Главная страница
Навигация по странице:

  • КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА РУБЕЖА ВЕКОВ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

  • Просветительство второй половины 19 начала - 20 веков. ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50. Просветительство второй половины 50х80х годов xix века


    Скачать 58.46 Kb.
    НазваниеПросветительство второй половины 50х80х годов xix века
    АнкорПросветительство второй половины 19 начала - 20 веков
    Дата04.10.2022
    Размер58.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50.docx
    ТипДокументы
    #712944
    страница2 из 3
    1   2   3

    Второе поколение просветителей (вторая половина 50-х годов - 80-е годы) - Кази Атажукин, Адиль-Гирей Кешев, Крым-Гирей, Лукман Кодзоков и др. - представители уже не родовитых княжеских ветвей, как их предшественники, а преимущественно разночинной среды адыгского общества. Их деятельность начинается в конце Кавказской войны и затем протекает в иных исторических условиях, сложившихся с наступлением мирной жизни.

    В 50-х-60-х годах в результате подготовки и отмены крепостного права и проведения на Северном Кавказе земельной и крестьянской реформ обостряются социальные отношения, остро стоит крестьянский вопрос. Окончательное присоединение края к России ведет к коренным изменениям во всех сферах его общественно-экономической жизни, выдвижению новых общественно-политических проблем. Усиливается культурная связь с Россией, влияние ее передовой общественной мысли. В соответствии с углублением кризиса феодального строя, происходящими социально-политическими переменами развивается и просветительство этого этапа, приобретающее по сравнению с предшествующим более ярко выраженный антифеодальный и, соответственно, более демократический характер. Следует отметить возросший радикализм этих просветителей. Формирование их мировоззрения происходит под влиянием демократического крыла русской общественной мысли.

    Просветители второго поколения более решительно и последовательно показывают классовый антагонизм в адыгском обществе, обострившиеся в нем противоречия. Значительно осознанней критикуют они господствующий княжеско-дворянский класс, который мыслится ими уже не как опора отечества, а как деградирующая, паразитирующая прослойка. Наряду с этим они впервые обращаются к широкому изображению жизни крестьянской массы. В центре их внимания - бедственное положение трудового народа, усиливающееся в результате кризиса феодально-крепостнической системы и гнета царизма. Они с большим сочувствием относятся к нему, преисполнены решимости способствовать улучшению его благосостояния. Выступая в его защиту, они впервые показывают его нравственное превосходство над классом феодалов, его духовную силу. Решительней осуждают они и угнетательскую политику царизма. Примечательно также, что они уже различают Россию царскую и Россию демократическую, ведущую борьбу с самодержавием, выступающую в защиту угнетенных народов. Интересно и то обстоятельство, что внимание их обращено не только на противоречия существующей у них на родине феодально-крепостнической системы, но они поднимаются до критики общественно-политического строя России в целом. Они приветствуют отмену крепостного права, полны надежды на то, что вводимые реформы улучшат материальное положение трудового народа, всячески содействуют их осуществлению в его интересах. Так, Л. Кодзоков, возглавивший земельную комиссию в Терской области, выступает против наделения князей и дворян земельными участками, ибо считает, что это приведет к еще большему закабалению трудящихся масс. Он предлагает наделить землей лишь тех, кто будет способствовать «полезным начинаниям и хозяйственно-экономическим успехам» и «не будет гнушаться трудом своих рук». Следует отметить и настороженное отношение просветителей к правительственным акциям, понимание их антинародного характера. Так, К- Атажукин, говоря о результатах отмены крепостного права, «долженствовавшего радикально изменить», т.е. повысить благосостояние трудового люда, приходит к выводу, что это привело к другим «государственным и общественным повинностям, которые несет теперь народ». Неуверенность в благотворности для народа .реформ 1861 года чувствуется и в позиции, возглавляемой А.-Г. Кешевым областной газеты «Терские ведомости», широко обсуждавшей этот вопрос.

    Просветители второго поколения более нетерпимы по отношению к религии, которая рассматривается ими как фактор, не только отрицательно сказывающийся на культурном прогрессе народа, но и разъединяющий на¬роды, исповедующие разные веры. Они активнее высту¬пают против ислама, реакционная и консервативная суть которого особенно проявилась в конце Кавказской войны, а также антинародной политики царизма и идеологов мюридизма, спровоцировавших переселение горцев в Турцию. Борясь против реакционно настроенной части феодальной верхушки и духовенства, противившихся союзу с Россией и ориентировавших народ на Турцию, просветители выступают за дальнейшее развитие и упрочение экономических и культурных связей с русским народом. При этом их историческая прозорливость состояла в том, что они, несмотря на жестокую политику царизма, отчетливо понимали прогрессивное значение России в судьбах горских народов.

    В системе взглядов просветителей получает более четкое развитие теория общественного равенства, внесословной ценности человека, его естественных прав.

    Яркое проявление просветительства наблюдается в защите национального языка. Просветители и этого поколения по-прежнему значительное внимание уделяют разработке и введению письменности родного языка, организации на нем светского образования. В отличие от предшественников, они от составления проектов переходят к их практической реализации. Кроме того, требование введения национальной письменности не ограничивается у них только вопросами образования; они считают возможным вести на нем и деловую переписку в административных учреждениях округа. Наиболее активно на педагогическом поприще, в деле защиты национального языка проявляет себя Кази Мусабиевич Атажукин. Он составляет проекты с конкретными мерами по распространению образования в массе народа, издает первые в истории народа книги на том же языке, организует первые педагогические курсы для подготовки учителей сельских школ, добивается открытия школ в ряде сел, где преподают его выпускники, использования письменности родного языка в делопроизводстве. Но дело К.М. Атажукина, не поддержанное царской администрацией, заглохло, так и не получив развития.

    Проблемы образования глубоко волновали и Адиль-Гирея Кешева, считавшего, что образованные горцы должны содействовать просвещению народа. «Образование,- отмечал он,- отнюдь не должно отчуждать человека от его родного круга, как бы низко не стоял этот круг; - напротив, оно необходимо должно вести к самому тесному сближению с ним». Будучи редактором газеты «Терские ведомости», он предоставил Кази Атажукину возможность выступить с требованиями введения письменности родного языка, вести небезопасную для его положения полемику с русификаторами- монархистами типа Т. Макарова. Необходимо отметить, что в вопросах образования просветители второго этапа стояли на более демократических позициях. Если их предшественники не разрешили вопрос об образовании простого народа, то они в своих идеях исходили из того, что образованием должны быть охвачены все горцы, независимо от социального происхождения и положения (Кази Атажукин). Примечательно также, что они высказывались о допуске к образованию и женщин (А.-Г. Кешев).

    Главное внимание просветителей этого этапа перемещается на современную им действительность. Но и у них не иссякает интерес к историческому прошлому народа, его культуре, устно-поэтическому творчеству (очерки Крым-Гирея, статьи Адиль-Гирея Кешева, фольклорные публикации Кази Атажукина).

    Творчество просветителей второго периода отчетливо отразило тенденции социально-экономического развития адыгов в рассматриваемые десятилетия. Изменения в общественной жизни ставили перед ними новые проблемы, требовали новых принципов художественного осмысления действительности. Литература, созданная ими, отражала острую идейную борьбу, связанную с ломкой феодально-крепостнических устоев и отношений старого патриархального быта, представлений. В своих лучших произведениях они разоблачали феодально-патриархальные пережитки прошлого, мешающие его прогрессивному развитию; показывали крайне тяжелое материальное положение трудовой массы народа, вы-рождение феодального класса. Значительное внимание, как и прежде, уделялось изображению своеобразия национального быта адыгов. Но наряду с этим просветители второго этапа решительней критикуют такие несовместимые с духом нового времени устаревшие традиции, как наездничество, кровная месть, неравноправие женщин и др. Показывая социальные противоречия, никчемность реакционных обычаев старины, критикуя режим, установленный царизмом, просветители давали оценку всем этим явлениям, а также изменениям, происходившим в общественном быту и сознании народа в новое время. Существенное место в их творчестве отводилось крестьянскому вопросу, вопросам исторической судьбы адыгов, роли передовой интеллигенции в- общественных преобразованиях. Обращение же к фактам и явлениям действительности привело просветителей этих десятилетий к отходу от романтизма, несовместимого с запросами времени, и овладению реализмом.

    Все эти явления в наиболее полной и совершенной форме проявились в творчестве А.-Г. Кешева. Он впервые показал истинное лицо деградирующего класса феодалов, обратился к изображению быта адыгского- трудового народа - крестьянской массы. Именно с его- творчеством просветительская литература приобрела, подлинное социальное и демократическое звучание. Просветительский реализм Кешева проявился в том, что он дал широкую картину социально-общественного- быта народа, обратил внимание на существенные конфликты и противоречия своего времени, показал историю духовных исканий передовой и просвещенной части: горцев, их и свои раздумья над исторической судьбой своего отечества.

    Весомый вклад в просветительство внесли и его современники Кази Атажукин и Крым-Гирей. Первый из: них более проявил себя на научном и педагогическом поприще, нежели на литературном. Творчество второго, хотя его произведения и приближаются к художественным (среди них беллетризованные исторические и: фольклорные сюжеты), значительно уступает творчеству А.-Г. Кешева.

    Подводя итог эволюции просветителей второго этапа, следует отметить, что, несмотря на значительный шаг вперед, сделанный ими, они, как и их предшественники, не сумели преодолеть просветительские иллюзии о мирных путях борьбы с эксплуататорским строем. Стоя на общедемократических позициях, они преувеличенное значение придавали просвещению народа, частичным реформам. Тенденции же сближения просветительства с освободительным движением стали проявляться лишь в деятельности просветителей третьего и последнего этапа.

    КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА РУБЕЖА ВЕКОВ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

    В литературоведческой науке принято считать, что так называемые «младописьменные» литературы вызваны к жизни Октябрем 1917 года. К таковым относят и карачаево-балкарскую литературу. Однако очевидно, что литературу невозможно сформировать в течение десятилетий. Мир художественных образов и представлений проходит - долгий путь, прежде чем стать эстетической системой. Также невозможно становление литературного языка в такой малый отрезок времени. Где же искать истоки расцвета карачаево-балкарской литературы, имеющего место в последние 30 лет?

    Если очерки, статьи, эссе некоторых просвещенных карачаевцев и балкарцев - недостаточное основание, чтобы заявить о существовании карачаево-балкарской литературы в дореволюционный период, способной отражать сложные явления горской жизни, то художественная публицистика некоторых из них, а также поэзия К. Мечиева, А. Джанибекова, К. Кочкарова, И. Семенова, дошедшие до наших дней фрагменты литературы позднего средневековья и некоторые удачные попытки написания пьес, повестей, басен, литературно-критических статей и рецензий на рубеже веков в общей сложности позволяют сделать вывод о том, что карачаево-балкарская литература зародилась задолго до Октябрьской революции. Естественно, невозможно умалить или игнорировать то обстоятельство, что в годы Советской власти были созданы благоприятные условия для развития карачаево-балкарской художественной мысли. Но это неизбежно сопровождалось отказом от прошлого эстетического опыта, преданием забвению этических, религиозных, философских принципов, выработанных народом веками.

    Историко-литературные исследования последнего десятилетия позволяют расширить хронологические границы истории балкарской литературы и говорить о карачаево- балкарском этапе ее развития, который заканчивается в 20-е годы нашего столетия, когда художественная мысль карачаевцев и балкарцев стала развиваться самостоятельно, потеряв ту эстетическую нишу, которая защищала ее, создавала условия для совместного развития и взаимовлияния, взаимообогащения. До этого периода истоки, обогащающие литературу карачаевцев и балкарцев, были об¬щими. Условно эти истоки можно разграничить следующим образом:

    1. Фольклор.

    2. Восточные традиции (литературные, коранические и библейские (фрагментарно) сюжеты - поэтические, прозаические, распространенные в народе в списках).

    3. Авторская традиция - творчество Дебо улу Кючюка, Кязима, Аппы, Каспота и других поэтов.

    4. Публицистика.

    Если первый компонент художественно-эстетической системы достаточно хорошо освещен карачаево-балкарской фольклористикой, второй, в силу объективных обстоятельств, оказался вне поля зрения исследователей, и на сегодняшний день этот структурный элемент требует не только научного анализа, но и более тщательного сбора археографического материала. Сбор и исследование образцов письменной литературы ведется уже в течение нескольких десятилетий, и их роль в сложении художественности более или менее определена. Одним из наименее изученных, однако весьма существенных, истоков является публицистика. Она сформировалась к 90-м годам XIX века и связана с именами И. Крымшамхалова, М. Абаева, И. Хубиева, Б. Шаханова и др. Зарождение ее было обусловлено историко-культурными обстоятельствами XIX века - периодом присоединения Северного Кавказа к России.

    Возрождение культурных связей Карачая и Балкарии с Россией, имевших многовековую историю, по времени приходится на конец 20-х годов XIX века (после похода генерала Эмануэля на Северный Кавказ).

    Обширные культурные контакты, имевшие значение как для предков карачаевцев и балкарцев, так и для русских, были утрачены в период монголо-татарского: нашествия. В силу известных драматических событий эти контакты стали носить эпизодический характер. После фактического вхождения в состав России, в середине XIX века Карачай и Балкария свое дальнейшее этнокультурное существование связывали с Россией. Первые мальчики-горцы, отданные аманатами в русские военные укрепления, после приобщения к русской культуре, в своих устремлениях были ориентированы на Россию. Большинство из них вернулось в свои аулы, овладев письмом и русским языком. Они стали первыми переводчиками, чиновниками тех немногих «присутственных мест» в Нальчике и Баталпашинске (нынче Черкесск), которые были учреждены царской администрацией. Незначительная же часть, преодолевая сложнейшие преграды, продолжила свое образование в кадетских корпусах, гимназиях и училищах. Единицы сумели получить высшее светское образование. Сотни горцев проходили службу в Конвое Его Императорского Величества, в воинских формированиях, дислоцированных на Кавказе. Среди них были карачаевцы и балкарцы - Асланбек, Кучук и Николай (Али) Абаевы, Чепелеу и Шаухал Урусбиевы, Давлетгерий Шакманов, Кучук Барасбиев, Докшука Балкаров, Дмитрий и Ислам Крымшамхаловы и др. В последующем, в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века, с открытием горских школ, окружных училищ, Тифлисской, Ставропольской, Владикавказской гимназий горская молодежь устремляется в эти учебные заведения.

    Первым очагом светской культуры и образования в Балкарии стала Нальчикская горская школа, открытая 1 января 1851 года, несмотря на все ограничения и ограниченные возможности школы. В числе первых его учащихся были Зарахмат Шакманов, Асланбек Урусбиев, Адильгерий и Канамат Крымшамхаловы. Если в первый год Нальчикская горская школа имела всего 25 учащихся, половину которых, по уставу школы, составляли дети русских офицеров крепости Нальчик, то в последующие годы количество учащихся-горцев значительно возросло, и «к концу XIX века национальный состав обучающихся выглядел таким образом: всего - 110, в т.ч. русских - 64, кабардинцев и балкарцев - 38, грузин - 3, армян - 3, других национальностей - 2». Но постепенно росло число учеников из местного населения. «Если в 1897 году они составляли около 1/3, то в 1907 г. - уже почти 50%. Таким образом, за 50 лет количество учащихся Нальчикской горской школы выросло более чем в 5 раз. К концу XIX века возросло также число учащихся-горцев в средних учебных заведениях России, а также появились первые кабардинцы и балкарцы, получившие высшее образование. В основном они заканчивали военные учебные заведения, но, как правило, работали по «гражданской части».

    Первая плеяда просвещенных горцев участвовала в формировании административных органов, учреждении светских учебных заведений, больниц, ветеринарных участков, стремилась усовершенствовать сельскохозяйственное производство, народные промыслы.

    Были среди них и такие, кто своей основной задачей считал возрождение культурных связей с Россией, с ее прогрессивной интеллигенцией. Эта задача реализовывалась в различных сферах. Сафарали и Науруз Урусбиевы, как и их предки, знакомили ученых-путешественников, посещавших Приэльбрусье, с Балкарией. ее культурой, историей, современным состоянием; Братья Урусбиевы не ограничились этим. Они начали собирать образцы устного поэтического творчества, переводить их на русский язык и готовить к публикации. Они осознавали, что фольклор - это высшее проявление духа народа, ее живая душа. Они были первыми из среды карачаево-балкарской интеллигенции XIX века, кто познакомил читателей России с карачаево-балкарским устным поэтическим творчеством. «Нартские сказания», опубликованные С. Урусбиевым в 1881 году, достаточно полно представлял и карачаево-балкарскую версию нартиады. Подбор, перевод и литературная обработка текстов дают основание рассматривать публикацию как литературный факт. Из множества вариантов С. Урусбиев выбирает именно те, которые объединяют цикл вокруг нарта Ёрюзмека, и при этом старается не нарушать «внутренней связи между ними, как бы частями одной эпической поэмы» (С. Урусбиев).

    Значение предисловия, написанного Сафарали Урусбиевым к нартским текстам, трудно переоценить. Здесь С. Урусбиев вводит читателя в мир культуры карачаевцев и балкарцев, знакомит его с бытованием нартиады, ареалом её распространения, с основными персонажами, характером исполнения и музыкального сопровождения…
    1   2   3


    написать администратору сайта