курсовая Система развития у дошкольников ориентации в пространст. Психологопедагогические основы развития у дошкольников ориентации в пространстве
Скачать 107.88 Kb.
|
«Игры на знания сторон света» Конспект занятия Тема занятия: «Игры на знания сторон света» Тип занятия: игра Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами. Задачи: Образовательные: • систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом, компасом. Развивающие: • развивать умения быстро и правильно ориентироваться на местности; • развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий. Воспитательные: • воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу. Методы и приемы: • словесный метод обучения (беседа, рассказ); • наглядный метод обучения ( иллюстрация, демонстрация); • метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция). Оборудование: стакан, магнит, карандаши, иголка, бумага, компас, мел, доска, картонная стрелка, рисунки животных, головные уборы, проектор План занятия. Структура занятия (основные части занятия) 1 Вводная часть. 1.1 Организационный момент. 1.2 Определение целей и задач 1.3 Повторение и закрепление пройденного материала 2 Основная часть. 2.1 Игры для закрепление материала 3 Заключительная часть. 3.1 Подведение итогов занятия. 3.2 Домашнее задание. Ход занятия 1.Вводная часть. 1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места) Посмотрите-ка ребятки, все готовы? Все в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? 1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия). 1.3.Повторение и закрепление пройденного материала Опрос: Что такое компас? Стороны света .Азимут. Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Под стеклом сижу, На север и юг гляжу, Со мной пойдешь – Дорогу найдешь» (Ответ, компас). Компас — это прибор, с помощью которого человек может определить направления света: север, юг, запад, восток. Азимут -Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отчитываемый от направления на север по часовой стрелке. Умение находить путь с помощью компаса и карты называется ориентированием. Для этого нужно вспомнить, как называются стороны света. Чтобы их запомнить, мы сделаем рисунок. Чем мы могли бы сделать большой круг и еще один поменьше? Магнитный компас изобрели около трёх тысяч лет назад китайцы. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад. И на сегодняшний день мы пользуемся этим уникальным прибором. Все вы его видели. Устройство и назначение его знаете. Делаем компас с детьми при помощи стакана с водой, намагниченной иголки, бумаги. Повторяем различные способы определения сторон горизонта. Мультфильм : «Почему стрелка компаса показывает на север» 2.Основная часть. 2.1.Игры длязакрепление материала Сегодня мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, вспоминая еще несколько способов нахождения сторон горизонта. В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад. Братья это-страны света, Ну, а дом их-вся планета. Север- белый властелин, Царь снегов , морозов , льдин, Он на глобусе вверху, Насылает нам пургу . Юг, его горячий брат, Солнцу ласковому рад … Справа брат В о сток живет, Там где солнышко встает. Ну, а Запад-брат ютиться Там где солнце спать ложиться. (М.Погарский, А Щепин) Итак, какие стороны горизонта вы знаете? стороны света: СВ (северо-восток), ЮВ (юго-восток), ЮЗ (юго-запад) и СЗ (северо-запад). Игра «Север, юг, запад, восток» Играют 10-15 человек, построенные в 2 шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу указывают играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называют какую-либо сторону горизонта, например «север», а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Руководитель называет другие стороны горизонта. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков. Ориентирование по компасу. Перед дорогой всегда надо проверить исправность компаса. Для этого отпускают у компаса тормоз и ставят в горизонтальном положении на землю, стол, пень и т.п. Затем подносят к стрелке любой железный или стальной предмет, выводя её из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдёт или если стрелка долго не успокаивается – использовать компас нельзя. Пользоваться компасом можно не везде. Так, вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, в районе магнитных аномалий, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на месте приходится другими способами. Показ рисунков «Стороны Света» Игра «Стороны Света» Дети встают в круг. (они изображают окружность компаса). Водящий будет стрелкой компаса. По команде дети двигаются налево взявшись за руки, а водящий закрыв глаза считает до 10 вращаясь направо .Открывая глаза водящий определяет перед собой север, того кто оказался перед ним называя его имя , сзади будет юг, справа восток и сева соответственно запад. Каждому из детей, оказавшихся стороной света, водящий одевает соответствующие головные уборы. Следующим водить будет тот, кто оказался на месте «Север» Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами. Это в городе вы обычно ходите по тем же самым улицам, которые хорошо знаете и прекрасно в них ориентируетесь. А если вам нужно попасть в какое-то место, где вы еще ни разу не были – то вы всегда можете спросить дорогу у местных жителей. А вот в поход люди часто ходят в те районы, где они никогда не бывали, чтобы увидеть что-то новое, пройти новые перевалы или покорить новые вершины. И в походе дорогу спросить не у кого, так что приходится ориентироваться самостоятельно. А для этого необходимо уметь работать с картой, компасом, а также использовать различные другие ориентиры, такие как солнце, луна, звезды. Шаг за шагом люди познавали Землю. Уже в далёком прошлом они пускались в плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надёжными путеводителями людям служили солнце, луна и звёзды. По ним смелые моряки вели свои корабли в нужном направлении. Игра «Жители сторон света» В начале, водящий так же определяет стороны света, называя детей. Далее дети, на которых указал водящий, выбирают изображение животного, которое может жить на данной стороне света. Следующий водит тот, кто оказался на месте «Юг». Затем следующие дети должны будут вспомнить и других животных по такому же принципу. Кроссворд «Стороны света» для детей Вопросы: Компас указывает направление на… (север) Что может испортить показания компаса? (магнит) Это направление находится справа от севера (восток) Вращающаяся часть компаса (стрелка) Есть южный, северный и магнитный (полюс) В какой стране появились первые компасы? (Китай) 2.2. Закрепление нового материала: 3. Заключительная часть. 3.1. Подведение итогов занятия Мы на сегодняшнем занятии поиграли в различные игры на знания сторон света,тем самым закрепили знания о сторонах горизонта.И теперь в случае необходимости вы сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового. 3.2. Домашнее задание Дома узнайте у родителей, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем занятии вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей. Приложение 2 Картотека игр для развития пространственной ориентировки. Игры на формирование ориентировки "на себе" "Солнышко" Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Оборудование: схематическое изображение лица человека. Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица. "Скульптор" Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Оборудование: макет игрушки Буратино. Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить. "Контролер" Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека. Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый. Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя" и "от предметов" "Кто правильно назовет" Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами. Оборудование: - Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой. "Кто из детей стоит близко, а кто далеко?" Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя". Оборудование: - Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше. "Вратарь" Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения. Оборудование: мяч Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри! "Жмурки с колокольчиком" Цель: учить детей при помощи слуха "Автогонки" Цель: учить детей при помощи слуха "Скок-перескок" Цель: развитие внимательности, умения раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой. команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары. игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер. "Дорога в Д/С» Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути. Оборудование: лист бумаги, карандаш. Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в д/с "Прятки" Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве. Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели. "Скульптор" Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Оборудование: макет игрушки Буратино. Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить. «Угадай, где спрятали» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Оборудование: небольшая игрушка - собачка, матрешка, солдатик. Содержание: взрослый объясняет: «Сейчас я спрячу эту игрушку, ты будешь ее искать, а я «Пройди к флажку» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, развивать память, внимание. Оборудование: флажки, Буратино или другой сказочный персонаж Содержание: перед началом занятия «Что изменилось» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве. Оборудование: комната куклы со всей обстановкой. Содержание: на столе устроена комната куклы со всей обстановкой. Дети делают в "Муха" Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию. Оборудование: игровое пособие " Муха". Содержание: дети прослеживают глазами указанное направление мухи, объясняют где в данный момент она находится. "Волшебный сундучок" Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева". Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся. "Художник" Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. Оборудование: картинка - фон, предметные картинки. Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями. «У кого что получилось» Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Оборудование: листы, линованные в клеточку, карандаш. Содержание: на листах линованной в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т.е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша. Приложение 3 Консультация для родителей на тему: "Развитие пространственной ориентировки через игру, у детей старшего дошкольного возраста". Уважаемые родители! На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с ребёнком еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему, знакомя его с понятиями «верх — низ — право — лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки. К моменту поступления в школу дети должны наряду с другими знаниями, умениями и навыками хорошо ориентироваться в пространстве и во времени (дни недели, месяца года, время года, время суток). Как обучить этому ребенка в домашних условиях? Естественно надо об этом говорить с детьми, напоминать, спрашивать, использовать в речи все эти понятия, и мы предлагаем для вашего внимания несколько простых игровых упражнений: «Браслеты» Начинайте обучение детей ориентировки на себе с помощью их тела, на правую руку, надеваем яркий браслет… После того, как ребенок научится определять левую и правую руку, объясните, что все части тела, которые находятся с правой стороны, тоже правые - нога, ухо, глаз, колено, локоть, а с левой стороны – левые. Закрепляйте эти понятия в процессе повседневных занятий, например, сопровождая процесс одевания пояснениями. Дети любят выполнять упражнения на внимание, например, «дотронься левой рукой до правой ноги», «дотронься правой рукой до левого уха» и т.д. «Зеркальное отражение» Самое сложное - это научить ребенка определять право и лево по отношению к собеседнику. Оденьте с ребенком браслеты или часы на правую руку и станьте лицом к друг другу. Пусть ребенок посмотрит, что предмет (часы или браслет) оказался перевернутым, так как положение предметов относительно друг друга изменилось. Можно проделывать подобное упражнение и с зеркалом. «Добавь слово» Ход игры: Уточнение понятий: «впереди меня», «позади», «справа», «слева». Дети добавляют слова. Можно использовать перебрасывание мяча. - Где стоит стол? (Стол стоит позади меня) – следующий игрок задает вопрос. - Где висит полочка с цветами? (Полочка с цветами висит справа). - Где дверь? (Дверь от нас слева). - Где зеркала? (Зеркала от нас справа). И т.д. Усложнение: «Справа что?» Игра «Найди магнит» Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз. Игра «Новая походка» Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели. Графический диктант (по клеточкам) |