Психология. Психология страха
Скачать 327.85 Kb.
|
Глава 3. Теоретические направления исследования страха3.1 Психоаналитическое направлениеВ представлении З. Фрейда, развитие страха тесно связано с системой бессознательного, с либидо. Превращение либидо в страх осуществляется благодаря процессу вытеснения. Вытесненные сексуальные влечения как бы находят свою разрядку в форме страха, причем невротического страха. Так, рассматривая фобии, З.Фрейд выделил две фазы невротического процесса. Первая фаза характеризуется осуществлением вытеснения и переводом сексуальных влечений в страх, соотнесенный с внешней опасностью. Во второй фазе наблюдается организация системы защиты, способствующей предотвращению столкновения с этой опасностью, когда вытеснение является не чем иным, как попыткой бегства «Я» от сексуальных влечений. При других невротических заболеваниях используются иные системы защиты против возможного развития страха (Фрейд З.2001). Но в любом случае, согласно З. Фрейду, проблема страха занимает центральное место в психологии неврозов. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд заявил, что понятия «страх», «боязнь», «испуг» неправильно употребляются как синонимы. Проводя различия между страхом, боязнью и испугом с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. По его мнению, страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна; боязнь предполагает определенный объект, которого боятся; испуг отражает момент неожиданности и представляет собой состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней неподготовлен. В работе « Торможение, симптом и страх», посвященной проблематике страха, З. Фрейд подчеркнул, что лежащая в основе реального страха опасность исходит от внешнего объекта, в то время как невротическая опасность – от требования влечения. Но требование влечения не представляется чем-то надуманным, является реальным, и, следовательно, можно считать, что невротический страх имеет не менее реальные основания, чем реальный страх. Это означает, что взаимоотношение между страхом и неврозом объясняется защитой «Я» в форме реакции страха на исходящую от влечения опасность. С точки зрения Фрейда, требование влечения часто становится внутренней опасностью именно потому, что его удовлетворение может привести к внешней опасности. В то же время для того, чтобы стать значимой для «Я», внешняя, реальная опасность должна превратиться во внутреннее переживание человек (Фрейд З.2001). В этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе. Пересмотр ранее сформулированных им в лекциях по введению в психоанализ идей о страхе был связан с тем подходом к анализу душевной жизни человека, который был осуществлен в работе «Я и Оно». В ней Фрейд подчеркнул, что бедное, несчастное «Я» подвержено опасности с трех сторон и может быть охвачено тройственным страхом – реальным страхом перед внешним миром, страхом совести перед «Сверх-Я» и невротическим страхом перед «Оно». И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно «Я», а не «Оно» является местом сосредоточения страха. Не случайно в работе «Я и Оно» он подчеркнул, что «Я» представляет собой «подлинный очаг боязни» и ввиду угрозы трех опасностей развивает «рефлекс бегства», в результате чего происходит образование невротических симптомов и защитных механизмов, ведущих к фобиям. «Мы приветствовали как желательное то соответствие, что три основных вида страха: реальный страх, невротический и страх совести – без всякой натяжки согласуются с тремя зависимостями «Я» – от внешнего мира, от «Оно» и от «Сверх-Я» (З. Фрейд., 2011). Дальнейшее развитие некоторые идеи Фрейда получили в работах К. Хорни, внесшей много нового в понимание тревоги и природы страха в психологии. «Все виды страха возникают из неразрешенных конфликтов. Но так как мы должны подвергнуться их действию, если хотим все-таки достигнуть целостности своей личности, то они выглядят необходимым препятствием в нашем движении к самим себе. Они представляют, так сказать, чистилище, через которое нам следует пройти, прежде чем сможем достигнуть спасения» (К. Хорни.,2007). Причиной возникновения конфликтов личности, по К. Хорни, становится, в первую очередь, воздействие социальных факторов, культурных ценностей (соперничество, враждебность со стороны других, страх неудачи, и др.). В результате этих воздействий человек оказывается перед сложными противоречиями (склонность к агрессивности и тенденция уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности.), препятствующими удовлетворению необходимых потребностей и желаний, что порождает чувства изолированности, беспомощности, страха и враждебности. |