Психотерапия, Психиатрия 14. 01. 06, Наркология 14. 01. 27, Медицинская психология 19. 0004, врачей смежных специальностей Челябинск 2014 2
Скачать 0.81 Mb.
|
1. Игры (техники, направленные на развитие осознания. Упражнение 1. Попробуйте в течение нескольких минут составить фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете – замечаете. Начинайте каждое предложение словом сейчас, в этот момент, теперь, здесь и сейчас. Упражнение 2. Представьте себе, что было бы, если бы вы не встали с постели сегодня утром. Что случилось бы в определенной ситуации, если бы однажды высказали бы нет вместо да Что, если бы былина см выше Или весили на 10 кг меньше Упражнение 3. Жизнь без себя. Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны Теперь вернитесь к себе. Изменился ли мир в ваше отсутствие Значимы ли вы в этой ситуации жизни Как стать живым Упражнение 4. Три фразы. Необходимо разбиться на пары, и глядя в лицо партнеру сказать три фразы, начиная каждую из них со слов - Я должен. Партнер, не комментируя сказанного вами, в свою очередь говорит три аналогичных фразы. Теперь вернитесь к своим фразами по очереди повторите их, заменив в каждой слова я должен на я предполагаю. Поделитесь своими ощущениями. - Далее три фразы Яне могу, а затем тоже самое, заменив слова я не могу на я не хочу. Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз. - Аналогично по очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов мне надо, а потом поменяйте эти слова на я хочу. - Я боюсь, что, затем я хотел бы. Слова я должен, я не могу, мне надоя боюсь, что отрицают или снижают степень вашей ответственности за себя. Изменяя фразы, вы повышаете ответственность за свои мысли, чувства и поведение. Постарайтесь осознать 32 ощущения, связанные с изменением смысла сказанных фраз. Поделитесь своим опытом с группой. Упражнение 5. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом. Например, выяснить как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. 1) Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть неулаженные вопросы, связанные с родственниками, родными и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии, обиды. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства к воображаемому собеседнику. Можно начать со слов я обижен. Упражнение 6. На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, опустошает фон. Точно также вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Наконец, прислушайтесь к какому-нибудь телесному ощущению, вроде боли или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения отступают на задний план. Упражнение 7. Динамика свободного протекания отношений между фигурой и фоном может быть нарушена одним из двух путей а) фигура может быть слишком зафиксирована во внимании, так что новый интерес не допускается в нее из фона как раз то, что происходит в насильственно-произвольном внимании, или б) фон может содержать точки сильного привлечения, которые не могут быть лишены интереса, и при этом они либо будут действительно отвлекать, либо должны быть подавляемы. Давайте проанализируем каждый из этих случаев отдельно. Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру, стремясь смотреть только на нее и ни на что другое. Вы заметите, что скоро она станет неясной и ваше внимание начнет рассеиваться. С другой стороны, если выдадите своему взгляду играть с фигурой, все время возвращаясь к ней от различных фрагментов фона, фигура благодаря этим последовательным дифференциациям объединится, станет яснее и лучше видимой. Выберите неспокойную ситуацию, например ожидание кого-либо или ожидание автобуса на остановке. Позвольте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем, как в предыдущем эксперименте, то есть свободно переходя от одного к другому. Вы заметите, что возбуждение (волнение, вовлеченное в продолжающуюся ситуацию беспокойства (например, возрастающую тревожность по поводу того, что уже поздно, а тот, кого выждете, все не приходит, уменьшает интерес, который вы можете обратить на другие вещи. Продолжая замечать то, что вокруг вас (но без насильственного сосредоточения на чем бы тони было, допустите в себя чувство осознания хаотической бессмысленности окружающего. Замечайте свои сопротивления, проблемы, грезы. Упражнение 8. Дайте своему вниманию переходить, от одного объекта к другому, отмечая фигуры и фоны в объекте и свои эмоции. Каждый раз выражайте эмоций словами вроде мне это нравится или мне это не нравится. Разделяйте объекты на части Это мне в объекте нравится, а это не нравится. Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции, например Это вызывает у меня 33 удивление, отвращение и т. п. Вовремя этого эксперимента вы можете встретиться с такими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремонным или нескромным или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, с которыми вы входите в соприкосновение, эти сопротивления становятся настолько сильными, что заставляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время на животных и неживые объекты. Упражнение 9. Ваше положение в пространстве. Замрите в той позе, в которой вы находитесь, ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как именно высидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или места, где тело соприкасается с чем-то внешним, — например, рука и подбородок. Дайте своему сознанию войти в руку, затем в подбородок. Попробуйте провести между ними беседу. Упражнение 10. Обострение ощущения тела. Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, пройдите вниманием все тело. Какие части у себя вы чувствуете Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете Не старайтесь их расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности Полностью ли вы осознаете себя Какие белые пятна, пустоты отмечаете в своем теле Упражнение 11. Наше лицо. Примите удобное положение. Обратите внимание на то, чтобы ваша голова ни на что не опиралась. Закройте глаза и начинайте чувствовать свое лицо изнутри, просто отмечайте, что с ним происходит. Постепенно, после того как вы нашли какое-либо напряжение, усильте его там, где обнаружили, даже если вашему лицу неудобно. Заметьте, не напрягается ли какая-нибудь часть тела. Отметьте, не приходит ли в голову какая-нибудь мысль, образ, воспоминание. Осознайте основную эмоцию своего тела. Наше лицо всегда знает, что происходит. Упражнение 12. Жизнь без себя. Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны. Теперь вернитесь к себе. Изменился ли мир в ваше отсутствие Значимы ли вы в этой ситуации жизни Как стать живым Техника 2. Концентрация внимания на чувствах. Метод 1. Дифференцирование и объединение Упражнение 1. В этом упражнении, поддерживая актуальность здесь и сейчас в качестве контекста, позвольте своему вниманию свободно играть с объектом, двигаться вокруг него. Постоянно сдвигающиеся фигуры и фоны обострят ваше ощущение разницы между «глазением» и видением, между смутным трансом и живым участием. Для примера давайте рассмотрим такой обычный объект, как карандаш (позднее проделайте подобную процедуру с любым объектом по своему спонтанному выбору. Заметьте прежде всего, что карандаш — та, именно та, уникальная вещь. Конечно, есть другие карандаши, но они другие, а не этот. Произнесите его название — карандаши ясно почувствуйте, что вещь — не слово. Заметьте как можно больше качеств и особенностей этой вещи, которые ей присущи и ее составляют цилиндрик черного графита, красноватое дерево, вес, твердость дерева, мягкость графита, его форму, желтую окраску его поверхности, вытисненную на нем торговую марку, кусочек резинки, 34 прикрепленный к нему полоской жести, и т.д. и т.п. Теперь подумайте о его функциях и возможных ролях в окружающем им можно писать, им можно отметить какое-то место в книге, им можно поковырять в зубах, его можно нервно кусать, наконец, его можно продать. Подумайте о его более случайных ролях он сгорит, если дом загорится, он попадет ребенку в глаз, если ребенок, бегая, на него наткнется, и т. д. Придумайте более отдаленные и экзотические ситуации его можно подарить на Рождество его могут съесть голодные термиты. По мере того как вы абстрагируетесь от уникальной вещи, этого карандаша, многих его качеств и функций, обратите внимание, как в деталях они связываются друг с другом, образуя структуру например, как дерево жестко держит графит и защищает его, как рука держит деревянную оболочку карандаша и т.д. Вы можете увидеть в этом эксперименте различные уровни абстракции свойство карандаша быть таким — этого графита, заключенного в эту деревянную оболочку, покрытую этой желтой краской, отличной от всякой другой желтой краски в мире далее — его очевидные функции, те, для которых он предназначен, далее — более случайные, даже фантастические способы его употребления. Постарайтесь собрать как можно больше подобных сведений и связать водном данном опыте. Если рассмотрение объекта ведет вас к фантазиям, не избегайте их, но все время возвращайте к данному в опыте объекту. Упражнение 2. Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая вам нравится. Обратите внимание на линии и контуры, независимо от изображенных объектов потом, отдельно — на цветовые пятна и оттенки. Обратите внимание на структуру, создаваемую пустотами между контурами основных объектов. Рассмотрите структуры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, скажем, красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства, последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что — на переднем плане, что — на втором, что — вдали. Проследите игру света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка. Лишь после всего этого посмотрите на то, что изображено, — сцена, портрет, пейзажи т. п обычно с этого начинают и на этом фиксируются. Упражнение 3. Попробуйте проделать такой же эксперимент с музыкальным отрывком. Если вы не привыкли к музыке или считаете себя немузыкальным, обратите внимание прежде всего на то, как трудно вам вообще поддерживать контакт со звучащей музыкой звуки скоро начинают казаться хаотическими, а вы впадаете в транс. В таком случае (лучше всего иметь возможность воспроизводить звукозапись снова и снова) попробуйте узнавать вступление определенного инструмента или обращать внимание только на ритм. Потом — только на тембр. Попробуйте различить мелодию и аккомпанемент. Может быть, вы обнаружите, что там есть подголоски, дополнительные мелодии, которых вы раньше не замечали. Попробуйте определить то, что называют музыкальной гармонией, — аккорды и их взаимосвязь, как вы ее слышите где вы чувствуете неустойчивость, неразрешенность, необходимость продолжения, а где, наоборот, «разрешенность» и законченность. Если выбудете делать все это всерьез, в какой-то момент музыка неожиданно оживет для вас. Упражнение 4. Обратите внимание на чей-нибудь голос. Как он звучит Монотонно Изменчиво На высоких тонах Резко Скрипуче Мелодично Слишком тихо Какова артикуляция, легко ли понять произносимое Не слишком ли громко Течет ли 35 речь свободно или в ней есть паузы, колебания, остановки Форсированно Легко Теперь задайте себе два вопроса во-первых, какова ваша эмоциональная реакция на определенные качества этого голоса раздражает ли вас то, что он слишком тихий, или приводит в замешательство, что он слишком громкий, и т. п. Второй вопрос каково, по вашему мнению, эмоциональное состояние говорящего, что стоит за каждым из замеченных качеств голоса Ноющий Угодливый Сексуальный Сердитый Соответствует ли тон тому, что говорится Не пытается ли говорящий вызвать в вас именно ту реакцию, которую вызывает его голос Можете ли вы таким же образом послушать свой собственный голос Это довольно трудно известно, что, впервые услышав свой голос в записи, человек часто не узнает его но если вы заранее знаете, что встретитесь с трудностями, это может увеличить успех попытки. Упражнение 5. Теперь также, как выделали это с видением и слышанием, но менее детально, попробуйте эксперимент на детальную абстракцию с близкими чувствами — осязанием, обонянием, вкусом, чувствительностью своих мышечных реакций. Здесь вы заметите, что очень скоро вовлекаются эмоциональные факторы и возникает сопротивление или ускользание от опыта. Обнаружив это, не принуждайте себя продолжать, а переходите к слеующим экспериментам. Упражнение 6. Просмотрите свои привычки веде. На чем вы обычно сосредоточиваетесь вовремя еды — на пище На разговоре (так, что даже забываете есть Чувствуете ли вы вкус только первого куска или продолжаете ощущать вкус в течение всего процесса Тщательно ли вы жуете Отрываете ли вы кусок, захватив его зубами, или откусываете Что вы любите и чего не любите Не заставляете ли вы себя есть то, что до некоторой степени не любите (может быть потому, что вам сказали, что это полезно для вас Экспериментируете ли вы с новыми блюдами Влияет ли на ваш аппетит присутствие определенных людей Обратите внимание на связь между вкусом вашей пищи и вкусом мира. Если ваша пища — как солома, может быть, и мир кажется таким же серым Если вы получаете удовольствие от еды, может быть, и мир тоже кажется интересным Вовремя этой ревизии своих привычек не пытайтесь изменить что-либо, разве что исключите такие грубые отвлечения, как чтение, что может делать только человек, который рассматривает еду как неизбежное зло или как периодическую заправку топливом. В конце концов, еда — это весьма важная биологическая и социальная функция. Вряд ли кто-нибудь будет читать вовремя исполнения такой важной биологической и социальной функции, как половой акт. Метод 2. Воспоминание Упражнение 1. Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в воображении дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы видите Дверь - кто ее открывает Обстановку Других людей Не пытайтесь вытаскивать что-то из ума, искать что-то, что должно быть здесь просто отправьтесь в то место, которое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть. 36 Упражнение 2. Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, нона сей раз не концентрируйтесь исключительно на видении, попытайтесь включить как можно больше чувств вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувствовали на вкус, осязали, как вы переживали собственные движения попытайтесь восстановить эмоциональный тон, который сопровождает эти воспоминания. Избегаете ли вы вспоминать определенного человека Замечаете ли вы, что можете вспомнить неживые объекты или фотографии людей, ноне самих людей Когда вы вспоминаете ситуации, остаются ли они статическими или появляется движение Присутствует ли нечто драматическое Возникают ли только отрывки или вы можете прослеживать детали, нетеряя целого Удаляются образы или затуманиваются Метод 3. Обострение ощущения тела Упражнение 1. Сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я осознаю, что собираюсь осуществлять эксперимент на осознавание. Сейчас я осознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. Сейчас я осознаю-замечаю, что за стеной звучит радио. Это напоминает мне. Нет, сейчас я осознаю, что начинаю слушать, что передают. Я осознаю, что возвращаюсь от блуждания. Теперь я опять ускользнул. Я вспоминаю совет держаться поверхности. Сейчас я осознаю, что лежу со скрещенными ногами. Я осознаю, что болит спина. Я осознаю, что мне хочется переменить положение. Теперь я осуществляю это и т. д. Упражнение 2. Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события — то, что видится, слышится, источает запахи, но без подавления других переживаний. Теперь по контрасту сосредоточтесь на внутренних процессах — образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Теперь попробуйте дифференцировать эти различные внутренние процессы, сосредоточиваясь на каждом из них так полно, как только можете на образах, мышечных напряжениях и т. п. Следите при этом, как ранее за всеми возникающими объектами, действиями, драматическими сценами и т. д. Упражнение 3. Ходите, разговаривайте или сидите осознавайте-замечайте проприоцептивные детали, никоим образом в них не вмешиваясь. Упражнение 4. Сидя или лежа удобно, осознавайте различные ощущения тела и движения (дыхание, возникающие зажимы, сокращения желудка и т. д обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур — того, что происходит одновременно и образует единый паттерн напряжений, болей, ощущений. Обратите внимание, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание. Соответствуют ли этому какие-нибудь напряжения рук, пальцев, перистальтика желудка, напряжение гениталий Или, может быть, есть какая-нибудь связь между сдерживанием дыхания и напряжением ушей Или между задерживанием дыхания и какими-нибудь тактильными ощущениями Какие комбинации вы можете обнаружить Метод 4. Опыт непрерывности эмоций 37 Упражнение 1. Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию — в данном случае фрустрированный страх. Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоция разгорится с полной силой и ясностью. И наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия в сжимании кулаков, возбужденном дыхании и т. п. вы начинаете чувствовать гнев. Упражнение 2. Лежа, попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот Лоб Глаза Челюсти Обретя эти ощущения, задайте себе вопрос Каково выражение моего лица Не вмешивайтесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, ивы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствовать несколько разных настроений. Упражнение 3. Посетите художественную галерею, желательно достаточно разнообразную. Бросайте лишь моментальный взгляд на каждую картину. Какую эмоцию, хотя бы неясную, она вызывает Если изображается буря, чувствуете ли вы в себе соответствующие вихри и волнение Не пугает ли немного вот это лицо Не раздражает ли этот яркий подбор красок Каким бы ни было ваше мимолетное впечатление, не пытайтесь изменить его добросовестным разглядыванием, переходите к следующей картине. Обратите внимание, какое тонкое эмоциональное чувство вызывает этот рисунок, и переходите к другому. Если ваши реакции кажутся очень смутными и мимолетными или вы вообще неспособны их отследить, не думайте, что это всегда будет так, повторяйте опыт при каждом удобном случае. Если трудно попасть в галерею, можете проделать тоже самое с репродукциями. Упражнение 4. Вновь и вновь оживляйте в фантазии опыт, который имел для вас сильную эмоциональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные детали. Какой, например, наиболее пугающий опыт вы можете вспомнить Прочувствуйте вновь, как все это происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте настоящее время. Возможно, в фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что вы или кто-то другой говорил в этой ситуации. Произносите их вслух вновь и вновь слушайте, как вы произносите их, почувствуйте, как вы переживаете их выговаривание и слушание. Вспомните ситуацию, в которой выбыли унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите при этом внимание, не возникает ли в памяти какой-нибудь более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на него и проработайте ситуацию. Делайте это для разного эмоционального опыта — насколько у вас хватит времени. Есть ли у вас, например, незавершенные ситуации горя Когда кто-то любимый вами умер, могли ли выплакать Если нет, можете ли вы это сейчас Можете ли вы мысленно встать у гроба и проститься Когда выбыли более всего разъярены Пристыжены В замешательстве Чувствовали себя виноватым Можете ли вы пережить эту эмоцию вновь Если нетто можете ли вы почувствовать, что блокирует вас 38 Метод 5. Вербализация Упражнение 1. Послушайте, как выговорите в компании. Если есть возможность, запишите свой голос. Выбудете удивлены и, может быть, раздосадованы тем, как он звучит. Чем больше ваше представление о себе отличается от вашей реальной личности, тем сильнее в вас будет нежелание признать свой голос своим собственным. Почитайте вслух стихи, которые вызнаете, и послушайте себя. Не вмешивайтесь в чтение, не старайтесь читать громче, яснее или выразительнее. Читайте так, как у вас получается, повторяйте чтение и слушайте, пока не почувствуете интеграции речи и слушания. Затем прочтите тоже стихотворение внутренней речью, в уме. Теперь вам уже должно быть легко слышать собственную внутреннюю речь. Сейчас, когда вы просто читаете книгу или газету, вслушайтесь в свою внутреннюю речь, проговаривание читаемого. Сначала это замедлит чтение и, может быть, вызовет беспокойство, но через некоторое время вы сможете слушать также быстро, как читаете эта практика может улучшить вашу память благодаря возросшему контакту с материалом. Наконец, попробуйте прислушаться к своему внутреннему речевому думанию. Сначала это может заставить вас замолчать, но через некоторое время беззвучное бормотание начнется снова. Вы услышите несвязные, сумасшедшие отрывки предложений, проплывающие вновь и вновь. Если это вызывает слишком большое беспокойство, поговорите с собой немножко намеренно Сейчас я слушаю себя. Не знаю, о чем бы подумать. Попробую проделать молча эксперимент здесь и сейчас. Да, это звучит также, как если бы я делал это вслух. А теперь я забыл, перестал слушать. Отмечайте модуляции вашего внутреннего голоса. Какой он — сердитый, жалующийся, ноющий, напыщенный Или он звучит по-детски? Проговаривает ли он педантично все подразумеваемое после того, как значение уже понято Упражнение 2. Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержитесь от внутренней речи при этом оставайтесь бодрствующими осознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколько секунд, думание навязчиво возобновится. Для начала хорошо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и речью позвольте им сменять друг друга. Хороший способ — координировать это с дыханием. Попробуйте останавливать внутреннюю речь вовремя вдоха. Затем, вовремя выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим словам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если выбудете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализации станут ярче, ощущения тела — определеннее, эмоции — яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут быть направлены на выполнение этих более простых и более фундаментальных функций. Упражнение 3. Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать ритм, тон, ходовые фразы. Кому выговорите С какой целью Придираетесь и ворчите Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная что Стараетесь произвести впечатление Или это блеф Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за друга Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория Метод 6. Интегрирующее осознавание» 39 Упражнение 1. На основе осознавания любой реальной ситуации попробуйте произносить фразы, более или менее адекватно выражающие эту ситуацию сточки зрения тела, чувств, речевых привычек, социальных отношений и т. д. Например Я стискиваю челюсти и напрягаю пальцы. Иными словами, я сержусь, ноне даю своему гневу выразиться. Иными словами, мой голос звучит с нервной дрожью, но он мягок и сдержан. Иными словами, в нашем обществе возможность длительного контакта между людьми зависит от определенных ограничений в их поведении. Каждая из таких формулировок — имеющий отношение к делу и существенный взгляд на живую ситуацию. Практикуйтесь в легкой смене точек зрения, это углубит и расширит вашу ориентацию в отношении того, где вы находитесь и что нужно делать. Техника 3. Интеграция полярностей Упражнение 1. Разыгрывание ролей. Участники группы по предложению терапевта по очереди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены. Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений. Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5-10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями. Упражнение 2. Борьба противоположностей. Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому — Защищающегося. Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым авторитарным голосом. Защищающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий. Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося. Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой. Упражнение 3. Антикварный магазин. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом. Рассказывайте от имени этого предмета о себе как вы себя чувствуете почему оказались в магазине кто и где ваш прежний хозяин и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой. Точно также можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний. 40 Упражнение 4. Два стула. Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли выбудете менять стулья дружелюбное Я и раздраженное Я. Исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас ролью ребенка, матери, отца, супруги или начальника. Роль может быть физическим симптомом — язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животными т.д. Упражнение 5. Работа с именем. Ощущение идентичности развивается под влиянием окружения. Это реакция на воздействия и влияния, которые были адресованы субъекту. Даже имя или имена, которые записаны в документах, влияют на судьбу. Они отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме официального имени человек несет детские и особенные имена — те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги. Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства, связанные с именем, и ассоциированные с именем отношения в первоначальной семье. Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, но стоит выбрать подходящий для данной сессии. Вспомните имена и прозвища, которыми вас называли в детстве. Кто дал вам эти имена, в каких обстоятельствах вас называли тем или иным именем Кто называл Какие чувства вы испытываете сейчас, когда думаете об этих именах Выберите наиболее яркие детские имена. Какие чувства они вызывали Соединитесь с проекцией. Поэкспериментируйте прямо сейчас. Какие чувства и кому выражало это имя Как к вам относились те, кто давал это имя или прозвище Проиграйте сценки с вашим партнером. Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена Как вы их получили Какие области жизни они затрагивают Есть ли у вас разные имена дома и на работе Если да, с чем это связано Вспомните ваши имена (определения, характеристики) в разные периоды жизни. Как они влияли или влияют на ваше представление о себе сейчас Представьтесь в круге тремя разными именами, сопровождая каждое интонацией и пантомимой. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось Гордились ли вы, любили свое имя или были периоды негативного отношения Какие у вас сейчас варианты имен В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами Какие отношения с этими людьми Были ли случаи, когда вас называли именем, несоответствующим вашему полу или которое вызывало насмешки Как выбирали ваше имя родители В честь кого Их ожидания — что вы об этом знаете Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для вас в разные периоды жизни Как вы себя чувствуете с вашим именем среди других Как относитесь к тему кого такие же имена чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами Если ваше имя уникальное, как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя 41 Техника 4. Работа со сновидениями. Работа со сновидением в гештальт-терапии предлагает рассматривать элементы сновидения как части Я. Эти части — элементы личности, которые находятся в конфликте. Упражнение 1. Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифицируйтесь с каждым объектом из сна, произнесите монолог. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в дневной жизни (это действие называется челнок. Упражнение Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберите два персонажа из сна. Вылепите из партнера как из глины одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями — теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, он сыграет второго персонажа вашего сна. Упражнение 3. Диалог снов. Нарисуйте иллюстрацию для сна, который приснился вам когда-то. Пусть это будут два или три предмета. В паре выберите из каждого рисунка по одному персонажу. Пусть каждый из вас в роли своего персонажа проведет диалог с персонажем из сна другого человека. Проведите диалог между этими фигурами, осознайте, как и с кем этот же диалог мог бы иметь место в жизни. Упражнение 4. «Антисон». Работа в парах. Расскажите сон последовательно. Выберите и запишите списком все существительные, прилагательные и глаголы. Найдите антоним для каждого слова. Расскажите новую историю (сон, которая состоит из этих противоположных по значению слов, вашему партнеру. Упражнение 5 (в группе. Участник рассказывает сон. Каждый из слушателей выбирает одного персонажа и делает рисунок. Затем в парах проиграйте роли этих персонажей или разыграйте диалог между выбранными персонажами. Осознайте, какие ваши чувства оказались отражены в этом сне. Техника 5. Преодоление сопротивления Метод 1. Превращение слияния в контакт Упражнение 1. Отметьте некоторые свои привычки — как вы одеваетесь, как чистите зубы, как открываете или закрываете дверь, как печете пирог. Если привычки кажутся не вполне эффективными или если новшества кажутся не хуже, а, кроме того, привносят разнообразие, попробуйте изменить старые привычки. Что произойдет Получите ли вы удовольствие, учась делать что-то по-новому? Или вы встретитесь с сильными сопротивлениями Не опрокинет ли изменение одной какой-нибудь частности всю схему вашего заведенного порядка Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то выполняет работу, похожую на вашу Не раздражают ли вас отличия, хотя бы небольшие, оттого, как делаете это вы сами Упражнение 2. Проснувшись, прежде чем встать, подумайте о возможности чувствовать или действовать иначе, не так, как обычно. Не принимайте решений, которые должны 42 быть непременно выполнены, просто живо визуализируйте возможные простые и легко выполнимые изменения в вашем обычном распорядке. Упражнение 3. Рассмотрите как можно больше своих характерных черт — речь, одежду, поведение в целом и т. д. — и задайте себе вопрос, подражая кому, вы их обрели. Друзьям Врагам Если вы одобряете в себе эту черту, чувствуете ли вы благодарность к ее источнику Упражнение 4. Понаблюдайте за своими реакциями на кинофильм или спектакль. Отметьте, насколько, обычно не замечая этого, вы отождествляетесь с действующими лицами. С какими именно Нес теми лис кем вам трудно отождествить себя Упражнение 5. Вспомните, по отношению к кому вы чувствуете вину или обиду. Если бы подобные действия относились к кому-нибудь другому, вызвали ли бы они тоже чувство Теперь вспомните свои отношения с этим человеком в целом. В какой степени вы принимаете как само собой разумеющееся то, что, может быть, этим человеком вовсе не принимается как само собой разумеющееся Хотите ли вы изменить статус-кво? Тогда, вместо того чтобы мучить себя чувствами вины или обиды, поищите пути расширения области контакта Метод 2. Работа с ретрофлексией. Исследование ложно направленного поведения Упражнение 1. Когда мы употребляем такие выражения, как я спрашиваю себя или я говорю себе, что имеется ввиду Такие выражения, которые мы используем на каждом шагу, предполагают само собой разумеющимся, что человек как бы разделен на две части, что это как бы два человека, живущих водном теле и способных разговаривать друг с другом. Попробуйте действительно понять, что, спрашивая себя о чем-то, вы задаете ретрофлексивный вопрос. Вы не знаете ответа, иначе бы вы не задавали вопрос. Кто в вашем окружении знает или должен был бы знать Если вы можете определить, кто это, можете ли вы почувствовать, что хотели бы задать свой вопрос не себе, а ему Что удерживает вас от этого Застенчивость Боязнь отказа Нежелание обнаружить свое невежество Когда вы советуетесь с собой о чем-то, можете ли вы осознать свои мотивы Они могут быть разными. Это может быть игра, домогательство, утешение или выговор самому себе. Чем бы это ни было, кого вы подменяете собой Рассмотрите угрызения совести. Вы найдете здесь не подлинное чувство вины, а лишь притворное ощущение себя виновным. Обратите упрек к тому, к кому он реально обращен. Кого вы хотите укорить Кого вы хотите переделать В ком вы хотите вызвать чувство вины, притворяясь, что испытываете его сами Рассмотрите случаи самосожаления и самонаказания в вашей жизни и попробуйте ответить наследующие вопросы. Кого вы хотите пожалеть От кого вы хотели бы получить сочувствие Кого вы хотите наказать Кем вы хотели бы быть наказаны Упражнение 2. Хотя немногие из нас страдают неврозом навязчивости, но всем нам свойственна известная мера принудительности. Пытаясь заставить себя делать то, чего вы сами не хотите делать, выработаете против мощного сопротивления. Перспектива достижения цели проясняется, если вместо принуждения вы займетесь выяснением того, какие препятствия стоят на вашем пути. Обратите ситуацию, в которой вы 43 принуждали бы себя, в ситуацию, когда вы принуждаете другого выполнить задание за вас. Будете ли вы пытаться манипулировать средой с помощью вежливых слов Или выбудете угрожать, командовать, подкупать, награждать С другой стороны, как вы реагируете, когда вас принуждают Притворяетесь глухим Даете обещания, которые не собираетесь выполнять Или вы реагируете чувством вины и выплачиваете свой долг презрением к себе и отчаянием Упражнение 3. Еще одна важная ретрофлексия — чувство презрения к самому себе, самоуничижение. Когда отношения человека с самим собой нарушены, все его межличностные отношения тоже нарушены. Человек хронически пребывает в плохих отношениях с самим собой, если у него сложилась привычка все время оценивать себя и сравнивать свои реальные достижения со своими наивысшими требованиями к себе. В чем вы сомневаетесь относительно себя Не доверяете себе За что осуждаете себя Можете ли вы обратить эти отношения Кто этот X, в котором вы сомневаетесь Кого вы презираете С кого хотели бы сбить спесь Не является ли ваше чувство неполноценности скрытым высокомерием Можете ли вы рассмотреть свое самоуничижение и увидеть в нем ретрофлектированное желание уничтожить некоего X? Упражнение 4. Еще один важный тип ретрофлексии — интроспекция. Это «глазение» на самого себя. Наблюдающий раздвоен, отделен от наблюдаемой части, и, пока это разделение не срастется, человек не почувствует, что возможно самоосознавание — осознание себя как целостной личности. Рассмотрите свою интроспекцию. Какова ваша цель Выищете какую-то тайну Пытаетесь вытащить какое-то воспоминание Надеетесь (или боитесь) столкнуться с чем-то неожиданным Не смотрители вы на себя пристальным оком сурового родителя, чтобы удостовериться, что вы не наделали недозволенного Или вы стараетесь найти что-то, что будет соответствовать теории, например той, которая развивается на этих страницах Или, наоборот, вы находите, что таких подтверждений нет Обратите подобные отношения на окружающих людей. Есть кто-нибудь, чьи внутренности вы хотели бы рассмотреть Есть ли кто-нибудь, за кем вы хотели быстрого смотреть Независимо от цели вашего интроспектирования, как вы это делаете Докапываетесь до чего-то? Или вы похожи на грубого полисмена, который стучит в дверь и требует открыть немедленно Или высмотрите на себя робко, украдкой или уставились на себя невидящими глазами Или вы подтасовываете события, чтобы они соответствовали вашим ожиданиям Фальсифицируете их путем преувеличения Или вы выделяете только то, что соответствует вашим ближайшим целям Короче, обратите внимание, как функционирует ваше Я. Это гораздо важнее, чем частное содержание. Метод 3. Работа с ретрофлексией. Мобилизация мускулов Упражнение 1. В здоровом организме мышцы ни зажаты, ни расслаблены, они находятся в среднем тонусе, поддерживают позу, готовы обеспечивать движения или манипулирование объектами. Вначале этого эксперимента не расслабляйтесь, пока не будете в состоянии справиться с возбуждением, высвобождаемым таким образом. С самого начала будьте готовы к неожиданным взрывам гнева, выкрикам, рвоте, мочеиспусканию, сексуальным импульсами т. п. Такие импульсы, которые вы можете пережить вначале, довольно близки к поверхности, ивы легко сними справитесь. Тем не менее, чтобы избежать возможного замешательства, мы советуем выполнять 44 мышечные эксперименты в одиночестве. Кроме того, если вы склонны к приступам тревожности, прежде чем предпринимать интенсивное мышечное сосредоточение, проработайте то, что вы собираетесь делать, с помощью внутренней вербализации. Лежа, не расслабляясь произвольно, почувствуйте свое тело. Отметьте, в какой области ощущаются боли — головная боль, боль в спине, писчий спазм, желудочный спазм, вагинизм и т. д. Почувствуйте, где есть зажимы. Не входите в зажим и ничего с ним не делайте. Осознайте напряжения глаз, шеи, области вокруг рта. Позвольте своему вниманию последовательно пройти по ногам, нижней части туловища, рукам, груди, шее, голове. Если вы заметите, что лежите сгорбленно, исправьте положение. Не делайте резких движений, дайте возможность ощущению себя мягко развиваться. Заметьте тенденцию вашего организма к саморегуляции — тенденцию отпустить что-то водном месте, потянуться — в другом и пр. Не обманывайте себя, что вы чувствуете свое тело, в тех случаях, когда вы всего лишь визуализируете или теоретически знаете о нем. Если вы склонны к последнему, выработаете с представлением о себе, а нес собой. Но это представление о себе навязано вам вашим Я сего сопротивлениями оно не обладает саморегуляцией и спонтанностью. Оно не исходит из чувствования- осознавания организма. Можете ли вы, выжидая, не доверяя визуализациям и теориям, обрести жар осознавания, возникающий непосредственно в частях тела, на которых вы сосредоточиваете внимание Продвигаясь, обратите внимание, какие возражения каждому определенному моменту самоосознавания могут у вас возникнуть. Не питаете ли вы презрения к физическому функционированию Или вы стыдитесь, что вы — тело Не считаете ли вы дефекацию болезненной и грязной необходимостью Не пугает ли вас тенденция сжимать кулаки Не боитесь ли вы нанести удар Или того, что ударят вас Не беспокоит ли вас ощущение напряжения в гортани Не боитесь ли вы закричать В тех частях тела, которые вам было особенно трудно ощутить, вы, скорее всего, испытаете острую боль, болезненную тупость, судорогу, когда восстановите чувствительность. Если такие боли возникнут, сосредоточьтесь на них. Разумеется, мы имеем ввиду только функциональные, или психогенные, боли, а не результаты физических повреждений или инфекций. Старайтесь не впасть в ипохондрию, но, если возникают сомнения, обратитесь к врачу. Если возможно, найдите такого врача, который разбирается в функциональных расстройствах. Упражнение 2. Чрезвычайно полезный метод понимать значение определенных болей и напряжений — вспомнить соответствующие расхожие выражения. Как правило, они содержат веками проверенную мудрость. Например Если у меня жесткая шея, не упрям ли я У меня болит шея. Что причиняет мне боль в шее Я высоко задираю голову не высокомерен ли я Я выдвигаю вперед подбородок не хочу ли я лидировать Мои брови выгибаются дугой не надменен ли я У меня сжимается горло не хочу ли я закричать Я насвистываю в темноте не боюсь ли я чего-то? Мое тело дрожит я испуган У меня нахмурены брови я сержусь Я чувствую себя разбухающим неготов ли я разразиться гневом Мое горло стянуто нет литам чего- то, чего я не могу проглотить Я чувствую тошноту чего я не могу переварить Упражнение 3. До сих пор вы исследовали себя и мягко к себе приспосабливались. Теперь настало время явно выразить функции, которые скрыты в зажатых мышцах, превратить мышечные зажимы в контролируемое поведение. Наш следующий шаг в разрешении проблем хронических мышечных напряжений — и любых других психосоматических симптомов — состоит в обретении адекватного контакта с 45 симптомом и принятии егоза свой собственный. Примените к головной боли или другому подобному симптому метод эксперимента на концентрацию. Отдайте ей свое внимание и позвольте спонтанно образовываться фигуре/фону. Если вы можете принять боль, она явится мотивирующим интересом это ощущение, вызывающее заинтересованность. В рассасывании боли важно уметь ожидать ее развития. Позвольте этому происходить самому по себе, без вмешательства и без предварительных идей. Если вы войдете в контакт, фигура будет становиться все более ясной ивы сможете разрешить болезненный конфликт. Но нужно иметь ввиду, что в течение длительного периода после начала работы изменения могут быть очень медленными, особенно если выждете с самого начала яркой драмы так что вы рискуете потерять терпение. Боль будет перемещаться, расширяться или сужаться, менять интенсивность, качество и т. п. Старайтесь замечать, в каких местах ив каком направлении вы сжимаете определенные мускулы, определять форму и размеры зажимов. Будьте внимательны к каждому дрожанию, почесыванию, мурашкам по коже, вздрагиванию — короче, ко всем знакам биологического возбуждения. Такие ощущения возбуждения, вегетативные или мышечные, могут появляться волнами или быть постоянными, возрастать или убывать. По мере развития зуда, например, посмотрите, можете ли вы удержаться от преждевременного почесывания сосредоточьтесь на нем и следите за его развитием. Позвольте возбуждению выйти на передний план. Если эта процедура правильно проведена, она, в конце концов, оставляет вас с чувством здоровья и благополучия. Эта техника применима не только к психосоматическим болям, но также к усталости, неопределенным возбуждениям, приступам тревожности. Упражнение 4. При выполнении предыдущих упражнений вы, возможно, испытаете тревогу, которая, как мы видели, является попыткой с помощью саморегуляции преодолеть неправильное дыхание вовремя усиливающегося возбуждения. Независимо оттого, есть ли тревога, проделайте следующий дыхательный эксперимент. Сделайте 4-5 глубоких, но без усилия, вдохов и выдохов. Можете ли вы почувствовать поток воздуха в горле, в носоглотке, в голове При выдохе ртом дайте воздуху спокойно выходить и подставьте руку, чтобы почувствовать поток. Не держите ли вы грудь расширенной, даже когда в нее не входит воздух Втягиваете ли вы живот вовремя вдоха Можете ли вы прочувствовать мягкий вдох до подложечной ямки и тазовой области Чувствуете ли выдвижение ребер вширь по боками на спине Обратите внимание на напряжения в горле на челюсти на смыкания в носоглотке. Обратите особенное внимание на напряжения в диафрагме. Сосредоточьтесь на этих напряжениях и зажимах и следите за их развитием. В течение дня — особенно в те моменты, когда испытываете интерес (в работе, когда рядом кто-то сексуально привлекательный, при восприятии произведений искусства, при столкновении с важной проблемой, — обратите внимание, как вы стараетесь сдержать дыхание, вместо того чтобы дышать глубже, как биологически естественно в такой ситуации. Что вы удерживаете, сдерживая дыхание Крик Попытку убежать Желание ударить Рвоту Выпускание газов Плач Метод 4. Работа с ретрофлексией. Совершение вновь обращенного действия Упражнение 1. Сосредоточиваясь на различиях между левой и правой сторонами, вы можете в значительной степени восстановить тонкие моменты равновесия, 46 необходимые для хорошей позы и правильного передвижения. Лягте на спину на пол. Поработайте сначала над дугами в пояснице ив шее. Хотя ни тони другое не было бы в воздухе, если бы ваша лежачая позабыла правильной, не старайтесь расслабиться или насильно заставить позвоночник распрямиться. Поднимите колени и слегка раздвиньте их, опираясь подошвами о пол. Это уменьшит напряжение в позвоночнике, новы все еще можете почувствовать жесткость спины и тянущее ощущение в ногах. Допустите спонтанно возникающие изменения позы на более удобную. Теперь сравнивайте каждую анатомическую часть правой стороны с левой. Вы найдете много различий в том, что должно быть симметрично. Ощущение, что вылежите совершенно криво, выражает, хотя ив несколько преувеличенном виде, то, что есть на самом деле. Следуя внутренним давлениям в организме, по мере того как вы их замечаете, мягко меняйте позу — очень, очень медленно, без резких движений. Сравнивайте левый и правый глаз, плечи, ноги, руки и т. д. В процессе этой работы держите колени несколько раздвинутыми, руки свободными и неперекрещенными. Отметьте тенденцию соединить их, если она возникнет. Посмотрите, что это может означать. Вы хотите защитить ваши гениталии Вы чувствуете себя слишком открытыми беззащитным перед миром, когда вы так лежите Кто может напасть на вас Или вы хотите связать себя из страха, что иначе вы распадетесь на куски Не являются ли ваши различия правого и левого выражением желания одной рукой ухватиться за кого-то, а другой — оттолкнуть его Пойти куда-то ив тоже самое время не пойти Когда вы пытаетесь устроиться поудобнее, как вы это делаете Вы извиваетесь Ежитесь Переползаете Не чувствуете ли вы себя в ловушке Очень важная связь и важные различия существуют между передней и задней половинами тела. Например, возможно, что в то время, когда выделаете вид, что смотрите перед собой, на самом деле вас постоянно интересует то, что сзади вас, так что вы никогда не видите, где находитесь. Какой неизвестной вещи выждете сзади Или вы надеетесь, что нечто возьмет вас приступом Если вы склонны спотыкаться и легко падать, сосредоточение на различиях между передней и задней частью может оказаться очень полезным. Давая развиваться мышечным ощущениям, вы можете иногда почувствовать смутное, носильное желание проделать определенное движение. Это может быть какое-то протягивание или вытягивание. Попробуйте последовать этому импульсу. Если чувство усилится, протяните всю руку и — как естественное продолжение этого жеста — все тело. К чему вы устремились К матери К отсутствующей возлюбленной Не переходит ли в какой- то момент протягивание рук в отталкивание Если это так — оттолкните. Оттолкнитесь от чего-то твердого, как стена. Делайте это с силой, соответствующей вашему чувству. Или, предположим, ваши губы сжимаются и голова клонится на сторону. Дайте вашей голове двигаться из стороны в сторону и скажите нет Можете высказать это твердо и громко Или ваш голос дрожит и прерывается Выпросите Оправдываетесь Или, наоборот, ваш отказ вырастает в общее чувство неповиновения и бунта, с ударами, пинками и криками Что это значит При выполнении этих подражательных движений ничего нельзя достичь насильно. Это превращается в актерство и сбивает вас с нужного пути. Ваше понимание того, что хочет быть выраженным, должно расти из исследования и развития ваших чувств в их собственном значении для вас. Если движения правильные и происходят в правильном ритме ив правильное время, они кристаллизуют ваши чувства и прояснят значение ваших межличностных отношений. Метод 5. Работа с интроекцией. Интроецирование и еда 47 Упражнение 1. Сосредоточьтесь на своей еде, без чтения или думания. Просто обратитесь к вашей пище. Моменты еды стали для нас в основном поводом для различных социальных действий. Примитивное существо уединяется, чтобы поесть. Последуйте — ради эксперимента — его примеру один разв день принимайте пищу в одиночестве и учитесь есть. Это может занять около двух месяцев, нов конце концов вы обретете новый вкус. Если вы нетерпеливы, это может показаться слишком долгим. Вам захочется магических способов, быстрых результатов без усилия. Но, чтобы избавиться от своих интроектов, вы сами должны совершить работу разрушения и новой интеграции. Отмечайте свои сопротивления при обращении к пище. Чувствуете ли вы вкус только первых кусков, а потом впадаете в транс думания, грез, желания поговорить — и при этом теряете ощущение вкуса Откусываете ли вы куски определенными эффективным движением передних зубов Иными словами, откусываете ли вы кусок мясного сэндвича, который держите в руке, или только сжимаете челюсти, а потом движением руки отрываете кусок Используете ли вы зубы до полного разжижения пищи Пока просто замечайте, что выделаете, без произвольных изменений. Многие изменения будут происходить сами собой, спонтанно, если выбудете поддерживать контакт с пищей. Когда вы осознаете свой процесс еды, чувствуете ли вы жадность Нетерпение Отвращение Или вы обвиняете спешку и суету современной жизни в том, что вам приходится проглатывать пищу Иначе ли обстоит дело, когда у вас есть свободное время Избегаете ли вы пресной, безвкусной пищи или проглатываете ее без возражений Чувствуете ли вы симфонию запахов и фактуры пищи, или вы настолько редуцировали свой вкус, что для него все более или менее одинаково Как обстоит дело нес физической, ас ментальной пищей Задайте себе, например, подобные вопросы относительно читаемой печатной страницы. Проскальзываете ли вы трудные абзацы или прорабатываете их Или вы любите только легкое чтение, то, что можно проглотить без активной реакции Или вы принуждаете себя читать только трудную литературу, хотя ваши усилия доставляют вам мало радости А как с кинофильмами Не впадаете ли вы в своего рода транс, при котором вы как бы тонете в сценах Рассмотрите это как случай слияния. Метод 6. Работа с интроекцией. Изгнание и переваривание интроектов» Упражнение 1. Каждый раз вовремя еды один кусок — только один разжевывайте полностью до разжижения не дайте ни одному кусочку проскользнуть неразрушенным, выискивайте их своим языком и вытаскивайте из уголков рта для дальнейшего разжевывания. Когда вы почувствуете, что пища полностью разжижена, — проглатывайте ее. Упражнение 2. В качестве функционального соответствия жеванию одного куска найдите себе такую же работу в интеллектуальной сфере. Например, возьмите одно трудное предложение в книге, которое кажется крепким орешком, и тщательно его проанализируйте, разложите на части. Найдите точное значение каждого слова. Определите, ясно или смутно, истинно или ложно предложение в целом. Сделайте это предложение своим или уясните, какую его часть вы не понимаете. Может быть, это не ваше непонимание, а предложение непонятно. Решите это для себя. Еще один полезный эксперимент, использующий функциональную тождественность между съеданием физической пищи и перевариванием межличностной ситуации. Когда вы 48 пребываете в неспокойном настроении — сердиты, подавлены, обвиняете кого-то, то есть склонны к проглатыванию, — произвольно примените свою агрессию, набрасываясь на какую-то физическую пищу. Возьмите яблоко или кусок черствого хлеба и обратите на него свое возмездие. В соответствии со своим состоянием жуйте его так нетерпеливо, поспешно, злобно, жестоко, как вы только можете. Но кусайте и жуйте, а не глотайте Упражнение 3. Хотя это и неприятно, нонет иного пути, чтобы обнаружить, что в тебе не является частью тебя, кроме как восстановить отвращение и сопровождающий его импульс отвержения. Если вы хотите освободиться от этих чуждых вкраплений, интроектов в вашей личности, вы должны в дополнение к жевательному упражнению интенсифицировать осознавание вкуса, находить места, где вкус отсутствует, и восстанавливать его. Осознавайте изменение вкуса вовремя жевания, различия в структуре, консистенции, температуре пищи. Делая это, вы наверняка возродите отвращение. Тогда, как и при любом другом болезненном опыте, который является вашим собственным, вы должны принять и осознать это. Когда, наконец, появляется импульс рвоты, последуйте ему. Это кажется вам ужасными болезненным только из-за ваших сопротивлений. Маленький ребенок делает это с легкостью сразу же после этого он снова счастлив, освободившись от чуждой материи, беспокоившей его. Упражнение 4. Вот простое упражнение, для того чтобы начать работу над подвижностью фиксированной челюсти. Если вы заметили, что ваши зубы часто сжаты или что вы находитесь в состоянии суровой решимости, вместо того чтобы работать с легкостью и интересом, позвольте своим верхними нижним зубам легко соприкасаться. Держите их несжатыми и не разомкнутыми. Сосредоточьтесь и ждите развития. Рано или поздно ваши зубы начнут стучать как от холода. Дайте этому развиться — если это произойдет — в возбуждение общей дрожи по всем мышцам. Дайте свободу этому состоянию, пока вы не будете весь трястись и дрожать. Если вам удался этот эксперимент, используйте возможность увеличить свободу и растяжение челюсти. Смыкайте зубы в различных положениях — резцы, передние коренные, задние коренные, а в это время сожмите пальцами голову там, где челюсти переходят в уши. Найдя болезненные точки напряжения, используйте их как места сосредоточения. Если вы достигли общей дрожи в этом или других экспериментах, используйте это для того, чтобы полностью отпустить всякую ригидность — до головокружения или прекращения напряжения. Попробуйте противоположное — сильно сжать зубы в любом положении, как при откусывании. Это создаст болезненное напряжение в челюстях, которое распространится на десны, рот, горло, глаза. Сосредоточьтесь на паттерне напряжения и затем так внезапно, как можете, освободите челюсти. Чтобы вернуть подвижность жесткому рту, откройте его широко, когда разговариваете, а затем откусывайте свои слова. Выбрасывайте их, как пули из пулемета. Упражнение 5. В этом упражнении координируются дыхание и мышление внутренняя речь. Поговорите про себя (молча, внутренне, но обращаясь к определенной аудитории, может быть, к одному человеку. Будьте внимательны к своей речи и своему дыханию. Постарайтесь не оставлять слов в горле (уме) вовремя вдоха выпускайте одновременно дыхание и мысли. Заметьте, как часто вы сдерживаете дыхание. Вы вновь увидите, как много в вашем мышлении от односторонних межличностных отношений, а не обмена вы всегда читаете лекцию, 49 комментируете, судите или защищаете, расследуете и т. п. Поищите нужный ритм речи и слушания, отдавания и принятия, выдоха и вдоха. (Эта координация дыхания и внутренней речи — хотя одного этого и недостаточно — является основой терапии заикания) Метод 7. Работа с проекцией. Обнаружение проекций Упражнение 1. Страх быть отвергнутым очень важен для всех невротиков, поэтому мы можем начать наши упражнения с него. Картина отвергнутости — сначала родителями, а теперь друзьями — в большой степени создается, обыгрывается и поддерживается невротиком. Хотя такие утверждения могут иметь основания, противоположное также верно — невротик отвергает других зато, что они не живут в соответствии с фантастическим идеалом или стандартом, который он им предписывает. Поскольку он спроецировал свое отвергание на других, он может, не чувствуя никакой ответственности за ситуацию, считать себя пассивным объектом разного рода необоснованной вражды, недоброжелательства и даже мести. Что касается вас — вы чувствуете себя отвергнутым Кем Матерью, отцом, сестрой, братом Таите ли вы на них зло за это На каких основаниях вы отвергаете их В чем они не отвечают вашим требованиям Вызовите в фантазии кого-нибудь из знакомых. Любите вы его (или ее) или не любите Любите вы или не любите ту или иную его черту или образ его действий Визуализируйте его и поговорите с ним вслух. Скажите ему, что вы принимаете в нем то-то и то-то, не хотите больше терпеть того-то, не выносите, когда он делает то-то, и т.д. Повторяйте этот эксперимент много раз. Говорите ли вы неестественно Неуклюже Смущенно Чувствуете ли вы то, что говорите Не появляется ли тревожность Вы чувствуете себя виноватым Боитесь, что своей искренностью вы можете непоправимо испортить отношения Убедитесь в разнице между фантазией и материальной реальностью, что обычно проецирующий и путает. Теперь решающий вопрос не чувствуете ли вы, что это вы отвергаете на тех самых основаниях, на которых высчитаете себя отвергаемым Вам кажется, что люди смотрят на вас свысока Если так, можете ли вы вспомнить случаи, когда высмотрели свысока (или хотели бы) на других Не отвергаете ли вы в себе тех самых черт, за которые, как выдумаете, другие отвергают вас Тощий, жирный, кривозубый — что еще вы не любите в себе Полагаете ли вы, что другие также презирают вас за эти недостатки, как вы сами С другой стороны, не замечаете ли вы, как вы приписываете другим вещи, нежелательные в себе Обманув кого-то, не говорите ли вы Он чуть было не обманул меня Упражнение 2. Рассмотрите свои словесные выражения. Переведите их, как с одного языка на другой все предложения, в которых оно является подлежащим, а Я — второстепенным членом предложения, замените такими, где Я будет подлежащим. Например Мне вспомнилось, что мне назначили встречу поменяйте на Я вспомнил, что у меня встреча. Ставьте себя в центр предположений, которые вас касаются например, выражение Я должен это сделать означает Я хочу это сделать, или Яне хочу этого делать и не буду, но при этом я выдумываю себе оправдания, или Я удерживаюсь от чего-то другого. Переделайте также предложения, в которых вы действительно должны быть объектом, в такие, где вы переживаете что-то. Например Он ударил меня в Он ударил меня, и я испытываю удар Он говорит мне в Он что-то говорит мне, и я слушаю это. Тщательно рассматривайте содержание этого 50 оно в таких выражениях, переведите словесную структуру в визуальную фантазию. Например Мысль пришла мне в голову. Как она это сделала Как она шла и как вошла Если выговорите У меня болит сердце, испытываете ли вы боль по какому- то поводу всем своим сердцем Если выговорите У меня болит головане сжимаете ли вы мускулы таким образом, что причиняете вред голове — или даже для того, чтобы причинить вред Вслушайтесь в язык других людей и попробуйте переводить его таким же образом. Это прояснит для вас многое в их отношениях. В тоже время вы начнете понимать, что в жизни, как в искусстве, хотя важно и то, что говорится, еще важнее структура, синтаксис, стиль — это выражает характер и мотивацию. Метод 8. Работа с проекцией. Ассимилирование проекций Упражнение 1. Чтобы растворить иррациональную совесть, нужно сделать два шага. Во-первых, переведите фразу типа Моя совесть или мораль требует в Я требую от себя, то есть переведите проекцию в ретрофлексию. Во-вторых, обратите последнюю в обоих направлениях, то есть в Я требую от X» и «X (например, общество) требует от меня. Нужно отличать действительные требования и принуждения общества как от своих личных требований, таки от своих интроекций. Посмотрите, как выведете себя в своей совести придираетесь Ворчите Угрожаете Шантажируете Бросаете горькие, обиженные взгляды Если вы сосредоточитесь на этих фантазиях, то увидите, сколь многое в вашем моральном долге является вашей собственной скрытой атакой, что представляет собой частично интроецированные влияния, и какая часть рациональна. Метод 9. Работа в группе Как ив других групповых методиках, после окончания каждого из описанных ниже упражнений тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта во-первых, процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали, а во-вторых, содержание то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение. Как и во многих других случаях, процесс более важен, чем содержа гае, и иногда тренер может принимать решение проводить обсуждение только процесса. Тренер должен помогать группе в определении способов, при помощи которых знания, приобретение в результате выполнения данного упражнения, могут быть Соотнесены с личной или профессиональной жизнью участников. По возможности, тренер также участвует в выполнении упражнения. После обсуждения упражнения участников просят потратить несколько минут на обсуждение своих планов на ближайшее будущее что они собираются делать на каникулах, в отпуске, на выходных, предстоящие выходы в светит. д. Такая процедура позволяет участникам немного отстраниться от выполнения упражнения и вернуться к своим нормальным ролям. Упражнение 1. Я и объект. Все участники разбиваются на пары. Затем их просят начать перемещаться по помещению и за его пределами и делать это до того момента, пока они не натолкнутся на какой-то действительно крупный объект, например на картину, арку или какую-то другую архитектурную или декоративную деталь. После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от первого лица. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее Я большой, имею продолговатую форму. Я преимущественно выкрашен в зеленый цвет 51 и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта. Далее члены пары меняются ролями, находят другой объект, и участник, который только что слушал описание своего партнера, сам начинает описывать выбранный объект. Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле нашими собственными, другим людям. Например, мы можем заметить, что какой- то человек чересчур разговорчив, в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мысами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения становится вполне очевидно, что мы можем приписывать объектам собственные качества. Вовремя выполнения данного упражнения или в процессе обсуждения, проводимого после выполнения упражнения, часто получается так, что все участники приходят к пониманию того, что они описывали различные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта. Это можно сделать предметом обсуждения после выполнения упражнения. Тренер просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, как они считают, им удалось научиться, выполняя данное упражнение. Участникам дается пять минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и вообще проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения. Упражнение 2. «Самоописание». Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Затем участники начинают описывать себя в третьем лице своим партнерам. Описание в третьем лице может быть, например, таким Сергей Петров — высокий мужчина, его вес находится практически в идеальном соотношении сего ростом. У него светло-коричневые волосы с легкой проседью. Он носит очки и выглядит. Каждый участник описывает себя в течение пяти минут, затем члены пары меняются ролями. Упражнение 3. Я и «не-Я». Это один из вариантов медитативного упражнения. Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары усаживаются друг напротив друга. Затем один из членов пары начинает описывать себя своему партнеру, говоря о наличии у себя того или иного качества, а затем заявляя о его отсутствии Я испытываю чувство злости, и я не испытываю чувства злости. Я добрый, и я недобрый. Я человек спокойный и я человек неспокойный. Это упражнение выполняется на протяжении пятидесяти минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнообразных личных качествах и чертах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены пары меняются ролями. Техника 6. Работа с потерей (утратой Алгоритм проживания при потере. Сначала неверие в то, что картина мира изменилась, что в ней кто-то исчез, отрицание этого вплоть до психотических состояний, попытка строить жизнь пр. старым принципам, как если бы он был со мной. Диагностически это значит, что у человека недостаточно ресурсов для того, чтобы пережить расставание и на психическом уровне организовать жизнь заново. По сути, человеку после утраты надо разрушить собственную привычную жизнь и не восстановить старую, а построить новую. Однако на это еще нет ресурсов — вместе с утратой разрушается слияние. Обида (куда она спроецируется на ушедшего, на себя или на мирна врачей, на друзей, - этого нельзя сказать заранее) 52 символизирует то, что человек начал выходить из слияния и тревога возросла. Это реакция на разрыв слияния. Агрессия. Это направленная вовне энергия, бессильный гневна тона тех, кто виноват. Эта агрессия диагностически означает, что человек вышел из слияния и выражает чувства в адрес проекции. Даже если это агрессия на себя (Ах я, дурак, выход из слияния уже произошел. Отчаяние, взрывы горя, которые сменяются печалью, умиротворением. Человек проходит через контакт с пустотой, признавая свою беспомощность, бессилие что- то изменить. Печаль или горе — это эмоциональное выражение окончательного расставания со старой картиной мира. На руинах старого мира строится новый. Все хорошее, что было связано с ушедшим человеком, остается не как актуальное воспоминание, но как память, которая может стать ресурсом для новой жизни То, что отделено, можно взять с собой в новой роли. Человек спонтанно переживает эти фазы, делая работу горя. Терапевт может помочь ему пройти те этапы, в которых человек застрял. Отменить прохождение этих, субъективно очень тяжелых, этапов невозможно, зато стоит поддержать качественное проецирование на каждом этапе, а после насыщения — переход к следующим этапам. Ускорять переходы или перескакивать из жалости через этап невозможно. Часто непрохождение этапа связано стем, что человек не решается пережить чувство, несанкционированное в данной культуре. Терапевт создает атмосферу принятия и легализации негативных чувств, тем самым давая возможность завершить незавершенные действия. 53 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберете один или несколько правильных ответов. 1. ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ 1) Техника осознавания 2) Техника ассоциаций 3) Техника горячего стула 4) Техника амплификации 2. ПРИМЕНЯЮТСЯ ЛИ В ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ 1) Всегда 2) Часто 3) Редко 4) Не применяются 3. СУПРЕССИВНЫЕ ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ 1) Запрещение рационализаций 2) Запрещение интерпретаций 3) Поощрение активного экспериментирования) Осознание собственного манипулятивного поведения 5) Поощрение выражения прямых открытых эмоций 4. ТЕХНИКИ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ Собственно экспрессивные техники 1) Прием реформулировки, проекции в собственное переживание 2) Перевод межличностной ролевой игры во внутриличностное столкновение 3) Супрессивные техники 4) Все вышеуказанные техники 5. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРИ РАБОТЕ СО СНОМ В СИСТЕМЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ Выявление значимых элементов содержания сна 1) Обыгрывание элементов содержания сна 2) Актуализация сна (пересказ в настоящем времени) 3) Столкновение значимых элементов 4) Ассимиляция проекций 6. ВАРИАНТЫ РАБОТЕ СО СНОМ В СИСТЕМЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ 1) Проигрывание различных элементов сна 2) Толкование (интерпретация) сна 3) Столкновение полярных элементов сна в ролевой игре 4) Заполнение пробелов сна 5) Завершение сна 7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАБОТЕ СО СНОМ В СИСТЕМЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ 1) Пересказ сна в настоящем времени 2) Персонификация отдельных фрагментов сна 3) Толкование сна 4) Проигрывание различных элементов сна 5) Завершение сна 54 8. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ФАНТАЗИЕЙ В СИСТЕМЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ 1) Актуализация фантазии 2) Столкновение значимых элементов 3) Обыгрывание значимых элементов фантазии 4) Ассимиляция проекций 5) Выявление значимых элементов фантазии 6) Идентификация с проекциями ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ Ответы к разделу I п/н вопроса Ответы 1 2 2 3 3 2,3 4 3 5 1,2,3 Ответы к разделу II п/н вопроса Ответы 1 4 2 1 3 4 4 2 5 4 6 4 Ответы к разделу III п/н вопроса Ответы 1 1 2 2 3 1 4 1 5 2 Ответы к разделу IV п/н вопроса Ответы 1 4 2 4 3 3 4 4 5 3 55 Ответы к разделу V п/н вопроса Ответы 1 4 2 1 3 1 4 1 5 4 6 1 7 2 8 2 ЛИТЕРАТУРА 1. Булюбаш И.Д., Руководство по гештальт-терапиии, Инст. Психотерапия, 2005. 2. Бурлачук Л.Ф., Кочарян АС, Жидко М.Е. Психотерапия. Учебник для вузов. 2008. Питер. 3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян АС, Жидко М.Е. Психотерапия Анализ и современная интерпретация различных направлений в психотерапии Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – с. 4. Гинегр, С. Гештальт-терапия контакта / С. Гингер, А. Гингер.- СПб.,2007. 5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия Учебник для вузов, е изд, 2007, 672 с, Изд Питер. 6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия е издание. 2006, 944 с, Изд Питер. 7. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: новейший справочник /И.Г. Малкина-Пых.- СПб., 2003. 8. Павлов И.С. Психотерапия в практике. М.:ПЕР СЭС. Палмад Г. Психотерапия. е Изд, 2004, 160 с, Изд. Питер. 10. Паттерсон С. Теории психотерапии, 2004, С. Питер принт ООО Серил «ЗФП». 11. Перлз Ф. «Гештальт-семинары»., 2007, 352 с, Изд Институт общегуманитарных исследований. 12. Перлз Фредерик Внутри и вне помойного ведра Радость. Хаос. Мудрость. 2007 Серия Золотой фонд психотерапии. 13. Перлз Фредерик «Гештальт-подход, свидетельтерапия». 2007. 14. Петрушин СВ. Мастерская психологического консультирования, 2003, 143, Изд ПЕРСЭ. 15. Паттерсон С. Теории психотерапии 2004, Питер принт ООО Серил «ЗФП». 16. Хигл Ф. Базисное руководство по психотерапии, 2003, 784 с, Изд Речь. |