Главная страница
Навигация по странице:

  • СРОП-9 . Тема. «

  • Кейс-стади

  • 1. Политическая идеология и национальное сознание. Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология

  • Функции Можно выделить следующие основные функции

  • Особенности политических идеологий

  • Социалистическая идеология

  • Социал-демократическая идеология

  • Коммунистическая идеология

  • 2. Национальные интересы и национальная безопасность. Национальное сознание

  • Обыденное национальное сознание

  • Динамичность обыденного национального сознания

  • пз-9, сроп-9окумент Microsoft Word. Пз тема. Процесс политики и совокупные действия ее субъектов


    Скачать 68.29 Kb.
    НазваниеПз тема. Процесс политики и совокупные действия ее субъектов
    Дата31.03.2022
    Размер68.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапз-9, сроп-9окумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #430367
    страница1 из 3
      1   2   3

    ПЗ-9. Тема. «Процесс политики и совокупные действия ее субъектов»

    1. Политическая идеология и национальное сознание.

    2. Национальные интересы и национальная безопасность.

    3. Конфликтные и кризисные ситуации в политике.

    СРОП-9. Тема. «Содержание политики и механизмы принятия политических решений»

    1. Политические системы современности и политические режимы.

    2. Политическая культура и политическое поведение. Связь политической культуры с национальной культурой

    3. Кейс-стади - Классификация политических режимов. «Oпределить тип политического режима Республики Казахстан и аргументировать свой выбор».

    (Объем письменных работ должен составит на 1,2, вопросы не более 2 стр; 3 вопрос 1 стр)

    1. Политическая идеология и национальное сознание.

    Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.

    Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

    Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. 

    Политические ценности — это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаще всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

    Функции

    Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:

    • ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

    • мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

    • интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

    Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.

    Особенности политических идеологий

    Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, представления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

    Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

    • индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;

    • свобода — свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;

    • разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;

    • равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);

    • толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;

    • согласие — политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;

    • конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

    В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

    Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

    • традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;

    • несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;

    • иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;

    • порядок — общество может существовать только в том случае,

    • если государство установит в нем закон и порядок;

    • патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;

    • собственность — консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

    В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

    Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:

    • равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;

    • приоритет общества — индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;

    • коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;

    • общественная собственность — частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;

    • массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;

    • плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.


    Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

    Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

    Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

    Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

    Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

    2. Национальные интересы и национальная безопасность.

    Национальное сознание — в целом, совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития национально-этнической группы.

    Значительно более рационально по сравнению с национальным характером, хотя до конца рационализируется только в теоретических формах. Выступает в качестве «рациональной надстройки» наднациональным характером, в виде «верхнего этажа» психического склада нации. Включает в себя отношение группы к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического развития, былые достижения и ставящиеся перед будущим задачи. Ядром национального сознания является национальное самосознание. В число основных элементов национального сознания обычно включаются осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.

    Как и любая форма общественно-политического сознания, национальное сознание представляет собой сложное, диалектически взаимосвязанное и взаимообуславливающее друг друга единство двух главных составляющих: обыденного и теоретического сознания. Обыденное национальное сознание, тесно связанное с национальным характером, и представляет собой в привычном понимании бытовую, повседневную национально-этническую психологию. Другими словами, это — эмпирический уровень национального сознания как результат стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс.

    Теоретическое сознание — более высокого уровня. Это идеология нации, представляющая собой рационально-идеологический уровень национального сознания, являющаяся результатом отбора, систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений группы.

    Обыденное национальное сознание — также достаточно сложное по своей структуре и механизмам, многослойное и противоречивое, инерционно-консервативное и, вместе с тем, как бы «плывущее», постоянно видоизменяющееся образование. Это особого рода исторический синтез природно-биологического и социального опыта многих поколений хотя бы в силу своей тесной связи и производности от национального характера. Оно, одновременно, отражает насущное, актуальное конкретное социально-политическое бытие большинства представителей нации, и является продуктом длительного исторического развития.

    В структуре обыденного национального сознания можно выделить три слоя. Во-первых, составными частями внутренней структуры обыденного национального сознания выступают повседневные потребности, интересы, система ценностей и установок, которые отражают определенный этап развития данной общности, и имеют не столько исторические, сколько конкретные, сегодняшние истоки своего происхождения.

    Во-вторых, важными элементами обыденного национального сознания являются, также, построенные на основе определенной системы ценностей стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции, имеющие как исторические, так и социальные корни.

    Наконец, в-третьих, существенными компонентами обыденного национального сознания выступают эмоциональные элементы и детерминированных ими формы выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером, и исходит из него, хотя проявляется уже в национальном сознании. Как уже говорилось, в целом, связь обыденного национального сознания с национальным характером достаточно сильна.

    Обыденное, наиболее элементарное, «первичное» национальное сознание проявляется в виде осознания людьми своей принадлежности к определенной национально-этнической группе. Национально-этнические чувства, взгляды, привычки, нормы и шаблоны поведения отражают приверженность к национальным ценностям на бытовом уровне. Они порождены, как уже говорилось в отношении национального характера, главным образом, общностью территории, языка, культуры, традиций, обычаев народа — в целом, общностью условий повседневной жизни. При всей стабильности данных факторов и, соответственно, инерционности порожденных ими компонентов массового обыденного национального сознания, ему свойственна определенная динамика, связанная с пластичностью психики человека и вариативностью способов ее реагирования на окружающую действительность.

    Динамичность обыденного национального сознания представляет собой серьезную проблему— ведь именно она определяет его потенциальную «взрывчатость». Наиболее подвижными, динамичными элементами обыденного национального сознания являются потребности. Практически любые изменения в системе социальных и политических отношений ведут к изменениям в системе потребностей, порождают новые потребности, соответствующие изменившимся условиям, модифицируют старые, а также видоизменяют способы реализации старых потребностей, в силу этого меняя их характер. Новые или изменившиеся потребности могут вступать в противоречия с иными, менее подвижными элементами обыденного национального сознания, например, со старыми стереотипными представлениями, обычаями и традициями.

    В результате, могут возникать внутренние противоречия и психические конфликты, проявляющиеся в изменениях эмоционально-чувственной сферы. Наиболее заметно эти изменения выражаются в динамике массовых настроений. Настроения как демонстрация степени удовлетворенности потребностей являются самым подвижным компонентом обыденного национального сознания. Этот динамизм усиливается недостаточной осознанностью настроений, что ослабляет сознательный контроль над ними, хотя содержание и формы политического выражения настроений могут поддаваться в отдельных ситуациях такому контролю. В целом, эмоционально-настроенческая сфера обладает значительным удельным весом в ситуационно-динамических проявлениях обыденного национального сознания, оказывая сильное влияние на весь комплекс национального сознания.

    Менее подвижными компонентами, обеспечивающими стабильность и инерционность обыденного национального сознания, являются первичные, наиболее глубинные эмоционально окрашенные установки и национально-этнические стереотипы. Например, закрепившееся в поколениях и воспринятые человеком с детства враждебное отношение к той или иной «чужой» группе и соответствующее представление о ее членах могут сохраняться, подчас в скрытой, латентной форме, чрезвычайно долго. Причем часто это происходит даже вопреки очевидным фактам жизни и сознательно принятой человеком идеологической конструкции (скажем, интернационализма). И тогда возникает известный в психологии парадокс: установки и стереотипы национально-этнической враждебности не всегда проявляются в реальном поведении.

    В известных экспериментах Ж. Лапьера по изучению социальных установок владельцев гостиниц по почте опрашивали, как они отнесутся к появлению представителей ряда национальностей (например, китайцам). Большинство отвечало резко отрицательно. Спустя время, в эти гостиницы приезжали сами исследователи, среди которых были и китайцы. Опыт показал, что они не испытывали ни малейшей дискриминации при проживании и обслуживании в этих гостиницах. Так был сделан вывод о том, что «знаемые», как бы «выученные» установки и стереотипы не всегда совпадают с реальным поведением, мотивированным, скажем, прибылью от дополнительных постояльцев.

    Однако, даже не проявляясь в бытовом поведении, связанном с получением реальной прибыли, такие стереотипы и установки действуют на сознание, часто проявляясь в политическом, в частности, электоральном поведении — при голосовании. В политическом поведении их действие значительно более выражено потому, что нет реального контакта с живым человеком — представителем данной национально-этнической группы. Как правило, обыденное сознание как раз и голосует за стереотип, имидж, а не за человека.

    Наиболее стабильными и консервативными компонентами обыденного национального сознания, гарантирующими его устойчивость, считаются обычаи и традиции — нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение, и базирующиеся на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлых поколений, на социально-политической памяти национально-этнической группы. Отличаясь особой устойчивостью и живучестью, национальные обычаи и традиции выполняют функцию регуляторов и стабилизаторов поведения новых поколений. Именно в этом смысле надо понимать известную фразу о том, что традиции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых, служа сильнейшим, часто непреодолимым барьером перед необходимыми социально-политическими инновациями.

    Однако все непросто. С одной стороны, влияние обычаев и традиций связано с тем, что именно они являются, в глазах большинства людей, порождением и отражением неких «естественно-исторических» условий жизни данной общности — апробированных веками, и потому незыблемых. С другой стороны, под «вековой» и «общенациональной» окраской они выражают системы ценностей, связанные обычно с достаточно определенными историческими периодами и господствовавшими в них социально-политическими силами, что делает их как бы «священными» в глазах людей, тяготеющих именно к данной системе ценностей.

    Наиболее весомую роль обычаи и традиции, как и предрассудки, о которых говорилось выше, играют в жизни национальных меньшинств и других сравнительно небольших национально-этнических образований. Сохранение и культивирование собственных обычаев и традиций является для них необходимой защитной реакцией самосохранения, залогом национально-культурной идентичности и выживания в качестве национальной общности за счет дополнительной мобилизации внутренних, прежде всего, психологических ресурсов, при недостаточности ресурсов внешних. Гиперкомпенсаторное внимание к национальным обычаям и традициям, к их соблюдению часто оказывается естественной реакцией протеста против политики ассимиляции, обычно реально угрожающей малой нации со стороны более крупных наций-соседей, и, одновременно, формой национального самоутверждения. В этом случае, обычаи и традиции, как компоненты обыденного национального сознания, выступают как средства передачи социально-политического опыта нации и являются инструментом объединения, интеграции национальной общности, пробуждения национального самосознания.
      1   2   3


    написать администратору сайта