Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века

  • 2. Золотой век в Серебряном (Л. Толстой, В. Короленко, А. Чехов и др.).

  • Новые имена в реалистической литературе Серебряного века (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.).

  • «Сатирикон»

  • 2. Время возникновения Выходит с 1 апреля 1908 года 3. Объем издания 12 — 16 страниц с множеством иллюстраций-карикатур 4. Периодичность

  • 5. Тираж (для периодических изданий) Высокий 6. Направленность

  • 7. Характеристика аудитории издания

  • 8. Основные приемы сатиры в журнале

  • Государственная Дума, отдельные её депутаты и партии, правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов

  • 6. Неореализм (Л. Андреев, Б. Зайцев, А. Ремизов, В. Розанов и др.).

  • ирл пз. !ИРЛ_13окт_пз2. ПЗ2 Вопросы Реализм как один из ведущих методов литературы рубежа хіххх веков, особенности его развития


    Скачать 32.49 Kb.
    НазваниеПЗ2 Вопросы Реализм как один из ведущих методов литературы рубежа хіххх веков, особенности его развития
    Анкорирл пз
    Дата23.12.2022
    Размер32.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла!ИРЛ_13окт_пз2.docx
    ТипЗадача
    #859974

    ПЗ2

    Вопросы:

    1. Реализм как один из ведущих методов литературы рубежа ХІХ-ХХ веков, особенности его развития.

    Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действительности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий — наиболее характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

    Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отстаивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтизмом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

    В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г. де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К.Гамсун, А.Стриндберг, раннийТ.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).

    В целом критический реализм на рубеже веков отличается открытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество — характер типизации. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов — психологизм, социальный анализ, расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры новеллы, романа, эпопеи.

    Этот этап развития критического реализма выступает как переходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

    Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

    1) переходный характер (Если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него.);

    2) неоднородность (Практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);

    3) предпочтение отдается малым эпическим формам (Жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести.);

    4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;

    5) стремление к созданию символических образов.

    2. Золотой век в Серебряном (Л. Толстой, В. Короленко, А. Чехов и др.).

    Творческие искания этих писателей глубоко индивидуальны, но в них просматривается и общая тенденция: в сравнении с искусством реализма предшествовавшего периода в их творчестве по-новому проявляется связь объективного повествования и субъективной авторской оценки мира. В судьбах человека усматривается отражение судеб общества, в то же время на личность возлагается все большая ответственность за будущее России. Первостепенным, жизненно важным становится для каждого художника вопрос об отношениях народа и интеллигенции, о месте интеллигенции в революции, об ответственности искусства за происходящее в мире.

    Со второй половины 80-х годов, как известно, начался новый этап развития реализма Л. Толстого. Свою оригинальную стилевую структуру, оказавшую большое влияние на творчество писателей младшего поколения, приобретает реализм зрелого Чехова. Короленко стремится «восстановить в правах» героическое начало в литературе. Художественные искания старших оказали заметное влияние на формирующееся в те годы творчество А.И. Куприна, А.С. Серафимовича, С.И. Гусева-Оренбургского, И.А. Бунина и других писателей. Они ищут в «школе» Толстого и Чехова новые возможности реализма для выражения духовных процессов эпохи, общественной психологии XX столетия.

    Толстой прочитал подлинник библии, не принимал растроение бога и считал это абсурдом, Божественности христа (но уважал как учителя), отрицал все церковные православные таинства, не верил в ад и рай, Бог – абсолютное благо, вечная жизнь духа,осуждал роскошь церкви, отстаивал нравственную революцию. В 1901 г. отлучен от церкви.

    Роман «Воскресенье» (1989-1899) – произведение социально-психологического характера, имеет проповеднический характер. Непреднамеренное убийство по незнанию. Тема проституции. Церкви вообще нет в романе. Лишь раз показано богослужение – прием отстранения.

    Выявляет разрыв рус. православной церкви с христианством.

    В Масловой проявляется лучший человек, чем ее сделала жизнь. Отказалась стать женой Неклюдова.

