Главная страница
Навигация по странице:

  • Фиолетовый цвет

  • Коричневый цвет

  • VII. Литература Основная литература

  • Протокол 1 Зав кафедрой психотерапии и психологического консультирования К. пс н. Фомичева Н. С


    Скачать 218 Kb.
    НазваниеПротокол 1 Зав кафедрой психотерапии и психологического консультирования К. пс н. Фомичева Н. С
    Дата02.04.2022
    Размер218 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаart-therapy.doc
    ТипПротокол
    #436481
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Зеленый цвет символизирует с одной стороны витальное начало, рост и надежду. Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная жизнь связана с Воскресением, с весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека и ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли, символизирует создание ситуаций,

    С другой стороны напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, власти над событиями и возможностью ими управлять. Это "зеленое" поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.
    Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения - все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.

    По Люшеру зеленый – это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

    Фиолетовый цвет – это самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающие и сдерживающие компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. С другой стороны он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.

    У Люшера – фиолетовый цвет предпочитают лица эмоционально незрелые, подростки, а также беременные женщины, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. В этом цвете выражается неустойчивость, связанной с сексуальной ориентированностью.

    Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Один из самых амбивалентных цветов. На одном полюсе выделяют такие символические значения, как материнство, плодородие, земля, а на другом – грязь, ной, кал. Этот цвет воплощает внутренний мир ощущений – в отличие от, например, фиолетового цвета, характеризующегося уходом в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, характеризующиеся уходом в бездействие.

    Это чисто земной цвет - тут и шкуры животных, кал, почва, кора деревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоре­нением повседневности.

    У Люшера коричневый цвет символизирует чувственную основу ощущений. Часто люди выбирают коричневый цвет при физическом дискомфорте или болезни.

    Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу и снятие препятствий. Его фундаментальное качество - равенство, т.к. он заключает в себе все цвета, они в белом равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). В мифологии белый цвет часто используется в Африке - его носили жрецы, т.к. он оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Принесение в жертву белого животного - это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса - человека).

    Белый парик судьи - символ справедливости. «Белый рыцарь» - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. В большом количестве затухание эмоций, стерильность.

    Черный цвет существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Черный всегда скрывает в себе все, что несет. Он связан с любопытством, притягивает к себе, пугает (страх из-за загадочности). Черный цвет всегда бросает вызов, требуя от человека попытки освободить свою сущность. Иными словами, человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. В мифологии черный широко используется в Африке. Он связан с сезоном дождей (цвет деревьев и воды), обозначает чувство неизвестности, загадочности, трудолюбия. Приношение черного животного - вызов дождя. Черные отметины на теле - болезнь.

    Черный - абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь. Часто черный цвет ассоцииру­ется с пустотой и горем, сексуальностью Черной Девы.

    Нередко в мифах черный цвет сопоставлен с опасной, инфернальной сти­хией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени, с мисти­ческим влечением к женскому лону. Любой материалист нам скажет, что именно черный уголь и черная нефть дают всю палитру радующих глаз цветов. Черный сохранил все цвета живущих когда-то цветков.

    У Люшера черный цвет – это цвет «нет» за которым ничего нет. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие. Он говори то протесте против существующего положения вещей, о готовности действовать опрометчиво и безрассудно.
    ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИСУНКА и других арттерапевтических техник в работе со студентами – психологами.

    1. Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой

    2. Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией.

    1. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами.

    2. "Триптих" (Я - какой есть, Я - глазами других, Я - каким хочу быть, или другие варианты). Лист А4, пастель или цветные карандаши. Получение обратной связи от группы. Групповая динамика.

    3. Портреты и автопортреты (пастель, лист А4). Знакомство, снятие напряжения, паттерны поведения, групповая динамика.

    4. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист).

    5. Работа с масками (рисование, гипсовые, готовые и пр.).

    6. Свободный рисунок на тему "Я в группе".

    7. Свободный рисунок "Моя группа" (акварель, без музыки).

    8. "Почта", диалог рисунками (Я хочу тебе сказать. Я боюсь. Я не хочу, чтобы ты знал. и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе.

    9. Работа с гримом.

    10. Каракули (вариант ведомого рисования с приписыванием образов).

    11. Рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги). Сплочение группы, работа с эмпатией, сензитивностью.

    12. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель).

    13. Групповой рисунок "Человека" (большой лист, пастель). Ценности группы как организма, уровень развития группы.

    14. "Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация.

    15. "Подарки".

    16. "Убежище".

    17. "Настроение"

    18. Метафорический автопортрет ("Я… посуда, оружие, украшение и т.п. Гуашь, половина листа А4). Проблематизация группы, групповая динамика.

    19. "Здравствуй, это я" (гуашь, белила).

    20. Рисование снов, фантазий, страхов.

    21. Портрет терапевта (сделанный всей группой или отдельными участниками).

    22. Свободный рисунок "Я - зима, лето, весна, осень" (акварель).

    23. Ассоциативное рисование.

    24. Мое прошлое, настоящее, будущее.

    25. Чего я опасаюсь в группе.


    IV. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Применение рисуночных тестов в арттерапевтической практике. Продиагностировать 3-их клиентов минимум по 4 рисуночным тестам и проанализировать и обобщить полученные результаты по каждому клиенту. Составить примерный план коррекционных мероприятий в арттерапевтическом режиме.

    2. Арттехнологии в работе с группой. Описать 10 различных методов работы с группой с указанием целей и показаний к применению в различных арттерапевтических направлениях (работа с рисунком, работа с масками и глиной, работа с коллажом, музыкотерапия, библиотерапия и и.д).

    3. Провести технику «метафорический автопортрет» с 3-мя клиентами с обсуждением и анализом результатов. Оформить в письменном виде анализ, приложив рисунки (я – растение, я- посуда, я- оружие, я – украшение);

    4. Работа с куклами – марионетками в практике работы с детьми и подростками.

    5. Работа с пальчиковыми куклами в практике индивидуальной и групповой терапии.

    6. Работа с коллажом в арртерапии.

    7. Написать темы для коллажей, учитывая различную проблематику клиентов: для работы с супружескими конфликтами в семье; для работы с детско – родительской проблематикой; для работы с детьми и подростками; для работы с Я – образом, для работы с психосоматическими проблемами, для работы с групповыми процессами и т.д. На каждую проблематику необходимо придумать минимум по 7 тем для работы в арттехнике «коллаж».

    8. Составить коллаж на тему: «Такой я есть – таким меня не знают», с последующим анализом этой работы.

    9. Составить коллаж на тему «таким меня видят другие люди» с последующим анализом этой работы.

    10. Психология и символика цвета с точки зрения разные авторов, подходов, культур.

    11. Написать реферат по книге Назлояна Г.М. «Портретный метод в психотерапии».

    12. Написать реферат по книге Дж.Аллана «Ландшафт детской души».

    13. Возможности применения идей, описанных в книге Дж.Ролинг «Гарри Поттер» в психотерапевтической практике с детьми и подростками.

    14. Возможности библиотерапевтической работы с психотерапевтическими новеллами И.Ялома. Показания к прочтению каждого из произведений: «Когда Ницше плакал», «Мамочка и смысл жизни», «Лечение от любви», «Лжец на кушетке», «Хроники исцеления», «Шопенгауэр как лекарство» и др.

    15. Придумать и описать 10 вариантов работы с гримом в групповой и индивидуальной психотерапии.

    16. Возможности применения арттерапевтических техник в основных психотерапевтических парадигмах (психоаналитической, юнгианской, гуманистической, экзистенциальной, когнитивной и др.)

    17. Техники и возможности работы с мандалами в арттерапии.

    18. Варианты работы с гримом и масками (описать 10 различных идей применения масок и грима в коррекционной и терапевтической работе);

    19. Работа с песком в арттерапии. Техники. Показания к применению.

    20. Любое художественное произведение объемом не меньше 150 стр. проанализировать с точки зрения закона Геннекена (главный герой произведения - это всегда автор). Сделать сравнительный анализ главного героя произведения с биографическими данными об авторе. Рекомендуемые для анализа авторы (Достоевский, Чехов, Толстой, Булгаков Р.Бах, П.Коэлье и др.)

    21. Сочинить и написать сказку, направленную на коррекцию тревожности у детей с трудностями межличностной сфере;

    22. Сочинить и написать сказку, направленную на коррекцию агрессивности для детей и подростков;

    23. Написать сказку для гиперопекающей мамы.

    24. Написать письмо своей отвергаемой части и ответ от этой части себе.

    25. Составить список художественных произведений, которые возможно использовать как библиотерапевтические, направленные на коррекцию различных психологических проблем (кризисных состояний, психосоматических расстройств, суицидального поведения и т.д). В список должно быть включено минимум 10 произведений различных авторов с подробным описанием возможного терапевтического эффекта от прочтения данного произведения.

    26. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека. Анализ механизмов воздействия музыки на человека.

    27. Провести диагностику 3 человек посредством рисуночных техник и арттерапевтических технологий (минимум 6 разных техник). Составить портрет личности на каждого испытуемого.

    28. Проанализировать по 5 творческих работ одного человека (рисунок, лепку, маску или грим, коллаж, куклу). Составить программу коррекции на данного клиента с применением арттерапевтических техник.

    29. Описать минимум 10 вариантов работы с цветом в арттерапии.

    30. Проанализировать свою любимую сказку из детства по следующей схеме:

      • Какие были искажения в сюжете сказки.

      • Какие переживания вызывает герой.

      • Урок сказки («Теперь я знаю, что…»).

      • Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»).

      • Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).

      • Как герой относится к миру.

      • Что получает герой в награду




    1. Предложить клиенту написать сказку. Далее ее необходимо проанализировать по следующей схеме:

      • Тональность и колорит сказки.

      • Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.).

      • Какая часть сказки самая длинная.

      • Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое).

      • Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки).

      • Где по сюжету нарушена традиционная схема.

      • Какую сказку напоминает.

      • Оригинальные сюжетные ходы.

      • Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе).

    32. Показания к работе с насыпными мандалами (песок, крупа). Провести эту технику с 2-мя клиентами с подробным анализом результатов.

    V. Темы рефератов

    1. Использование искусства в системе психолого-педагогической работы с детьми с проблемами развития;

    2. Арттехнологии в подготовке специалистов помогающих профессий.

    3. Музыкотерапия в коррекции эмоциональных расстройств у детей с проблемами развития;

    4. Танцетерапия как средство коррекции проблем в коммуникации;

    5. Арттехники в работе с семьей;

    6. Куклотерапия (марионетка) в работе над образом «Я» ребенка;

    7. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи ребенку с проблемами развития;

    8. Психотерапевтическая работа со страхами методами арттерапии.

    9. Арттерапия в работе с психосоматическими расстройствами.

    10. Арттерапия в работе с травмой и кризисными состояниями.

    11. Арттерапия в лечении зависимостей и созависимостей.

    12. Арттерапия в работе с детьми и подростками.

    13. Арттерапия в коррекции детско-родительстких отношениях.

    14. Работа с группой в арттерапии.


    VI. Вопросы к зачету по арттерапии


    1. История развития арт-терапии.

    2. Психологические механизмы и теории арттерапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.

    3. Основные направления и виды арт-терапии (работа с рисунком и глиной, музыкотерапия, библиотерапия, драматерапия и т.д.)

    4. Диагностические возможности арт-терапии.

    5. Психотерапевтические возможности арт-терапии.

    6. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии.

    7. Работа с рисунком в индивидуальном и групповом режиме (цели, диагностические и терапевтические возможности; специфика работы с карандашами, акварелью, гуашью и т.д.)

    8. Работа с глиной и пластилином в индивидуальной и групповой арт-терапии (цели, специфика работы с материалом, варианты работы).

    9. Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме: изготовление различных масок, психотерапевтические возможности в работе с масками.

    10. Работа с гримом в арт-терапии: парное и индивидуальное гримирование, ресурсное гримирование, «фантазийный грим» и т.д.

    11. Психотерапевтические возможности работы с куклами: пальчиковые куклы, марионетки и и.д.

    12. Работа с коллажами в индивидуальном и групповом режиме.

    13. Диагностическое и психотерапевтическое использование «мандал» в различных направлениях арт-терапиии.

    14. Диагностические и терапевтические возможности метода рисования пальцами (finger-painting).

    15. Музыкотерапия. Цели, основные направления музыкотерапии, диагностические и терапевтические возможности.

    16. Библиотерапия. Цели, основные направления библиотерапии, диагностические и терапевтические возможности.

    17. Драматерапия. Базовые принципы, основные направления драматерапии, области применения.

    18. Арт-терапия в работе с глубинным бессознательным. Техники ведомого рисования, рисование руками (finger-painting), рисование праформ и и.д.

    19. Групповая арт-терапия. Факторы психотерапевтического воздействия в группе.

    20. Техники групповой арт-терапии.


    VII. Литература


    Основная литература

    1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

    2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

    3. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта