Главная страница

Пространство и время в разных культурах. Пространство и время в разных культурах


Скачать 24.05 Kb.
НазваниеПространство и время в разных культурах
Дата28.04.2022
Размер24.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПространство и время в разных культурах.docx
ТипДокументы
#502467

Пространство и время в разных культурах

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи.

Для человечества важна любая культура. Она неразрывно связана с историей развития человечества, его взлетов и падений. Это позволяет каждой личности проследить развитие своего государства, на примере развития культуры той или иной эпохи. Так, например, во времена восстания декабристов, многие поэты и писатели воплощали в своих произведениях дух того времени: волнения народных масс, смену политической мысли. Этой важностью и объясняется актуальность выбранной темы.

Взаимосвязь культуры и времени.

Для правильного понимания природы времени и его роли в жизни человека важное значение имеет зависимость концепции времени от культуры. Иными словами, модель (понятие) времени детерминирована традицией и цивилизацией. Каждый человек познает время на протяжении всей своей жизни. Время - неотъемлемая часть человеческого существования. С одной стороны, для человека большое значение имеет время, в котором он переживает быстротечность или замедленность времени в соответствии со своим настроением и интеллектом. Такое время называется субъективным.

С другой стороны - существует объективное время, в течение которого человек выполняет работу, необходимую для бытия. Затраты его общественно необходимого времени в процессе трудовой деятельности свидетельствуют о том, что время общества есть одна из форм, атрибут общественного бытия. Как верно отмечают исследователи, «снижение затрат живого труда и увеличение его производительности является общей закономерностью человеческого развития и той его особенностью, от которой зависит весь ход исторического развития и течение общественного времени».

Под ценностями культуры мы понимаем специфические человеческие отношения, которые создают своеобразную духовную атмосферу. Если в архитектуре, скульптуре, музыке, словесности, а главное в поступках людей, так или иначе, действительно воплощены вера, любовь, честь, красота, вкус, то в связи с этим появляется пространственно-эмоциональная насыщенность, аура добра и милосердия, порядочности, благородства, изящества. Приведем такой пример: архитектура Санкт-Петербурга - это не просто красивые дома, на наш взгляд, это ансамбли, улицы, площади, в которых сконцентрированы действенные ценности культуры.

Конечно же, это не означает, что люди, живущие в подобной концентрированной культурной среде, ей соответствуют. Такая среда дает возможность духовного совершенствования, культурного роста. Здесь возникают тенденции к растущему облагораживанию среды, или, по крайней мере, к сохранению культуры.

Если учитывать то, что культура может распространяется повсеместно, она все же и концентрируется в так называемых центрах культуры, где она достигает необычной выразительности. Существует множество примеров такой локализации. Это и культура Древнего Египта и Древней Греции, и скажем, Парижа с его особой ролью культурной столицы не только Франции, но и, на долгое время, всей Европы. Места локализации, концентрации постоянно меняются.

В настоящее время, цивилизация обеспечила колоссальные возможности для более равномерного культурного развития. Несмотря на это, в различных точках планеты, все еще остаются культурные центры и культурные провинции. Причем, там, где в наибольшей мере концентрируется овеществлённые ценности культуры, там же чаще всего обострены и антикультурные процессы

Каждый из нас живет в определенном культурном пространстве, которое частично создано до нас, частично строится нами (если не разрушается). Существует большое количество видов культурных пространств. Разные виды порождаются в различных культурах. В процессе своего существования они воздействуют на состояние и развитие культуры.

В. Н. Муравьев писал, что: «Культура есть результат созидания времени, поскольку каждый акт, меняющий мир, есть такое созидание». П. А. Флоренский отмечал «существенность проникновения всей действительности временем», А. Я. Гуревич позже подчеркнул, что во времени воплощается и с ним связано «мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, отношение к вещам».

В. П. Большаков отмечает»: «В любой культуре, в любой цивилизации есть не абстрактное, а именно ей свойственное течение времени, особая его наполненность, его своеобразная значимость. И само время в его своеобразии и эта особая значимость создаются в связи с какими-то необходимостями возникающих культуры и цивилизации. Причем, именно: культура и цивилизация не порождаются во времени, а порождаясь, порождают и его и, уже далее, начинают существовать как бы в нем, создавая у людей ощущения внешней данности времени, внешней в отношении к вещам, событиям, поступкам, к общению людей, к конкретным их судьбам. Все это и многое другое начинает и продолжает ощущаться и осознаваться как пребывание мира и себя во времени».

Пространство в разных культурах.

Пространство по-разному понималось философами, физиками, математиками и трактовалось ими как некое вместилище, пустота, наполняемая сгустками материи, вещами и их отношениями. В земном, чувственном мире все действительно находится в определенном трехмерном пространстве, а с учетом временной координаты – четырехмерном. И то, что мы называем культурой, тоже находится в нем. На Земле пространственность реализуется как разнообразие геокосмической и географически ландшафтной реальности, особые протяженности, объемы, площади, разнообразие. И это чрезвычайно важно по отношению к культуре, а точнее к культурам, возникающим и развивающимся в конкретных физико-географических условиях.

Многие особенности культурной жизни обусловлены рельефом местности, ландшафтом и протяженностью территории. В истории культуры известны цивилизации различного типа: речные, морские, океанические, горные, степные, лесные, пустынные. Казалось бы, все это связано лишь с природными факторами. Но от них во многом зависит организация жизни, хозяйственный уклад, тип жилищ, способы сообщения, кулинарные предпочтения и технологии, верования, т. е. характер и формы культуры в целом. Так, бескрайность просторов или, наоборот, пространственная стесненность, зажатость, в значительной степени определяют своеобразие культур, их ценности и формы выражения.

Наряду с этим в жизни общества формируется то, что именуют социальным пространством – различные сложно организованные системы отношений, в которых и протекает жизнь людей. Это социальное пространство практически всегда социокультурно. Культура, возникая и развиваясь, порождает и изменяет те пространства, которые не совпадают полностью ни с физико-космическими, ни с физико-географическими, ни даже с собственно социальными пространствами, хотя с последними они связаны теснейшим образом.

Пространство, которое мы называем культурным, имеет не только внешние контуры, оно «расположено» в духовном мире социума и личности. Этот пространственный пласт, или объем, особенно важен, так как воздействует на мотивацию поведения людей.

Восприятие пространства также обладает специфическими особенностями, зависящими от культуры. Э. Холл был одним из первых исследователей в области изучения пространственных потребностей человека и установил существенные их отличия у представителей различных культур. Он ввел в научный обиход термин проксемика которым подразумевал учение об использовании людьми пространства как культурного артефакта, организационной и коммуникативной систем.

Холл считает, что для западного восприятия пространства характерен акцент на объектах, а не пространств между ними. В Японии воспринимаются промежуточные пространства, т.е. интервалы, находящиеся между объектами. Европейцы и североамериканцы меблируют свои помещения в большинстве случаев вдоль стен, подчеркивая их членение кантами и плинтусами. Японцы и китайцы предпочитают раздвижные стены, тем самым, позволяя себе использовать одни и те же пространства для различных целей. При этом используемая мебель и предметы используются не для создания естественных границ помещения, а для подчеркивания находящихся между объектами пространств.

Большое значение для осуществления межкультурной коммуникации играют зональные пространства между находящимися в контакте персонами, их называют еще пространственный пузырь Холл различает следующие их виды:

  • «интимная зона (15–46 см), т.е. расстояние, характерное для сексуального поведения и тесных эмоциональных контактов;

  • личная зона (46 см – 1,2 м): расстояние, отводимое для неформального и дружеского общения, предусматривающее также и телесный контакт, но без интимных прикосновений (похлопывание по спине, рукопожатия);

  • социальная зона (1,2 м – 3,6 м): расстояние, необходимое для коммуникации с коллегами, незнакомыми и малознакомыми людьми и деловых разговоров;

  • общественная зона (более 3,6 м): расстояние для контактов с находящимися выше по социальной лестнице или официальными лицами, а также с большими аудиториями».

В Латинской Америке, средиземноморских странах и некоторых арабских странах пространственный пузырь, как правило, меньше, нежели чем в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. В Бразилии разговоры зачастую происходят на таком близком расстоянии, что западноевропеец или американец начинает испытывать значительный дискомфорт, что вынуждает его автоматически отступить назад или попытаться спрятаться за стулом или столом, в то время как бразилец будет все время пытаться сокращать это расстояние и устранять со своей дороги мешающие предметы. Таким образом, социальная дистанция в Латинской Америке как минимум частично соответствует интимной зоне западноевропейца.

Социальная дистанция для русских также меньше, чем у бизнесменов из США, хотя не такая близкая, как это принято в Латинской Америке. Для американцев близкое расстояние, т.е. интимная и личная зоны, составляет от 15 см до 1,2 метра, поэтому их общение даже с западноевропейцами может приводить к недоразумениям, т.к. они будут предпочитать большую дистанцию для бесед, чем это принято, скажем, в Дании. Бессознательное стремление датчанина уменьшить дистанцию будет расценено американцем как стремление оказать давление или сексуальный намек.

Исследование Э. Холла, как и большинства культурологов, занимающихся межкультурными различиями, представляло собой аналитическое рассмотрение различных культур. Возникает вопрос о количестве параметров, необходимых для охвата такого сложного явления, как культура. Поэтому наряду с аналитическим изложением появились различные эмпирические исследования культуры с применением статистического материала.

Время в разных культурах.

Цивилизация европейского Запада в своем развитии породила необычайную рациональность времени, которое стало в дальнейшем рационализировать жизнь. Чрезвычайно высокую степень значимости при реализации прогресса на машинно-технической основе в условиях жесткой и относительно свободной конкуренции обрело время. Здесь дело не только в том, что «время - деньги», что его ценность определяется эффективностью, полезностью или даже корыстью. Здесь - время рассчитывается. Появляется стремление к строгому его учету, к точности, упорядоченности. В то же время, позитивно оцениваются сами возможности и высокие темпы быстрых трансформаций, динамизм при общей линейной целевой направленности на изменение всего сущего и предвидение частных и глобальных последствий изменений. Если говорить об отдельном человеке, то для него ценными оказываются исчезающие мгновения и их быстротекущая череда. Ценно, прежде всего, настоящее, но именно в его отношении к будущему.

Европе всегда были свойственны и поиски вечного, вневременных ценностей бытия, вечной жизни, вечной красоты, вечной истины, вечной любви. Европейцам и североамериканцам европейского происхождения всегда свойствен определенный бытовой консерватизм, который тяготеет к идеализации прошлого, к сохранению традиционных укладов, мнений, привычек, норм. Однако доминантой мировоззренческого развития стало совсем иное. Человек - есть «мера всех вещей», в том числе и времени, и жизнь которого - мгновение. Оно и ценно в отношении к завтрашнему, к будущему, определяемому им. И это касается не только рационализации деловой жизни или быта.

Культура Запада не единообразна. Можно увидеть отличия в отношении ко времени. Например, в Италии и Германии, или в Европе и в США. Тем более не единообразен и Восток. Хотя всем культурам, которые в отличие от Запада, обычно называют Востоком, свойственна некоторая повышенная созерцательность, некие выпадения из обычного движения жизни, как бы оцепенения во вневременности или растянутости мгновений. Но в связи с усиленной тенденцией к ритуализации, традиционализации жизни, в Китае, Японии и Корее – время специфично рационализовано. В этих странах время вроде бы упокоено течет, и каждый миг его течения слит с вечностью. Вечность дана в каждом мгновении, а не в их сменяемости, не в возникновении все новых мгновений. И значимо, и полезно это мгновение, вне его отношения к последующему.

Рассмотрим также европейскую культуру и науку XX в. Одна из главных проблем европейской культуры – наилучшее использование информации и, в конечном счете, времени. Ей присущи динамичность и устремленность в будущее, обусловленные ускоренным развитием общества. В нашем аспекте важно то, что человеческая деятельность является целенаправленной, т.е. соотнесенной с будущим. Именно возможность рациональной антиципации социального будущего, лежащей в основе проекта любой деятельности, раскрывает в новом свете временной аспект человеческого бытия. Время больше не является неконтролируемым параметром общественного бытия, своего рода роком, господствующим в жизнедеятельности людей как это было в преднаучных культурах, в рамках которых человек бессилен в борьбе с роком, ничего не может изменить в вечном круговороте мира. Теперь выработана новая схема темпоральности, резко отличающаяся от концепций эсхатологического типа и модели времени, основанной на понятии «космоса», когда природа выступает моделью для истории. Специфика новой модели времени состоит в том, что с ее помощью исторической деятельности получает возможность адекватно отразить объективное содержание интервала настоящего социального времени в перспективе будущего и контролировать возможные «миры» будущей практической деятельности на категориальном уровне. Однако видение будущего детерминировано социальным строем общества.

У арабов и на востоке в Индии, вместо рационализованной успокоенности обнаруживается яркая эмоциональность ощущения времени, доходящая у арабов до «взрывов» длительности. Известное восточное оцепенение покоя, внешне бесстрастная отрешенность от поспешной суеты, сочетается со столь же известной ленью томления, сладостной негой пребывания «здесь и теперь», которые порой прерываются исступлением страстно-фанатичного порыва к полной перемене, слому, взлету, углублению, бешеной скачке в пространстве, в жизни.

Несмотря на все видимые различия, для всего азиатского Востока характерна ценность вечности даже в сиюминутном. С этим связана ориентированность на сохранение традиций, вкусов, вообще прошлого в настоящем и будущем. Поэтому в этих странах возникает круговая плавность течения, то есть неразличимость прошлого и будущего, слившихся в настоящем.

Согласно древнекитайскому мировоззрению: Небо и Земля – зримые воплощения ян и инь. Этим основным началам соответствовали временные, динамические образы: зима и лето, весна и осень Взаимодействие ян и инь порождали пять элементов, из которых состояли все вещи реального мира. Динамика мира есть динамика перехода противоположностей друг в друга, что четко фиксировано в рассмотренной выше пространственно-временной модели мира. Пространство и время для древнекитайского мышления не существуют до тех пор, пока протяженность и длительность не окультурены, не наполнены конкретным социально-историческим содержанием.

Можно сказать, что пространственно-временные представления древних китайцев носили космическо-социальный характер. Социальная функция модели «пространство-время» состоит в том, что она утверждала в сознании масс идею незыблемости, стабильности власти господствующего класса. Хроногеометрические представления выступают одним из средств социального контроля и регламентации деятельности, как социальных групп, так и индивида, производства и воспроизводства общественных отношений.

Латинская Америка и Африка (при всем их несходстве и при всех внутренних различиях) не являются европеизированным Западом и азиатским Востоком. Латиноамериканские и Африканские культуры сближает и отличает в частности то, что их отношение ко времени вовсе не рационализовано и не ритуализовано и не акцентирует ценности вечности. В плане темпоральности для этих культур доминантой является эмоциональная ритмичность, ориентация на четко ритмичную дробность длительности. Похоже, что и вообще ценности этих культур преходяще-вечны. Они целиком принадлежат настоящему, этому моменту, не направленному определенно никуда, как бы качающемуся между прошлым и будущим. Само же время, кажется, не существует в качестве ценности для этих культур. Но, не существуя в этом качестве, оно и не давит на человека.

Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.

Прошлый век – век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными. Тем не менее, как показывает, в том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым. Представляется уместным, привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна: «Пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.


написать администратору сайта