Главная страница

Концертный фольклорный ансамбль. Протокол Утверждаю Директор гбоу до цтр и мэо Радость


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеПротокол Утверждаю Директор гбоу до цтр и мэо Радость
Дата23.05.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКонцертный фольклорный ансамбль.pdf
ТипПротокол
#544574
страница4 из 4
1   2   3   4
Работа над сценическим
воплощение русского
обряда
1. «Праздники русского народного календаря» (презентация, USB- флеш-накопитель).
2. Аудио- и видеозаписи воспроизведений русских обрядов в исполнении фольклорных ансамблей (CD, USB-флеш- накопитель)
3. «Календарные обряды», подборка текстового, нотного, видеоматериала (CD, USB-флеш-накопитель).
4. «Семейно-бытовые обряды», подборка текстового, нотного, видеоматериала, презентация (CD, USB-флеш-накопитель).

28

Стулья или лавки с посадочными местами по количеству участников ансамбля.

Фортепиано, баян, гармошка, балалайка.

Декоративно-прикладной материал (домашняя утварь крестьянского быта, предметы народных промыслов, старинные издания народных песен, сказок, пословиц).

Народные костюмы, реквизит для выступлений (плетёные корзины, сундук, рушники, вышитые изделия, тряпичные куклы).

Музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубен, рубель, ветряк, свистульки, кугиклы).

Аудио- и видеоаппаратура, DVD и CD диски, компьютер или ноутбук для просмотра видеозаписей и мастер-классов в сети Интернет, для работы с обучающими программами.
Кадровое обеспечение реализации программы
Для успешной реализации программы «Концертный фольклорный ансамбль» желательно присутствие концертмейстера, играющего на баяне, гармошке или балалайке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 2008.
2.
Борисов Е.В., Григорьев С.В. Игры и праздники Московии. Вып. 2. - М., 2014.
3.
Веретенников И.И. Русская народная песня в школе: Пособие для учителей и учащихся. - Белгород, 1994.
4.
Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор - музыка - театр. -
М., 2009.
5.
Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., 1996.
6.
Давыдов В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1976.
7.
Зайцева Е.А. Русское народное творчество. - М., 2003.
8.
Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. Учебное пособие для студентов и преподавателей-филологов. - М., 2011.
9.
Князева О.JL, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. -
СПб, 2004.
10.
Коскина В.Н. Русская свадьба. По материалам, собранным во Владимирской губернии. - М., 2014.
11.
Лаврентьева JI.C. Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб, 2014.
12.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.
13.
Музыкальный фольклор и дети / Научно-методическое пособие. Сост. JI.B.
Шамина. - М., 1992.

29 14.
Музыкальный фольклор. Программа для общеобразовательных школ. / Сост.
JI.JI. Куприянова, JI.B. Шамина - М., 2002.
15.
Народная культура. Авторские программы предмета. - М., 2013.
16.
Народное пение. Программа и методические материалы для отделений музыкального фольклора ДМШ и ДШИ. / Сост. Т.Е. Артемкина, А.В. Артемкин. -
Владимир, 2004.
17.
Науменко Г.М. «Фольклорная азбука» методика обучения детей народному пению. - М., 2013.
18.
Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке. Этнография детства. -
М., 2001.
19.
Науменко Г.М. Народное поэтическое творчество. - М., 2001.
20.
Науменко Г.М. Народные праздники. - М., 2001.
21.
Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами.
Фольклорная азбука. - М., 2001.
22.
Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 2007.
23.
Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1988.
24.
Песни владимирского края «По канавке росла травка» / Сост.
О.А. Козырева. - Владимир, 2014.
25.
Песни из репертуара ансамбля народной музыки «Златоцвет», В.В. Бакке, Т.В.
Бушуйкина. Вып.1. - М., 2015.
26.
Песни из репертуара ансамбля народной музыки «Златоцвет», В.В. Бакке, Т.В.
Бушуйкина. Вып. 2. - М., 2016.
27.
Развеселый разговор. Музыкальные скороговорки. / Сост. М. Погребинская. -
М., 1994.
28.
Сборник народных песен «Как за двором за двором». / Сост. О.В. Лыков, - М.,
2014.
29.
Сборник народных песен «Как нашего Потапа» / Сост. О.В. Лыков. - М., 2014.
30.
Сборник народных песен «Коляда-маляда» / Сост. О.В. Лыков. - М. 2014.
31.
Сборник народных песен «Масленица-полизуха» / Сост. О.В. Лыков. - М.,
2014.
32.
Сборник народных песен «Метельник-бездельник» / Сост. О.В. Лыков. - М.,
2014.
33.
Сборник народных песен «Народные песни и игры для детей» вып.1. / Сост.
О.В. Лыков, - М., 2013.
34.
Сборник народных песен «Народные песни и игры для детей». Вып. 2 / Сост.
О.В. Лыков. - М., 2014.
35.
Школа русского фольклора. / Под ред. М.Т. Картавцевой. - М., 1994.
36.
Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М., 2014.

30
Список литературы для детей и родителей
1.
Громыко М.М. Мир русской деревни. - М, 1991.
2.
Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники - М., 2004.
3.
Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск, 1995.
4.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.
5.
Митяев А. Богатыри. По мотивам былин. Зеленый остров, 2015.
6.
Петров В.М., Грищика Г.Н., Короткова JI.Д. Осенние, весенние, зимние, летние праздники, игры и забавы для детей. - М., 2014.
7.
Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.
Иллюстрированная энциклопедия. / Сост. О.Г. Баранова, Т.А. Зимина, E.JI.
Мадлевская. - СПб, 1999.
Интернет-ресурсы
1.
Московский государственный историко-этнографический театр [сайт]. URL: http://etnoteatr.ru
2.
Российский фольклорный союз [сайт]. URL: http://www.folklore.ru
3.
Русская традиционная культура [сайт]. URL: http://www.ru.narod.ru
4.
Русский фольклор [сайт]. URL: http://www.rusfolklor.ru

31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
Ансамбль (от фр. ensemble «вместе, множество») - совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
Артикуляция - способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков).
Бурдон (франц. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus, burdo; этимология неясна) - многозначный музыкальный термин. Основное значение - непрерывно тянущийся (как правило, низкий) тон или музыкальный интервал
(как правило, квинта или конкорд квинтоктавы), на фоне которого разворачивается мелодия.
Гетерофония (др.-греч. ётвро^ «другой» и (pcovf| «звук») - склад многоголосия; суть гетерофонии сводится к тому, что при исполнении одной и той же мелодии несколькими голосами или инструментами в одном или нескольких голосах время от времени возникает ответвление от основного напева. Эти отступления могут определяться особенностями технических возможностей голосов и инструментов, но также могут быть непосредственным проявлением музыкального творчества. Обычно реализация гетерофонии представляет собой сплав индивидуального творчества исполнителей и элементов, закреплённых традицией. К гетерофонии принадлежит, в частности, подголосочный тип многоголосия.
Голосовой аппарат - совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука
Головной резонатор – это только полости, расположенные выше небного свода в лицевой части головы, в области “маски”. Головной резонатор
- важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса.
Резонаторные ощущения в головном резонаторе являются сильнейшими возбудителями голосовой функции, следовательно, “попадание в резонатор”, т. е. ответ резонатора на верное формирование тембра гортани, ведет к облегчению процесса звукообразования.
Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Это единственные воздушные полости - трубки, которые имеются в грудной клетке. Трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим неизменный объем,

32 так как они могут растягиваться в длину при глубоком вдохе. Грудное резонирование получается сильным, когда голосовые связки работают по грудному типу своих вибраций. При фальцетной их работе грудной резонатор не отвечает, поскольку трахея способна ответить на хорошо выраженные низкие частоты, источником которых являются работающие голосовые связки.
Гортань (лат. larynx) - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат.
Диафрагма - мышца, разделяющая грудную часть тела от брюшной.
Диапазон голоса - это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель.
Звуковедение - это различные штрихи как в инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства.
Штрихи
(приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения: legato (легато), staccato (стаккато), non legato (нон легато).
Legato (легато) - означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато - основная форма пения.
Staccato (стаккато) - отрывистое пение. Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах.
Знак стаккато - точка над или под нотой. Главное отличие стаккато - цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются.
Non legato (нон легато) - промежуточный прием звуковедения. Non - отрицательная частица, то есть не плавно, не связно.
Интонация - (от латинского «интоно» - «громко произношу») - в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения. Это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности.
Канон - полифоническая форма, в которой мелодия образует контрапункт сама с собой. Оба голоса поют одну и ту же мелодию, но вступают в разное время. Второй голос всё время как бы запаздывает.
Календарные песни - песни разных жанров, объединенных в определенной хронологической последовательности в связи с трудом и праздниками древних земледельцев.
Лад - это организованная последовательность звуков вокруг тоники.
Мелодия - музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Виды мелодии
- кантиленная, речитативная.
Механизм дыхания - при вдохе диафрагма (грудобрюшная мышечная

33 перегородка) опускается, давит на внутренности брюшной полости, от чего живот как бы выпячивается вперед. Выдох регулируется брюшным прессом, помогающим «удерживать» дыхание, то есть сохранять на выдохе вдыхательное состояние. Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий “пучок” - “смычок”.
Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное
(диафрагмальное), ключичное дыхание - очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.
Метр (фр. metre, от др.-греч. (iexpov мерило, [надлежащая] мера) в музыке - мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм (например, периода). В элементарной теории музыки метром называют рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей.
Народное пение - естественное, открытое, с соединением регистров на каждом звуке диапазона, основанное на открытой, распевной и характерной речи.
Небылицы - разновидность прибауток, предназначенных для более позднего периода развития ребенка и вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений, чтобы укрепить у ребенка подлинное понимание соотношения вещей и явлений.
Певческая установка - образуется при позыве к зеванию. В этом положении мягкое небо поднимается, открывая путь в головной резонатор к высокой позиции звука. Это, как известно, придает голосу блеск и полетность.
Диафрагма опускается, раздвигая стенки брюшного пресса. При этом возникает ощущение давления (опоры) на живот, который заметно выпячивается вперед.
Полифония - одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на множестве мелодических голосов. Греческое слово «poli» - много, «phone» - звук, т.е. многоголосие.
Пауза - длящийся определённое время перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального произведения, а также нотный знак, обозначающий этот перерыв в звучании.
Пестушки - песенки и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка (начало узнавания близких, протягивание ручек, потягивание после пробуждения, начало самостоятельного передвижения), к купанию ребенка.
Потешки - песенки и припевки, напеваемые для забавы ребенка во время

34 несложных игр (игры с пальцами, ручками, ножками, покачиванием головки), кормления, одаривания игрушками, успокоения разбаловавшегося или плачущего ребенка, приготовления к гулянию.
Прибаутки - напеваемые для забавы ребенка песенки, не сопровождаемые игровыми действиями и имеющие главной целью умственное развитие ребенка.
Распев - несколько звуков исполняются на один слог.
Резонатор (певческий) - часть голосового аппарата, усиливающая звук.
Различают грудной и головной резонаторы.
Размер (такта) - изображается числом, в котором верхняя цифра указывает количество, а нижняя - длительность долей, составляющих такт.
Ритм (лат. Rhythmus; от др.-греч. рею «течь», струиться, растекаться и т.д.) в музыке - организация музыки во времени, чередование длинных и коротких длительностей.
Регистр - отрезок диапазона какого-либо инструмента или певческого голоса. Он характеризуется одним тембром.
Синкопа - смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.
Строй - важнейший элемент вокального звучания. Это чистота интонирования интервалов.
Такт - метрическая музыкальная единица, музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (сильными долями).
Тембр - окраска голоса.
Тональность - высотное положение лада.
Тоника - основной, главный тон лада, в мажорном и минорном ладу - первая ступень гаммы.
Трезвучие - аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Унисон - созвучие из двух или нескольких звуков одинаковой высоты, воспроизводимых разными голосами или инструментами.
Фольклор (народное творчество, народное искусство) - художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия
(предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

35
Фраза - относительно завершенная часть мелодии, темы. В учении о музыкальной форме построение, среднее между мотивом и предложением.
Обычно состоит из двух мотивов и образует половину предложения. Может быть и целостной структурой, не членящейся на мотивы.
Хор - певческий коллектив, состоящий из певцов (хористов), совместно исполняющий музыкальные произведения.
Цепное дыхание - вокально-хоровой прием, обеспечивающий непрерывное звучание хора (без пауз) в течение продолжительного времени.

36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИНАМИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Динамическая таблица педагогического наблюдения (индивидуальная)
Учебный год _____________________ Детское объединение ____________________________
Фамилия И. О. обучающегося .................................................................... группа № ......
Высокий уровень - 3 балла. Средний уровень - 2 балла. Минимальный уровень -
Месяц
Критерии оценки выполнения программных требований
Обучение
Развитие
Воспитание
В
ок
ал
ьн
о
-
и
сп
ол
н
и
тельск
и
е
н
ав
ы
к
и
Зн
ан
и
е о
сн
ов
н
ы
х
п
он
ят
и
й
, о
бр
ядо
в
О
со
зн
ан
н
ость
во
сп
ри
яти
я
ф
ол
ьк
л
ора
П
редмет
н
ы
е
зн
ан
и
я/н
ав
ы
к
и
М
ел
оди
ч
еск
и
й
,
л
адо
вы
й
, тем
бро
вы
й
сл
ух
М
етро
ри
тм
М
уз
ы
к
ал
ьн
ая
п
амя
ть
Выр
аз
и
тельн
ость
,
п
л
асти
к
а
В
н
и
ма
н
и
е,
вы
н
осл
и
во
сть
Са
мо
к
он
тр
ол
ь,
реф
л
ек
си
я
Н
ра
вств
ен
н
ы
е
уста
н
ов
к
и
О
тв
етст
вен
н
ость
,
са
мо
сто
ятельн
ость
П
оз
и
ти
вн
ость
отн
ош
ен
и
я
к
ок
ру
ж
аю
щ
и
м
К
ул
ьт
ура
М
О
,
п
ов
еден
и
я
И
н
тере
с,
ув
аж
ен
и
е
к
н
аро
дн
ой
к
ул
ьт
уре
П
ро
яв
л
ен
и
я
ху
до
ж
еств
ен
н
ого
вк
уса
К
омм
ун
и
к
ат
и
вн
ы
е
н
ав
ы
к
и
Со
тр
удн
и
ч
еств
о,
п
арт
н
ерств
о
Сц
ен
и
ч
еск
и
е н
ав
ы
к
и
и
сп
ол
н
и
теля
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:
1балл

37
В
ысо кий ур ов ень
-
3 балл а
С
ре дний уро вень

2 балл а
Ми нима льный уро вень
-
1 балл
Сводная д
инам
ич
ес
к
ая т
абл
ица п
едагогич
ес
кого наб
л
ю
дени
я
ФИО
уч аще гос я
исполнительские
навыки
Кри те ри и
интонационная
точность,
осознанность
интерес, уважение
к народной
культуре
партнерские
навыки
знание жанровых
особенностей
песенного
творчества
знание основных
народных обрядов,
праздников
свобода
движений
О
бщий ба л
(1
п
/г)
исполнительские
навыки
Кри те ри и
интонационная
точность,
осознанность
интерес, уважение
к народной
культуре
партнерские
навыки
знание жанровых
особенностей
песенного
творчества
знание основных
народных обрядов,
праздников
свобода
движений
О
бщий ба л
(г од)
1   2   3   4


написать администратору сайта