Главная страница
Навигация по странице:

  • Учебный вопрос № 1.

  • мифологической картины мира .

  • I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе.

  • II этап

  • III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о

  • Иван Михайлович Сеченов

  • IV этап (середина XX в. по настоящее время)- психология как наука о механизмах функционирования психики.

  • ПиП Т.1.1 +. Психология как наука


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеПсихология как наука
    Дата12.05.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПиП Т.1.1 +.pdf
    ТипДокументы
    #525591
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Психология как наука
    Изучение курсантами военных учебных заведений Министерства обороны
    Российской Федерации военно-профессиональной составляющей учебной дисциплины «Психология и педагогика» осуществляется в целях получения специальных психолого-педагогических знаний, необходимых для эффективного управления воинскими (трудовыми) коллективами, квалифицированной организации работы с личным составом.
    Объективная потребность в овладении офицерским составом психолого- педагогическими знаниями и передовым опытом учебно-воспитательной работы совпадает с реальными возможностями современной научной мысли по её удовлетворению. Настойчивая же работа курсантов над изучением дисциплины «Психология и педагогика» является необходимым условием военно-профессиональной подготовки будущих офицеров, предпосылкой для их эффективной профессиональной деятельности, повседневных отношений и личностного развития, которые в совокупности обеспечивают получение высоких результатов воинского труда.
    Целями изучения дисциплины «Психология и педагогика» являются:
    - приобщение к достижениям психологической и педагогической культуры как части общей культуры современного человека и профессиональной культуры будущего военного специалиста;
    - формирование психолого-педагогической составляющей профессионального мышления командира;
    - развитие у будущих офицеров умений, используя свою психолого- педагогическую компетентность, самостоятельно находить оптимальные пути выполнения поставленных задач, преодоления жизненных и профессиональных проблем, в том числе в экстремальных условиях современного боя.
    Учебный вопрос № 1. Психология как область знания. Военная психология
    как отрасль психологической науки.
    Психология, как и педагогика, берет свое начало в глубине тысячелетий.
    Термин «психология» (от греч.psyche - душа, logos- учение, наука) означает
    «учение о душе». Психологическое знание исторически развивалось — одни представления сменялись другими.

    2
    Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.
    Психология человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ. В свою очередь, учение о человеке вписаны в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи.
    Поэтому история становления и развития психологических знаний рассматривается как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых подходов к объяснению его психики.
    Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой
    стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.
    Рис. 1. Аристотель
    Донаучный этап
    Во многих древних культурах были некие представления о душе, тесно переплетенные с легендами, мифами, религиозными верованиями. С них-то и началось развитие психологии.
    Человечество начиналось с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую

    3 смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что
    Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки.
    Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.
    Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах:
    «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).
    Психология, как и любая другая наука, прошла в своём развитии определённый исторический путь. Выделяют четыре основных этапа развития психологии как науки.
    I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе.
    Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями
    (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.
    С первобытных времён люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции - души. В те времена считалось, что душа обитает везде - в людях, животных, растениях, явлениях природы.
    Во времена античности развитие психологии связано с работами древнегреческих философов о душе.
    Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что душа - частица природы и подчиняется её законам.
    Платон (428 - 347 до н.э.) - что душа нематериальна и бессмертна, состоит из трёх частей: вожделения (находится в животе), разума (в голове) и мужества
    (в сердце). У одних людей преобладает вожделение, у других - разум, у третьих
    - мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи - воинами или героями.
    Аристотель (384-322 до н. э.) - автор первой известной работы по психологии - «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела.

    4
    В период «средневековья» во всех науках доминировала христианская
    церковь, которая запрещала исследовать «божественную душу». Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В те времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно.
    Тело объявлялось смертным, а душа - бессмертной.
    II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о
    сознании.
    Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов.
    С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека - его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.
    Наиболее яркие представители психологического знания этого периода – Р.
    Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц, Д. Гартли.
    Французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) создал теорию, объясняющую механизм поведения: информация через органы чувств по нервам («тончайшим трубочкам») поступает в мозг, возбуждает в нём
    «животные души», которые по двигательным нервам вытекают в мышцы, что приводит их к движению. Декарт ввёл понятие рефлекса - ответной реакции организма на раздражение. Суть декартовского дуализма в том, что тело, действующее механически, зависит от управляющей им «разумной души», находящейся в головном мозге. Понятие «душа» стало превращаться в понятие
    «разум», а позднее - в понятие «сознание». Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения, явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нём, когда он мыслит: «Я мыслю, значит, я существую».
    Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) - родоначальник эмпирической (опытной) психологии - душу человека рассматривал как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с чистой доской, на которой ничего не написано, но жизнь оставляет на ней «свои письмена». Он

    5 ввёл понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация (от лат. - деятельный) одного из них влечёт за собой появление другого.
    Окончательно как самостоятельная отрасль знаний психология сформировалась к середине ХIХ века.
    III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о
    поведении.
    Исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века (эволюционное учение Ч. Дарвина, исследования чувствительности различных органов чувств) заложили основы для экспериментальных психофизических исследований. Были открыты первые психологические экспериментальные лаборатории: в Лейпциге в Германии (В. Вундт), в России - при Казанском университете (В.М. Бехтерев), основаны: психологический институт при
    Московском университете
    (Г.И.
    Челпанов) и психоневрологический институт в Санкт-Петербурге (В.М. Бехтерев), создаются кафедры психологии в вузах. С этого времени психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.
    Основоположником отечественной научной психологии считается русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), который в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические процессы с позиций рефлекторной теории. Его последователь русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) экспериментально изучал условные рефлексы в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
    Одновременно с развитием экспериментальных методов изучения психических явлений рядом зарубежных психологов широко использовался метод интроспекции, позволивший им прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание. В то же время, другие зарубежные психологи предложили отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы.
    Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма,
    гештальтпсихологии, психоанализа.

    6
    БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour - поведение). Направление в психологии, возникшее в начале ХХ века. Его основоположник - американский психолог Д. Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, так как субъективен. Он предложил оказаться от изучения сознания и сосредоточить своё внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. Последователи Д. Уотсона – Э. Торндайк (1874-1949) и Ф. Скиннер
    (1904-1990) – считали, что поведение (реакция) человека всегда имеет причину
    (стимул) и является или результатом научения путём проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция).
    ПСИХОАНАЛИЗ. Основатель - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд
    (1856-1940). Считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно его учению, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») – сознание; «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть; «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознаёт, руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – эротическое влечение и агрессия. Но общество
    (совесть) не позволяет реализовать эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Наиболее яркие представители психоанализа – К.
    Юнг, А. Адлер, Э. Фромм.
    ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в
    Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Её основатели - немецкие психологи М. Вертхеймер (1880-1943), В. Кёлер (1887-
    1967), К. Коффка (1886-1941). Гештальтпсихологи критиковали бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем просто связка рефлексов, так как поведение целостно. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура. Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, который сводил интеллект к стимуляторно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В. Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные

    7 движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с её помощью доставала плод. В. Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом (озарением) и противопоставлялось методу проб и ошибок бихевиористов. В.Кёлер подчёркивал, что «инсайтное поведение» тесно связано с творческим характером мышления. Идеи гештальтпсихологии легли в основу проблемного обучения и исследований продуктивного творческого мышления.
    IV этап (середина XX в. по настоящее время)- психология как наука о
    механизмах функционирования психики.
    Данный этап начался с первой трети XX века и продолжается до настоящего времени. Психология стала опираться на достижения биохимии, физиологии, медицины. Представителем этого направления можно считать русского физиолога И.П. Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций. Наиболее влиятельными зарубежными представителями психологии этого этапа были американские учёные: Д. Олдс - раскрыл механизмы возникновения эмоций, Р. Сперри - открыл межполушарную ассиметрию мозга, А. Маслоу - выдвинул концепцию
    «пирамиды актуальных потребностей». В психологической науке в ХХ веке сформировалось несколько влиятельных направлений: гуманистическая,
    когнитивная, трансперсональная, интерактивная психологии.
    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е годы ХХ в. Представители - американские психологи К.
    Роджерс (1902-1987), А. Маслоу (1908-1970), Г. Оллпорт (1897-1967).
    Предметом психологических исследований они считали здоровую творческую личность. Человек - не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А. Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии (признании) в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – стремлении выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше человек поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше гуманности, уважения он будет проявлять к другим. Человек открыт миру и наделён стремлением к

    8 непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценности, смысл жизни - именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.
    КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» - знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60-х годов ХХ в. Представитель - американский психолог У. Найссер (род. в 1928 г.). Решающая роль в поведении субъекта отводится знаниям. Главным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной её задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.
    ИНТЕРАКТИВНАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ
    (от англ. interactive
    – взаимодействующие друг с другом). Рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель интерактивной психологии - изучать закономерности общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Э. Берн (1902-1970).
    ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. trans - сквозь, через; рersоna - личность). Направление в психологии, возникшее в середине 60-х годов ХХ в. Представители - чешско-американский психолог С. Гроф (род. в
    1931 г.), итальянский врач и философ Р. Ассаджоли (1889-1974), немецкий психолог и философ К. Дюркгейм (1896-1988). Рассматривали человека как космическое существо, связанное с «коллективным бессознательным человечества», с «мировым разумом». Считали, что необходимо изучать предельные возможности психики, изменённые состояния сознания. На практике эти взгляды нашли применение в гипнотических техниках, школах йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, в изучении наркотического опьянения, в работе с различными энергетическими центрами.
    Психология тесно связана с другими науками (рис. 2), так как человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Разнообразие проявлений человека обусловило значительное количество наук, его изучающих. К таким наукам, кроме психологии, относятся
    - антропология, анатомия, физиология, философия, социология, педагогика и другие.
    СОЦИОЛОГИЯ
    Социальная психология

    9
      1   2   3   4


    написать администратору сайта