театральный кружок. Протокол от 2022г
Скачать 64.07 Kb.
|
1 2 1.Вводное занятие Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Ин- структаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива. 2. Азбука театра Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет. Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей. Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др. 3.Театральное закулисье Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и инте- рактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сце- нарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор. Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра…». 4.Посещение театра Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля. Практическая часть. Обсуждение. Написание эссе «Мои впечатления». 5.Культура и техника речи. Художественное чтение Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму: 1 педагогический показ; 2 просмотр упражнения; 3 контроль и корректировка. В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел –указал на ошибку – показал правильный вариант – посмотрел), можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения. Упражнения, в которых дети подключают к работе речевого аппарата все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в творческое русло. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с основами и законами художественного чтения. Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание. Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и т.д), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения активно включают внимание в начале занятия. Дыхание Упражнения на развитие дыхания давать через образ и фантазию: ■ основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.); ■ упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на нем рисунки); ■ упражнения на дыхание лёжа (например, поднимать ноги в положение «Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера). Артикуляция Обращать внимание на: ■ обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое); ■ медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным; ■ координация движений и покоя всех частей речевого аппарата; ■ соединение координации и моторики (например, использовать предметы-мячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.). В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения под музыку. Дикция Обращать внимание на: ■ медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять скорость); ■ внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки, слоги, согласные в конце слова); ■ ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным действием –убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.); ■ многократное повторение, которое должно перевести количество в качество. Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух литературных произведений. Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки, пословицы и др.). Народные праздники, игры, традиции. Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным творчеством. Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или индивидуально, на занятиях или дома). Придумывание своих сказочных сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну литературную композицию. Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок. Организация «художественного события», своеобразного народного празднества. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: ■ развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок); ■ знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи; ■ навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания. Финальным материалом может быть коллективно рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных упражнений, а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте. 6.Основы актерской грамоты Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии. Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы, например, «Что вы видели по дороге вшколу?», «Сколько ступенек на лестничном пролёте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и т.д. Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание подготовить ответы к следующему занятию. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др. Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, движением снега, появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и домашних животных, их эмоциями. Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки, птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей». Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д. Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка». Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя. Один из вариантов того, как это упражнение можно объяснить младшей возрастной группе. Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости смогут приехать наши родители и близкие друзья. А писать мы будем наше письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова, два хлопка будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет означать, что он запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге печатается целое предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на материк, чтобы пригласить всех близких в гости на необитаемый остров. Важно в этом возрасте создавать предлагаемые обстоятельства «сказочной игры»,тогда линия поведения ребенка будет интегрирована в близкие для него обстоятельства,что послужит импульсом для его включения в театрально-игровой процесс, что повлияет на его творческое развитие. Итоговым мероприятием может быть интегрированная инсценировка басен, сказок, открытое занятие по актёрскому мастерству. 7.Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры. Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств. Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко и т.д.». Игры-перевёртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д. Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ. Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать од- ного» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам. 8.Ритмопластика Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения. Понятия: ■ точки зала (сцены); ■ круг, колонна, линия (шеренга); ■ темпы: быстро, медленно, умеренно. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф», счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.). Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности(ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг»,«Прыжок на месте». Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь». Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки: «Мотылёк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения. Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические. 9.Работа над постановкой (инсценировкой, миниатюрами, миниспектаклями) Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям. Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтениепо ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. 10.Итоговое занятие (итоговая аттестация) Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы. Календарно-тематическое планирование курса «В Мире Театра»
1 2 |