Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3. Освоение аутентичной манеры русского народного многоголосного пения. Теория.

  • Тема 4. Работа над сценическим воплощением русского обряда. Теория.

  • Тема 5. Работа над ансамблевым репертуаром. Концертная деятельность. Теория.

  • 6. Итоговое занятие. Теория.

  • Практика.

  • 2 год обучения

  • Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (интонационный, ритмический, артикуляционный, дикционный ансамбль). Теория.

  • Тема 4. Работа над сценическим воплощением русских обрядов. Теория.

  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА 3 год обучения

  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА 4 год обучения

  • Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (артикуляционным, дикционным, ритмическим, интонационным). Теория.

  • Концертный фольклорный ансамбль. Протокол Утверждаю Директор гбоу до цтр и мэо Радость


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПротокол Утверждаю Директор гбоу до цтр и мэо Радость
    Дата23.05.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКонцертный фольклорный ансамбль.pdf
    ТипПротокол
    #544574
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (интонационный,
    ритмический, артикуляционный, дикционный ансамбль).
    Теория. Взаимодействие вокальных партий в ансамблевом звучании.
    Создание общего музыкально-исполнительского образа в ансамблевом исполнительстве.
    Темп как средство музыкальной выразительности.
    Распространённые виды ритмических рисунков. Переменные и смешанные размеры.
    Практика. Исполнение в ансамбле вокальных упражнений на развитие навыков чистоты интонирования, умения держать строй во время исполнения своей вокальной партии. Отработка навыков двухголосного ансамблевого пения: пение трезвучия и его обращений. Отработка ансамблевых упражнений, содержащих интонационные, ритмические и темповые трудности.
    Тема 3. Освоение аутентичной манеры русского народного
    многоголосного пения.
    Теория. Фольклор и аутентичные образцы песен Белгородской области.
    Определение жанра песен. Разбор диалектных особенностей, звукоизвлечения, соотношения вокальных партий. Местные словосочетания и особенности говора.
    «Акание», отсутствие фонемы /ф/, замена наиболее близким звуком [х] или сочетанием [хв] (тухли, хвартук, Хведор). Пунктирные и синкопированные ритмы.
    Переменный и смешанный размеры песенного материала. Использование широких интервалов в мелодии. Творчество фольклорного ансамбля Белгородской области
    «Воля».
    Практика. Прослушивание аудиозаписей исполнения народных песен
    Белгородской области с полифоническим типом многоголосия в исполнении фольклорного ансамбля Белгородской области «Воля». Изучение местных особенностей говора. Чтение песенных текстов, пословиц, поговорок, сказок в местной манере говора. Отработка техники и выразительности в аутентичной манере исполнения песен Белгородской области с использованием распевов в мелодии, пунктирного и синкопированного ритма. Отработка исполнения элементов «пересека» в песнях с движением.
    Примерный репертуар:

    «Амы просо сеяли»: календарная Белгородской области;

    «Вот воскликнули лебеди»: лирическая Белгородской области;

    14

    «У наших ворот»: карагодная Белгородской области;

    «Вдоль по улице»: плясовая Белгородской области;

    «Щедривка»: календарная Белгородской области;

    «Как у нашей Дуняши головка заболела»: плясовая Белгородской области.
    Тема 4. Работа над сценическим воплощением русского обряда.
    Теория. Смысловое значение русской обрядовости. Народные игры. Этапы постановки обрядового действа «Широкая Масленица». Схема составления сценарного плана, принципы распределения ролей. Приёмы работы над сценическим образом обрядового персонажа с помощью речевой и музыкальной интонации, темпа речи и пения, мимики, осанки, походки или позы. Костюм, грим, прическа и элементы реквизита.
    Практика. Разбор текстового и музыкального материала обряда «Широкая
    Масленица». Разучивание народных игр. Составление сценария, постановка обрядового действа «Широкая Масленица». Подбор реквизита и обрядовых атрибутов. Отработка техники исполнения, выразительности и достоверности обрядового действия. Подготовка и проведение народного праздника. Обсуждение результатов выступления в группе.
    Тема 5. Работа над ансамблевым репертуаром. Концертная деятельность.
    Теория. Календарные песни как условный круг (цикл) песен разных жанров.
    Хронологическая последовательность. Чередование трудовых будней и праздников. Календарные песни. Игровые песни. Частушки. Жанры юношеского фольклора: молодёжные народные игры, Происхождение праздника Масленица
    (традиции, обычаи, символика праздника). Принципы отбора репертуара.
    Сценарий мероприятия. Этапы подготовки. Зрелищность сценического выступления на публике.
    Практика. Педагогический показ, прослушивание в аудиозаписи планируемых к изучению фольклорных жанров: календарных, игровых, частушек, юношеского фольклора, плясовых песен. Разбор и разучивание произведений репертуарного плана года. Отработка техники и выразительности исполнения репертуарных произведений. Отработка сценичности концертных номеров.
    Участие в ежегодных массовых мероприятиях, концертах, фестивалях, конкурсах разного уровня. Анализ выступлений, обсуждение в группе.
    Примерный репертуар:

    «Ой, масленая недалечка»: календарная Белгородской области;

    «Как на масляной неделе»: календарная Белгородской области;

    «Едет Масленица дорогая»: календарная Белгородской области;

    «Масленая полизуха»: календарная Московской области;

    «Как по улице Варваринской»: плясовая Московской области.
    6. Итоговое занятие.
    Теория.
    Повторение изученных терминов и понятий.
    Основы

    15 самостоятельной работы; повторение песенного материала на летних каникулах.
    Обзор достижений обучающихся за год.
    Практика. Отчётный концерт. Анализ результатов с обсуждением в группе.
    Подбор репертуара на лето и на следующий учебный год.
    СОДЕРЖАНИЕ
    УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
    2 год обучения
    1. Вводное занятие.
    Теория. Обзор программного материала. Уточнение репертуара на первое полугодие. Повторение известных терминов и понятий (Приложение 1).
    Практика. Определение исходных знаний и навыков обучающихся на начало года (прослушивание). Анализ результатов самостоятельной работы.
    Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (интонационный,
    ритмический, артикуляционный, дикционный ансамбль).
    Теория. Значение текста в народной песне. Образное содержание и символика песни, их отражение в ансамблевом исполнении. Фразировка в песенном материале. Артикуляция в ансамблевом исполнительстве. Способы достижения единства произношения в ансамбле. Звуковедение и певческое дыхание в групповой работе над фольклорным произведением. Многоголосие в исполнении народных песен. Анализ вокальной партитуры. Виды полифонии (подголосочная, имитационная, разнотемная, контрастная).
    Практика. Отработка мягкой атаки звука, единой манеры пения в ансамбле, унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, цепного дыхания,
    «грудного», «головного» и «смешанного» резонирования, открытого грудного резонирования в высокой певческой позиции, свободного, естественного пения, поступенного движения вверх и вниз, скачкообразного пения на различные интервалы вверх и вниз. Отработка исполнительских приёмов: скольжение,
    «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание слова на добавочные гласные (огласовки), повторы слогов, разрыв слов, вставные междометия.
    Тема 3. Освоение аутентичной манеры русского народного
    многоголосного пения.
    Теория. Фольклор и аутентичные образцы песен центральных областей
    России (Владимирская, Московская, Ивановская). Определение жанра песен.
    Разбор диалектных особенностей, звукоизвлечения, соотношения вокальных партий. Местные словосочетания и особенности говора. Характерные черты диалекта центральных областей: «оканье», яркое «О» (со, моя, ко, от, рожок, скотинку, порою, погонимся, она, молодой, про); «аканье», «а» вместо «о» (адно, ва, харашо, малодой, вадою, молодасть, памалюся, моладец); «иканье», «и» вместо
    «е» (вичерочек, дальнию, висилит, ни велит, зилином, типерь, Сирёжа, бирежок).
    Особенности произнесения окончаний: а) замена в прилагательных родительного

    16 падежа - ого (ово) на - ыва ((молодчика) молоденького - молоденькыва); б) замена гласных «о», «ы», «и», «у» на «а» в окончаниях прилагательных именительного падежа (крутой (бирежок) - крутый (ай), военный - военай; счастливый - счастливай).
    Практика. Прослушивание аудиозаписей исполнения народных песен с полифоническим типом многоголосия.
    Знакомство с творчеством
    Государственного вокально-хореографического ансамбля им. М. Фирсова «Русь».
    Изучение местных особенностей говора. Чтение песенных текстов, пословиц, поговорок, сказок в местной манере говора. Разбор и разучивание фольклорных образцов в аутентичной манере исполнения. Разбор и разучивание партий.
    Отработка интонационных трудностей исполнения вокальных партий.
    Примерный перечень аутентичных произведений:

    «Ой, кулики, жавороночки»: календарная Владимирской области;

    «Жавороночки, прилетите»: календарная Владимирской области;

    «Жавороночки на соломычке»: календарная Ивановской области;

    «Ау, ау, аукаем»: календарная Нижегородской области;

    «Эх, верба, верба»: плясовая Владимирской области;

    «Соловей мой, соловей»: протяжная Тульской области;

    «Травушка-муравушка»: хороводная Московской области;

    «На горе-то калина»: плясовая Московской области;

