Главная страница

Психосемантическая амплификация. Богданова_Психосемантическая амплификация. Психосемантическая амплификация как метод наращивания преадаптивного потенциала человека


Скачать 117.69 Kb.
НазваниеПсихосемантическая амплификация как метод наращивания преадаптивного потенциала человека
АнкорПсихосемантическая амплификация
Дата06.04.2023
Размер117.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБогданова_Психосемантическая амплификация.docx
ТипДокументы
#1041751
страница2 из 4
1   2   3   4
.

Грубое измерение включает низший уровень иерархии и это первый слой оболочки, аннамайякоша - физическое тело, обозначающее «оболочку, сделанную из пищи». К этому состоянию можно отнести такой язык сознания – как ощущения. Это самый древний (архаичный) язык, который нам дан с рождения. Эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи (или видов энергии): слуховые рецепторы, отражающие звуковые колебания; зрительные рецепторы, отражающие определенные диапазоны электромагнитных колебаний,. и т. д. Органы чувств, объективно отражающие различные виды энергии и возможно даже те, которые мы еще не способны различать. Благодаря ощущениям люди адаптировались к эволюционным изменениям и таким образом, ощущения является чувственным отображением объективной реальности человека.

Ощущения являются частью другого психического процесса — восприятия, системы формирования перцептивного образа. Человеческий организм через ощущения и в том числе субъективных чувствований от воздействия окружающей среды является языком, который описывает пространство вокруг человека. Это «язык», на котором «говорят» с нашим сознанием запахи окружающего пространства через обоняние, звуки в своем разнообразии частот и тональностей через уши, качества и свойство различных поверхностей благодаря осязанию, вкусовая палитра разнообразия гастрономических предпочтений и обширная световая гамма мира во всем своем многообразии. Зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые и тактильных ощущения первыми стоят на грани соприкосновения человека с внешней средой - это экстерорецептивные ощущения. Также ощущения делятся на интероцептивные, связанные с иным типом раздражения рецепторов, находящихся внутри организма и проприоцептивные, или двигательные, ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемого при этом усилия

Ощущения всегда воспринимаются человеком индивидуально, также они различаются по качеству, причем каждый вид ощущений имеет свои особенности, отличающие его от других видов. Например, по цвету и насыщенности, если говорить о зрительных ощущениях и тембром, громкостью, если мы говорим о слухе. Также ощущения можно разделять по интенсивности и продолжительности, а также по инерции. Инерция ощущений проявляется в том, что ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия, а сохраняется еще некоторое время. Длительность инерции ощущений не является константной величиной, а зависит от ряда факторов.

Следующее, тонкое измерение состоит из трех средних уровней: второго слоя пранамайякоша-это эмоционально-сексуальное тело. Прана- витальная сила, жизненная энергия, либидо во фрейдовском понимании. Это язык эмоций, который в процессе эволюции возник как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Самая примитивная форма этого языка – эмоциональный тон ощущений – существует уже в первые месяцы жизни ребенка (по некоторым новым исследованиям – уже во внутриутробном состоянии). Эмоциональный тон ощущений сопровождает непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные), и способствует их сохранению или устранению.

Эмоции разделаются по функциям: оценки, побуждения, организации, подкрепления, регулирования, синтезирования, активации, адаптации, экспрессивности, которые также могут взаимодействовать и дополнять друг друга. Знания и умения различать язык эмоций и чувств очень важный для человека, так как играют важную роль в его жизнедеятельности и организует целенаправленное поведение. Эмоции и чувства возникают в различных сферах жизни, так, например, если мы что-то делаем с удовольствием или решение задач приносит радость, творческая активность, то возникают праксические чувства, если мы любуемся красивыми пейзажами природы или наслаждаемся искусством, то испытываем эстетические чувства, любопытство и познавательная деятельность даст нам интеллектуальные переживания, а отношение человека к морали, духовным ценностям, любви, сострадании наделят нравственными чувствами.

Третьего слоя, маномайякоша - оболочке манаса, или разума, рационального, абстрактного, лингвистического. К этому слою относятся два типа языка сознания- язык образов и язык символов и знаков.

Язык образов создает некий синтез представлений об «объекте информации», основанный на пережитом опыте и не только. Язык образом по механизму восприятия можно разделить на:

- образ воображения, при котором происходит создание вымышленной реальности, фантазирование действительности, не основанной на собственном опыте;

- фантомный образ, как синтез перцептивного и репрезентативного образа, основанный на опыте переживания и работе «зеркальных нейронов» (образ утраченной части тела);

-схема тела при котором человек способен представить образ своего тела в различных положениях тела, движения, размеров и контуров;

-послеобраз или последовательный образ, феномен зрительного восприятия, возникающий после рассмотрения «объекта».

- эйдетический образ (от греч. eidos - образ, вид), как отчетливое о полное зрительное преставление объекта, но отличается от послеобраза тем, что является более стабильным и человек способен рассматривать его внутренним взором и действительно видеть.

«Сущностью интегративного представления о роли образа в сознании является недвойственность субъекта и объекта. Это означает, что индивидуальное сознание, которое воспринимает объект, и само воспринимаемое объект сознание не выглядят как две отдельные единицы (двойственное видение), но видятся как единое состояние. Нетрудно прийти к логическому выводу о том, что то, что мы видим, слышим и т.д., есть не что-то внешнее, но просто образ, вызванный̆ чем-то внешним. Этот образ есть часть нас самих и не отличен от ума, который̆ его (образ) воспринимает. Но даже если рассудочно понимать, что то, что мы видим, как человека, на самом деле есть просто наша собственная мыследеятельность, подобное понимание никак не меняет наших реакций. Мы продолжаем действовать и воспринимать так, как если бы данный̆ образ действительно существовал как отдельная единица. Таким образом, можно рассудочно сконструировать идею недвойственного видения, но практически невозможно сконструировать с помощью умственных усилий его непосредственный опыт [Козлов,2022]».

На сознательном уровне символы воспринимаются человеком в основном те, которые он сам для себя обозначил или которые определил контекст та культурная среда, в которой он живет. Скрытые символы, сформированные на бессознательном и подсознательном уровнях, формируются недоступными для нас механизмами психики человека, тайна такого процесса до сих пор до конца не раскрыта.

Язык знаков — это не только текст (письмо, ноты) в различных вариациях функций (способы передачи информации, коммуникация, мыслительный процесс) и предназначений (контекст информации), но и индексы (условные обозначения, например, светофор или дорожные знаки), сигналы (звуковая информация, например, сирена).

Природа тоже несет информацию в виде естественных знаков, это, например, явления природы, которые указывают на какие-то события или явления (например, дыма без огня не бывает, после молнии всегда мы слышим гром). К вербальным знакам относятся разговорные языки. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей человека, заложенных в его биологической природе. Сюда же можно отнести эмоциональные знаки – информация, которую мы воспринимаем благодаря считыванию эмоционального тона говорящего. Как справедливо отметил Людвиг Витгенштейн: «Любой текст — это ковер, из которого каждый, кто его читает, (при этом под текстом имеется в виду, что угодно, включая оперу), — вытаскивает свои нити, в зависимости, от того, что может, чему научен, насколько у него сильный интеллект, сильный вкус и так далее».

Четвертый слой тонкого измерения называется виджнянамайякоша — интуитивная оболочка, высший, или тонкий разум. Эта способность человеком получать ответы, предчувствия на нелогическом языке необъяснимым способом

У.Джеймс указывал, «что хотя эти состояния относятся к сфере чувств, они тем не менее являются особой формой познавания. Человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка. Это своего рода откровения, моменты внутреннего просветления. Джеймс много размышляет об интуиции не только в связи с мистическим опытом. Он отмечает, что она идёт вразрез с умозаключениями рассудка. Однако только сочетание нашей интуиции и разума могло создать такие великие мировые учения, как буддийская или христианская философии. По мнению Джеймса, непосредственное, интуитивное убеждение таится в глубине нашего духа, а логические аргументы только поверхностное проявление его [Козлов, 2022,с.74]».

Каузальное измерение содержит высший уровень, пятый слой, анандамайякоша - оболочка из ананды, или духовного и трансцендентального блаженства. архетипический дух, о котором также говорится, что он во многом (но не вообще) не проявлен или не имеет формы.

Это домадальное ощущение как изначальное состояние сознания. «Изначальное состояние сознания — это состояние первичной не дифференцированности на субъектно-объектные отношения, когда индивидуальное свободное сознания не имеет содержания за счет энергетического или сенсорно-перцептивного преобразования в среде и реальность не структурирована в модальностях опыта. «Нам важно понимание, что «изначальное сознание», «душа», чистая энергия сознание», «архесенсорный слой психической организации», индивидуальное свободное сознание, являются основой субъектности и личностной активности прямо сейчас, некой метапозицией по отношению к самосознанию, топосом трансцендентной рефлексии потока бытия человека. Нам кажется одновременно, что именно архесенсорный слой является неким зеркалом, на котором индивидуальное человеческое сознание активно рисует различные формы трансцендентного и трансперсонального порядка. При этом содержание этих форм зависит не только от индивидуального опыта созерцающего субъекта, но и всего содержания более поверхностных языков сознания, их взаимодействия, культурно-социального контекста, в котором происходит «встреча с зеркалом [Козлов,2022]».

Заканчивая часть статьи, где мы попытались осветить основные имеющиеся взгляды на формирование субъективного опыта человека, благодаря чему формируется представления о внутреннем и внешнем мире человека, его пониманию событийности и процессов, предметов и всего с чем сталкивается в своей жизни, отметим, что субъективное понимание не ограничено только понимаемыми и принимаемыми наукой процессами, механизмами, этот сложный и многоуровневый конструкт, в основе которого лежат индивидуальные сознательные переживания и глубокие бессознательные процессы, которые мы не способны ограничить рамками какой либо парадигмы. Эти неосознаваемые процессы как волны в океане, состоят из мельчайших капелек-смыслов, неотделимы, целостны от вселенского разума и иногда, благодаря «ветру сознания», смыслы - как брызги касаются нас, и мы получаем свое внутреннее понимание обьяснение-открытие «Вот оно как»! А потом опять возвращаются в глубокую неизведанную бездну тайн бессознательного океана.
на каждой стадии [развития] структура

более высокого уровня — более сложная и более объемлющая

возникает через видоизменение предшествующего уровня

К. Уилбер
В основе метода «Психосемантической амплификаци», с которым мы хотим вас познакомить, лежат психосемантическая концепции сознания В.Ф.Петренко, интегративный подход в психологии В.В. Козлова и вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности В.В. Налимова.

Психосемантика (от греч. Semantikos– обозначающий)- область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т.д. Изучает психосемантика различные формы существования значений и в индивидуальном сознании (словестные понятия, символы, образы) и анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений[Петренко, 2005]».

Также сформулируем ряд положений, на которых в дальнейшем строиться наша методология[Петренко,2017,с.43].

- мы стоим на «позиции альтернативного конструктивизма, утверждающего плюрализм истинности и полагающего множественность возможных моделей изучаемого объекта. Взамен полурелигиозного понятия истины мы выделяем такие характеристики моделей нашего познания как эвристичность (возможность порождения новых идей, фактов, открытий);

- нам близки взгляды культурноисторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, полагающей обусловленность научной картины мира уровнем развития познавательных средств и орудий, а также языка, ценностно-мотивационной сферы общественного сознания;

-мы исходим из имплицитной включенности субъекта познания в конструируемую им картину мира и невозможности вывести его за рамки изучаемой реальности, описав ее в виде «объективной» и независимой от познающего

-картина мира, конструируемая познающим субъектом, имеет многослойную организацию и содержит как сознательные, так и бессознательные пласты психического. С позиции психосемантики для описания этих уровней психического требуется как минимум два различных языка описания. Проблема в том, что мир, представленный в сознании, «живет» по законам классической физики в «естественном» трехмерном пространстве и времени, а квантовая реальность существует в бесконечномерном пространстве Гильберта и мнимом.

-мы считаем, что на коллективное бессознательное, существующее в гильбертовом пространстве, распространяется феномен ЭПР (Эйнштейна–Подольского–Розена) — связности или спутанности, заключающийся в нелокальности бытия и синхронической связи компонентов опыта генетически связанных в эволюции. Синхроническая связь (описанная в психологии Юнгом) согласно ЭПР не требует переноса энергии и осуществляется мгновенно. Гипотетически можно предположить, что именно принципы квантовой физики лежат в основе таких малоисследованных и ставящихся под сомнение многими исследователями феноменов как синхронизм, телепатия, предчувствие, прорицание.

«Личность мы обозначаем изначально как некое совершенство и как уникальное, ценное в своей целостности, самобытности и неповторимости живую социально-психологическую. Личность имеет: уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами, ролями, ценностями, материальными объектами, тенденциями, направленностью, неповторимое психосемантическое пространство осознания и осмысления этих идентичностей; уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь; уникальный язык взаимодействий с миром в ощущениях, эмоциях и чувствах, образах, символах, знаковых системах; уникальное сочетание качеств, свойств, привычек и предпочтений, социокультурного опыта и приобретённых знаний, диспозиций, мотивов, потребностей способностей̆, набора психофизических особенностей[Козлов,2023 ].

Человек отражает невербальное поведение другого человека с помощью четырех систем отражения: 1. оптическая (зрительная: мимика, пантомимика и др.), 2. акустическая (звуковая: тембр, высота, особенности речи и др.), 3. тактильная (телесная: прикосновения, теплота, влажность, дрожь и др.), 4. ольфакторная (запах: естественный (запах тела), искусственный (косметика, парфюмерия, посторонние)) 5. Интуитивное (когда мы способны воспринимать «внутренним взглядом, чутьем»). Психосемантические поля могут выделяться из общего фона перцептивного взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. Мы рассматриваем их в разных модальностях, рассмотрим некоторые их них.

Так, например выделяется психосемантика цвета [80], которая рассматривает особое значение и воздействие на психику человека воспринимаемого цвета. Изучается в аспекте доступности его интерпретации, в его соотнесенности с неперцептивными категориями, такими как физиологические реакции, эмоции, чувства, идеи, установки, морально-этические категории.

Отметим, что о воздействии цвета было указано еще в древне-индийских, алхимических, религиозных текстах, нашло отражение в иконописи, символизме и в различных культурных обрядах. Начало научного подхода феномена воздействия началось с тракта Гёте о Цвете и в его тезисе о «чувственно-нравственном действии цвета». Далее Цвет рассматривался как один из атрибутов объективной действительности несводимый к характеристикам субъективного ощущения Г.В. Ф. Гегелем, С.Л. Рубинштейном, К.А. Свасьян; в области психофизиологии в аспекте закономерностей цветоразличения (Р.Л. Стивенс, Д.Сондерс, Е.Н. Соколов, Ч.А. Измайлов; Б.А. Шашлов и др.).

Цвет является естественным знаком или символом, поскольку обозначающее и обозначаемое в нем неразрывно связаны. «Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно – биологические, объективные) корни. Уже поэтому он отличен от предметных значений, тесно связанных с речью. Один важный признак этой семантической системы – это целостный организм. Второй – несколько расплывчато определяется как «эмоциональность» в самом широком смысле этого слова. Третий – «органичность» или экологичность: цветовое значение должно представлять некие важные признаки естественных (природогенных) объектов или условий жизнедеятельности. Четвертый признак – «вплетенность» этого значения в чувственную ткань психического образа, т.е. непосредственная данность субъекту[Тернер, 1983 ]».

«Теоретическая гипотеза экспериментальной психосемантики Цвета состоит в том, что между цветовым ощущением и эмоциональным тоном существуют «двусторонние» взаимосвязи, то есть между ними возможны не только взаимный перевод содержания, определяющийся как «трансляция» [ Артемьева,1980], но и взаимопорождения (трансформации). Феноменологически это должно соответствовать порождению цветов из соответствующих эмоций, либо специфической окраске, изменению колорита образа при переживании определенного состояния (или иначе, – соответствию колорита образа «окраске» переживания). Предполагается, что синестезия, или эмоциональноперцептивные универсалии (Е.Ю. Артемьева), эмоциональноперцептивные эталоны (Корж, Ребеко, Сафуанова) опосредствуют трансляцию цветового значения в контексты различных перцептивных модальностей. Они же опосредствуют проекцию цветового значения в плоскости развитых вербальных категориальных структур…[Литягина,2009,с.124]».

Далее выделяется психосемантика запаха [66]. Объём информации, которую получает человек с помощью ольфакторной модальности, довольно обширен несмотря на то, что в наши дни естественные запахи нежелательны и всячески маскируются искусственными. Запахи сопровождают человека везде и их значение «велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные [Рубинштейн, 2022,с.200-201]».

Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние, вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты, обморока (от сероводорода, бензина и пр.); они способны изменять температуру кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от нее, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности, раздражительности.

Психосемантика тела или чувственно-телесная семантика. То, как физически выглядит человек символически отражает его психику. О связи психического и телесного написано довольно много как в контексте психофизилогии, нейрофизиологии, психосоматики так и в области психологии, психотерапии. То, как характеризует человек свои ощущения (и здесь мы подразумеваем не только телесные, но и энергию, дыхание, чувства, эмоции) говорит, насколько у него развита рефлексивная сложность. Как известно, на формирование «характера тела» влияют разные факторы, внутренние и внешние с первого нашего вдоха в этом мире. «В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера. Читая «язык тела», терапевт может немедленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряженных областях[Лоуэн, 2000, с.5-6,200]».

Психосемантика пространства и времени.
1   2   3   4


написать администратору сайта