Главная страница
Навигация по странице:

  • Дошкольники в музее

  • Дети младшего школьного возраста в музее

  • Дети среднего школьного возраста в музее

  • Студенты в музее

  • Список литературы

  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ АУДИТОРИЕЙ. музей. Психологопедагогическая специфика работы в музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией


    Скачать 40.9 Kb.
    НазваниеПсихологопедагогическая специфика работы в музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией
    АнкорПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РАБОТЫ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ АУДИТОРИЕЙ
    Дата08.11.2020
    Размер40.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламузей.docx
    ТипДокументы
    #148756


    Психолого-педагогическая специфика работы в музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией
    ВВЕДЕНИЕ…………………………..……………………………………………3

    1. Дошкольники в музее…………………………………………………………4

    2. Дети младшего школьного возраста в музее…………………………….…6

    3. Дети среднего школьного возраста в музее………………………………..…8

    4. Студенты в музее……………………………………………………...………10

    Заключение.…….…….……………….…………….…………….…………….12

    Список литературы……………………………………………………………..14

    Введение
    Музейная педагогика, сформировавшись на рубеже XIX – XX вв. как научная дисциплина, раскрывает взаимодействие музея и учреждений образования, на современном этапе перешла в качественно новую фазу развития, открывающую возможность поэтапного формирования личности посредством музейно-педагогических программ, тем самым вызывая необходимость подготовки педагогических кадров системы образования к органичному включению музея в систему образования и воспитания.

    В связи с этим, встает необходимость овладения педагогом не только знаниями о направлениях деятельности музея, формах и методах работы с музейной аудиторией, но и практическими навыками и умениями использования средств музейной педагогики в образовательном процессе с учетом специфики разновозрастной аудитории.

    Отбор средств музейной педагогики и включение их в образовательный процесс зависит от поставленных целей и конкретных задач и во многом от возрастных особенностей аудитории.


    1. Дошкольники в музее


    Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складываются начала личности, и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.

    В указанном выше возрастном периоде расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5—6 годам некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста характерна тяга к словесному общению со сверстниками и в большой степени — со взрослыми. У них высокая зрительная активность: они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов по поводу формы, цвета, фактуры последних, что свидетельствует о наличии у них психологической готовности к посещению художественного музея и работе на его экспозиции.

    Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, содержание и характер которой постепенно меняются. Так, если у малыша в возрасте 1—3 лет игра имеет характер простого манипулирования предметами, то в 4—5-летнем возрасте она приобретает сюжетно-ролевую форму, способствующую процессу социализации ребенка. Подражая взрослым, он воспроизводит в игре знакомые ему жизненные ситуации на элементарном уровне и тем самым приобретает опыт деятельности в них на доступном ему уровне. Важно помнить о том, что в процессе игры активизируются психические качества, необходимые для художественного раз вития ребенка. Речь идет о творческом воображении, фантазии, а также способности через мимику, пластику и речевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра способствует также формированию коммуникативных навыков, приобретению опыта взаимоотношений с другими людьми. Немаловажное значение имеет и тот факт, что специфика художественного развития детей-дошкольников заключается в их боль шей ориентированности на собственное изобразительное творчество, чем на восприятие искусства. Значительную часть времени ребенок проводит в занятиях лепкой, рисованием, элементарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразительная деятельность становится одним из эффективных путей освоения ребенком окружающего мира и подготавливает к реальному взаимодействию с ним в будущем.
    Рисунки детей-дошкольников отличаются яркой образностью, декоративностью и силой цвета, выразительностью линии, силуэта, композиционной цельностью. По своей стилистике (выразительность контура, цветового пятна) они близки архаическим формам искусства. Очевидно, что и детское восприятие художественных произведений на экспозиции во многом соответствует этим особенностям изобразительного творчества. Так, дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания. Опознание крупных и ярких, полностью видимых в картине предметов доставляет ребенку удовольствие. Главное на этой ступени восприятия ребенка — понимание им существования не только объективно-физических качеств предмета, но и выраженного в нем образа — изображения, являющегося заместителем реального объекта, «узнаваемого» в системе пятен, линий и форм на картинной плоскости или в объемной скульптурной форме.

    На экспозиции народного искусства ребенка также привлекает процесс узнавания знакомых предметов быта. Его радует их не обычная форма, яркий цвет, образно-пластическое решение предметов, а также наличие в них украшений в виде орнаментальной росписи, рельефа или изобразительной детали (птичка, лошадка и проч.).

    У дошкольников средней возрастной группы в процессе зрительного восприятия начинает активно осуществляться познавательная деятельность: ребенок самостоятельно или с помощью взрослых уже способен сделать акцент на выделении значимых признаков, по которым опознается объект. Таким признаком на музейной экспозиции могут быть форма, размер, цвет, материал, наиболее значимые детали, свойственные отдельным предметам или персонажам и героям картин.

    Дошкольники 5—6 лет уже способны эмоционально переживать события и образы, запечатленные в произведениях искусства, — разумеется, в пределах их собственного, еще небольшого жизненного опыта.

    В рисунках детей этой возрастной группы усложняется и разнообразится тематика и сюжеты, становится все более заметной личностная и эмоциональная оценка изображенного события или персонажа. На экспозиции музея их также начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки персонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке («плохой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п.). Дети активно реагируют на цветовое решение картины. Так же, как и в их собственном творчестве, цвет они часто воспринимают как средство эмоционально-оценочной характеристики изображенного сюжета или персонажей картины.

    Названные особенности восприятия и художественного творчества у детей дошкольного возраста определяют ряд методических принципов работы с ними в художественном музее:


    1. Посещения музея должны быть не чаще 3—4 раз в год с продолжительностью пребывания 45—50 минут каждое. Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются игра и собственное изобразительное творчество, в процессе которых ребенок этого возраста познает мир.

    2. Эффективность занятия зависит как от психологического контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспозиции музея. Шум в зале, движение и разговоры посетителей, речь экскурсовода другой группы и т. п., что рассеивает внимание, приводит к быстрой утомляемости детей и значительно снижает качество усвоения материала занятия.

    3. Большое значение имеют тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с отражением в искусстве жизни природы («Пейзаж»), чувств и характера человека («Портрет»), событий окружающей жизни (на доступном для детей уровне), красоты и разнообразия предметного мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с дошкольниками нужно строить по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и т. д.). Значительно облегчает восприятие памятника и снижает утомляемость детей использование метода сравнения.

    4. Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.

    В процессе занятий большое значение имеет использование не вербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятельных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактических играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индивидуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а так же формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).


    1. Дети младшего школьного возраста в музее


    В возрасте 6—9 лет дети приобщаются к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения. Им предлагаются экскурсионные циклы, в процессе реализации которых решаются конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный характер. Их содержание и методика обусловлены психологическими особенностями данного возраста.

    Формирование знаний и развитие личности младшего школьника происходит на основе двух взаимосвязанных процессов:

    • непосредственного восприятия;

    • усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений.

    Познавательный процесс у младших школьников становится более глубоким и осмысленным благодаря увеличению количества сведений, представлений и понятий, полученных в школе. Дети этого возраста постепенно приходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания приобретают до известной степени упорядоченный характер. В связи с этим обучение младших школьников в музее должно основываться не только на памяти ученика, но и на осмыслении им полученных сведений и на самостоятельном поиске ответов на поставленные перед ним вопросы.

    В то же время дети рассматриваемого возраста во многом сохраняют психологические качества старших дошкольников. Так, им свойственна острота и свежесть восприятия, созерцательная любознательность. Они с живым любопытством и ярко выраженной эмоциональностью реагируют на окружающее. Вместе с тем их мышление, во многом продолжая сохранять наглядно-образный характер, уже начинает приобретать вербально-логические черты.

    В процессе обучения у младших школьников совершенствуется воссоздающее воображение и развивается творческое, продуктивное. Они склонны к фантазированию и сочинительству, склонны комбинировать знакомые образы, сочиняя фантастические рассказы и сказки и создавая изображения, иллюстрирующие собственные фантазии. Внимание младших школьников имеет непроизвольный характер и отличается неустойчивостью. Поэтому в ходе обучения следует развивать произвольное внимание, прививать навыки, способствующие его концентрации, однако при этом сохранять увлекательность содержания и формы проведения экскурсии, поскольку это еще остается главной побудительной причиной интереса к искусству.

    Знание педагогом-экскурсоводом возрастной специфики восприятия и изобразительного творчества поможет ему при построении зрительного ряда и выборе правильной методики обучения. Детей 6—8 лет увлекает сюжет, следуя за которым они вместе с героями «проживают» изображенное событие, стараясь вынести свою нравственную оценку. При этом однозначность оценок и деление персонажей по принципу положительных и отрицательных характеристик («плохие» и «хорошие») продолжает оставаться особенностью их восприятия. В тоже время у них появляется способность переживать не только сюжет, но и внутреннюю атмосферу изображенного события, а также состояние природы в пейзаже или настроение в портрете, о которых они готовы судить и выражать свое отношение в словесной форме.

    Дети 8—9 лет, усваивая некоторый минимум художественной информации и терминологии по искусству, уже способны сопоставлять и элементарно анализировать факты художественной жизни. Они оказываются в состоянии систематизировать материал занятий, что позволяет расширить тематику экскурсий.

    В экскурсионной работе с детьми этого возраста, так же, как и в работе с дошкольниками, наиболее результативна диалоговая форма ведения экскурсии, широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий. Можно сделать больший (в сравнении с дошкольниками) акцент на словесные формы выражения впечатлений от произведения, чём на изобразительную практику (маленькие сочинения, игры в экскурсовода, в музейных сотрудников, коллекционеров, рассказ о своей домашней коллекции и др.). Учитывая тот факт, что отношение к окружающему миру младшего школьника становится более осмысленным, необходимо в процессе экскурсии уделять внимание формированию ценностной ориентации средствами искусства и сознательному усвоению навыков постижения мира культуры через музейный памятник. Общей целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть осознания ценностного потенциала музея, внутренней потребности посещения музеев, бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры. Эти задачи могут быть реализованы в темах «Первое знакомство с музеем», «Картина в музее», «О чем говорят вещи» (экскурсии по залам декоративно-прикладного и народного искусства) и т. д.

    Особое значение в экскурсионной работе художественного музея с младшими школьниками имеет формирование визуальной грамотности. Последнее включает развитие таких качеств, как наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное. Поэтому на экскурсиях с детьми этого возраста необходимо предоставить им возможность внимательного, вдумчивого рассматривания, побуждать к высказыванию своих впечатлений, а также к диалогу об особенностях элементов художественной формы того или иного произведения — цвета, фактуры, ритма, композиции и т. д. Сведения об искусстве общего характера должны опираться на непосредственное восприятие и подкрепляться зрительными и эмоциональными впечатлениями от конкретного зрительного образа.


    1. Дети среднего школьного возраста в музее


    Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) является переходным от детского к взрослому состоянию. Изменяются условия жизни и деятельности ребенка, происходит перестройка психики, ломаются старые, сложившиеся формы взаимоотношений с людьми. Систематическое изучение основ наук требует от них более высокого уровня сознания, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. В процессе учебной деятельности их мышление приобретает аналитический характер, развивается способность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание, которые становятся все более произвольными и приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. С 10—12 лет наступает так называемый «естественный кризис» в детском рисовании. Многие подростки бросают занятия рисованием, акцент перемещается с собственного изобразительного творчества в сферу художественного восприятия. Подросток начинает понимать значение мастерства и роль профессионального обучения в овладении его основами, что свидетельствует о готовности к систематическому и углубленному изучению искусства, его художественно-образного языка и этапов исторического развития. В связи с этим в экскурсионные программы, предназначенные для учащихся рассматриваемого возраста, необходимо включать тематические и исторические циклы, расширяющие знания учащихся в конкретной области.

    Среди особенностей формирования личности в подростковом возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Характерен поиск подростком «своего героя», который часто становится примером для подражания. Это может быть какой-либо общественный или политический деятель, представитель современной популярной музыкальной культуры или кто-то из ближайшего окружения сверстников. Им может стать и любимый художник. Увлекательный рассказ экскурсовода о судьбе и личности художника может заинтересовать подростка и послужить толчком к формированию углубленного интереса в сфере искусства.