    «Не ходи ты, бел-кудрявый»: плясовая Тульской области.
    Тема 4. Работа над сценическим воплощением русских обрядов.
    Теория. История праздника «Красная горка», обрядовые действия. План сценария «Красная горка», ролевые особенности персонажей. Традиции и обычаи народного праздника «Встреча Весны». Народные игры «Селезень», «Петухи и курицы». Изготовление атрибутики обряда, птичек «Кулики».
    Практика. Разбор текстового и музыкального материала, постановка сценических действий праздника «Красная горка». Изучение песенного материала.
    Работа над ролью (создание характерного народного образа). Подбор атрибутики и реквизита. Отработка танцевальных элементов бытовых танцев. Отработка техники и выразительности общего исполнения обрядового действия. Участие в организации и проведении народного праздника, выступление в праздничных программах разного уровня. Обсуждение результатов выступления в группе.
    Тема 5. Работа над ансамблевым репертуаром. Концертная деятельность.
    Теория. Принципы составления концертной мини-программы, подбора произведений, составления сценарного плана исполнения произведения.
    Смысловые связки, переходы. Средства выразительности ансамблевого исполнения фольклорных произведений. Принципы распределения зон ответственности между участниками ансамбля. Расширение репертуара коллектива: весенний календарный цикл; молодёжные гуляния в старину; песенный материал, народные игры, прибаутки, частушки, поговорки; бытовые

    17 танцы. Особенности подготовки конкурсных произведений.
    Практика. Формирование репертуарного плана года. Разбор и разучивание песен весеннего цикла. Составление сценарных планов исполнения произведений.
    Отработка выразительного, эмоционально-образного ансамблевого исполнения репертуарных произведений. Участие в ежегодных массовых мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах различного уровня. Анализ выступлений, обсуждение в группе.
    Примерный репертуар:

    «Горы Воробьёвские»: протяжная Смоленской области;

    «Ты запой-ка в саду, соловейка»: лирическая Смоленской области;

    «Как приехал миленький»: лирическая Калужской области;

    «Калина-малина»: лирическая Брянской области;

    «И как пошли девки»: хороводная Владимирской области;

    «Как у нас-то по утру»: шуточная Владимирской области;

    «Из-за лесику»: лирическая Владимирской области.
    6. Итоговое занятие.
    Теория. Повторение изученных терминов и понятий. Обзор достижений обучающихся за год. Самостоятельная работа на летних каникулах.
    Практика. Отчётный концерт. Анализ выступления, обсуждение. Викторина.
    Подбор репертуара на лето и на следующий учебный год.
    СОДЕРЖАНИЕ
    УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
    3 год обучения
    1. Вводное занятие.
    Теория. Обзор программного материала. План работы на учебный год.
    Повторение ранее пройденных терминов и понятий.
    Практика. Прослушивание (определение остаточных знаний и навыков учащихся), оценка результатов летней самостоятельной работы.
    Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (интонационный,
    ритмический, артикуляционный, дикционный ансамбль).
    Теория. Выразительные возможности штрихов, певческих приёмов при ансамблевом исполнении материала музыкального фольклора. Фразировка произведения, кантиленное звучание, самоконтроль певческого дыхания в ансамблевом исполнительстве.
    Практика. Вокальные упражнения на синхронность штрихов и акцентов в ансамблевом исполнении. Фразировка произведения, отработка кантиленного звучания, отработка умения самостоятельного распределения моментов взятия дыхания в ансамблевом пении с учётом строения музыкальных фраз. Выполнение интонационных упражнений на одном дыхании в объёме октавы. Отработка навыков единого звукоизвлечения: мягкой атаки звука, манеры пения в ансамбле,

    18 унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, цепного дыхания,
    «грудного», «головного» и «смешанного» резонирования.
    Тема 3. Освоение аутентичной манеры русского народного
    многоголосного пения.
    Теория. Северно-русский диалект в песенном фольклоре (районы Урала и
    Сибири). Жанровый состав, особенности строения музыкально-поэтического языка, формы бытования и характерные исполнительские приёмы. Специфика календарных обрядов. Обзор жанрового песенного репертуара: лирических песен, свадебных плачей невесты. Этапы свадебного обряда, девичника. Передача характера, образа, атмосферы, колорита песенного материала.
    Практика. Прослушивание аудиозаписей многоголосного исполнения народных песен в аутентичном исполнении профессиональных и любительских ансамблей. Освоение техники выразительных средств песен Урала и Сибири.
    Освоение особенностей говора и песенной манеры в процессе упражнений, разучивания и отработки исполнения элементов сибирских песен разных жанров.
    Разучивание образцов уральского и сибирского семейно-обрядового фольклора.
    Отработка техники и выразительности вокального ансамблевого исполнения образцов фольклора Сибири в аутентичной манере.
    Примерный перечень произведений:

    «Вечерок то вечерается»: лирическая Алтайского края;

    «Ой, ты орлик»: лирическая Алтайского края;

    «У горы стоит озеро воды»: хороводная Кемеровской области;

    «Во садочке зелёном»: игровая Кемеровской области;

    «При девичьем было вечере»: свадебная село Черемшанка Алтайского края.
    Тема 4. Работа над сценическим воплощением русского обряда.
    Теория. Календарная обрядовость. Особенности обрядов зимнего, весеннего, летнего, осеннего цикла. Отражение жизни людей в обрядах, текстовом содержании обрядовых песен. Эмоционально-интонационные особенности исполнения разных видов обрядовых песен. Правила работы с информационными источниками, фольклорными материалами. Схема составления сценарного плана, плана постановочной работы над обрядовым действием.
    Практика. Составление сценария фольклорного действия «Круг жизни».
    Разбор и разучивание текстовых обрядовых и песенных материалов. Отработка ролей и постановочных обрядов действия, отработка техники и выразительности исполнения песенного материала. Отработка общего исполнения обрядового действия. Организация и проведение народного праздника, обсуждение результатов выступления в группе.
    Тема 5. Работа над ансамблевым репертуаром. Концертная деятельность.
    Теория. Жанровое разнообразие песенного репертуара. Этиология песен различных жанров. Обряды и праздники годичного цикла: «Жатва», «Деревенские

    19 посиделки», Рождество Христово, «Закликание весны», Троица, Иван Купала.
    Репертуарный план, принципы его составления и коррекции. Порядок работы над репертуаром, планирование концертной и конкурсной деятельности. Сценичность концертного номера, способы достижения зрелищности, выразительности номера.
    Сценическое движение, партнёрская работа на сцене.
    Практика. Сравнительный анализ жанровых особенностей песенного фольклора. Отбор репертуарных произведений года. Составление сценарного плана исполнения произведений песенного фольклора. Подбор атрибутов и средств выразительности, соответствующих жанру исполняемых произведений.
    Отработка техники и выразительности исполнения в ансамбле произведений репертуарного плана. Отработка сценичности концертных номеров. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях разного уровня. Анализ выступления, исполнительская рефлексия.
    Примерный репертуар:

    «Ранняя заря рана зашла»: лирическая Смоленской области;

    «Уж, вы девушки, поиграйте»: плясовая Самарской области;

    «Зелёная вишенка алого цвету»: лирическая Кировской области;

    «Широка, эх, та дорожунька»: лирическая Рязанской области;

    «Ты река ли, наша реченька»: лирическая Ульяновской области;

    «Гуляла я, млада, в садочке»: лирическая Владимирской области.
    6. Итоговое занятие.
    Теория. Повторение изученных терминов и понятий. Обзор достижений обучающихся. Подведение итогов обучения за год.
    Практика. Отчётный концерт (показ). Анализ выступления, обсуждение в группе, общая рефлексия. Планирование летней работы и следующего учебного года.
    СОДЕРЖАНИЕ
    УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
    4 год обучения
    1. Вводное занятие.
    Теория. Правила поведения и взаимодействия в коллективе, на занятиях; техника безопасности. Обзор программного материала, плана работы, расписания выступлений и гастрольных поездок учебного года. Особенности организации самостоятельной работы по разучиванию вокальных партий и подготовке к концертным выступлениям.
    Практика. Прослушивание, определение исполнительских данных обучающихся на начало учебного года. Подбор произведений для разучивания.
    Тема 2. Работа над ансамблевым звучанием (артикуляционным,
    дикционным, ритмическим, интонационным).
    Теория. Виды многоголосия: «ленточное», гетерофонное, гармоническое.

    20
    Технология анализа многоголосной партитуры. Интонационный, ритмический, артикуляционный, дикционный ансамбль. Метроритмические навыки. Сложные ритмические рисунки: разные виды синкоп, триолей, фермат. Изменения темпа, сложные размеры, характерные для городских и современных песен. Лады народной музыки.
    Практика. Исполнение в ансамбле интонационно-ритмических упражнений.
    Пение в диатонических ладах народной музыки: дорийском (минор с VT|), фригийском (минор с Щ), лидийском (мажор с IV|), миксолидийском (мажор с
    УЩ). Исполнение в ансамбле обиходного звукоряда, элементов хроматики; глиссандирующих спадов и подъемов; огласовок и словообрывов в лирических протяжных песнях, повышение тесситуры на протяжении одного причитания.
    Исполнение фольклорных образцов в гармоническом миноре с движением по аккордовым звукам (в городских, современных песнях и страданиях); с унисонными и октавными каденциями; с различными видами многоголосия.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта