Главная страница

Концертный фольклорный ансамбль. Протокол Утверждаю Директор гбоу до цтр и мэо Радость


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеПротокол Утверждаю Директор гбоу до цтр и мэо Радость
Дата23.05.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКонцертный фольклорный ансамбль.pdf
ТипПротокол
#544574
страница3 из 4
1   2   3   4
Тема 3. Освоение аутентичной манеры русского народного
многоголосного пения.
Теория. Песенный фольклор русского Севера (Новгородской, Архангельской,
Санкт-Петербургской и Вологодской областей). Сочетание напева с тоническим стихом, своеобразие метроритмики северных песен. Характерные размеры для эпических и свадебных песен в данном регионе (11/4 и 9/4). Опора на уменьшённые интервалы, уменьшённую квинту и уменьшённую кварту. Преобладающий тип многоголосной песенно-хоровой фактуры (усложненная гетерофония с
«пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами»).
Композиционное строение песен данного региона, широкое использование развёрнутых однофразовых и двухфразовых структур. Двухрегистровое звучание вокальных ансамблей, октавное удвоение основной мелодии (в лёгком головном регистре) в верхнем либо среднем голосе.
Практика. Прослушивание образцов многоголосного аутентичного исполнения народных песен северных областей профессиональными коллективами и хорами. Анализ ансамблевой партитуры, разбор и разучивание текста партий в аутентичной манере. Отработка техники и выразительности ансамблевого исполнения духовных песнопений, былин, сказаний, хороводных, плясовых и лирических песен русского Севера.
Примерный репертуар:

«Что ты, улка»: хороводная Архангельской области;

«Как было по травоньке»: хороводная Архангельской области;

«Крепкий, чудный»: духовный кант;

«Радуйтеся, люди»: рождественское песнопение;

«Загануть бы семь загадок»: плясовая Архангельской области.
Тема 4. Работа над сценическим воплощением русского обряда.
Теория. Молодёжный фольклор, гуляния, посиделки, вечорки. Отображение

21 происходящего события жизни поселения в хороводных песнях. Особенности исполнения обрядовых песен с движением в ансамбле.
Практика. Изучение текстов обрядового и песенного материала. Составление сценария «Деревенские гулянья», распределение ролей. Отработка активного, выразительного, эмоционально-образного исполнения обрядовых действий.
Организация и проведение народного праздника. Анализ выступления, общая исполнительская рефлексия.
Тема 5. Работа над ансамблевым репертуаром. Концертная деятельность.
Теория. Схема подготовки концертного номера. Исполнительская и техническая стороны концертного выступления. Особенности подготовки конкурсных номеров. Принципы распределения зон ответственности за реквизит.
Лирические песни в концертном репертуаре. Особенности поэтики лирических песен: «пейзаж настроения», ступенчатое сужение образов, образно-поэтические параллелизмы (подобие природных явлений в жизни человека), эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологические обороты, символика, связанная с народными приметами.
Практика. Составление репертуарного плана. Отработка ансамблевого исполнения протяжённых распевов, словообрывов, огласовок. Отработка исполнения мелодии на цепном дыхании. Составление сценарных планов исполнения песенных произведений репертуара. Отработка техники и выразительности исполнения произведения репертуарного плана. Составление связок и переходов между номерами. Прогон концертной программы. Участие в концертах и конкурсах года разного уровня. Анализ выступления, исполнительская рефлексия.
Примерный репертуар:

«За рекой, за быстрою»: лирическая Рязанской области;

«Ты воспой, воспой жаворонушек»: лирическая Тверской области;

«Во тех-то лесах дремучих»: лирическая Московской области;

«Шёл мальчишка бережком»: лирическая Псковской области;

«Сидела Катюшенька»: лирическая Владимирской области.
6. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за год. Обзор достижений коллектива.
Организация самостоятельной работы в летний период.
Практика. Отчётный концерт. Анализ результатов выступления. Подбор репертуара на лето и на следующий учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
5 год обучения
1.
Вводное занятие.
Теория. Особенности репертуара, расписания выступлений учебного года.
План работы по разучиванию вокальных партий и подготовки концертных

22 выступлений.
Практика. Прослушивание, определение исполнительских данных обучающихся на начало учебного года. Обсуждение репертуарного плана, концертных и конкурсно-фестивальных выступлений.
Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (артикуляционным,
дикционным, ритмическим, интонационным).
Теория. Полифонический ансамбль в исполнении фольклорных образцов.
Диссонантные и консонантные созвучия; 4-унисонные и октавные каденции, семиступенные лады народной музыки; ладовая переменность; различные виды синкоп, пунктирные ритмы, соседство контрастных ритмических рисунков.
Вокализация текстов былин, духовных стихов в речитативно-декламационном стиле в ансамбле.
Практика. Отработка техники и интонационной точности ансамблевого пения мелодий широкого диапазона; со скачками на сексту, октаву, с распевами.
Упражнения на интонирование согласий, напевов в переменных ладах: параллельно-переменном; секундово-переменном: I (минор) - VII натуральная
(мажор); в ладу с кварто-квинтовой переменностью; с сочетанием разных видов переменности. Отработка техники и выразительности пения текстов былин, духовных стихов в речитативно-декламационном стиле.
Тема 3. Освоение аутентичной манеры русского народного
многоголосного пения.
Теория. Фольклор и аутентичные образцы песен юга России (Курская,
Воронежская, Орловская области). Особенности диалекта, говора. Строение линии мелодии. Силлабическое стихосложение, цезурированные ритмические периоды, опора на бесполутоновые и целотонные звукоряды. Пентатонные структуры
(полные и неполные) в бесполутоновых звукорядах. Целотонные звукоряды и настройка инструмента - кугиклы. Многоголосие в архаичных жанрах - диафония с бурдоном. Импровизация своей вокальной партии.
Практика. Прослушивание аудиоматериала многоголосного исполнения народных песен в исполнении профессиональных коллективов. Разбор строения линии мелодии, анализ вокальных партитур. Отработка особенностей диалектного говора. Исполнение фрагментов различных многоголосных партитур. Отработка вокальных трудностей, интонационного строя. Разбор и разучивание текстов, отработка техники и выразительности исполнения вокальных партий. Отработка исполнения элементов Курских хороводов, таночных песен. Выполнение импровизационных упражнений в рамках своей вокальной партии.
Примерный репертуар:

«И как грянул гром»: календарная Курской области;

«Что ни свет, да ни зорюшка»: календарная Курской области;

«Ой, заря ли, моя зорюшка»: свадебная Орловской области;

«Да ты, купчик, бел голубчик»: плясовая Курской области;

23

«Эх, да ты садик мой»: таночная Курской области.
Тема 4. Работа над сценическим воплощением русского обряда.
Теория.
Культура исполнения фольклорного материала.
Умение перевоплощаться.
Воссоздание образа при помощи самостоятельного интуитивного поиска необходимых приёмов актёрской выразительности (мимики, тембра, осанки, походки, позы, костюма, реквизита, элементов декораций).
Органичное взаимодействие между участниками ансамбля, способы невербального общения.
Практика. Составление сценария сборной фольклорной программы «Дороги мира». Подбор обрядового, песенного материала, изучение характерных особенностей обрядовых песен, распределение ролевых функций. Подготовка и репетиции к выступлениям. Отработка и закрепление навыков активного, выразительного, эмоционально-образного исполнения. Участие в ежегодных массовых мероприятиях, концертах для родителей и плановых концертах в школе, округе, городе, окружных и городских фестивалях и конкурсах. Анализ выступлений, самооценка, общая исполнительская рефлексия.
Тема 5. Работа над ансамблевым репертуаром. Концертная деятельность.
Теория. Технология создания концертных программ. Фестивали народной музыки, организация, подготовка, проведение. Песенный фольклор, традиции и культура Болгарии. Аутентичные ансамбли и коллективы - исполнители народных болгарских песен. Ансамблевые партитуры, схема разбора вокально- интонационных технических трудностей исполнения. Национальный образ, характер, жанровые особенности песен Болгарии. Этика и психология поведения во время выступлений. Способы развития артистических качеств. Техническое сопровождение концертной программы, эффекты, видеоряд.
Практика. Расширение репертуарного плана концертной программы года, введение произведений болгарского фольклора в репертуар. Прослушивание и просмотр видео- и аудиозаписей лучших образцов народных болгарских песен в исполнении аутентичных ансамблей и коллективов. Разучивание и отработка исполнения народных болгарских песен. Отработка ансамблевого подхвата после сольного запева. Работа над динамическими, ритмическими, мелодическими трудностями в песнях. Отработка традиционных танцевальных движений.
Отработка техники и выразительности исполнения репертуарных произведений.
Постановочная работа по созданию концертной программы, подбор и отработка связок номеров, переходов, светового и художественного оформления, обсуждение в группе результатов постановочной и исполнительской работы. Концертные и конкурсные выступления разного уровня в течение года. Обсуждение в группе результатов выступлений на публике, самоанализ и общая исполнительская рефлексия.
Примерный репертуар:

«Вечеряй радо»;

24

«Кавал свири»;

«Отдолу идэ».
6.
Итоговое занятие.
Теория. Анализ достижений коллектива, итоги обучения по программе, перспективы домашнего музицирования и продолжения ансамблевой деятельности в самодеятельных и профессиональных коллективах.
Практика. Отчётный концерт (показ). Анализ выступления, обсуждение в группе, общая исполнительская рефлексия.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля (аттестации) и способы определения результативности
освоения программы (Приложение 2).
Результативность освоения программы отслеживается в процессе наблюдения педагога за активностью обучающихся, а также в ходе контрольных занятий, зачётов, экзаменов, конкурсных прослушиваний, на открытых занятиях и концертных выступлениях, во время собеседования.
Виды контроля

Предварительный контроль(проверка уровня знаний и навыков обучающихся на начало учебного года: исходных - на начало обучения по программе или остаточных - на начало каждого последующего учебного года) проводится на первом занятии в виде прослушивания, показа.

Текущий контроль(отслеживание активности обучающихся в освоении программного материала) проводится на каждом занятии в процессе выполнения вокальных упражнений, исполнения песенных примеров и обрядовых фрагментов
(всем коллективом, по группам и индивидуально).

Промежуточный контроль(проверка знаний и навыков обучающихся в течение учебного года) проводится в виде прослушивания, показа на контрольных занятиях в конце каждого полугодия.

Итоговый контроль(заключительная проверка знаний, умений, навыков обучающихся) проводится в конце каждого учебного года в виде итогового прослушивания (показа), отчётного концерта.
Промежуточная аттестацияпроводится в конце каждого учебного года в форме экзамена (дифференцированного зачёта) с учётом участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, концертах и других мероприятиях года.
Итоговая аттестацияпроводится в конце пятого года обучения в форме экзамена (дифференцированного зачёта) с учётом участия обучающихся в конкурсах, концертах, мероприятиях за весь срок реализации программы.
Критерии оценки образовательных результатов
На итоговых занятиях умения и навыки обучающихся в ансамблевой исполнительской деятельности оцениваются по следующим критериям:
• вокально-исполнительские навыки: естественность, красота вокализации,

25 навыки правильного певческого дыхания, диапазон голоса;
• интонационная точность воспроизведения характерных для данной традиции певческих приёмов, передача особенностей диалекта региона, которому принадлежит фольклорный образец;
• мастерство в передаче художественного (музыкального) образа, вовлечение, установление контакта со зрителем;
• партнёрские навыки участников ансамбля, взаимодействие, сотворчество в процессе исполнения, внимание и чуткость к музыкальным партиям других исполнителей;
• знание жанровых особенностей и конкретных образцов художественного народного творчества славянских народов, содержания и символики обрядовых традиций;
• навыки владения традиционными элементарными музыкальными инструментами и другими атрибутами народного творчества;
• владение сценическим пространством, пластичность и координация движений.
Система контроля основана на следующих принципах:

объективность - адекватно установленные критерии оценивания; одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся;

систематичность - проведение контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию;

наглядность, гласность - проведение контроля всех обучаемых по одним критериям; представление и поощрение творческих достижений всего коллектива.
Способы фиксации учебных результатов программы:
• запись в журнале учёта работы объединения (грамота, диплом, благодарность);
• отметка в листе педагогического наблюдения;
• видеозаписи занятий, репетиций, выступлений разного уровня.
Формы
публичной
презентации
образовательных
результатов
программы:
• прослушивание, показ;
• генеральная репетиция;
• народный праздник, обрядовое действие;
• концертное выступление;
• конкурсное, фестивальное выступление;
• публикация видеоматериалов выступлений, видеопрезентации работы объединения на сайте образовательной организации и в других открытых информационных системах.
Работа обучающихся оценивается

26
по комплексной уровневой шкале освоения программы
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы
Уровень
Критерии
Высокий уровень
освоения программы
(оценка в баллах - 5)
Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. За период освоения программы года разучивает и готовит к публичному выступлению не менее 4 произведений; на итоговом прослушивании показывает отличное знание теоретического материала и владение ансамблевыми исполнительскими навыками.
Деятельность учащегося отличается ярким проявлением инициативы и креативного мышления при проведении репетиционного процесса, в поиске художественных нюансов исполнения произведения, аутентичных материалов для нового репертуара, восстановления традиционного обряда.
Средний уровень
освоения программы
(оценка в баллах - 4)
Грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном). За период освоения программы года готовит к выступлению не менее трех произведений, на итоговом прослушивании показывает хорошие знания теоретического материала и владение ансамблевыми исполнительскими навыками. Деятельность учащегося отличается достаточной активностью стабильностью, ответственностью и старательностью. Быстро включается в творческую работу по предложению инициатора, способен развивать предложенные партнерами творческие идеи.
Минимальный уровень
освоения программы
(оценка в баллах - 3)
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: невыразительный образ, слабая вокально-техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, т.е. комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий в сочетании с небольшими природными вокально-творческими данными.
Учащийся проявляет интерес к учебно-творческой деятельности, но продуктивность его работы низкая. За период освоения программы года готовит к выступлению не более 2 произведений, на итоговом прослушивании показывает неуверенное знание теоретического материала, начальные навыки исполнительской деятельности в составе ансамбля.

27
Материально-техническое и информационное обеспечение программ

Помещение: учебный кабинет площадью 2 м
2
на обучающегося в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14.
Название темы
Название и форма методического материала
Вводное занятие
1. Аудио- и видеозаписи выступлений фольклорных ансамблей, исполняющих песенные образцы фольклора (CD, USB-флеш- накопитель).
Работа над
ансамблевым
звучанием
1. «Механизм формирования звука» (плакат, презентация).
2. Ритмические карточки (наглядные пособия). Карточки со скороговорками (наглядные пособия).
Освоение аутентичной
манеры русского
народного
многоголосного пения
1. «Русский язык в диалектах и говорах разных регионов страны»
(презентация, USB-флеш-накопитель).
2. Подборка аудио- и видеозаписей выступлений фольклорных ансамблей, исполняющих песенные образцы разных областей России в аутентичной манере (CD, USB-флеш-накопитель). .
3.«Русская свадьба» видеофильм (CD, USB-флеш-накопитель).
4. Аудио- и видеозаписи выступлений фольклорных ансамблей, исполняющих песенные образцы в аутентичной манере (CD, USB- флеш-накопитель).
Работа над
ансамблевым
репертуаром.
Концертная
деятельность
1. «Создание характерного образа персонажа народного обрядового действия» (презентация, подборка видеоматериалов).
2. «Средства выразительности в исполнении народных песен»
(схема, презентация).
3. «Сценическое пространство» (схема, презентация)
4. Аудио- и видеозаписи концертных и конкурсных выступлений профессиональных фольклорных ансамблей (CD, USB-флеш- накопитель).
1   2   3   4


написать администратору сайта