Протокол 1 Зав кафедрой психотерапии и психологического консультирования К. пс н. Фомичева Н. С
Скачать 218 Kb.
|
Тема 1. Диагностические возможности арттерапии. Диагностические возможности рисунка. Техника «автопортрет»; Метафорических портрет и его связь с базовыми правами личности «растение, посуда, оружие, подарок»; Техника «триптих: такой я есть, таким меня видят другие, таким я хочу быть». Признаки «эндогенного рисунка». ЛИТЕРАТУРА: Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, - Минск, 1997. Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси, 1979 Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. Тбилиси, 1975. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии») Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку \\Психология и психопрофилактика детского возраста. М., 1929 Тема 2. Психотерапевтические возможности арттерапии в индивидуальном и групповом режиме. Психотерапевтическая работа с межличностными проблемами, психосоматическими проблемами, кризисными состояниями и другими клиентскими запросами с помощью техник арттерапии. Техники написания писем (другу, врагу, терапевту, болезни, своей отвергаемой части и др); Свободное (ассоциативное) рисование на темы «мама», «сила», «детство», «боль», «я и моя болезнь», «хочу», «не хочу»; Ресурсные техники арттерапии «убежище»; Работа с чувствами в арттерапии. Рисование чувств «радость», «тревога», «страх», «отчаяние», «возбуждение»; техника работы с кризисным состоянием «Путь», «мое прошлое, настоящее, будущее». и др. ЛИТЕРАТУРА: Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, - Минск, 1997. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии») Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с. Тема 3. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме. Групповые техники в арттерапии. «Рисунок по кругу»; Общий рисунок на заданную или свободную тему; «Диалог»; «Общий портрет одного участника»; Рисунок на тему «такой в группе», «моя группа», «групповая мечта или фантазия». Групповой рисунок «человек», «портрет группы», «дух группы, «мир в котором я живу»; рисование стихов, музыки и пр. Литература: Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, - Минск, 1997. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии») Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с. Тема 4. Работа с глиной и пластилином в арттерапии. Специфика работы с глиной в арттерапии. Групповая техника – «Моя группа»; Лепка своего состояния, своего внутреннего мира; лепка своей проблемы, болезни, чувств. Пластилиновый диалог. ЛИТЕРАТУРА: Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001 Тема 5. Арттерапия в работе с глубинным бессознательным Техники «ведомого рисования»; Техника «Каракули Винникотта»; Психотерапевтическое составление мандал (из песка, крупы, рисование мандал и т.д.) Техники работы со снами, фантазиями, ассоциациями. ЛИТЕРАТУРА: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 80 с. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии») Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001 Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000. Проективная психология /Пер.с англ. – М.: Апрель Пресс, 2000 Тема 6. Работа с масками и гримом в арттерапии. Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками. Маска как способ работы с «персоной» и «тенью» (К.Юнг). Возможности сочетания маскотерапии с драматической импровизацией и музыкотерапией. Техники и приемы создания терапевтической маски. Методы парадоксальной терапии в работе с маской. Комплексные методы лечения душевнобольных с помощью маскотерапии (Г.Назлоян). Работа с гримом: парное и индивидуальное гримирование, «фантазийный грим», ресурсное гримирование, «маска страха» и др. Влияние грима на психическое состояние человека. Психотерапевтические возможности работы с гримом. ЛИТЕРАТУРА: Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001 Тема 7. Музыкотерапия. Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов). Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии. Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике. «Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором. «Лечебная музыка», работа с голосом (вокалотерапия). Практическое использование музыкотерапии в индивидуальной и групповой работе. ЛИТЕРАТУРА: Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.- 1969. - Т. 49 - С. 115-123. Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979 Брусиловский Л. С. Использование музыки при групповом аутотренинге в комплексном восстановительном лечении психических больных // Труды Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-та. - 1975. - Т. 76.- С. 97-101. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. - Казань, 1888. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; 2004. Шушарджан С. В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. - СПб.. 1995. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки. Вопросы современной психоневрологии. Т.3, Л. Тема 8. Библиотерапия. Библиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента. Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис). Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов). Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.). Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию). Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй. Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.) ЛИТЕРАТУРА: Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. – Изд-во ФАИР, 2007. – 560 с. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977; Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: «Ось – 89», 2002. Тюшина Е.И. Лечение книгой, или Библиотерапия // Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв. ред. О.Е. Блынская. - Кемерово, 2003. - Вып. 3 (41). Тема 9. Драматерапия. Драматерапия – театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. История, основные принципы и техники драматерапии. Базовые принципы, особенности, виды, области применения драматерапии. Психотерапевтические возможности драматерапии: осознавание поведенческих и телесных паттернов, расширение репертуара собственных возможностей, развитие импровизационности, «режиссура» собственной жизни. Развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной). Драма снов, фантазий, страхов. Сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.). ЛИТЕРАТУРА: М. Андерсен – Уоррен, Р.Грейнджер. Драма–терапия. Изд-во «Питер», (серия практикум по психотерапии), 2001. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыраженияы. – М.: Ось – 89, 2002 Митчелл Стивен, Науменко, Стив М.. Драматерапия. Практические исследования. Изд-во «Эксмо-пресс», 2002. Тема 10. Куклотерапия История, основные принципы и техники куклотерапии. Психотерапевтические возможности работы с различными куклами (марионетки, мягкие куклы, пальчиковые куклы). Сочетание кукллотерапии с библиотерапией, драматерапией, музыкотерапией. Технологии изготовления кукол, «оживления», сочинения сказки, постановка спектакля куклами. Метафорическая работа с марионеткой (этапы работы, диагностические возможности работы с куклами – марионетками, стратегии работы, механизмы психотерапевтического воздействия). Куклотерапия как способ коррекции эмоциональной сферы. Специфика психотерапевтической работы с куклами с детьми и взрослыми. ЛИТЕРАТУРА: Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983 Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с. III МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ и ЛИТЕРАТУРЫ Специфика изучения дисциплин по различным видам психотерапии, в том числе арттерапии, заключается в том, что многие техники возможно освоить только лишь «пропустив» их через себя. Психологу будет достаточно сложно работать с клиентом в режиме арттерапии, если он не знает на собственном опыте какие реакции, чувства, побочные эффекты возникают при выполнении той или иной техники и работе с тем или иным материалом. Поэтому студентам-психологам, изучающим курс арттерапии, предлагается на практических занятиях на собственном опыте прочувствовать каждое из изучаемых техник и направлений арттерапии. Большую часть арртерапевтических направлений и техник не возможно выполнить в рамках практических занятий в ВУЗе в силу временного ограничения, поэтому студентам рекомендуется для углубленного изучения курса в домашних условиях выполнять все техники, которые обсуждаются на занятиях, с дальнейшим их анализом и проработкой проблемных областей в индивидуальном режиме или в микрогруппах. При анализе рисунков важно обращать внимание на техническую сторону выполнения рисунков, изготовления масок, коллажей и др.; эмоции, возникающие в процессе выполнения той или иной техники, эмоции, глядя на уже готовый собственный продукт творчества, цветовое предпочтения и многое другое. Анализ рисунка и большей части арттерапевтических техник включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому, при анализе рисунка важно расспросить (клиента или участника группы), какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т.д. Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражают красный цвет, отмечают как любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, так и агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации. При интерпретации символики цвета учитывают также и культурно-исторический аспект. Так, красный цвет связан в сознании людей с цветом революции. Красный цвет по Люшеру – выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это – воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике. Красный цвет соответствует экстравертированному типу личности, возбуждающе действует на нервную систему. Синий и голубой цвет символизирует одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цыет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Синий и голубой цвет – это интровертированные цвета, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир. Он успокаивающе действует на нервную систему. В спектре символических значений синего цвета, с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а с другой – полюс безумного иррационального начала, отолрванность от реальной жизни. Такие выражения как «воздушные замки», «голубые мечты», «голубые дали». Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для полоролевой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают голубой ленточкой, а одеяло девочки - красной или розовой. У Люшера синий цвет означает спокойствие и умиротворенность чувств, чувствительность и ранимость. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Желтый – это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. Производит впечатление легкости и радости, выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большего счастья во всех его бесчисленных формах - от секса до каких-то философских и религиозных воззрений. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы. По Люшеру желтый цвет выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорят о надежде или ожидании большого счасть., направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. С другой стороны желтый цвет выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Оранжевый цвет образуется при соединении желтого и красного цвета. Соответственно, в нем нашло воплощение сочетание психологических особенностей этих цветов. Оранжевый цвет характеризует зрелость личности. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах. Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Витальная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все цвета. Этот цвет связана со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый цвет - цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время - мягкого блеска заходящего солнца. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. Бодрость, жизнерадостность, энергичность, активность, самодостаточность, радость, мудрость. |