Задания к семинару 3 по истории педагогики. Можарова Евгения(истфак, 1 курс,, группа 12). Проследите преемственность и взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием Византии и остальной раннесредневековой Европы
Скачать 14.29 Kb.
|
Задания к 1 семинару: 1)Проследите преемственность и взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием Византии и остальной раннесредневековой Европы Сильное влияние на идеологию воспитания и образования на Древней Руси сыграла религия – православное христианство, по причине того что в 988 году при содействии князя Владимира Красного Солнышка оно стало основной религией на Руси. Многие культурные особенности Византии были переняты русскими: архитектура(строение церквей), книги, которые повлияли на развитие древнерусской литературы(появились новые жанры; основываясь на византийских авторов отечественные авторы писали свои работы). Просвещение также оказалось в сфере византийского влияния: многие традиции и идеалы воспитания пришли на Русь вместе с церковными книгами и древней византийской литературой(сборников высказываний святых отцов, житий святых и т.д.). Благодаря Византии Киевская Русь по-новому взглянула на просвещение через книги, законы, иконопись, музыку. Важным связующим звеном между Русью и Византией, которое сочетало в себе традиции и культуру, в той или иной степени, и одной и другой страны, являлась Болгария. Именно из Болгарии на Русь пришёл славянский язык, созданный Кириллом и Мефодием, на котором велось обучение в школах Восточной Европы. Именно из данных школ выпустились первые учителя, которые в последствии преподавали византийские идеи воспитания в школах Киевской Руси. С новой религией на Русь пришли и новые нравственные идеалы, которые органично вплелись в мировоззрение русского человека, стали его неотъемлемой частью. Именно идею того, что человек должен соответствовать данным нравственным идеалам, уметь различать светлую и тёмную сторону несли в себе идеи воспитания на Киевской Руси. Обучение основывалось на философских, церковных трудах византийских деятелей. Таким образом, можно сделать вывод, что основное влияние на культуру, образование и идеи воспитания на Киевской Руси, оказала Византия(Восточная Европа), при этом к минимуму свелось влияние на Русь Западной Европы 2) Проанализируйте роль православной церкви в эволюции воспитания и обучения в Киевской Руси Православная церковь сыграла огромную роль в развитии педагогической мысли в Древней Руси. Начну, пожалуй, с того, что благодаря православному христианству на Руси появились школы – именно после принятия христианства, с появлением святых текстов, которые необходимо было читать и переписывать, возникла нужда в специальных учреждениях, где данным навыкам обучат. Помимо письма и грамоты в школах, так же как и в семьях стали воспитывать личность человека, основываясь на христианские идеалы. С появлением христианства появился новый нравственный идеал человека, который органично лёг в менталитет русского человека(несмотря на то, что многие не сразу восприняли новую религию, а система двоеверия существует до сих пор) Церковно-религиозная педагогика периода Киевской Руси характеризуется господством церкви в деле просвещения народа. Церковное образование было единственным как для богатых и бедных, мальчиков и девочек, детей и взрослых. Из всего вышеперечисленного следует, что церковь повлияла на распространение образования, создала новый нравственный идеал человека, который существует до сих пор. 3) Охарактеризуйте литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли этой эпохи Из всех древних рукописей до нас дошло только 500. Среди их числа замечательный памятник древнерусской куль-туры—Слово о полку Игореве (конец XII в.), который выступает в качестве примера того, каким являлся идеал воспитания в Киевской Руси: например, в произведении описывается пронзительной сила любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси. Впервые педагогическая мысль Киевской Руси прослеживается в произведениях древнерусской литературы. Древнейшие памятники, где поднимаются вопросы воспитания и образования, датируются XI ст. Среди них есть произведения переводные и оригинальные (отечественного происхождения). К переводных принадлежат "Пчела", "Златоуст", "Златоструй", "Ізборнік" Святослава 1073 г., "Ізборнік" Святослава 1076 г. и др. Оригинальные произведения: "Слово о законе и благодати" Иллариона, "Слово некоторого калугера о чтение книг" Иоанна, "Повесть временных лет" Нестора, "Поучение детям" Владимира Мономаха и др. "Пчела" - составленный в Византии и переведен на Руси в конце XIX в. сборник цитат из священного писания, афоризмов и высказываний отцов церкви, античных философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха и других философов, поэтов, историков, политических деятелей и т.д. Сборник вмещал 71 раздел, каждый из которых был посвящен различным темам. "Пчела" имела целью поставить читателя "как жить христианину". Среди других здесь есть мнения и относительно воспитания и обучения. "Ізборнік" Святослава 1073 г. - сборник текстов античной литературы познавательного характера из различных областей знаний (всего 383 статьи). Написано в форме вопросов и ответов, имеет философско-богословское оболочку. В целом предназначен для расширения знаний. Для истории педагогики ценен тем, что здесь сделана попытка изложить основы тех наук, которые составляли содержание византийской образования. "Ізборнік" Святослава 1076 г. - сборник статей (44 статьи), которые имеют воспитательное, поучительный характер. Наставления дано в разных формах: в виде притч, небольших жизненных рассказов и т.д. Они часто обращены к детям. Например, "Поучения Ксенофонта детям" и т. п. Древнейшей литературным памятником отечественного происхождения, в которой звучат вопросы педагогического содержания, был философско-педагогический трактат "Слово о законе и благодати". Произведение написано киевским митрополитом Илларионом между 1037-1050 гг. Это было выступление Иллариона перед Ярославом Мудрым и прихожанами Киевского храма Софии. Произведение имеет нравственно-патриотическое направление. Высшим достижением педагогической мысли Киевской Руси является "Поучение детям" Владимира Мономаха (1096 или 1117 г.). Произведение написано по аналогии с "Поучение детям" Ксенофонта. Оно является первый в средневековой Европе педагогический произведение, написанное светским лицом. Здесь впервые в Европе было обоснована необходимость перехода от религиозно-аскетического воспитания к воспитанию, которое связано с практическими потребностями человека. Мономах также впервые в отечественной литературе указал на связь образования с потребностями жизни и деятельности личности. К нему в древнерусской книжности проблемы воспитания и обучения рассматривались в аспекте "познание воли божьей". Мономах считал, что основой всех успехов человека является его труд. Воспитание необходимо осуществлять не путем наставлений, а в процессе деяния добрых дел. Среди отечественных сочинений, содержавших педагогические идеи, выделялись труды митрополита Илариона (XI в.), Нестора (XI - начало XIIв.), Кирилла Туровского (ок. 1130 - ок. 1182 гг.), Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), Епифания Премудрого (до 1380 - между 1418 -1422 гг.), Нила Сорского, Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Аввакума и др. Характерными чертами сочинений отечественных авторов было особое внимание к нравственным вопросам, преобладание назидательно-наставительного тона. Таким образом, памятники древнерусской литературы выступают в качестве источников педагогической мысли, являются плодами размышлений о воспитании в целом. Порой данные литературные произведения не обладали для педагогики никакой ценностью, но они являются доказательством того, что идеи воспитания в Киевской Руси росли и развивались. 4)Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском гос-ве(14-16вв) Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземного нашествия. Именно здесь в XIV-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела" (XIV-XV вв.), "Домострой" (XV-XVI вв.), "Послание Геннадия" (1550) и др. Вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой школа не играла основную роль в образовании людей - обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамоту изучали наравне с другими очень важными для древнерусского человека предметы - например, с различными рукоделиями и промыслами. Начальные знания получали у священников и мастеров грамоты (мирские люди различных профессий, владевшие грамотой: книжные писцы, государственные и площадные подьячие и пр.). Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил "учинити училища" в домах священников, дьяконов и дьячков. Стали при монастырях открываться школы грамоты. В школах учились только мальчики. Они сначала усваивали азбуку, заучивали слоги; затем читали по букварю отдельные слова и фразы; после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыря. Обычно учились по рукописным книгам. Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510–1583). По "Азбукам" Федорова могли заниматься дети и взрослые. В основу «Азбук» легли Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты. К концу XVI в. образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных городских слоев. Однако основная масса населения по-прежнему была невежественной. В XIV-XVI вв. на Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования – дети обучались дома. Основу такого обучения составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты». Такого рода обучение было платным. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Связь между образованием и церковью укреплялась. Грамота изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги. Церковно-религиозный характер школ соответствовал жизненному укладу того времени. Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста. Главное внимание уделялось усвоению детьми не научных знаний, а житейских правил. Все это содержание общего образования в Древней Руси. Обучение ребенка начиналось с 7 лет. Однако повседневная жизнь не требовала больших знаний. Повышенный уровень образования был нужен только государственным служащим и церковнослужителям. Самым образованным сословием было духовенство, так как монастыри являлись книжными центрами. В XVIв., в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха приостановили культурно-образовательное развитие страны. Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем количестве людей, обладающих различными специальными знаниями, могла быть удовлетворена через овладение западной культурой и наукой. В XVIIв. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. Между тем, у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, обучать их иностранным языкам. В XVII в. возникла необходимость в создании школ, дающих хорошее образование. В 1615 г. в Киеве Петр Могила основал школу, которую впоследствии преобразовал в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. В этом учебном заведении особенным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки. Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение – духовную семинарию. Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения (Л. Магницкий M.В. Ломоносов и др.). Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось ее внимание к светскому образованию. |