    В силу вышеизложенного, тематика и формы работы художественного музея с детьми-подростками становятся более разнообразными. Кроме экскурсий по истории и языку изобразительного искусства, им могут быть предложены циклы монографического характера под общим тематическим названием «Беседы о художниках». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы художественного музея с подростками широко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям этого возраста. Эти же формы, безусловно, пригодны и даже становятся ведущими в экскурсионной практике со старшеклассниками.

    Период от 14 до 18 лет, переходный к юношескому возрасту, с его поисками цели и смысла жизни и профессиональным самоопределением, характеризуется интересом к философским вопросам художественного творчества, к мировоззрению и мировосприятию художника, к проблемам современной художественной культуры. Старшие школьники более осознанно и заинтересованно воспринимают материал, связанный с профессиональными вопросами искусства, что позволяет добавлять в экскурсионные циклы темы, посвященные языку изобразительного искусства.


    1. Студенты в музее


    Для студенческого возраста в известной мере еще характерна зависимость от более раннего, школьного этапа развития. Учитывая некоторую неоднородность физического и социального развития юношеского периода, определяемую биологическими и психическими особенностями, а также некоторую неопределенность критериев ее социальной зрелости, его возрастные границы не являются четко очерченными. Студенчество — сложная по своему составу социальная группа, объединенная совместной учебой, обладающая общностью быта, психологии, системы ценностей, которой присущ переходный характер от школьного периода жизни — к взрослой, связанной с профессиональной деятельностью.

    Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, студенты на многие вопросы бытия ищут ответа в искусстве, пытаясь через его образы осмыслить реальность. В экскурсии, ориентированной на студенческую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы. Рассматривая работу со студенческой молодежью в художественном музее как педагогический процесс, следует помнить о том, что в личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые.

    Так как в условиях обучения в вузе особое значение приобретает система получения знаний, важна ее роль и в музее. Образовательная деятельность художественного музея позволяет студентам расширить кругозор, способствует обогащению общей эрудиции, дает определенные знания в области истории искусства и навыки художественного анализа произведений. Учитывая названные факторы, студенты чаще всего ориентированы на тематические экскурсии, представляющие изобразительное искусство или творчество конкретного мастера на широком историко-культурном фоне, что отвечает потребностям этой группы зрителей к получению знаний в систематизированном виде.

    В подготовке экскурсий для студенческой аудитории необходимо, учитывая уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы, создать атмосферу совместной творческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг знаний и эстетических представлений. Следует особо подчеркнуть, что экскурсионное занятие дает студенту возможность соприкоснуться с подлинником, освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников и понять художественно-образную систему произведения изобразительного искусства.


    Заключение
    В настоящее время основные направления исследований в сфере музейной педагогики сопряжены с изучением образовательной специфики музея, музейной аудитории.

    Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.

    Наиболее значительными задачами музеев в сфере образования, согласно мировой тенденции, являются: развитие способностей извлекать информацию из первоисточника (музейного предмета), формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с предметами материального мира, организация процесса познания через радость.

    Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую.

    Н.В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему, выделяет следующие ее характеристики: усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов;

    Музей, как фактор позитивной социализации, способствует реализации основных функций развития личности в обществе.

    Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности:

    – воспитательная задача подразумевает включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, традициям и их носителям, то есть людям;

    – учебная задача предполагает включение музейной работы в содержание учебного процесса;

    – научно-исследовательская задача направлена на формирование навыков исследовательской, поисковой деятельности;

    – творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей;

    – презентативная задача предполагает использование музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования позитивного имиджа;

    – эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе;

    – коммуникативная задача рассматривает музейную работу как педагогическое средство формирования детского коллектива в совместной исследовательской, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения между детьми, детьми и взрослыми.

    В образовательно-воспитательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, воспитание личности, способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха, при этом задача музеев заключается не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей, формирования чувства гордости за свою страну, край, город. Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.

    Содержание культурно-образовательной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями младших, средних школьников, подростков.
    Список литературы


    1. Степанов, С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса [Текст]: / С.В. Степанов // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде / под ред. В. Н. Гурова. – Ставрополь, 2004. – Вып. 14.

    2. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: / Б. А. Столяров. – М., 2004.

    3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике [Текст]: / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001.


    написать администратору сайта