Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  • психологические сказки. книга псих-пед сказки. Психологопедагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников


    Скачать 44.5 Kb.
    НазваниеПсихологопедагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников
    Анкорпсихологические сказки
    Дата11.08.2022
    Размер44.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакнига псих-пед сказки.docx
    ТипДокументы
    #644427
    страница2 из 3
    1   2   3

    Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (160 наименований) и приложения. Текст изложен на 184 страницах рукописи.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, указываются теоретико-методологические основы, научная новизна, практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

    В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования этнической идентичности младших школьников» дан анализ философских и психолого-педагогических подходов к сущности понятия «этническая идентичность», проанализированы воспитательные возможности сказки с целью развития этнической идентичности младших школьников.

    В диссертации были выделены следующие основные понятия, которые составили основу тезауруса работы: этническая идентичность, этническая идентификация, этническая культура, этнический стереотип. Соотношение этих понятий легло в основу содержания первой главы.

    Этническая идентичность, по определению Т. Г. Стефаненко, — это процесс осознания своей принадлежности к определенной этнической общности, отождествление себя с ней и обособление от других этносов [Стефаненко 2000].

    Представляется, что смысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный русским философом и этнопсихологом Г. Г. Шпетом, рассматривавшем этническую идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [Шпет 1996].

    Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, исследователи предпринимают попытки выделить присущие

    7

    только ей особенности. Так, американский этнолог Ж. Девос рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощенную в культурной традиции и обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее и будущее (цит. по: [Стефаненко 2000]).

    Этническую идентичность можно назвать субъективированной формой проявления этнического сознания, которую в самом общем виде можно определить как чувство принадлежности к той или иной этнической группе, выражающееся в этническом самоопределении, т. е. в отнесении индивидом себя к данной группе.

    В большинстве работ структура идентичности представлена как имеющая две основные составляющие — персональную и социальную. Согласно Тэшфелу [Tajfel 1982] это равнозначные подструктуры, первая из которых представляет самоопределение человека среди физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая определяет принадлежность человека к различным социальным категориям (полу, этносу, профессиональной группе).

    В моделях, предложенных исследователями [Дробижева 1996], [Стефаненко 2000], используются различные термины для обозначения составных частей этнической идентичности. В ее структуре обычно выделяют три основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков), аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней) и регулятивный, поведенческий компонент. Этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях [Дробижева 1996].

    Сравнительный анализ теоретических и прикладных исследований этнической идентичности позволил нам определить данный феномен как процесс осознания и переживания своей принадлежности к определенной этнической общности, отождествление себя с ней, отделение от других этнических общностей и построение системы отношений в различных этноконтактных условиях.

    В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию осознания принадлежности к своей этнической группе у ребенка предложил Ж. Пиаже [Пиаже 1994]. Он выделил следующие стадии формирования этнической идентичности: 1. От рождения до 3-х лет у ребенка наблюдается первичное восприятие этнических черт и ярких внешних различий (например, цвет кожи, волос). 2. От 3-х до 5-ти лет происходит осознание неизменности идентичности, появляются первые этнические знания, осознание разницы цвета кожи, ребенок накапливает знания

    8

    о разных этнических группах. Но на этом этапе пока еще отсутствуют этнические чувства. Этническая идентичность носит нейтральный характер. 3. В 6—7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа. 4. В 8—9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства. 5. В младшем подростковом возрасте (10—11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

    Таким образом, в процессе развития этническая идентичность ребенка проходит ряд этапов, а результатом этого процесса является формирование в младшем подростковом возрасте эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности.

    Анализ психолого-педагогических работ по изучению особенностей восприятия сказки детьми младшего школьного возраста показал, что сказка выполняет ряд социокультурных функций, которые представляют особую ценность с социально-психологической точки зрения, а именно: социализирующую, креативную, развивающе-терапевтическую, культурно-этническую и лексико-образную. Назначением этих функций является раскрытие и реализация целостного потенциала и становление этнической идентичности ребенка.

    Исследование специфики русской народной сказки показало ее соответствие особенностям личности ребенка, выражающемся в отождествлении вымысла с реальностью, образностью мышления, целостном, нерасчлененном восприятии мира.

    Знание особенностей механизмов воздействия сказочных произведений на личность, собственной творческой деятельности ребенка в работе со сказкой, прогнозирование в связи с этим определенного результата (осознания проблемы, ее разрешения и т. д.) позволяет использовать сказку в качестве метода психолого-педагогического воздействия.

    Анализ учебников и учебных программ для начальной школы показал, что в работе с русской народной сказкой нет целенаправленности, последовательности и системности. Это обусловливает необходимость проведения специально организованной работы с произведениями данного жанра.

    Анализ информации, полученной в ходе теоретического исследования, позволил разработать программу формирования этнической идентичности младших школьников средствами сказкотерапии.

    Во второй главе «Психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности младших школьников в процессе работы со сказкой» обоснованы содержание и организация опытно-

    9

    экспериментальной работы, условия формирования этнической идентичности младших школьников.

    На этапе констатирующего исследования были поставлены следующие задачи:

    • провести диагностику исходного уровня сформированности этнической идентичности учащихся, а также отношения младших школьников к собственной этнической принадлежности;

    • выделить психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности младших школьников.

    В исследовании приняли участие сто пять учащихся 4-х классов: контрольная группа (КГ), в которую вошли сорок пять детей, и экспериментальная группа (ЭГ), включающая шестьдесят детей. Экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа № 12» и «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска.

    Остаются еще мало изученными представления младших школьников о собственной этнической идентичности, эмоциональное отношение к собственной этнической принадлежности, удовлетворенность или неудовлетворенность членством в конкретной этнической группе. В связи с этим одной из целей исследования было изучение представлений младших школьников о себе как о представителях определенного этноса: стереотипы о национальном характере русских, наличие у них определенных психологических черт, а также эмоциональное отношение к себе как к представителю этноса.

    Основу исследования представлений младших школьников о собственной этнической принадлежности составил модифицированный тест «Кто я?» (пять слов-характеристик), предложенный Куном и Макпартлендом [Кун, Макпартленд 1984]. При анализе полученных результатов были выделены объективные и субъективные характеристики и различные социальные роли. В число объективных входили характеристики, связанные с семейными ролями, полом, профессией (в данном случае — «ученик», «школьник»), то есть с группами людей, к которым принято принадлежать, существуя в обществе. Они были разделены на базовые (половая, семейная, профессиональная идентификация) и этнополитические (этническая и региональная идентификация). В число субъективных вошли различные личностные характеристики, позитивные и негативные суждения о себе.

    Как свидетельствуют результаты теста, наиболее важными объективными характеристиками для младших школьников являются: базовая («человек»), семейная («сын», «дочь»), профессиональная («ученик», «школьник») категории. Данные категории отметили 80%, 80% и 76% соответственно. Категорию половой принадлежности отметили 48% учащихся. Этнополитические категории представлены у учащихся следующим

    10

    образом: этническая принадлежность «русский», «россиянин» — 68% респондентов; региональная принадлежность («курянин») — 56% школьников. Среди субъективных характеристик младшие школьники выделяют позитивные и негативные черты характера (64%): «послушный», «любознательный», «веселый», «забывчивый». Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной выраженности этнической идентичности младших школьников.

    В работе мы исследовали также этнические стереотипы младших школьников о русских людях, русском национальном характере, выявили отношение к себе как к представителю определенной этнической группы.

    Представления младших школьников о национальном характере как о важнейшей составляющей этнической идентичности исследовались нами с помощью методики «Биполярные шкалы». Наиболее часто встречающиеся характеристики, которые выделяли младшие школьники, связаны с такими чертами характера, как: 1) дружелюбие; 2) трудолюбие; 3) доброта; 4) общительность; 5) благородство; 6) талант; 7) патриотизм; 8) культура; 9) мужество; 10) чувство юмора.

    Это свидетельствует о том, что названные позитивные качества входят в состав представлений младших школьников о национальном стереотипе русских людей как важнейшем компоненте их этнической идентичности.

    Младшие школьники достаточно критично относятся к особенностям национального характера и выделяют как достоинства, так и недостатки. Недостатками русского национального характера школьники считают лень, излишнюю доверчивость, болтливость, низкую самооценку.

    В ходе эксперимента была предложена воображаемая ситуация «Если бы ты мог родиться еще раз, то в какой стране и какой национальности ты хотел бы быть?» Анализ ответов на этот вопрос позволяет диагностировать эмоциональное, малоосознаваемое отношение к своей этнической идентичности. Связано это с внутренним комфортом или дискомфортом, который младшие школьники испытывают, осознавая свою этническую идентичность, принадлежность к определенному этносу.

    Анализ высказываний учащихся до проведения формирующего эксперимента показал, что 64,8 % из них хотели бы снова родиться русскими и в России; 23,8 % школьников пожелали родиться в другой стране, но русскими; 10,5 % опрошенных хотели бы жить в другой стране и иметь другую национальность. Как видим, больше половины опрошенных испытывают чувство удовлетворения от принадлежности к своей стране и этносу. Эти школьники находятся в определенной внутренней гармонии и принимают свою этническую идентичность. Такое состояние этнической идентичности, на наш взгляд, является проявлением патриотизма.

    25 % респондентов хотели бы остаться русскими, но жить за пределами России. В настоящее время наиболее часто такое нежелание объясняется

    11

    самими учащимися нестабильностью в России, неуверенностью в собственном будущем и т. п. Вследствие этого возникает чувство беспомощности и безысходности. 10 % школьников испытывают психологический дискомфорт, так как не удовлетворены своей этнической идентичностью, не находят опоры в ней. На наш взгляд, эти дети требуют особого внимания учителей, родителей, педагогов-психологов.

    Проанализировав полученные результаты, мы выявили у младших школьников неоднозначное отношение к собственной этнической идентичности, что подтвердило необходимость ее целенаправленного формирования.

    Диагностика исходного уровня этнической идентичности показала недостаток знаний о родном городе, национальных ценностях и традициях, связей с национальной средой; наличие как положительных, так и отрицательных установок по отношению к представителям собственной этнической группы; влияние опыта взаимодействия и практического общения, а также мнения социальной группы, в которую включены сами оценивающие, на оценку представителей собственной этнической группы.

    Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости планомерной, целенаправленной и систематической работы с младшими школьниками по приобщению их к этнической культуре и формированию у них этнической идентичности.

    Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в процессе формирования этнической идентичности следует учитывать индивидуально-психологические особенности детей, их интересы, ценности, знания и опираться на них. Также необходимо учитывать особенности социальной жизни, круг общения детей. Данные знания и ориентиры во многом являются залогом эффективности развития этнической идентичности младших школьников.

    Для формирования положительной этнической идентичности младших школьников, расширения их этнических представлений мы разработали и реализовали сказкотерапевтический практикум, который включает несколько этапов:

    Подготовительный этап. Цели этого этапа — установление контакта с аудиторией; создание в группе атмосферы доверия, эмоционального тепла, безоценочности; получение возможно более полной информации о каждом члене группы посредством целенаправленного наблюдения в заданных рамках деятельности; совместная выработка норм и правил взаимодействия в группе.

    Просветительский этап включает в себя беседы, чтение и рассказывание русских народных сказок, выяснение имеющихся у младших школьников знаний и представлений об особенностях национальной группы, членами которой они являются.

    12

    Целью этого этапа является передача знаний о национальных традициях, истории, обычаях, особенностях культуры; обсуждение наиболее интересных вопросов с опорой на имеющиеся знания и опыт младших школьников.

    Прикладной этап работы представляет собой систему практических занятий, которые способствуют формированию этнической идентичности младших школьников.

    Организация занятий проходила в соответствии со следующими принципами:

    1. добровольности: участие в сказкотерапевтическом практикуме должно быть только добровольным.

    2. активности участников группы: обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, выполнение специальных устных и письменных заданий.

    3. проблемности: в процессе работы участникам необходимо самим найти решение проблемы.

    4. сотрудничества: работа основывается на признании ценности личности другого человека, его мнений, интересов, все решения принимаются с максимальным учетом интересов всех участников.

    Итоговый этап направлен на подведение итогов работы, закрепление полученных позитивных результатов, получение от участников обратной связи об эффективности проведенной работы, осознание ими собственных личностных достижений. Эффективным дополнением к основной работе на этом этапе является обсуждение с детьми-участниками практикума реальных жизненных ситуаций, значимых для них.

    Содержательная часть сказкотерапевтического практикума включает следующие направления: «Интерьер «сказочного» дома», «Русская национальная кухня в сказке», «Сказка и русский национальный костюм», «Основные виды занятий русских людей в сказке», «Образ родной земли в русской сказке», «Русский этнический тип в сказке», «Сказки Курского края».

    Развитие этнической идентичности средствами сказкотерапии осуществлялось в ходе практикума через прямое и символическое воспроизведение, усвоение традиционных реальностей бытия с целью воспитания у детей интереса к русской старине, русскому крестьянскому быту.

    Для проведения контрольного эксперимента исследования из общей выборки детей были выделены: экспериментальная группа (60 человек) и контрольная группа (45 человек).

    На данном этапе проводился повторный диагностический срез с помощью комплекса методик, который ранее применялся на констатирующем этапе. Его результаты сопоставлялись с результатами, полученными на констатирующем этапе исследования.

    Анализ полученных результатов по модифицированному тесту Куна и Макпартленда «Кто Я?» показал, что в экспериментальной группе процентное

    13

    соотношение категорий, значимых для детей, в целом повысилось. Так, этническую принадлежность «русский» отметили 93,3 % школьников, что на 25,7 % больше, чем на констатирующем этапе исследования. Данный показатель позволяет сделать вывод о более высоком уровне выраженности этнической идентичности. Также на 5,5 % увеличился процент учащихся экспериментальной группы, которые отметили свою региональную принадлежность «курянин». На 5% вырос показатель по категории «семейная идентификация». Вместе с тем следует отметить, что по категориям «человек», «позитивные и негативные самооценки», «дружба» показатели несколько снизились (от 1 до 4 %). Анализ результатов контрольной группы показал, что процентные соотношения объективных и субъективных характеристик учащихся в целом не изменились.

    Таким образом, по результатам данной методики можно сделать вывод, что уровень значимости этнической принадлежности в экспериментальной группе увеличился, что может являться показателем более высокого уровня сформированности этнической идентичности.

    Существенно изменились позиции этих категорий по степени значимости у участников экспериментальной группы. 25 % участников этой группы считают свою этническую принадлежность наиболее важной по сравнению с остальными категориями, что на 7,9 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента.

    Важные изменения в отношении младших школьников к себе как к представителям русского этноса были обнаружены при анализе повторного исследования с помощью составленного нами опросника: снова русскими и в России пожелали бы родиться 76,6 % опрошенных (при первичном исследовании — 64,8 %); в другой стране, но русскими — 20 % (при первичном исследовании — 23,8 %); в другой стране и другой национальности — 3,4 % (при первичном исследовании — 10,5 %).

    Эти данные говорят, что 76,6% опрошенных испытывает чувство удовлетворения от этнической принадлежности к своей стране и своему этносу. Представления и стереотипы, входящие в этническую идентичность, несколько расширились и изменились по содержанию. В характеристиках русских людей появились такие новые качества как терпение, гостеприимство, уважение к другим народам, уверенность в себе, стремление к успеху, гуманное отношение к природе, религиозность. Это свидетельствует о том, что названные качества входят в состав представлений младших школьников о национальном стереотипе русских людей как важнейшем компоненте их этнической идентичности.

    Для того чтобы оценить выраженность когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности младших школьников до и после проведения формирующего эксперимента, мы вычислили общее направление сдвига исследуемых компонентов для каждого испытуемого. Достоверность определялась по G-критерию знаков. Результаты позволили констатировать

    14

    положительные сдвиги в сторону развития как когнитивного, так и аффективного компонентов этнической идентичности. Причем в развитии аффективного компонента эти сдвиги выражены более существенно. В ходе формирующего эксперимента с целью выявления степени сформированности этнической идентичности младших школьников нами были определены качественные уровни выраженности ее компонентов.

    Показатели выраженности когнитивного компонента этнической идентичности младших школьников представлены в таблице 1.
    1   2   3


    написать администратору сайта