Главная страница
Навигация по странице:

  • «Путешествие в мир алмаза» Выполнила: Радченко Карина,ученица 9 «Б» классаРуководитель

  • Объектом

  • Практическая значимость

  • 1. Исторические сведения об алмазах 1.1 Музей кимберлитов

  • 1.2 Алмаз - царь драгоценных камней

  • 1.5 Месторождения алмазов.

  • 1.7 Мера веса алмаза - карат

  • 2. Обработка алмазов (виды огранок)

  • 3. С­войства алмаза 3.1 Чудесные с­войства алмаза

  • 3.2. Самый великолепный бриллиант в мире

  • Воронежская область. Радченко осн. Путешествие в мир алмаза


    Скачать 38.24 Kb.
    НазваниеПутешествие в мир алмаза
    АнкорВоронежская область
    Дата28.03.2022
    Размер38.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРадченко осн.docx
    ТипРеферат
    #421618

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 10 г. Россоши

    Россошанского муниципального района Воронежской области

    Индивидуальный учебный проект

    по географии

    «Путешествие в мир алмаза»

    Выполнила:

    Радченко Карина,

    ученица 9 «Б» класса

    Руководитель:

    Каунова Марина Александровна,

    учитель географии

    г. Россошь

    2021 г.

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………...………3

    Основная часть

    1. Исторические сведения об алмазах……………………………………..….....4

    1.1. Музей кимберлитов …………………..…………………………...…….…...4

    1.2. Алмаз - царь драгоценных камней………………………………...……...4-5

    1.3. Месторождения алмазов …………………………………………..............5-7

    1.4. Мера веса алмаза – карат…………………………………………………..7-8

    2. Обработка алмазов ………………………………………………………...9-11

    3. С­войства алмаза ………………………………………………………...…….12

    3.1. Чудесные с­войства алмаза……………………………………………...12-13

    3.2. Самый великолепный бриллиант в мире………………………………13-14

    Заключение…………………………………………………………………….....15

    Список источников………………………………………………...………….…16

     

    Введение

    Драгоценные камни с давних времен были спутниками человека. Издавна человек стал замечать, что не все они похожи. Конечно, необработанный камень невзрачен, но часто их обрабатывает сама природа - при помощи ветра, песка, воды. Но драгоценные камни - это не только красивый внешний вид. Камни олицетворяли собой мощь, красоту и силу. Поэтому люди наделяли их сверхъестественными свойствами. Многие камни становились предметом религиозного поклонения. Из красивых кристаллов вырезали фигурки богов, делали амулеты, хранили как талисманы. Люди верили, что камни способны оберегать своих владельцев от болезней и других всевозможных напастей.

    Объектом исследования данной работы является алмаз.

    Цель исследования – постижение сути «мира» алмаза и его «окружения».

    Задачи:

    1. Узнать, какие существуют исторические сведения об алмазах.

    2. Выяснить, почему алмаз называют царем драгоценных камней.

    3. Изучить материал об обработке алмазов  и его с­войствах.

    Практическая значимость проекта состоит в создании буклета «Алмаз - царь драгоценных камней»

    Методы исследования:

    • сбор информации;

    • анализ информации по теме исследования;

    • наблюдение;

    • сравнение;

    • изготовление буклета «Алмаз - царь драгоценных камней».

    1. Исторические сведения об алмазах

    1.1 Музей кимберлитов

    Музей Кимберлитов города Мирный основал  Джемс Ильич Саврасов. Он создал уникальную коллекцию и единственный в мире музей одного камня-кимберлита, которому посвятил всю свою жизнь.  Музей кимберлитов  был основан в 1974 году. Энтузиаст своего дела, Джемс Саврасов собрал неповторимые и уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всём мире.

    Этот музей позволяет нам впервые начать своё знакомство с алмазом.

    Итак, что же такое «кимберлит»? Откуда такое красивое и необычное название?

    Кимберлит в основном состоит из оливина, придающего ему характерный цвет, а также из множества самых разнообразных минералов. Это магматическая порода, поднявшаяся из раскалённых недр по узким тоннелям, которые были пробиты в земной коре чудовищной силы взрывами.

    Кимберлит является алмазсодержащей породой.

    Ну а что же собой представляют алмазы? Чтобы узнать это, мы отправляемся в увлекательное путешествие в МИР АЛМАЗА!

    1.2  Алмаз - царь драгоценных камней

    Алмаз называют царем драгоценных камней. С древних времен алмаз за несравненную красоту и необычайную игру света почитался величайшим сокровищем. В Библии описывается нагрудник иудейского первосвященника, украшенный 12-ю драгоценными камнями, в том числе камнем «яхалом», который обычно переводят, как «алмаз».

    Древние греки имели сведения об алмазе, и само название этого драгоценного камня пришло в большинство языков от греческого слова «адамас»: это «diamante» на английском, немецком, французском, «ал-мас» на арабском, «алмаз» на русском. Древнегреческие поэты Гесиод и Эсхил писали, что «адамас» годен для изготовления шлема Геракла и цепей Прометея, нерушимость которых стала нарицательной.

    Алмазы украшали статуи богов и венчали короны владык, за алмазы отдавали целые государства и города.

    Древние полагали, что если алмаз является самым твёрдым веществом, то он должен быть и самым прочным. На самом деле алмаз сочетает парадоксальные ка­чества - он тверд и хрупок одновременно. Авторитет античных авторов был настолько высок, что слова Пли­ния на протяжении многих веков переписывались из ру­кописи в рукопись.

    1.5 Месторождения алмазов.

    В течение долгого отрезка времени Индия была единственной страной, где находили и добывали этот минерал. Значительно позже алмазы были обнаружены в Бразилии, в позапрошлом веке - в Африке, а в прошлом - в России, Австралии, Северной Америке и Китае. Ныне лишь на одном континенте - в Антарктиде - не известны их месторождения.

    Месторождения алмаза известны в Индии с 800 г. до н.э. Алмазы находили в песчаниках и конгломератах речных отложений. Основная часть добываемого в прошлом алмаза приходилась на "рудники Голконды", расположенные южнее г. Голконда (ныне – штат Андхра-Прадеш). Здесь были найдены практически все исторические алмазы Индии: "Хоуп", "Кохинор", "Регент", "Евгения", "Дариинур" и другие. Из Индии происходят исторические яркоокрашенные синие, зеленые и красные кристаллы алмазов.

    До X века почти все найденные в Индии алмазы не выходили за пределы этой страны, и только позднее они получили распространение в других странах Востока, а потом и в Европе.

    Наряду с Индией и  Индонезия была одним из источников алмаза до открытия месторождений этого драгоценного камня в Бразилии и Южной Африке. Разработка россыпных месторождений началась в VI -VII вв. В XVIII веке до начала эксплуатации бразильских россыпей на острове Калимантан добывали 50-100 тыс. карат алмазов в год. Всего из недр здесь было извлечено более 12 млн. карат алмазов. В связи с открытием месторождений в Южной Африке роль индонезийских алмазов сильно снизилась.

      В Бразилии в XVIII веке были открыты новые алмазные месторождения. В течение следующих полутора веков страна стала главным мировым поставщиком алмазов и оставалась им вплоть до открытия месторождений Южной Африки! Индийские месторождения, эксплуатировавшиеся на протяжении многих сотен лет, не могли конкурировать с нетронутыми запасами Бразилии, а с открытием южноафриканских месторождений индийские алмазы стали играть еще более скромную роль на мировом рынке.

    Оказывается, в Бразилии алмазы были известны местным жителям задолго до прихода сюда европейцев, хотя этим камням не придавалось особого значения. В 1725 г. португальский чиновник, приехавший из Индии в золотоносный район вблизи на востоке Бразилии (территория современного штата Минас-Жерайс), обратил внимание, что старатели при игре в карты вместо фишек использовали прозрачные кристаллы, определенные им как алмазы. После обретения независимости Бразилией в 1822 г. все ограничения были сняты и рудники были возвращены в руки частных владельцев. Добыча алмаза в Бразилии сильно возросла после 1844 г., когда были открыты необычайно богатые алмазоносные россыпи в штате Баия.

    Индийские и бразильские алмазные месторождения представляли собой древние россыпи, и вплоть до второй половины XIX в. никак не удавалось обнаружить, откуда ручьи и реки приносят сверкающие драгоценные камни. Только открытие алмазов в Южной Африке позволили прикоснуться к этой тайне. В 1867 г. пятнадцатилетний подросток Эразмус Якобс нашел на берегу реки Оранжевой необычный камушек и подарил его младшей сестренке. Сосед Шальк Ван Никерк заинтересовался  блеском случайной находки и попросил бродячего торговца Джона О'Рейли пристроить камень в городе. Ювелиры, к которым обращался торговец, подняли его на смех, так что он от досады даже хотел выбросить никчемную вещицу, но потом ради очистки совести отослал камешек в простом конверте минералогу Гайбону Атерстоуну.

    И вот тут выяснилось, что камушек является алмазом. Кристалл демонстрировался на Па­рижской выставке как свидетельство природных бо­гатств Капской колонии.

    Слухи о скрывающихся в земле сокровищах взбудо­ражили местных жителей, начавших изучать отло­жения речных галечников.

    В марте 1869 г. чернокожий пастух по име­ни Свотбой, или Звортбуи, нашел на реке Оранжевой удиви­тельной красоты камень. Все тот же Ван Никерк, пер­вым из буров заинтересовавшийся алмазами, выменял у него камень на целое стадо скота, а потом продал его за фантастическую по тем временам сумму в 11 200 фунтов стерлингов.

    С этого момента история южноафриканских находок выходит из области легенд. Алмаз, проданный Ван Никерком, получил символическое имя «Звезда Южной Африки». Демонстрируя его членам Капского парла­мента, министр по делам колонии прозорливо предрек, что этот драгоценный камень станет основой благопо­лучия Южной Африки. И действительно, алмазы изме­нили жизнь целого региона. Со всех концов света сюда кинулись тысячи и тысячи старателей.

    По мере разработки выяснилось, что алмазоносная порода уходит в Глубину земли наподобие трубки.

    1.7 Мера веса алмаза - карат

             Вероятно, семена стручка рожкового дерева кират в древности служили мерой веса. От этого слова, вероятно, произошло название «карат». Хотя карат стал общеупотребимой мерой, вес са­мого карата менялся в разные эпохи, в разных странах и даже в разных городах. Так, флорентийский карат весил 197,2 мг, берлинский - 205,3, амстердамский - 205.7, венский - 206. В России чаще всего пользовались Лейпцигским каратом (205 мг), который в старых мерах веса был равен четырем гранам, одной шестьдесятчетвертой лота и приблизительно четырем с половиной долям. Де­сятые доли карата не обозначались, карат делился на по­ловину, четверть, восьмую, одну шестнадцатую и одну тридцать вторую.   Решение о введении метрического ка­рата (200 миллиграммов) было принято в 1907 г. на 4-й Ге­неральной конференции по мерам и весам в Париже. Первым из европейских государств на метрический карат перешла Испания, в целом же переход растянулся на 2 десятка лет. В Советском Союзе метрический карат был введён в 1922 году.

    Интересны следующие сведения:

    Подавляющее большинство алмазов имеет небольшие размеры. Очень редко случается найти алмаз весом больше десяти карат, а драгоценные камни свыше ста ка­рат имеют собственные имена и известны наперечет. Самым крупным из когда-либо добытых алмазов был «Куллинан», найденный 25 января 1905 г. в южноафриканской трубке «Премьер» и названный в честь владельца рудника. «Куллинан» весил 3106 каратов.

    Алмазы долгое время использовались такими, какими их создала природа! Древние ювелиры только очищали алмаз  от зеленоватой смолоподобной корочки.

    2. Обработка алмазов (виды огранок)

    Подлинная красота алмазов проявилась только после того, как люди открыли секрет их обработки. Изумруды, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни гранили с глубокой древности. Однако алмазы из-за их твёрдости не поддавались обычным инструментам, и только в XV веке  ювелиры научились обрабатывать алмазы при помощи других алмазов, точнее, при помощи алмазного порошка.

     Природные алмазы зачастую скрывают свою красоту за мельчайшими неровностями граней. Между тем ал­маз обладает замечательными оптическими свойства­ми - высоким показателем преломления, то есть разни­цей скорости распространения света в пустом простран­стве и в самом кристалле, а также высокой дисперсией, то есть способностью разлагать белый свет на его со­ставляющие. Первые мастера, занявшиеся обработкой алмазов, ничего не знали о законах оптики и различных областях спектра, но они сразу заметили, что отшлифо­ванные алмазы играют под солнечными лучами всеми цветами радуги.

    Огранка драгоценных камней постепенно совершен­ствовалась. Поначалу она заключалась в простой поли­ровке природных граней и стачивании двух противопо­ложных вершин октаэдра: одной вершины до образова­ния площадки, или таблички, а другой — до образования площадки меньших размеров, так называемой колеты. Площадкой побольше (табличкой) алмазы обращались к свету, тогда как меньшая площадка (колета) служила для закрепления камня в гнезде. Поскольку все делалось вручную, даже на самую незамысловатую огранку ухо­дили недели и месяцы упорного труда. Следующим ша­гом в развитии ювелирного мастерства стала так называ­емая огранка «розой», когда алмазы превращались в по­лусферу, а число отшлифованных граней значительно увеличивалось. Огранка «розой» имела много вариан­тов, отличавшихся количеством граней. Алмазы, огра­ненные в виде антверпенской розы, имели 12 треуголь­ных граней, полуголландской -  16, голландской - 24, двойной голландской - 36. Крестовая роза имела четы­рехугольные грани, для грушевидных алмазов применя­лась несколько измененная форма розы - бриолет. Ав­торство особого вида огранки, при которой на верхней части и на нижней части драгоценного камня делалось по 17 граней, приписывают кардиналу Мазарини. Ско­рее всего, это легенда, хотя кардинал действительно был большим ценителем драгоценностей и оставил после себя великолепную коллекцию бриллиантов.

    В XVIII в. появилась бриллиантовая огранка, кото­рую, по некоторым сведениям, впервые использовал гра­нильщик Винченцо Перуцци родом из Венеции. Полная бриллиантовая огранка состоит из 58 граней. Верхняя площадка драгоценного камня представляет собой пра­вильный восьмиугольник, перпендикулярный оси брил­лианта. На противоположной стороне, в нижней части алмаза делается колета. Верхняя часть, называемая ко­роной, имеет 32 грани, а основание, называемое пави­льоном, - 24 грани. Корону и павильон разделяет рундист - цилиндрический поясок.

    Платой за великолепную игру бриллианта является уменьшение размеров драгоценного камня при его обработке. Если на заре ювелирного дела алмаз терял при простейшей огранке одну шестнадцатую своего веса, то бриллиантовая огранка забирала больше половины. В последнее время часто применяются фантазийные огранки, при которых пропорции бриллианта соблюдаются не столь строго, что, в свою очередь, позволяет уменьшить потерю веса. Компьютерное моделирование процесса также позволяет рассчитать наиболее эконо­мичную форму для каждого алмаза. Однако в конечном итоге, как и несколько веков назад, все зависит от ма­стерства огранщика. Секреты профессии передаются из поколения в поколение, и потомственные ювелиры от­носятся к алмазам как к одушевлённым существам.

    В старые времена считалось, что гранильщик обязан открыть не только красоту, но и душу камня. Дело в том, что алмазы использовались одновременно и как украшения и как талисманы. В одном из лапидариев сказано, что алмаз придает его владельцу твердость и мужество, сохраняет остроту ума, предохраняет от разлуки и колдовства.

    3. С­войства алмаза

    3.1 Чудесные с­войства алмаза

    На Руси тоже верили в чудесные с­войства алмаза! Это засвидетельствовал и англичанин Джером Горсей, ставший свидетелем последних дней жизни Ивана Грозного. При наследниках Ивана Грозного царская сокро­вищница значительно пополнилась. Один чужестранец описывал наряд царицы Ирины Федоровны, жены царя Федора Иоанновича и сестры Бориса Годунова: «На го­лове она имела ослепительного блеска корону, которая составлена была искусно из драгоценных каменьев и жемчугами была разделена на 12 равных башенок по числу 12 апостолов. В короне находилось множество карбункулов, алмазов, топазов и круглых жемчугов, а кругом она была унизана большими амети­стами и  сапфирами. Кроме того, с обеих сторон ниспа­дали тройные цепи с изумрудами.  Драгоценные камни были главным украшением нарядов придворных дам и кавалеров. Недаром эту эпоху часто называют «бриллиантовым веком». Особенной пышностью отли­чался придворный обиход при Екатерине II. Когда им­ператрица играла со своими приближенными в карты,  она делала ставки драгоценными камнями. «Как весело играть в бриллианты, это похоже на тысячу и одну ночь», - писала она французскому просветителю Грим­му. Многочисленные фавориты императрицы не уступа­ли ей в роскоши. Григорий Потемкин появлялся в шля­пе, сплошь украшенной бриллиантами и столь тяжелой, что, снимая ее, отдавал адъютанту, который носил драго­ценную шляпу в руках. Платон Зубов имел привычку во время разговора вынимать из кармана камзола при­горшню бриллиантов и пересыпать их на ладони, любуясь игрой и блеском.

    У придворного великолепия имелась своя оборотная сторона, о которой поведал в своих записках придворный бриллиантщик Иеремия Позье. Вельможи частенько «забывали» расплачиваться за ювелирные украшения.

    Для коронации Екатерины II придворный бриллиантщик Позье   создал настоящий гимн бриллиантового века – Большую императорскую корону, состоящую из двух ажурных полушарий, усыпанных превосходными индийскими бриллиантами разной величины. 

    3.2. Самый великолепный бриллиант в мире

    В Большой императорской короне - 4936 бриллиантов весом в 2858 каратов. Были заново изготовлены держава и скипетр. Позже на скипетре укрепили алмаз «Орлов». Этот кристалл первоклассной чистоты с легким голубовато-зеленоватым оттенком специалисты называют самым великолепным бриллиантом в мире.

    Крупным алмазам, как и их царственным владельцам, часто сочиняли пыш­ные родословные, возводя их историю к глубокой древности. За «Орловым» тоже тянется шлейф легенд и преданий.

    Рассказывали, что этот драгоценный камень был делан в глаз статуи Брахмы в храме Серингапатама, откуда его похитил французский солдат, вероломно втёршийся в доверие к верховному жрецу.

    На самом деле об этом знаменитом камне известно на удивление мало, даже его вес указывается по-разному: от 185 до 194 каратов, что связано с разницей между старыми каратами и метрическим каратом.

    «Орлов» подучил свое название по имени графа Григория Орлова, преподнесшего бриллиант Екатерине I в день ее именин 24 ноября 1773 г. Григорий Орлов одним из четырех братьев Орловых, участвовавших в убийстве Петра III и возведении на трон его жены Екатерины II. Он несколько лет являлся фаворитом императрицы, но звезда его померкла. Возможно, своим подарком граф отчаянно пытался напомнить Екатерине о прошлом.

             Но граф был удалён от двора, через несколько лет впал в помешательство и умер, как гласит легенда, терзаемый видением убитого им Петра III.

    А вот французский купец Жан-Батист Тавернье в 17 веке совершил шесть путешествий по Востоку и оставил интереснейшие записки, в которых упоминал о том, как в 1677 г. в Голконде ему предложили купить огромный ал­маз табличной формы. За драгоценный камень просили 500 тыс. рупий, у купца нашлось только 400 тыс., и сделка не состоялась.

    Тавернье описал еще один таинственный и бесследно исчезнувший алмаз, известный как «Великий Могол». Так именовали себя правители Северной Индии, являв­шиеся потомками Тимура и Чингисхана. Французский путешественник получил дозволение осмотреть их со­кровищницу: один из бриллиантов, увиденных Тавернье в сокро­вищнице Великих Моголов, удивительно походил на «Орлова» по форме, однако имел гораздо больший вес.

    Заключение

    Считаю, что моя работа была очень полезная.  Задачи, поставленные в начале работы, были выполнены.

    Были полностью раскрыты такие темы,  как исторические сведения об алмазах,  обработке алмазов и их с­войствах. Мною был найден очень интересный материал о ювелирном искусстве, о первых находках алмазов в России. Интересны и сведения об использовании алмазов в промышленности и их роли.

    Вывод: по сей день алмаз остается одновременно и ювелирным украшением и незаменимым инструментом, применяющимся в различных отраслях промышленности.  Тайны алмаза продолжают волновать людей. Будущее поколение, возможно, сможет постичь тайну алмаза!!!

    Список литературы

    1. «Алмазы России-Саха», РОССПЭН, Москва, 2005

    2. Антонов А., «Солнечный камень», М. 2000

    3. Пискунов В., «Алмазный меридиан», М. 2001

    4. Рыбаковский Э., «Звёздный час», М., 1999

    5. Степанов С. «АЛРОСА. Прошлое и настоящее», М. 2001

    6. Газеты «Вестник АЛРОСА» за 2007-2011 годы.

    7. Газета «Якутия», 2010, №43


    написать администратору сайта