Главная страница

Геополитические характеристики русской культуры. Противоречия русской культуры


Скачать 69.41 Kb.
НазваниеПротиворечия русской культуры
АнкорГеополитические характеристики русской культуры
Дата06.11.2020
Размер69.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГеополитические характеристики русской культуры.docx
ТипДокументы
#148399
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

Оглавление


Введение 2

1.Противоречия русской культуры 3

2.1 Лес как природный фактор формирования культуры 5

2.2 Степь как одна из стихий русской природы 7

2.3 Славянские реки и формирование культуры 7

2.4 Культурное значение равнинного ландшафта 8

3. Русские ученые о роли природного фактора 9

4. Духовные и социально-политические факторы 10

5. Социально-политические факторы 11

6. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы 12

6.1 Геополитические факторы 12

6.2 Современный взгляд на проблему 14

6.3 Д. Лихачев о геополитическом факторе 15

7.Этнографические факторы 17

8. Лингвистические и семиотические факторы 18

9. Западничество и славянофильство в истории русской культуры 19

9.1 Славянофильство: идеи и люди 20

9.2 Западничество об историческом пути России 22

9.3 Противостояние западников и славянофилов и русская культура 23

9.4 Евразийцы о путях развития России 24

9.5 Евразийцы о сущности исторического процесса 25

9.6 Евразийцы об историческом месте России 26

9.7 Евразийцы о государстве 27

9.8 Современное Евразийство 28

9.9 Евразийская концепция: pro и contra 29

Заключение 30


Введение


В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы.

Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости". Мыслители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобытность России, ее принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.

Однако эти идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу того и другого. Такие попытки неизменно оказывались неудачными. Часто встречающиеся в научных работах формулировки о "парадоксальности" русской культуры свидетельствуют, что ее понимание требует преодоления однозначных, линейных схем и обращения к многомерной концепции.

Такой подход возможен именно на основе применения цивилизационного анализа, так как русская культура несводима к этническому или национальному субстрату, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней. Под цивилизацией здесь и далее понимается уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования.

1.Противоречия русской культуры


Промежуточное положение России между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Подобное положение постоянно проявлялось на протяжении всей истории России в культурном расколе между правящим классом и народными массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике - от тесного союза со странами Запада до противостояния им.

В отечественной культуре можно найти немало противоположных характеристик, свойственных всякой культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни:

  1. индивидуализм - коллективизм;

  2. смирение - бунт;

  3. природная стихийность - монашеский аскетизм;

  4. мягкость - жестокость;

  5. самоотверженность - эгоизм;

  6. элитарность - народность.

Но, наряду с этими характеристиками, в культуре России постоянно

проявляются и возобновляются устойчивые противоречия:

  1. между началом и высокой религиозностью;

  2. между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам;

  3. между всеохватной государственностью и анархической вольницей;

  4. между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью, и мессианским универсализмом;

  5. между "русификацией" православия как оплота христианской России и стремлением к превращению православия во вселенскую религию;

  6. между поисками социальной свободы и подчинением государственному деспотизму и сословной иерархии;

  7. между принятием косного земного бытия, стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьей правды;

  8. между "западничеством" как увлечением образцами прогресса, свободы личности, рациональной организации жизни и "восточничеством" как интересом к упорядоченной и стабильной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности.

Для более полного понимания истоков этих противоречий обратимся к рассмотрению основных факторов, определявших и определяющих развитие русской культуры. Среди этих факторов важную роль играют геополитические и природные (ландшафтные, климатические, биосферные). Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы и ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.

В целом все исторические факторы, под влиянием которых складывалась и развивалась русская (российская) культура, можно было бы объединить в несколько групп.

2.Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры

Все выдающиеся русские ученые (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие) признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом повлияла на формирование своеобразного антропологического типа человека и его культуры. Суровый климат русской равнины, открытой северным ветрам, лес, степи и реки, бескрайние поля - все это формировало основы отечественной культуры:

  1. мировоззрение народа,

  2. характер расселения,

  3. связи с другими землями,

  4. тип хозяйственной деятельности,

  5. характер земледелия,

  6. отношение к труду,

  7. организацию социальной жизни,

  8. фольклорные фантастические образы,

  9. народную философию.

Образ русского человека с самого начала своей истории связан с земледелием, с тяжелым, напряженным, постоянным трудом. Недаром образы земледельцев запечатлены в древнерусских былинах: Святогор, богатырь Микула Селянинович.

Иным словами, все природные явления, рассмотренные в их системности в качестве социо- и культурогенных факторов, составляли фундамент становления будущей российской цивилизации и культуры.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта