Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1. Международные отношения и международная система: понятия, особенности, классификация

  • Тема 2 . Теория международных отношений в истории социально-политической мысли

  • умк оя. УМК ОЯ. Протокол 2019 г. Учебнометодический комплекс по дисциплине


    Скачать 323.45 Kb.
    НазваниеПротокол 2019 г. Учебнометодический комплекс по дисциплине
    Анкорумк оя
    Дата12.09.2022
    Размер323.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУМК ОЯ.docx
    ТипПротокол
    #672440
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    1.2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы




    Содержание дисциплины



    Тема 1. Международные отношения и международная система: понятия, особенности, классификация

    Международные отношения — составная часть науки, вклю­чающей дипломатическую историю, международное право, ми­ровую экономику, военную стратегию и множество других дис­циплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта.

    Особое значение имеет для нее «теория международных отношений», под которой, в данном случае, мы понимаем сово­купность множественных концептуальных обобщений, представ­ленных полемизирующими между собой теоретическими школа­ми и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины. В этом смысле «теория международных отноше­ний», как подчеркивает Стэнли Хоффманн, является одно­временно и очень старой, и очень молодой. Уже в древние вре­мена политическая философия и история ставили вопросы о при­чинах конфликтов и войн, о средствах и способах достижения порядка и мира между народами, о правилах их взаимодействия и т.п., — и поэтому она является старой. Но в то же время она является и молодой — как систематическое изучение наблюдае­мых феноменов, призванное выявить основные детерминанты(факторы), объяснить поведение, раскрыть типичное, повторяющееся во вза­имодействии международных акторов.Такое изучение относится, главным образом, к межвоенному периоду. И лишь после 1945 года «теория международных отношений» начинает действительно освобождаться от «удушения» историей и от «задавленности» юри­дической наукой. Фактически, в этот же период появляются и первые попытки ее «социологизации», которые впоследствии (в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов) привели к становлению (впрочем продолжающемуся и в наши дни) социоло­гии международных отношений как относительно самостоятель­ной дисциплины.

    Исходя из сказанного, осмысление теоретических источни­ков и концептуальных оснований Международных отношений предполагает обращение к взглядам предшественников современ­ной международно - политической науки, рассмотрение наиболее влиятельных сегодня теоретических школ и направлений, а так­же анализ нынешнего состояния социологии международных от­ношений.
    Тема 2. Теория международных отношений в истории социально-политической мысли

    Одним из первых письменных источников, содержащих глубокий анализ отношений между суверенными политическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад Фуки-дидом (471—401 до н.э.) «История Пелопонесской войны в восьми книгах». Многие положения и выводы древнегреческого историка не утратили своего значения до наших дней", подтвердив тем самым его слова о том, что составленный им труд — «не столько предмет состязания для временных слушателей, сколько достояние на веки» Задавшись вопросом о причинах многолетней и изнурительной войны между афинянами и лакедемонянами(спарта), историк обращает внимание на то, что это были наиболее могущественные и процветающие народы, каждый из которых главенствовал над своими союзниками. При этом он подчеркивал, что «...со времени мидийских войн и до последней они не переставали то мириться, то воевать между собою или с отпадавшими союзниками, причем совершенствовались в военном деле, изощрялись среди опасностей и становились искуснее». Поскольку оба могущественных государства превратились в своего рода империи, постольку усиление одного из них как бы обрекало их на продолжение этого пути, подталкивая к стремлению подчинить себе все свое окружение, с тем, чтобы поддержать свой престиж и влияние. В свою очередь, другая «империя», так же как и менее крупные города-государства, испытывая растущие страх и беспокойство перед таким усилением, принимает меры к укреплению своей обороны, втягиваясь тем самым в конфликтный цикл, который в конечном итоге неизбежно выливается в войну. Вот почему Фукидид с самого начала отделяет причины Пелопонесской войны от многообразных поводов к ней: «Причина самая действительная, хотя на словах наиболее сокрытая, состоит по моему мнению, в том, что афиняне своим усилением внушали страх лакедемонянам и тем самым привели их к войне». Фукидид говорит не только о господстве силы в отношениях между суверенными политическими единицами. В его работе можно найти упоминание и об интересах государства, а также о приоритетности этих интересов над интересами отдельной лич¬ности. Тем самым он стал, в извест¬ном смысле, родоначальником одного из наиболее влиятельных направлений в более поздних представлениях и в современной науке о международных отношениях., В дальнейшем это направление, получившее название классического или традиционного было представлено во взглядах Николло Макиавелли(1469—1527), Томаса Гоббса (1588—1679), Эмерика де Ваттеля (1714—1767) и других мыслителей, приобретя на¬иболее законченную форму в работе немецкого генерала Карла фонКлаузевица (1780—1831). Так, Т. Гоббс исходит из того, что человек по своей природе — существо эгоистическое. В нем скрыто непреходящее желание власти. Поскольку же люди от природы не равны в своих способностях, постольку их соперничество, взаимное недоверие, стремление к обладанию материальными благами, престижем или славой ведут к постоянной «войне всех против всех и каждого против каждого», которая представляет собой естественное состояние человеческих взаимоотношений. Для того, чтобы избежать взаимного истребления в этой войне, люди приходят к не¬обходимости заключения общественного договора, результатом которого становится государство — Левиафан. Это происходит пу¬тем добровольной передачи людьми государству своих прав и свобод в обмен на гарантии общественного порядка, мира и без-опасности. Однако, если отношения между отдельными людьми вводятся, таким образом, в русло, пусть искусственного и отно¬сительного, но все же гражданского состояния, то отношения между государствами продолжают пребывать в естественном состоянии. Будучи независимыми, государства не связаны никакими огра¬ничениями. Каждому из них принадлежит то, что оно в состоянии захватить, и до тех пор, пока оно способно удерживать захва¬ченное. Единственным «регулятором» межгосударственных отно¬шений является, таким образом, сила, а сами участники этих от¬ношений находятся в положении гладиаторов, держащих нагото¬ве оружие и настороженно следящих за поведением друг друга.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта