вкр. Психологическое благополучие романтических партнеров с различными гендерными установками
Скачать 410.09 Kb.
|
Глава 2. Проблема исследования гендерных установок в психологической науке 2.1 История развития гендерных исследований в отечественной и зарубежной психологии: основные подходы и направления. Термин «гендер» в значении социальный пол, устанавливающий поло-ролевое поведение субъекта, возникло не так давно (в 1975 г. ввел Гейл Рубин), однако в науке вплоть до данного периода были мысли, исследования, посвященные этому вопросу. В психологии гендерные исследования в отличие от таких наук, как социология, история, а также филология, протекают не настолько интенсивно. Но все же в зарубежной психологии, существующие исследования, посвященные женским, а также гендерным вопросам. Зарубежные исследования ведутся уже довольно давно, в отличие от отечественных исследований. В популярном труде Т.В. Бендас описана периодизация зарубежной гендерной психологии: 1) с древних времен до окончания 19 столетия (создание определенных идей в русле философии); 2) окончание 19 – начало 20 столетия (развитие предметной сферы и области гендерной психологии); 3) начало 20 столетия – 1930-е годы (воздействие психоанализа на половые исследования); 4) 1950 – 1980-е годы (возникновение первейших научных концепций и обширное экспериментальное исследование вопросов пола); 5) с 1990-х годов – по наше время (активное формирование гендерной психологии как новейшей отрасли науки) (Бендас, 2006). Проблема изучения гендера в западных сообществах начала реализоваться приблизительно с 70-х годов. Было выделено 3 экспериментальных течения, развивающихся из-за женского движения: 1) поло-ролевое направление, опирающиеся на либеральный феминизм; 2) исследования девушек как отображение радикально феминистских представлений; 3) гендерные исследования как научное течение, институционализированное в связи с развитием движения цветных феминисток и социально-конструктивистского и постструктуралистского подходов (Хоф, 1999). Женское движение проявило значительное воздействие на исследования вопросов пола, а также отношений мужчин и женщин. По этой причине женские, а также половые исследования в западной психологии создавались чаще в русле данных течений и отвечали единым тенденциям становления гендера в системе академического знания. Первое течения развивалось в рамках полоролевого направления. Преобладающая научная теория психологических исследований пола данного этапа - феномен гендерных различий. Второе течение развивалось в рамках психоанализа и иных традиционных психологических подходов. Академическая направленность этого течения - феномен уникальности женской психологии. Третье течение формируется под воздействием социоконструкционистского постмодернистского интеллектуального движения. Тут преобладающим был феномен социального конструирования гендера (Клецина, 2003). Проанализируем поочередно каждое течение. В начале XX века классическая психология формировалась в русле западноевропейской традиции дихотомического мышления, в котором "женское" и "мужское" понимались как две крайние противоположности. "Женское" соотносилось с естественным, низким, безнравственным; "мужское" же соотносилось с социальным, значительным, мощным, моральным. В данной дихотомии мы наблюдаем ясное отображение половой иерархичности. Непосредственно данный подход отношений полов являлся основным фактором женских и гендерных психологических изучений. Характерной чертой психологической науки этого периода считалась "двоякая неженственность": девушки почти не изучались в психологии. Интерес специалистов по психологии-представителей сильного пола было сосредоточено на исследовании характеристик мужеского пола. Фамилии девушек-психологов за исключением (А. Фрейд, К. Хорни) были незнакомыми академической общественности. Обнаруженные отличия в психологических свойствах представителей сильного пола и девушек рассматривались как непосредственная противоположность мужской и женской натуры. Стремительно данный принцип применялся с целью оправдания ограничений при приеме представительниц слабого пола в престижные учебные заведения (Hare-Mustin, Marecek, 1990). Отталкиваясь от убеждения в абсолютном умственном преимуществе мужчин, приводили такое обоснование: даже если обеспечивать женщинам одинаковые образовательные возможности, все равно они никак не сумеют ими воспользоваться из-за прирожденной умственной слабости. Так считали многие ученые и психологи того времени, некоторые из них - Ч. Дарвин, Холл, Торндайк, Кеттелл, Фрейд и другие. Если уж чему-то и нужно обучать девушку, говорил Холл, так это "обучать ее быть матерью" (Шульц, Шульц, 1998, с. 503). Во второй половине двадцатого века в науках стала популярна полоролевая теория. Психология также почувствовала воздействие данной концепции. Сущность теории состоит в том, что половые роли усваиваются в ходе социализации, что подразумевает присутствие не только конкретного типа поведения, но и определенных индивидуальных свойств и, в том числе, образа существования. Тут значимым считается влияние институтов социализации, формирующих личность в согласовании с преобладающими культурными нормами, ценностями, примерами маскулинного и фемининного поведения, а кроме того способностями человека интериоризировать представляемые культурные образцы (Бовуар, 1997). Исследования, посвященные отличию психологических свойств у мужчин и женщин, выявили, что их не очень-то и много. У представителей сильного пола наиболее сформированы пространственные и математические способности, а у девушек, в отличие от мужчин, на большем уровне развита вербалика. Социальное поведение мужчины имеет наиболее высокую степень формирования подобных черт, как враждебность и доминантность, а вот женщины более приветливы и контактны. То, что относится к социальным ролям мужчин и женщин, то для женщин наиболее важными считаются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Женская значимость в семье больше сопряжена с вниманием и уходом за членами семьи; для мужчин основную значимость представляет профессиональный статус (Bee, Mitchel, 1984). Дж. Хайд писала о том, что отличия среди средним мужчиной и женщиной выявляются редко (Hyde, I984). В книге Г. Крайг «Психология развития», имеются данные о том, что исследование результатов измерения способностей Предварительным тестом академических способностей (PSAT) за промежуток с 1960 по 1983 год выявил внезапное снижение различий в психологических свойствах мальчиков и девочек. Данные сведения сообщают о том, что на протяжении 2-ух десятков лет различия среди детей разного пола стали менее выраженными, несоответствие среди юношей и девушек сохраняется только лишь в наибольших достижениях по математике в старших классах (Крайг, 2000). В труде О. Вейнингера описаны определенные психологические отличия между мужчинами и женщинами, предопределенные их полом. Согласно суждению Вейнингера, мужчины познают мир логически, мышление и эмоции разделены. Девушки же воспринимают мир неделимо, мышление и эмоции объединены в одно целое. Помимо этого, они владеют наиболее тонким осязанием (Вейнингер, 1997). В труде «Психология женщины» Г. Гейманс презентовал итоги анкетирования мужчин и женщин и выделил отчетливые аспекты сопоставления женской и мужской психологии. Он определил, что женщины отличаются от мужчин чувственными проявлениями: для них характерны красочные фантазии и активное воображение, у них проще спровоцировать смех и плач, они наиболее предрасположены к тревоге. Помимо этого, девушки более наблюдательны, однако только в том, что для них любопытно. В обучении они нередко демонстрируют наилучшие результаты, из-за прилежания и старательности, а также наиболее развитому запоминанию (Гейманс, 1911). Отечественные исследователи заинтересовались проблемами пола во второй половине 20 века, когда начали появляться первые феминистские движения и автономные женские организации, а также стали публиковаться статьи по проблеме пола. Исследования, проведенные в лаборатории им. Б. Г. Ананьева в 1960-е годы, выявили различия между полами в познавательной сфере. Так же были выявлены различия между мужчинами и женщинами в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса, мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит звуковой раздражитель. В 1966 году, в той же лаборатории Б. Г. Ананьева, было проведено исследование поведения мужчин и женщин в стрессовых ситуациях, которое показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление об экстремальной ситуации. Поведение мужчин при этом чаще оканчивается неудачей. С точки зрения экономии ресурсов лучше женский тип реакции организма и нервной системы. Б. Г. Ананьев в связи с этим отмечал, что преимущества человека часто заключаются не в его знаниях и свойствах интеллекта, а в его энергетических возможностях (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968). Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами. Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как составная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с мужчинами. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с представителями другого пола приводят к усиленным занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков (Обозов, 1995). Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущемленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскироваться и сублимироваться лучше развита у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми (Обозов, 1995). В 1989 году в журнале «Коммунист» была выпущена публикация А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос», которая явилась программным документом начальной стадии нового течения в науке, а также в социальном женском движении, которое, в свою очередь, в 1994 г. стали называть «Новой эпохой феминизма в России» (Хоткина, 2000). В 1990 г. в Институте социально-экономических проблем народонаселения была сформирована лаборатория, в официальном названии которой в первый раз был применен тезис «гендер». Далее эта лаборатория стала называться Московским центром гендерных исследований (МЦГИ). В отечественной истории гендерные исследования делятся на четыре этапа: 1) Внедрение новой научной парадигмы (с конца 80-х до 1992 года). В этот период интереса первооткрывателей российских гендерных исследований было больше, нежели теоретических знаний. В ноябре 1990 года в Москве была проведена 1-ая международное собрание, касающееся проблемы гендерных изучений. В 1991-92 годах проводились Первый и Второй независимые женские форумы в Дубне. Помимо фактических вопросов, касающихся создания новых женских организаций, на форумах презентовались первые итоги гендерных исследований, ранее проведенных в некоторых отечественных городах (Таганрог, Набережные Челны, Москва). 2) Институализация отечественных гендерных исследований (1993-1995). Происходило Увеличение количества гендерных центров. В данный период были официально зарегистрированы Московский и Петербургский гендерные центры, сформировались и стали функционировать Карельский, Ивановский и прочие гендерные центры. Ходу институализации поспособствовало возникновение законодательства РФ об социальных организациях и объединениях, но и кроме того старт интенсивной деятельности в России западных благотворительных фондов. 3) Консолидация ученых и преподавателей, российских гендерных исследований (1996-1998). Была проведена научная конференция, которую организовал МЦГИ в январе 1996 года «Гендерные исследования в России: трудности взаимодействия и перспективы развития». На конференции разбирались значимые проблемы развития и формирования гендерных исследований в постсоветском пространстве. В 1996-1998 годах был реализован научно-образовательный проект Российские летние школы по женским и гендерным исследованиям (РЛШГИ). 4) (1980 – настоящее время). Отличительной характерной чертой данного периода считается активизация работы, обращенной на легитимацию и наиболее широкое продвижение гендерного образования в отечественных университетах (Хоткина, 2000). В 2001 г. опубликовано первое учебное пособие по проблеме гендерных изучений, в котором были систематизированы сведения по гендерной проблематике в различных научных отраслях (Козлов, Шухова, 2010). 2.2 Основные тенденции в изучении гендерных установок и отношений в современной психологии Тезис «гендер» мы обозначили в предыдущем параграфе, что же такое установка? Позиция по отношению к индивидуальным качествам определенной категории людей. Установки могут являться слишком общими, неправильными и неточными к новой информации (Майерс, 2007). Для того чтобы облегчить картину мира, мы регулярно обобщаем: полный человек - ленивый; если человек носит очки, то он умный; ученый - сумасброд; рыжие - лукавые (Майерс, 2007). Возникновение гендерных установок обуславливается тем, что модель гендерных взаимоотношений исторически строилась так, что половые различия находились над личностными, качественными отличиями мужчины и женщины. В трудах мыслителя Платона излагается позиция в различии женщин от мужчин: "… согласно собственной природе как женщина, так и мужчина имеют все шансы участвовать во всех делах, но женщина абсолютно во всем слабее, чем мужчины" (Майерс, 2007). У каждого человека в течение жизни формируется множество установок в отношении самых различных проблем и объектов. Центральным понятием в теории Д.Н. Узнадзе является понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. Деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности. Специфически человеческим можно считать явление «объективации», то есть акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия, тогда возникает план осознания, в результате чего вырабатывается готовность к деятельности, что и предполагает формирование установки (Узнадзе, 2001). Ядов В. А. обозначает гендерные стереотипы, как схематизированный комплект взглядов о личных свойствах мужчин и женщин (Ядов, 1995). Майерс Д. относит к гендерным установкам мнения людей о том, как на самом деле ведут себя мужчины и женщины (Майерс, 1996). В своем труде «Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения» Джейс Ф. Л. говорит о том, что гендерные установки устанавливают статусные особенности мужчин и женщин, фиксируя доминирующую позицию мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин (Джейс, 2001). Наиболее общую формулировку предоставляет Бендас Т.В.: Гендерный стереотип - стандартные житейские мнения о различиях между мужчинами и женщинами, установка для мужчин и женщин, чтобы они вели себя, соответствуя правилам для представителей соответствующего пола (Бендас, 2006). Мы проживаем в мире, где представители сильного пола, как правило, занимаются одним, а женщины - другими, где половые различия являются естественными; по этой причине мы принимаем гендерные нормы и придерживаемся их. Существуют мнения о том, что для мужчин и женщин характерны конкретные комплекты определенных свойств и моделей поведения, что большая часть людей руководствуется данного мнения и что, как правило, люди понимают, какое поведение является правильным для представителей определенного пола (Берн, 2001). Гендерные установки отличаются удивительной жизнестойкостью. Их сильная укорененность в сознании людей, содействует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в ходе социализации (Берн, 2001). Исследователи К. Уэст и Д. Зиммерман выделяют классификацию гендерный стереотипов: 1) Установки закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для представителей сильного пола основными социальными ролями считаются профессиональные роли. Для девушек - домашние роли (мать, домохозяйка). Мужчин полагается оценивать по профессиональным успехам, женщин по семье. 2) Установки, сопряженные с различиями в содержании труда и видах профессиональной деятельности. Мужчине предписывается осуществление инструментальной роли, в соответствии с которой, областью его работы считается креативный, творческий, управляющий труд. Он реализовывает помощь семьи и обеспечивает взаимосвязи между семьей и обществом. Участь женщин - исполнительский и обслуживающий вид работы - экспрессивная область, предназначение которой считается урегулирование взаимоотношений изнутри семьи, где женщине отводится вспомогательная роль супруги, мамы, хозяйки. 3) Установки маскулинности-фемининности, в соответствии с которыми мужчинам и женщинам приписываются конкретные психологические свойства и свойства личности. Маскулинность и фемининность - нормативные понятия, характеризующие соматические, психические и поведенческие свойства мужчин и женщин. В общественном сознании основательно укоренились суждения о том, что мужчины и женщины имеют различные социально-психологические качествам, данные качества противоположны друг другу. Маскулинность отождествляется с активно-креативным, культурным началом, а фемининность - с безучастно репродуктивным, естественным. Подобные стереотипные понятия приводят к тому, что мужчин считают доминантами, самостоятельными, компетентными, самоуверенными, враждебными; женщины же считаются покорными, подвластными, эмоциональными, конформными и чувствительными – (Козлов, 2010). С. Бэм разработала теорию гендерной схемы, согласно которой гендерные стереотипы («схемы») усваиваются в процессе первичной социализации в соответствии с половой самоидентификацией ребенка. Ориентируясь на взрослых людей, дети воспринимают и упорядочивают внешнюю информацию в соответствии с нормативными представлениями о мужественности и женственности, о мужских и женских ролях. В дальнейшем дети конструируют свое поведение в соответствии с освоенными стереотипами – гендерными схемами (Бэм, 2004). Козлов В.В. и Шухова Н.А говорят о том, что тезис «маскулинность» никак не тождественен тезису «мужественность». Мужественность - это нравственное свойство, никак не связанное с полом (Козлов 2010). А маскулинность связывает свойства, которые в культуре полагается рассматривать мужскими. Они определяют «маскулинного мужчину», как человека, у которого на высоком уровне проявляются маскулинные черты. Использование этого понятия в отношении девушки («маскулинная женщина») обладает двойным значением. Во-первых, это преимущество в ее характере и поведении «мужских» свойств. Во-вторых, понятие «маскулинная женщина» охарактеризовывает женщину как мужеподобную (Козлов, 2010). Первая категория свойств, вступающих в установку маскулинности, представляет физические данные мужчин. От них ожидается присутствие физической силы, выносливости, активной биологической деятельности. При этом имеется в виду, что мужчина не только владеет данными свойствами, но и также обязан регулярно выражать и обосновывать их присутствие. Личностные свойства маскулинности, определяют мужчин, как активных, то есть умеющих исполнять инструментальную роль. Им приписывается рвение к достижению, инициативность, уверенность, упорство, решимость, целенаправленность, самостоятельность, возможность обеспечивать свою семью (Козлов, 2010). В современной культуре «власть» обычно соотносится с мужским началом, а «подчинение» - с женским. «Настоящему мужчине» приписывают лидерские характеристики: авторитетность, умение принимать решения, беспристрастность, здравый смысл, влияние, умение быть лидером. Эти характеристики выстраивают портрет идеального мужчины (Козлов, 2010). Установки касательно умственных возможностей определяют представителей сильного пола как понимающих и компетентных, разумно размышляющих. Есть представления о том, что мужчины имеют наиболее быстрый ум, им больше характерно теоретическое мышление и предрасположенность к критическому анализу, новаторство (Козлов, 2010). Мужчины считаются эмоционально устойчивыми, малочувствительными и могут решать собственные эмоциональные трудности без помощи других. Мужчины считаются спокойными, они в меньшей степени экспрессивны, нежели женщины. Среди неблагоприятных черт выделяют бесчувственность, неумение сопереживать, сдержанность, жесткость (Козлов, 2010). В области нравственности в общественном сознании укоренился комплект мужеских черт, вступающих в «мужской кодекс чести». Он содержит в себе великодушие, порядочность, преданность, верность слову и долгу. С иной стороны, имеются огромный объем установок, в соответствии с которым «мужчины - создания легкомысленные, безответственные, и только лишь женщина может удерживать их в рамках» (Козлов, 2010). Маскулинность обычно связывается с общественной областью - заинтересованностью в жизни общества. Мужчинам предписывается включенность в социальную жизнедеятельность, профессиональное благополучие, обеспечение семьи. Самыми важными общественными ролями для них считаются непосредственно профессиональные роли (Козлов, 2010). Таким образом, портрет «настоящего мужчины» в нашей культуре отображает особенности, связанные с общественно не сдерживающей манерой поведения, компетенцией и оптимальными возможностями, инициативностью и эффективностью. Маскулинность отождествляется с инструментальностью, также она ориентирована на осуществление предметной деятельности, сопряженной с преодолением физических проблем, функций управления, укрепления дисциплины. Негативными чертами представителей сильного пола являются дерзость, авторитарность, избыточная рационалистичность. Однако, в основном, маскулинность в большей степени ассоциируется с позитивными чертами, чем фемининность (Кон, 2001). Бендас Т.В. определяет фемининность, как комплекс индивидуальных качеств, соответствующих стереотипу женственности: легкость, забота, мягкость, слабость и другие (Бендас, 2006). Козлов В.В. и Шухова Н.А. говорят о том, что женственность содержит в себе ожидания, предписания и мысли патриархального общества касательно женского пола. В данном термине они выделяют 3 категории характеристик: 1) внешняя красота, грациозность; 2) загадочность - изменяющийся, неподдающийся конкретному описанию облик, что подтверждается такими особенностями как очарование, привлекательность, притягательность; 3) материнские особенности: мягкость, нежность, забота (Козлов, 2010). Обычно женщину характеризуют как объект, призванный и вызывать восторг собственной красотой, изяществом, а также и быть легкодоступным, безобидным. «Женственная» значит, обаятельна, прекрасна, притягивающая внутренней красой, нежная. А вот термин «женственный мужчина» обозначает недостаток мужеских качеств, излишняя нежность, послушность, слабость, и несет в себе негативную окраску (Козлов, 2010). В соответствии с гендерными общепризнанным мерками, женщина, как обязана оставаться внешне красивой, так и должна следить за собственной привлекательностью, сохранять физическую форму. Популярное высказывание «слабый пол» довольно четко определяет оценку девушки как слабого создания: легко подверженного заболеваниям, менее стойкое, нуждающееся в опеке и защите (Козлов, 2010). Несмотря на то, что В. Шелдон, еще в 1940 г. описал 3 элемента, составляющих тип конституции как мужчин так и женщин (Бендас, 2006). Ведь любой из нас сможет припомнить девушку выше среднего роста, крепкого телосложения и тощего мужчину, ниже среднего роста. Обычно женщина воспринимается посредством ее репродуктивной функции, суть которой состоит в появление на свет и воспитании ребенка, опека и забота о нем, а также выстраивание взаимоотношений в семье. По этой причине в личностной сфере женщине причисляют свойства, связанные с эмоциональностью. Считается, что представительницы женского пола слишком эмоциональны, легковозбудимы и ранимы. Они тревожны, предрасположены к смене настроения, претензиям, плаксивы, своенравны, истеричны, эмоциональны и обладают большей эмпатией, чем мужчины (Козлов, 2010). Интеллектуальные возможности женщин часто связывают с их высокой эмоциональностью. Есть мнение, что, пребывая во власти чувств, женщины не готовы рационально анализировать, логически мыслить, они иррациональны, и даже неразумны. В доказательство этому можно припомнить очень распространенное высказывание: «женская логика». Единственным социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной области считается интуиция - свойство, не присутствующее в типичном образе мужчины (Козлов, 2010). Как правило, в межличностных отношениях позитивно оцениваются эти «женские» особенности отзывчивость, забота, тактичность, воспитанность, чувствительность к состоянию другого, стремление к проявлению эмоций, легкость, мягкость, стеснительность и сдержанность, любовь к детям, готовность принести в жертву собственные интересы, ради ребенка, семьи, родных. Из числа отрицательных черт необходимо выделить типичное суждение о женском непостоянстве, о том, что женщина способна подвести и на нее сложно рассчитывать в тяжелых моментах. Имеются достаточно устойчивые стереотипы о том, что женщины не сдержаны, говорливы, брюзгливы, лукавы, и по этой причине, им нельзя полностью доверять. В общественном сознании основательно укоренилось точка зрения о том, что между представительницами слабого пола не может существовать истинных дружеских взаимоотношений, женщины могут только конкурировать, а объект их конкурентной борьбы - интерес представителей сильного пола. Во взаимоотношениях с мужчинами они готовы проявлять лукавство и коварство, могут с помощью своей привлекательности и «женских чар» обольстить, подчинить себе и в том числе и загубить его. Аналогичные стереотипы о женщине вводят нас в область морали (Бендас, 2006). С одной стороны, как мама, женщина имеет подобные свойства, как добродетельность, готовность к самопожертвованию, чуткость. Имея данные характеристики, она скрепляет семью, растит детей. Но, с другой стороны, известно то, что каждое отклонение женщины с традиционного образа мамы и уход ее за границы семьи отрицательно влияет на ее нравственном облике. Дж. Хантер, проанализировав образы девушек в истории, выяснила, что женская эмансипация связывалась с деструктивными общественными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Итак, мы наблюдаем, что положительные черты фемининности имеют целью упрочить за женщиной реализацию конкретных ролей, а также осуществлять контроль над их выполнением, поскольку каждое расхождение с установленной ролью дискредитирует ее в глазах окружающих. Необходимо отметить отрицательный стереотип «женщины-соблазнительницы». Как говорилось выше, гендерные стереотипы приписывают представителям сильного пола значительную искушенность в вопросах секса. Женщина как сексуальный объект привлекает мужчину, сексуальное же желание в соответствии с христианской доктриной являлось грешным, однако общественное сознание обвиняет не мужчину как носителя греха, а женщину («сосуд греховный») (Козлов, 2010). Стереотипы фемининности содержат свойства, которые определяют профессиональные возможности женщины. Считается, что женщины не готовы занимать высокие управленческие должности и осуществлять работу, где необходимо контролировать ресурсы, и разрешать тяжелые производственные вопросы. С. Филпс и Н. Остин говорят о том, что женщинам сложно выполнять задания, требующие четкого анализа, планирования. Типичное понимание женщин присваивает им выполнение конкретных общественных ролей. Фемининность сопряжена с отраслью, включающую семью, дом, обучение ребенка, по этой причине, типичные женские роли данное это - супруга и мама, и только потом работница. Но необходимо обозначить, что эта установка в наше время испытывает значительные перемены. По мере того как все больше и больше женщин выбирают профессию, а не семью, представление о несовместимости карьеры и женственности со временем становится достоянием прошлого. |