Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.4 Проблема изучения гендерных установок у партнеров в романтических, брачных и иных межличностных отношениях.

  • вкр. Психологическое благополучие романтических партнеров с различными гендерными установками


    Скачать 410.09 Kb.
    НазваниеПсихологическое благополучие романтических партнеров с различными гендерными установками
    Дата24.02.2023
    Размер410.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаvkr_Smirnova_24_06.docx
    ТипДокументы
    #953425
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    2.3 Гендерные установки и сексизм: разновидности, подходы к пониманию и измерению.

    Понятие «сексизм» возникло в 1960-е годы, с ростом феминистского движения в западном обществе. Сексизм как идеология базируется на типичных моделях гендерных ролей. Он связывает роли, возможности, интересы и модели поведения человека с его полом. Сексизм в основном рассматривается как проявление патриархата, дискриминация женщин мужчинами. Денисова А.А. определяет сексизм, как идеологию и практику дискриминации людей по признаку пола (Денисова, 2002).

    В трудах Берн М. и Майерса Д. сексизм определяется, как индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение касающееся представителей того или другого пола либо институциональная практическая деятельность, выражающаяся в том, что представителям определенного пола навязывается подчиненная позиция (Берн, 2001).

    Сексизм - предвзятое отношение, дискриминация человека по признаку пола или гендерной идентичности. В обществе cексизм может быть представлен в виде системы стереотипов, официально закрепленных положений или даже идеологии. В основе сексизма лежит убеждение в превосходстве одного пола над другим. Основным противником сексизма выступает феминизм (Glick, Fiske, 1996).

    В настоящее время общество, сражающееся за права людей, отвергает гендерное неравенство. Однако, к сожалению, на самом деле не все так просто, как на бумаге. Существует закон, согласно которому в нашем государстве женщины и мужчины обладают равными правами и обязанностями. Однако, как мы уже выяснили в предыдущем параграфе, существуют гендерные установки, например, следуя которым на высокий пост охотнее возьмут мужчину, нежели женщину.

    Сексизм проявляется на различных социальных уровнях и в различных общественных отраслях. Исторически женщины были, а в определенных государствах и остаются, ограничены в правах в отличие от мужчин, к примеру, в Саудовской Аравии представительницы женского пола приобрели избирательные полномочия только лишь в 2011 году. Практически везде женщины несоразмерно представлены в органах власти. К примеру, согласно сведениям Росстата, в Российской Федерации женщин больше, нежели мужчин, но в Госдуме 6-го созыва их было всего 14% (Электронный ресурс:[http://migracionnaya.com/novosti/sootnoshenie-muzhchin-i zhenschin.html] дата посещения - 15.02.2020).

    В СМИ и литературе женщины обладают наименьшей социальной значимостью, нежели мужчины, невзирая на растущую психологическую и общественную нагрузку. От женщины социум требует, чтобы она была как можно продолжительнее молода и красива, сексуальна и современна, несмотря на все те нагрузки, которые она испытывает.

    Необходимо подчеркнуть, что демонстрация сексизма проявляется уже в детской литературе. В изучениях, относящихся к исследованию сексизма в детской литературе, ученых интересовало рассмотрение содержания текстов. Но исследования свидетельствуют о том, что прочтение книжек, в содержании которых наблюдается гендерная стереотипизация, приводит к повышению полового типичного поведения в играх детей (Ashton, 1983).

    Весьма значимы для ребенка картинки, исследователи выявили, что из числа героев женского пола существенное численное преимущество было на стороне тех, кто изображен с предметами, принадлежащими к домашнему хозяйству (посуда, метлы и пр.), данное соответствие не изменялось в течении 53 лет. Представителей мужского пола чаше изображали с орудиями труда (используемыми для труда за пределами дома). Также в тот же период часть мужчин, изображенных с вещами домашней утвари, значительно увеличилась. Итоги данного исследования однозначно говорят о том, что, за исключением возросшего количества мальчишек, изображенных с предметами бытовой утвари, изображение в детских книжках разных видов работы, сопоставленных с тем или иным гендером, претерпело наименьшие перемены (Берн, 2001).

    Гербнер и Гросс причисляли телевидению неповторимое умение менять фундаментальные взгляды о природе общественной действительности. Оно владеет этим талантом вследствие того, что в несколько раз гиперболизирует имеющиеся направленности, телевизионные образы выглядят реалистичными (Gerbner, Gross, 1976).

    Альберт Бандура говорил о том, что телевидение способно конкурировать с отцом и матерью, а также с учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Было выявлено, что СМИ весьма значимы в гендерно-ролевой социализации, что телевидение формирует гендерные установки, традиционные образы мужчин и женщин (Bandura, 1969).

    Существуют исследования, в которых говорится о том, что мужчины и женщины представляются в различных социальных ролях, а также занимающиеся различным трудом. Арчер выявил, что в изображениях мужчин и женщин в СМИ лицо акцентируется по-разному, и обозначили этот феномен, как фэйсизм. Они подчеркнули то обстоятельство, что на фото пресса акцентирует внимание у мужчины на лице, а у женщины на фигуре, мужчины чаще изображены по шею, а женщины чаще изображаются в полный рост (Берн, 2001).

    Изучая существующее скопление рекламных посланий, выделяют 2 характеристики проявления сексизма:

    1) Общее применение гендерных стереотипов в распределении семейных ролей. Мужчина - добытчик семьи; женщина – домохозяйка;

    2) Использование образа обнаженной человеческой природы, гиперболизирующая важность сексуальной функции тела.

    Значимая роль из числа проявлений сексизма относится к трудовой дискриминации женщин. Она способна проявляться:

    1) в вертикальной сегрегации («стеклянный потолок, когда женщинам создают преграды для карьерного роста);

    2) в горизонтальной сегрегации (лишение доступа к конкретным высокооплачиваемым специальностям и профессиональным областям), менее высокой зарплате женщин, нежели мужчин.

    Ланди Бэнкрофт «Как начинается домашнее насилие?» говорит о том, что сексизм является причиной гендерного насилия: мужчины совершают акты физического и эмоционального насилия вследствие того, что считают женщин низшими созданиями и считают, что имеют право их контролировать (Бэнкрофт, 2010).

    С. де Бовуар в своей работе «Второй пол» размышляет о положении женщины в обществе. Он анализирует мужские предубеждения, которые направлены против женщин, а также искренне рассказывает о месте, которое женщина занимает в обществе (Бовуар, 1997).

    Любой женщине знакомы такие моменты, о которых говорит С. де Бовуар: для женщины находящейся в законном браке заработная плата, как правило, считается дополнительным доходом; закрытые в собственном мире женщины преувеличивают значение своих женских дел, и это приводит к их усложнению. Бовуар С. де подмечает, что «не только социальное мнение стимулирует девушку тратить время на уход за собой и на домашние дела. Для своего удовлетворения она стремится быть настоящей женщиной. Она становится довольна собой тогда, когда у нее получается сформировать для себя новую жизнь, не отказываясь от того, к чему ее подготовила мама (Бовуар, 1997). Современные исследования, касающиеся проблем пола, также это подтверждают - удовлетворенность существованием у трудящихся женщин выше, чем у домохозяек.

    Нельсон Т., анализируя перемены сексизма, описывает 3 вида сексизма:

    1) Старомодный сексизм. Проявляется в поддержке традиционных гендерных ролей, не равным обращением с мужчинами и женщинами, установками о меньшей компетентности женщин;

    2) Современный сексизм. Отвержение дискриминации женщин и пренебрежение программами и законами, создаваемых в поддержку женщинам. Также современные сексисты выражают минимальное сочувствие к положению женщин, придерживаются взглядов старомодного сексизма;

    3) Амбивалентный сексизм. Представители амбивалентного сексизма придерживаются положительного мнения на отдельных женщин (доброжелательный сексизм), они же обладают отрицательными взглядами относительно других женщин (враждебный сексизм). «Доброжелательные сексисты хотят оберегать женщин, они почитают и восторгаются их ролями матерей и жен. В случае если женщина не соблюдает традиционные гендерные установки («карьеристка»), амбивалентные сексисты отзовутся враждебным сексизмом» (Нельсон, 2003).

    Мелисса Глюк из Университета Флориды и ее коллеги собрали доказательства, свидетельствующие о том, что сексизм — «и социально поддерживаемая, незаслуженная мужская власть и привилегии, которые отражает сексизм» - связан с более высокими баллами по показателям темной триады». Люди, которые высоко оценивают темную триаду, тщеславны, черствы и манипулятивны. Они принимают так называемую стратегию «быстрой жизни», характеризующуюся импульсивностью и эгоизмом. Такие люди могут добиться успеха на рабочем месте, в то время как им не удается ладить с другими. Они также более склонны обманывать своих партнеров и считаются более привлекательными в сеансах быстрого знакомства.

    Как и предполагалось, мужчины набрали больше количество баллов по чертам «темной триады», чем женщины. Кроме того, как и ожидалось, мужчины проявили больше сексизма, причем обоих типов.

    М. Глюк и ее коллеги пишут о том, что происхождение темных черт все еще спорно, но эти данные подтверждают полезность изучения влияния сексизма и дисфункциональных аспектов традиционных гендерных убеждений на развитие и поддержание «темных черт» (Электронный ресурс: [https://digest.bps.org.uk/2020/02/18/sexist-ideologies-may-help-cultivate-the-dark-triad-of-personality-traits/] дата обращения 08.05.2020 17:41).

    Примеры проявления сексизма в настоящее время:

    - принижение субъекта вплоть до роли сексуального объекта или вещи, у которого отсутствуют права, а также которые не может выполнять обязанности (стереотипно женщины);

    - принижение субъекта вплоть до роли экономическо-сырьевого придатка семьи. Точка зрения о том, что ответственность за материальное обеспечение семьи несет человек конкретного пола (стереотипно мужчины);

    - позиция, что мужчина обладает возможность на внебрачные или добрачные половые отношения, а женщина должна быть невинна;

    - точка зрения о том, что мужчине необходимо исполнять активную роль при знакомстве и во взаимоотношениях с женщиной, а женщине - пассивную;

    - точка зрения, что домашняя, бытовая работа считается обязанностью в основном женщин;

    - точка зрения, что воспитание ребенка считается обязанностью женщин;

    - суждение, что при разводе ребенок остается с матерью.

    В 1996 г. Питер Глик и Сьюзен Фиск предолжили теорию амбивалентного сексизма, которая предполагает, что установки к гендерным группам амбивалентны, т.е. включают в себя одновременно как враждебное, так и доброжелательное отношение (Glick, Fiske, 1996, 2001).

    По их мнению, враждебный сексизм описывает тенденцию негативно оценивать женщин, нарушающих традиционные гендерные роли и ожидания

    (например, женщин, нацеленных на карьеру, а не на рождение детей и заботу

    о муже), а доброжелательный сексизм — позитивно оценивать женщин, соответствующих традиционным гендерным ожиданиям (например, заботливая мать и хозяйка) (Gaunt, 2013; Glick, 2015). При этом доброжелательный сексизм только на первый взгляд кажется позитивной установкой, так как восприятие женщин как беззащитных субъектов, нуждающихся в постоянной рыцарской заботе со стороны мужчин, только подчеркивает зависимость женщин от мужчин в обществе (Viki, 2003).

    По мнению П. Глика враждебный и доброжелательный сексизм являются взаимосвязанными и взаимодополняющими установками, которые

    оправдывают и рационализируют гендерное неравенство (Glick, 2004). Так, доброжелательный сексизм как патерналистская идеология связан с оправданием существующей социальной иерархии (Jost 2004), авторитарными установками, которые предполагают, что все люди должны придерживаться общепринятых социальных норм и, с готовностью ограничивать других людей в правах, оправдывая это заботой о них (например, запрещая женщинам выполнять определенные виды работы, ссылаясь на заботу об их здоровье, в то время как на мужчин такой запрет не распространяется) ценностей (Christopher, Mull, 2006).

    В целом доброжелательный сексизм способствует принятию женщинами традиционных социальных ролей, уменьшает ценность внешнего признания, мотивации к профессиональному развитию и тем самым легитимирует низкий статус женщин в обществе (Mosso et al., 2013).

    Со своей стороны враждебный сексизм в отношении женщин связан с ориентацией на социальное доминирование (Christopher, Mull, 2006) и предсказывает восприятие гендерной иерархии как стабильной и неизменной. Кроме того, враждебный сексизм связан с большей толерантностью к сексуальным домогательствам и насилию, проявляемому в отношении членов семьи (например, женщин), поддержанием классических мифов об изнасиловании, в рамках которых вина за случившееся возлагается на женщину и принятием стереотипов о «красоте» (Glick, 2004).

    Как показали исследования, доброжелательный сексизм, несмотря на отличия в форме его проявления от враждебного, представляет собой негативное явление, поскольку женщины с высоким уровнем ДС:

    а) более склонны соглашаться с запретами их романтических партнеров-мужчин на собственное участие в возможно утомительной или опасной деятельности, полезной для карьеры, и рассматривать такие запреты как «защищающие» (Moya, 2007);

    б) склонны считать, что продвижение по службе у жен может вызывать страх и приводить к вспышкам вербальной и физической агрессии у мужей (Expo´sito, 2010);

    в) когда мужчины проявляют доброжелательный сексизм, женщины склонны хуже справляться с поставленными деловыми задачами и хуже проявлять себя в интервью при найме на работу (Dardenne, 2007).

    Вопрос, касающийся неравенства женщин и мужчин, к сожалению, является актуальным и в наши дни. Перемены в обществе протекают медленно, даже в обстоятельствах, если данные перемены являются осознаваемой целью. Становясь финансово не зависимой от мужчины, женщина не приобретает от этого ни нравственного, ни общественного положения, тождественного положению мужчины.

    2.4 Проблема изучения гендерных установок у партнеров в романтических, брачных и иных межличностных отношениях.

    В качестве базы методологии гендерных исследований выступает не

    только оценка разницы в статусах, ролях, а также иных сторонах жизнедеятельности женщин и мужчин, но и анализ категорий доминирования и власти, которые утверждаются в обществе с помощью распределения гендерных ролей и категоризации гендерных взаимоотношений. Гендерные роли обусловливают взаимоотношения между женщинами и мужчинами благодаря категории доминирования и власти.

    На настоящий момент в отечественной психологии существует не так много исследований этой проблемы.

    Гендерные исследования начали развиваться в России с 1990-х гг. Но еще задолго до того, как исследования гендера обрели статус научной дисциплины, главной и зачастую единственной социальной ареной, где гендерные отношения становились видимыми, была семья.

    Модель гендерных отношений, существовавших в советском обществе, принято называть контрактом «работающей матери». По «условиям» контракта женщина, как правило, имела полную занятость на производстве, обеспечивая наравне с мужчиной важный вклад в семейный бюджет, при этом сохранялось неравное распределение бытовых обязанностей между мужчиной и женщиной. Принципиальное условие контракта — исключительность роли женщины-матери в обществе, предполагающая ее

    безусловный приоритет в воспитании детей. Контракт закреплял идеологию гендерного равноправия при сохранении практики «двойной занятости» женщин и скрытой дискриминации по признаку пола в публичной сфере (Здравомыслова, 2003).

    Ученые отмечали, что «если трудовая нагрузка мужчины на производстве и дома составляла около 50 часов в неделю, то у женщины-матери в городских семьях она была на 30 часов больше» (Лаптенюк, 1967).

    Неравное распределение семейных обязанностей влечет нарушение принципа равноправия полов, создает мужчине лучшие условия для физического и культурного развития, чем женщине (Задворнова, 2011).

    В монографии «Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии» О. А. Хасбулатова проанализировала влияние внутренней политики государства на гендерные отношения в обществе и социальный статус семьи. В центре внимания автора находились: «государственная идеология, регламентирующая статус женщины и мужчины в обществе; государственно-правовая база, детерминирующая характер гендерной системы; гендерные аспекты политики в сферах образования, занятости, гражданских и политических прав, семейно-брачных отношений, управления» (Хасбулатова, 2005).

    Анализ гендерной политики позволил автору прийти к выводу о том, что на протяжении всего ХХ столетия в центре ее были экономические, демографические и другие цели, а не суверенитет отдельной личности, будь то мужчина или женщина. Рассматривая внутреннюю политику, О. А. Хасбулатова отмечает, что она «способна существенным образом влиять на социальный статус женщин и мужчин» и во многом определяет характер гендерного неравенства в конкретно-исторические периоды. О. А. Хасбулатова сделала вывод о преемственности государственных идеологий на различных исторических этапах, которые насаждали разные по форме, но схожие по сути стереотипные образы «творческого, успешного, делового, нацеленного на публичную сферу мужчины» и «зависимой (от мужа, отца, государства), домашней, сориентированной на приватную сферу женщины —труженицы и матери». Именно это во многом объясняет низкую результативность российской политики по вовлечению женщин в сферу управления и на уровень принятия государственных решений, высокую степень патриархальности массового сознания (Хасбулатова, 2005).

    Гендерный аспект межличностных взаимоотношений в основном подразумевает исследование взаимоотношений между представителями разного пола. Все разнообразие содержательных характеристик межполовых взаимоотношений можно свести к 2 альтернативным моделям:

    1. Партнерские отношения. Это взаимоотношения 2-ух равноправных субъектов, каждый их которых обладает своей ценностью. Невзирая на существование индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы партнера. Основным в подобных взаимоотношениях считается регулирование позиций и устремлений между партнерами. Субъекты имеют собственные цели, однако, готовы к обоюдным уступкам, коммуникация строится на равных, партнера выслушивают, не прерывая, не дают оценку раньше времени и поспешно его суждения и действия, не навязывают советов. Коммуникация отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место партнера, понять суть его трудностей. При этом такое стремление должно исходить со сторон обоих партнеров

    2. Доминантно-зависимая модель отношений. Данная модель не подразумевает равенства позиций. В данном случае один субъект взаимоотношений стимулирует другого повиноваться себе и осуществить цели, не согласующиеся со своими устремлениями и целями. В данной концепции взаимоотношений мужчины чаще занимают главенствующую позицию, а женщины — подчиненную. Доминантная позиция содержит такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, самостоятельность, авторитетность, демонстрирование своей значимости, способность добиться своего. Такой индивид стремится к соперничеству, для него свойственно пренебрежительное отношение к желаниям партнера. В общении он редко поддерживает собеседника, применяет инструментальный стиль словесной коммуникации, зачастую пренебрегает точкой зрения собеседника, принижает важность партнера, невнимательно слушая, торопится дать ему советы, дать оценку его действиям (Клецина, 2001).

    Женщины чаще ориентированы на партнерскую концепцию взаимодействия, а мужчины на — концепцию доминирования. Это разъясняется тем, что имеющиеся в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление подобных отличительных черт поведения таких, как активность, настойчивость, целенаправленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение достичь своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют проявлять в взаимоотношениях с другими людьми податливость, легкость, тактичность, сдержанность, стеснительность, чуткость, способность понять и простить другого, самоотверженность и забота.

    Традиционные гендерные представления стимулируют мужчин и девушек, как субъектов межполового взаимодействия, создавать такую модель поведения, при которой взаимоотношения характеризуются несимметричностью, проявляющуюся в том, что один человек властвует над другим и старается приравнять эмоции или действия другого собственным планам, замыслам и желаниям. Классические представления о мужественности-женственности стимулируют мужчин демонстрировать доминантную позицию в межличностных взаимоотношениях, а женщин — подчиненную, и подобное соотношение позиций обуславливается всем предыдущим опытом полоролевой социализации (Клецина, 2001).

    Особенность проявлений гендерных взаимоотношений со стороны супругов представлена в характере распределения ролей и власти в межличностных взаимоотношениях, определяемых разными социокультурными предписаниями к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Так как семья представляет собой область прямого взаимодействия обоих полов, она неотделима от гендерных систем.

    Явление полоролевой дифференциации в семье – один из эффектных форм проявления межличностных гендерных взаимоотношений. Эмпирические исследования, посвященные рассмотрению практик распределения семейных обязанностей между супругами, дают убедительные сведения о том, что во многих семьях обязанности распределяются по традиционному образу: супруг осуществляет «мужскую» работу, а супруга – «женскую»; главные вопросы, сопряженные с организацией обыденной жизни семьи, как правило, решаются женами, а трудности не рутинные, образующиеся время от времени в конкретных обстоятельствах, как правило, решаются супругами вместе.

    Значимость гендерного анализа асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье состоит в том, что гендерный аспект подразумевает отказ от концепции «природных половых различий» и «половых ролей», делая упор на институциональном контексте и контексте взаимодействия субъектов гендерных взаимоотношений (Здравомыслова, 2002).

    Существует концепция, придерживаясь которой, авторы (И. Гофман, К. Уэст, Д. Зиммерман) рассматривают гендер как организованную модель взаимоотношений между женщинами и мужчинами в социуме, которая создается основными институтами общества. Представители этого направления подмечают, что в ходе супружеского выбора идентификация детей с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на сформированном понятии о родителе противоположного пола в качестве идеального супруга. Концепция социального конструирования гендера основывается на дифференциации социальной категории принадлежности к полу и самого биологического пола (Saltzman Chafetz, 2006).

    Гендер выступает в качестве деятельность социума по приписыванию пола, производящей и воспроизводящей отношения дискриминации и неравенства. Женщины и мужчины более не выступают в качестве недифференцированных категорий, напротив, категория отличия обусловливается как основная в ходе определения женственности и мужественности. Различия задаются с помощью контекстов расы, сексуальной ориентации, а также возраста.

    Д. Зиммерман и К. Уэст, сторонники феминизма, считают, что формирование гендера совершается на микроуровне, непрерывно и во всех социально обусловленных ситуациях (Уэст, Зиммерман, 1997).

    Ученые заявляют, что идентификация индивидов по признаку пола очень значима для компетентного поведения в социуме. Эффективная коммуникация основывается, бесспорно, на возможности четкого определения пола коммуниканта. Однако, распознавание человека по признаку пола является не всегда однозначным процессом, так как не обязательно сходится с биологическим полом человека. Определение пола совершается в согласовании с правилами формирования гендера, принятыми в этом социуме (Уэст, Зиммерман, 1997).

    ВЫВОДЫ:

    1. Отечественные исследователи заинтересовались проблемами пола во второй половине 20 века, (А. Посадская, Н. Римашевская, Н. Захарова, Ананьев, Т. В. Бендас и др.) когда начали появляться первые феминистские движения и автономные женские организации, а также стали публиковаться статьи по проблеме пола;

    2. Проблема изучения гендера в западных сообществах начала реализоваться приблизительно с 70-х годов(Хоф, Дж. Хайд, О. Вейнингер, Г. Гейманс и др.);

    3. Бендас Т.В определяет гендерный стереотип, как стандартные житейские мнения о различиях между мужчинами и женщинами, установка для мужчин и женщин, чтобы они вели себя, соответствуя правилам для представителей соответствующего пола;

    4. Козлов В.В. и Шухова Н.А считают, что маскулинность связывает свойства, которые в культуре полагается рассматривать мужскими. Они определяют «маскулинного мужчину», как человека, у которого на высоком уровне проявляются маскулинные черты.

    5. Бендас Т.В. определяет фемининность, как комплекс индивидуальных качеств, соответствующих стереотипу женственности: легкость, забота, мягкость, слабость и другие.

    6. Понятие «сексизм» возникло в 1960-е годы, с ростом феминистского движения в западном обществе. В трудах Берн М. и Майерса Д. сексизм определяется, как индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение касающееся представителей того или другого пола либо институциональная практическая деятельность, выражающаяся в том, что представителям определенного пола навязывается подчиненная позиция.

    7. В 1996 г. Питер Глик и Сьюзен Фиск предолжили теорию амбивалентного сексизма, которая предполагает, что установки к гендерным группам амбивалентны, т.е. включают в себя одновременно как враждебное, так и доброжелательное отношение. По их мнению, враждебный сексизм описывает тенденцию негативно оценивать женщин, нарушающих традиционные гендерные роли и ожидания (например, женщин, нацеленных на карьеру, а не на рождение детей и заботу о муже), а доброжелательный сексизм — позитивно оценивать женщин, соответствующих традиционным гендерным ожиданиям (например, заботливая мать и хозяйка).

    ОБЩИЙ ВЫВОД

    Таким образом, мы рассмотрели проблему психологического благополучия романтических партнеров, а также нам удалось рассмотреть проблему гендерных установок мужчин и женщин. Так, нам удалось прийти к выводу о том, что близкие отношения, это очень значимая сфера межличностного взаимодействия людей, которая оказывает важное влияние на человека.

    Опираясь на точки зрения П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, Д.А. Леонтьева, И.В. Дубровиной и А. В. Ворониной, мы так же считаем, что психологическое благополучие, являясь базовым субъективным конструктом, выражается в восприятии и оценке своего функционирования на пике потенциальных возможностей человека. Это важный аспект в романтических отношениях, оказывающий огромное влияние на их качество, а также на психологический комфорт каждого из партнеров. И снижение его уровня будет зависеть от многих факторов, к ним можно отнести взаимодействие с людьми, которые окружают человека, социальную реализованность. Огромное влияние на психологическое благополучие пары оказывают такие факторы, как система ценностей партнеров, уровень образования, психофизиологическая совместимость романтических партнеров, способы общения и разрешения конфликтов.

    В нашей работе термин психологического благополучия диады, связанной романтическими отношениями, мы определяем как комплекс аспектов, физических, эмоциональных, социальных и нравственных, отображающих отношения в паре и степень ее благополучия, связанную с процессом и итогом адаптации.

    Так же одной из рассматриваемых нами тем стала проблема гендерных установок у мужчин и женщин, которые, как мы считаем, оказывают непосредственное влияние на психологическое благополучие партнеров и на развитие отношений между ними.

    Итак, разделяя точку зрения таких авторов, как Т. В. Бендас, С. Бэм, В.В. Козлов и Н.А. Шухова, Болдырева мы будем опираться на то, что в гендерных установках как разновидности социальных установок отражается представление, мнение индивида о гендерной роли и ее специфике (когнитивный компонент), позитивные и негативные эмоции относительно роли (аффективный компонент) и непосредственные модели поведения, присущие определенной гендерной роли (конативный компонент). Суть содержания гендерной установки − готовность вести себя определенным образом в соответствии с интериоризированными личностью нормами и правилами, касающимися полоспецифичного поведения, т.е. поведения, характерного для мужчин и женщин как представителей социальных групп (Болдырева, 2006).

    Проанализировав исследования авторов (Козлов В.В., Шухова Н.А., Кон И.С), можно сделать вывод, что портрет «настоящего мужчины» в нашей культуре отображает особенности, связанные с общественно не сдерживающей манерой поведения, компетенцией и оптимальными возможностями, инициативностью и эффективностью. Маскулинность отождествляется с инструментальностью, также она ориентирована на осуществление предметной деятельности, сопряженной с преодолением физических проблем, функций управления, укрепления дисциплины. Негативными чертами мужчин, как отмечают эти же авторы, являются дерзость, авторитарность, избыточная рационалистичность;

    Проанализировав исследования авторов (Козлов В.В., Шухова Н.А., Бэндас. Т. В., Дж. Хантер, С. Филпс, Н. Остин ), можно сделать вывод, что для женщины характерны такие позитивные черты, как отзывчивость, забота, тактичность, воспитанность, чувствительность к состоянию другого, стремление к проявлению эмоций, легкость, мягкость, стеснительность и сдержанность, любовь к детям, готовность принести в жертву собственные интересы, ради ребенка, семьи, родных. Также существуют и отрицательные женские черты такие, как женское непостоянство, не сдержанность, говорливость, брюзгливость, лукавство.

    Также нам удалось подробно рассмотреть понятие «сексизм», которое занимает очень важное место в нашей исследовательской работе.

    В своей работе мы, вслед за Берном М. и Майерс Д., понимаем под сексизмом индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение касающееся представителей того или другого пола либо институциональная практическая деятельность, выражающаяся в том, что представителям определенного пола навязывается подчиненная позиция.

    Мы пришли к выводу о том, что вопрос, касающийся неравенства женщин и мужчин, к сожалению, является актуальным и в наши дни. Перемены в обществе протекают медленно, даже в обстоятельствах, если данные перемены являются осознаваемой целью. Становясь финансово не зависимой от мужчины, женщина не приобретает от этого ни нравственного, ни общественного положения, тождественного положению мужчины, как бы ей не хотелось этого.

    Поэтому нам очень интересно проследить, как гендерные установки партнеров могут влиять на уровень их психологического благополучия, а также на их уровень удовлетворенности отношениями.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта