Главная страница
Навигация по странице:

  • Психология народов Вильгельм Вундт

  • Библиографический список

  • Вильгельм Максимилиан Вундт. Психология Вундта в экспериментальной и социальной психологии


    Скачать 28.91 Kb.
    НазваниеПсихология Вундта в экспериментальной и социальной психологии
    Дата01.05.2023
    Размер28.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВильгельм Максимилиан Вундт.docx
    ТипЗадача
    #1100786


    Содержание




    Психология Вундта в экспериментальной и социальной психологии 3

    Психология народов Вильгельм Вундт 4

    Библиографический список 8


    Психология Вундта в экспериментальной и социальной психологии



    Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 – 1920) – немецкий врач, физиолог и психолог. Значимую роль сыграл в формировании экспериментальной и социальной психологии. Внес огромный вклад в развитие психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности. Психология Вундта предшествовала таким направлениям как бихевиоризм, психоанализ. Структурная психология сознания, изучает сознание его структуру, разложение опыта нашего сознания на отдельные элементы [2].

    Задача психологии:

    1. Выделение элементов сознания;

    2. Выделение связей между элементами;

    3. Выделение законов формирования связей.

    Элементы сознания по Вундту: ощущения, представление, чувствование. Вундт видел в нашей психике только сознание и отрицал бессознательные процессы. Для описания элементов сознания вводит свои критерии. Для ощущения Вундт вел модальность и интенсивность. Также вводиться критерий для описания наших чувств и эмоциональных состояний. Вундт разделяет чувства:

    1. Удовольствие – неудовольствие;

    2. Напряжение – разрядка;

    3. Возбуждение – успокоение.

    Из совокупности этих критериев и создаются элементы сознания. Связи элементов образуются с помощью двух процессов внимания перцепций и апперцепций.

    В 1879 г. он организовал при Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, ставшую важнейшим международным научным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки [2].

    Психология народов Вильгельм Вундт


    Направление социальной психологии психология народов впервые стало рассматриваться Хейманом Штейнталем (1823–1899) и Морицом Лацарусом (1824–1903). Эти авторы создали работы, опубликовав их в созданном журнале «Психология народа и языкознание». Все работы, в первую очередь статья «Вводные рассуждения о психологии народов», «Мысли о народной психологии», отражали существование народного духа в качестве определенного духовного целого. Статья «Мысли о народной психологии», перевод которой на русский язык осуществил П. А. Гильтебрандт, вышла отдельным изданием. В ней содержалась мысль о том, что каждый народ обладает собственным особым складом мыслей и чувств, своей духовной физиономией, называемой «народностью». По этой причине «задача народной психологии» состояла в «познании духа народа таким образом, как познала индивидуальная психология дух индивидуума», а также в «открытии законов человеческого духа» [2].

    Вильгельм Вундт, критически подошедший к теории М. Лацаруса и Г. Штейнталя. По его мнению, эти авторы противопоставили психологию народов над индивидуальностью духовной субстанции индивидуальной психологии. Последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов». Психология народов задача психологии народов как отдельной науки  познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. К области психологии народов Вундт относит:

    1. Язык – это содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи;

    2. Мифы – содержание этих представлений;

    3. Обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли [1].

    К сфере психологии народов Вундт относил, те психические продукты, которые создаются в условиях общественного характера жизнедеятельности и поэтому необъяснимы исходя из индивидуального сознания.

    Немецкий мыслитель в структуре психологии выделял два раздела: физиологическую психологию и психологию народов. Физиологическая психология черпает свои данные из эксперимента. Однако, для изучения высших психических процессов (речи и мышления) эксперимент, по мнению В. Вундта, не пригоден. Их исследованием призвана заниматься психология народов. Метод психологии народов заключается в анализе продуктов народного духа: языка, мифов, и обычаев [1].

    В. Вундт обращает внимание на тесную связь и взаимодействие между индивидуальной психологией и психологией народов. Индивидуальная психология выступает теоретической основой для объяснения языка, мифов и обычаев, которые составляют основу предмета исследования психологии народов. Последняя, в свою очередь, выявляет особенности языка, мифов и обычаев как продуктов народного духа, по которым, как считает В. Вундт, можно судить и о душевной жизни индивидов [1].

    Душа народа всегда состоит из единичных душ и представляет собой совокупность душевных переживаний людей, принадлежащих к данному народу и общности. Так же связаны между собой постоянными взаимоотношениями и взаимодействиями. Общий дух есть нечто большое чем сумма индивидуумов через которых он проявляется.

    К основным проблемам психологии народов Вундт относил следующее:

    1. Исследование языка, мифов, обычаев именно они представляют общий дух, выражают психический склад тех или иных людей.

    Также общий народный дух проявляется в национальном самосознании, личности выражая то или иное самосознание сами воздействуют на него. Данный социально-психологический прогресс порождает общие переживания, восприятие и представление взаимодействующих между собой людей.

    Социально-психологические отношения к тем или иным явлениям могут конституироваться виде определенных социальных норм.

    Воля человека по Вундту определяется субъективными и объективными обстоятельствами на нее влияющими. Субъективные факторы – это внутренний мир людей их переживания и представление о тех или иных явлениях. Объективные факторы – это факторы, которые исходят из общества и истории [1].

    Вундт характеризовал нравственную волю как некую целостность, направленность сознания на достижение желаемого результата. Воля выступает как интегрирующие свойства сознания и выражает его деятельную сущность. Воля индивидуальна, но может принадлежать общей воле поскольку существует обще направленность многих людей.

    Взгляды Вундта касаются многих современных проблем в том числе влияние национального самосознания на деятельность людей на их поведение общение между собой.

    В. Вундт придал психологии народов более конкретный вид за счет предложенной им программы эмпирических исследо­ваний языка, мифов и обычаев различных этносов. Можно сказать, что немецкий психолог предпринял одну из первых попыток разработать теорию и методологию изучения повседневного сознания. Очевидно, что психология народов представляет собой одну из форм психологического редукционизма. Все социальные явления и процессы, в конечном счете, сводятся к психическим. Тем не менее, психология народов поставила перед представителями самых разных социально-гуманитарных дисциплин новые проблемы, связанные с духовной жизнью людей. Кроме того, в рамках психологии народов впервые на основе эмпирических данных стали изучаться многообразные формы взаимодействия культуры и индивидуального сознания.

    Таким образом, можно сделать вывод психология народов Вундта внесла большой вклад в формировании социальной философии. Методы психологии народов по В. Вундту – это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе и психология народов, – это не наука о законах, во всяком случае, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития «души народа».

    Вундт считал, что направленность человеческой волиформируется в их жизни субъективными и объективными обстоятельствами. Первые из них заключаются во внутреннем мире людей, их переживаниях и представлениях о тех или иных явлениях, вторые состоят в обстоятельства, исходящих из явлений в обществе и истории.


    Библиографический список





    1. Вундт, Вильгельм Психология народов / Вильгельм Вундт. – М.: Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2002. – 864 с.

    2. В. Вундт задачи и методы психологии народов [Электронный ресурс] – Режим доступа: В. Вундт. Задачи и методы психологии народов: Psychology OnLine.Net (psychology-online.net) . – Дата доступа: 06.06.2022.




    написать администратору сайта