположных страстей. Однако проблема раскола никоим образом не сводится к богословию, поскольку она остро накладывается на социальные стрессы, накопившиеся между различными классами в результате нарушения местных прав центральной властью и окончательного порабощения крестьян, сложившегося в этот период. Некоторые из высших церковных иерархов (епископ Павел Коломенский), многие представители среднего и низшего духовенства, целые монастыри (наиболее известный пример Соловецкого восстания ("сидения") 1668-1676 гг.), а также представители боярских родов (И. А. Хованский, Ф. П. Морозова, Е. П. Морозова) выступают против" новин". Урусова и др.), посадских и сельских людей. Протест принимал различные формы-от беспорядков в самой системе власти (Стрелецкие бунты, в том числе в связи с Хованским заговором 1682 года) до массовых волнений, нашедших мощный резонанс в восстаниях под руководством С. Т. Разина, а столетием позже - Е. И. Пугачева, провозгласившего лозунг борьбы за "старую веру". Ревнители "древнего благочестия" бежали из "разбойничьего логова" (которым они считали церковь "никонианскую"), устраивая собственные монастыри на необитаемых землях, продвигаясь к крайним границам Руси. Церковный раскол на Руси привел к появлению "старообрядцев". Страстные проповеди о христианском братстве, гневные обличения произвола никонианского духовенства, призывы к уходу от мирской жизни, а также гонения и преследования "учителей раскола" со стороны официальной церкви и правительства привлекали народ к вождям раскола (протопопу Аввакуму, Ивану Неронову, Лазарю, Федору). Царь издал ряд указов, предписывавших воеводам разыскивать и сурово наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры, их жестоко преследовали, сжигали на костре. Тысячи семей уходили в раскол, бежали на север, в Заволжье, где, не подчиняясь ни властям, ни официальной церкви, создавали свою церковную организацию, свои общины (скиты), изолированные от мира. В рядах старообрядцев были люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне. Среди раскольников осуждались пьянство и курение табака, а семья почиталась. Существовала особая мораль, основанная на уважении к старшим, скромности, честности и трудолюбии. Суть старообрядчества заключается не в защите обрядов, а в самой вере, которой угрожают нововведения, ориентированные на чужие, иноземные образцы. Несмотря на все предсказания, конец света не наступил, и жизнь в нем требовала решения таких насущных вопросов, как организация общества, отношения с государством, крещение, брак, что, в свою очередь, заставляло нас приспосабливаться к существующему миру, а не просто радикально отвергать его как царство зла. Ввиду малочисленности священников, остававшихся вполне верными старому благочестию, и почти полного отсутствия церквей, в которых они могли бы совершать богослужения, вопрос о возможности совершения таинств исповеди и причащения стал для старообрядцев особенно острым и важным. Аввакум решил проблему исповеди, введя в православную практику новые и весьма необычные черты. В отсутствие священника он советовал исповедоваться благочестивым и сведущим в церковных делах мирянам. Не менее необычными были его предложения о причастии, для которого он рекомендовал, в отсутствие священника, пользоваться запасными дарами, полученными заранее от благочестивой церкви. Он, несомненно, понимал, что вводит в жизнь своей заочной паствы и вообще последователей старого благочестия весьма необычные в православной жизни обычаи и обряды, которые по существу были гораздо большим отступлением от устава, чем сами "никонианские" нововведения, но советовал их только как временное, преходящее исключение ввиду "настоящего, настоящего огнеопального времени". Семейная жизнь старообрядцев отличалась обособленностью, вызванной их религиозной обособленностью от остального русского населения. Эта изоляция способствовала сохранению патриархальных нравов. Традиция взаимопомощи, столь необходимая в постоянном противостоянии с внешним миром, благоприятствовала хозяйственной жизни старообрядческих крестьян. Как правило, среди них были не только нищие, но и бедняки. Старообрядцы считали за правило получать все необходимое в своем хозяйстве. Эта экономическая ориентация поддерживалась сохранением древних коллективистских основ крестьянской общины, проявлявшихся прежде всего во взаимной трудовой помощи. Сохранение верности идеалам православия способствовало тому, что старообрядческие общины во многом определяли жизненные установки московского купечества в XIX веке. Старообрядцы, ставшие богатыми людьми, не порывали со своей средой и проявляли немалую щедрость в благотворительной деятельности, жертвовали большие суммы в виде милостыни как монастырям, так и частным лицам, становились попечителями общин, помогали крестьянам платить повинности и "вставать на ноги", ссужали деньги независимым собственникам, обеспечивали работой тех, у кого не было средств. Духовная жизнь старообрядцев не находилась под постоянным контролем церкви, поэтому старообрядцы отличались самостоятельностью в суждениях, касающихся как области веры, так и повседневных дел. Особенности мировоззрения старообрядцев нашли отражение в фольклоре. Поиски скрытого от антихриста края, где процветает "правильная" вера, положили начало легендам о Беловодье или о городе-монастыре Китеже, скрытом десницей Господней. Важной чертой старообрядцев является их почитание книги. Многие общины имели библиотеки из ста или более книг, принадлежащих всей Влияние раскола на русскую культуру и историю В ожесточенном споре между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом победителей не было. Патриарх Никон, пытавшийся поставить духовную власть выше светской, был низложен церковным собором 1666 года. Конфликт между светской и духовной властью в России закончился усилением зависимости церкви от государства, но церковь сумела сохранить свою внутреннюю независимость и свои земельные владения. Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них усилились после смерти Алексея, во время царствования Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году всякое распространение древних книг и писаний старообрядцев было запрещено. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен самый видный вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запрещавший всякую деятельность раскольников. До 1690 года от самосожжения погибло 20 000 человек, иногда группа до 2700 человек сжигалась одновременно. Были случаи совместного затопления в водах озер и рек, замурования живых старообрядцев в подвалах каменных зданий и даже группового самоуничтожения ударами или порезами обычными ножами. Многие семьи старообрядцев уехали и исчезли в глухой тайге Урала, Алтая и Сибири, где до сих пор живут их потомки. Старообрядцы создали очень интересную и во многом самобытную культуру. Каждая секта имела свои духовные песни или псалмы, часто не лишенные поэзии, каждая секта, помимо первоначального обряда молитвы, имела свой жизненный цикл обрядов, свой образ жизни, а иногда и свой костюм. В культуре старообрядцев отчетливо просматриваются два слоя: культурный слой, отражающий учение и мировоззрение этой секты, и второй - русская традиционная культура. Церковная монополия на образование и грамотность ушла в прошлое. В городах возрос процент грамотных. Было выпущено еще больше книг. Тираж Московского печатного двора насчитывал десятки тысяч экземпляров, среди которых видное место занимали своды законов, уставы, учебники. В России появлялись иностранные книги, за границей нанимались специалисты, детей отправляли учиться за границу. Церковный раскол отразился даже на организации народного образования. Мы долго думали и решили, как преподавать латынь и греческий в школах. Сначала их преподавали в разных школах, то есть раздельно: в одной-латынь, а в другой - греческий. В 1681 году при московской типографии на Никольской улице была открыта школа с двумя классами для изучения греческого в одном и славянского в другом. Заведующим этой типографской школой был иеромонах Тимофей, долгое время живший на Востоке, с двумя греческими учителями. К школе присоединились 30 учеников из разных классов. В 1686 году их было уже 233. Затем была высшая школа-Славяно-греко-латинская академия (эту академию окончил великий ученый и энциклопедист М. В. Ломоносов), открытая в 1686 году в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице. Возглавить его были призваны греческие братья Лихуды. Светские элементы в культуре XVII века проявляются также в церковной архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Монументальные княжеские храмы сменяются посадскими - нарядными, с яркими красками, с бесчисленными узорами, с орнаментами из фигурного кирпича и изразцов. Патриарх Никон пытался запретить строительство шатровых храмов, но они продолжали строиться в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове и других городах. Важно отметить, что после реформ Никона и последовавшего за ними раскола возникли два основных направления общественной мысли: одно - национально-консервативное, направленное против реформ как в церковной, так и в гражданской сфере и одинаково враждебное как грекам, так и немцам как чуждому, чуждому элементу. Другое направление было вестернизировано, шло в сторону греческой и киевской науки и западной культуры. С годами эти взгляды объединят умы людей в определенные группы - славянофилы и западники выйдут на арену русской истории. Историки спорят о деталях, о моментах развития, но не ставят под сомнение вектор развития российской государственности, переход к абсолютизму. Церковные реформы и церковный раскол вписываются в контекст эволюции государства и российского общества и трактуются как исторически неизбежные.В истории русской культуры XVII век завершает период Средневековья и начинается переход к Новому времени. заключение В силу исторических условий происходит смена мировоззрения - от религиозного к светскому. Раскол в самой церкви был, пожалуй, самым значительным фактором начала кризиса средневекового мировоззрения. Годы Смуты, а затем и церковный раскол научили человека самому делать свой выбор и нести ответственность за свою судьбу. Массовые народные движения и восстания пробуждали и укрепляли веру народа в свои силы. Ореол святости вокруг церкви и властей был разрушен. Ни "никониан", ни "старообрядцев" нельзя назвать прогрессивными, жесткость и бескомпромиссность, лютая враждебность и фанатизм - вот главные качества, проявленные в борьбе обеими сторонами. Главным следствием реформы стал глубокий духовный кризис русского общества: раскол затронул сознание и мировоззрение русского народа, и Московская Русь, прежде единая в вере и жизни, раскололась. Главным результатом раскола, его драматическим итогом стало реальное церковное разделение: с образованием особой ветви православия в виде старообрядчества. Некоторые из тех, кто не был согласен с нововведениями, ушли в XVII-XIX вв. в различных сектах. Раскол был очень тяжелым опытом для народа и Церкви, но ... и я думаю, что этот опыт принес свою пользу. По крайней мере, самосознание догматических и канонических основ церковной жизни было настолько укреплено, что многие попытки в годы революции ослабить и расколоть Церковь, попытки, усиленные поддержкой всех репрессивных органов государства,- все это рухнуло. Церковь выжила и, преодолев эти попытки раскола, осталась единой и собрала своих детей в трудных условиях. |