    Толстой проводит мысль, что каждый перед Богом в чем-то виноват и никто не имеет права судить других.. Призывает к индивидуальному нравственному просвещению. Отстаивает философию христианского гуманизма. Протест против лживой морал: и: общество не изменится, пока не изменится человек.

    3. Новые имена в реалистической литературе Серебряного века (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.).

    4. Литературный кружок "Среда", книгоиздательства "Знание", "Слово", Журнал "Сатирикон".

    «Среда»

    В книге воспоминаний «Записки писателя» Николай Телешов посвятил одну из глав московскому литературному кружку «Среда». Он основал его в 1899 году. Туда вошли почти все выдающиеся писатели реалистического направления того времени: Иван Бунин, Максим Горький, Александр Куприн, Борис Зайцев, Леонид Андреев, Викентий Вересаев и многие другие. В интимном кругу молодые авторы сами читают свои новинки, еще не появившиеся в печати, а товарищи высказывают о прочитанном свои откровенные мнения. Все мы тогда были колоды, и дружеская поддержка была всем нам очень нужна и полезна.

    Через «Среды» проходили обычно в рукописях еще не опубликованные многие новинки писателей. В большинстве случаев читали сами авторы. Первое чтение знаменитой пьесы «На дне» происходило у нас; читал сам Горький.

    Произведения Леонида Андреева, думаю, что почти все без исключения прочитывались автором на «Средах» и по-товарищески обсуждались. У нас было правило: говорить без стеснений. Это не значило, конечно, во что бы то ни стало огорчать автора. Но если он бывал достоин порицания, то уже выслушивал всю горькую правду без снисхождения; разумеется, в тонах дружеских и не обидных, хотя решительных и беспощадных. Эти резкие отзывы не портили наших добрых отношений, а, наоборот, сближали нас в действительно дружеский кружок.

    Помимо обычных наших постоянных собраний, время от времени устраивались так называемые выходные, или большие, «Среды», на которые съезжалось очень много народа. Мы не чуждались тогдашнего нового направления — декадентов, модернистов и иных, — и у нас можно было встретить на таких больших собраниях Брюсова, Бальмонта, Белого, Кречетова, Сологуба… Но мы считали их гостями, а не членами «Среды».

    «Среда» чутко реагировала на выдающиеся явления общественной жизни; отсюда нередко исходила инициатива всемосковского протеста по поводу особо возмутительных действий тогдашнего правительства. Составлялись протесты, покрывались многими подписями именитых общественных деятелей, писались петиции, читались публично резкие доклады. «Средою» издан был даже особый товарищеский сборник под скромным названием «Книга рассказов и стихотворений». Группа московских писателей поддерживала и составляла протесты, вызванные насильными действиями правительства. Революционным характером творчества участников содружества обусловлена их связь с представителями декадентства, модернизма и других направлений.

    К «Среде» примыкали не только литераторы, но и художники, музыканты, певцы. Частыми гостями на заседаниях были Василий Поленов, Исаак Левитан, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин. Бывали художники К. К. Первухин, Вл. Ил. Российский, написавший впоследствии с Андреева портрет, один из самых удачных по сходству. Этот портрет связан со «Средою», приобретен был ею и висел у меня в кабинете, и в настоящее время передан мною в литературный музей. Бывал у нас Васнецов Аполлинарий Михайлович, любивший изображать старую, древнюю Москву.

    К участникам сразу попадали многие новинки, обычно в рукописях, в большинстве случаев их публично читали сами авторы.

    Иван Бунин присоединился к кружку в начале 1900-х годов и не пропускал ни одного собрания. Телешов вспоминал, что он вносил много оживления в общение: у него было хорошо поставленное чтение, отличный юмор и острый язык. В кружке была традиция давать участникам прозвища по названиям московских улиц, площадей и переулков. Бунин, отчасти за свою худобу, отчасти за острословие, получил прозвище «Живодерка».

    В бунинских воспоминаниях есть несколько слов об этом снимке: «Есть знаменитая фотография, — знаменитая потому, что она, в виде открытки, разошлась в свое время в сотнях тысяч экземпляров, — та, на которой сняты Андреев, Горький, Шаляпин, Скиталец, Чириков, Телешов и я. Мы сошлись однажды на завтрак в московском немецком ресторане „Альпийская роза“, завтракали долго и весело и вдруг решили ехать сниматься».

    Николай Телешов тоже вспоминал о портрете:

    В конце 1902 года была сфотографирована Фишером группа из 7-ми человек: Горький, Скиталец, Бунин, Андреев, Телешов, Чириков и Шаляпин. Эти снимки разошлись по всему миру. Не было, кажется, такого журнала, где бы ни появились эти репродукции за всевозможными подписями. Русские иллюстрированные журналы буквально все помещали у себя эту группу: это было как бы представление читателям авторского коллектива зарождающегося тогда издательства «Знание» и сборников «Знание». В память этого начинания сборников Горький и предложил нам сняться товарищеской группой.

    «Знание»

    Первый сборник был составлен исключительно из произведений членов «Среды». Помимо сборников, «Знание» стало издавать отдельными томами рассказы и повести товарищей по «Среде». Так, изданная небольшая книжка рассказов Леонида Андреева создала популярность автору и содействовала быстрому его прославлению.

    Важно отметить, что ни один автор не был связан никакими неустойками, никакими контрактами, никакими обязательными сроками, как это делалось буквально во всех иных издательствах. Здесь автор был совершенно свободен и независим. Через несколько лет издательство «Знание» закрылось.

    Первоначально "Знание" публиковало книги для массовой аудитории по естественным наукам, истории, образованию и искусству. Максим Горький присоединился к "Знанию" в 1900 году и стал его директором в конце 1902 года. Через "Знание" Горький объединил многих самых известных писателей-реалистов того времени. "Знание" опубликовало собрание сочинений Горького (9 томов), Александра Серафимовича, Александра Куприна, Викентия Вересаева, Степана Скитальца, Николая Телешова и многих других.

    "Знание" стало известно как самое прогрессивное из всех российских издательств, ориентированное на широкую демократическую аудиторию. В 1904 году издательство начало выпуск сборников "Знание", в которых были собраны рассказы, романы, стихи и эссе, написанные русскими писателями, а также иностранными писателями, такими как Эмиль Верхарен. К 1913 году было опубликовано 40 томов. Владимир Ленин писал, что Горький стремился с помощью этих сборников "сосредоточить лучшие силы русской литературы". Тираж сборников достиг 65 000 экземпляров. Среди них произведения Горького, Антона Чехова, Куприна, Серафимовича, Леонида Андреева, Ивана Бунина, Вересаева, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Сергея Гусева-Оренбургского, Евгения Чирикова, Николая Гарина-Михайловского и других

    Писатели, представленные в сборниках с 1905 по 1907 год, были едины в своем протесте против царизма, угнетения, национальной розни, религиозных предрассудков и буржуазной морали. Горький и Серафимович, с одной стороны, использовали социалистический реализм; Андреев и некоторые другие, однако, были подвержены влиянию декадентского движения. После русской революции 1905 года это различие стало более заметным. В 1911 году главная редакция сборников "Знание" была передана Виктору Миролюбову.

    В дополнение к изданию сборников произведений молодых писателей и сборников "Знание" Ассоциация "Знание" издавала так называемую копеечную библиотеку, в которой публиковались короткие произведения писателей "Знание". Горький также выполнял задания большевиков, опубликовав серию общественно-политических брошюр, в том числе работы Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Поля Лафарга и Августа Бебеля. Библиотека Пенни выпустила более 300 изданий общим тиражом около четырех миллионов экземпляров.

    В период реакции после русской революции 1905 года многие участники "Знания" покинули издательство. Горький, вынужденный в этот период жить за границей, разорвал свои связи с издательством в 1912 году

    «Сатирикон» журнал

    «Сатирикон» (лат. Satiricon) — произведение древнеримской литературы, автор которого во всех рукописях называет себя Петроний Арбитр. По форме это смесь стихов и прозы (характерная для менипповой сатиры), по сюжету — своеобразный авантюрно-сатирический роман, пародирующий греческий любовный роман.

    • "Сатирикон" - русский дореволюционный литературно-художественный журнал сатиры и юмора, издававшийся в Санкт-Петербурге еженедельно с 1908 по 1914 годы.

    • Журнал сочетал как политическую сатиру, так и безобидную юмористику.

    Цель журнала отражается в словах Аверченко: «Мы будем хлёстко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием».

    Новый журнал возник в сложных условиях, когда уныние и упадок все усиливались, а смех из обличительного и дерзкого превращался в средство забвения, отвлечения от бед и боли.

    Саша Черный, один из самых ярких поэтов журнала, писал:

    "И смех, волшебный алкоголь,

    Наперекор земному яду,

    Звеня, укачивает боль,

    Как волны мертвую наяду."

    Таким образом, журнал «Сатирикон» каким-то чудом долгое время оставался острым и язвительным.

    • Дореволюционный журнал «Сатирикон» стал продолжением еженедельного сборника «Стрекоза», который выпускался с 1875 г. по 1908 г, но потеряла былую популярность. Чтобы не упустить интерес читающей публики, был придуман «Сатирикон». Изначально было принято решение не полностью заменить «Стрекозу», а лишь попробовать выпустить дополнительный журнал.

    • 1 апреля 1908 вышел в свет первый выпуск журнала «Сатирикон» в Санкт-Петербурге. В печатном издании «Сатирикон» освещались не только безобидные темы. В нем также находила место острая сатира о политических течениях, затрагивающая особенности, например, Германии.

    Но уже ближе к 1913 году не только редактор, но и многие сотрудники утратили интерес к печатному изданию сатиры и юмора. Они грезили идеей о создании нового увлекательного проекта. Выйдя из состава редакции, сотрудники стали работать над другим вариантом сборника. Журнал получил название «Новый Сатирикон». Это печатное издание просуществовало до середины 1918 года. Часть авторов после революционных действий оказалась в эмиграции, поэтому журнал прекратил своё существование. Подписчикам сообщили, что выпуск литературно-художественного сборника временно приостановлен. Однако людей не оставили совсем без журнала. Вместо «Сатирикона» жители, кто имел подписку на литературный сборник, стали получать печатное издание «Лукоморье». Но со временем мысли о возобновлении журнала сатиры и юмора так и остались нереализованным.

    1. Редакторы и издатель
    1908 год: А. А. Радаков (№ 1 — 8)
    1908—1911 годы: Аркадий Аверченко (с № 9; с № 30)
    1911 год: П. П. Потёмкин (с № 24)
    1913 год: М. Г. Корнфельд (он же был издателем)
    
    2. Время возникновения
    Выходит с 1 апреля 1908 года

    3. Объем издания
    12 — 16 страниц с множеством иллюстраций-карикатур

    4. Периодичность
    Еженедельный журнал

    5. Тираж (для периодических изданий)
    Высокий

    6. Направленность
    Журнал «Сатирикон» - русский дореволюционный литературно-художественный журнал сатиры и юмора. Журнал сочетал как политическую сатиру, так и безобидную юмористику. Отражал вкусы публики и определенные литературные тенденции своего времени.
    Задача журнала: моральное исправление общества с помощью сатиры в годы реакции. «Вся Россия больна» – требуется лечение. Рецепты просты: Больше вина, больше смеха, здоровой еды, чтобы обыватели жили, а не боролись. («Рассказы для выздоравливающих» А. Т. Аверченко)

    7. Характеристика аудитории издания
    Целевая аудитория - представители среднего класса России начала ХХ века (образованные жители города, не испытывавшие значительных материальных трудностей).

    8. Основные приемы сатиры в журнале: пародии, сказки, источники народного творчества, псевдодетская поэзия, стиль английского юмора, игра слов.

    Объекты сатиры: Государственная Дума, отдельные её депутаты и партии, правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов

    5. Общегуманистические и революционно-демократические тенденции в литературе (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, революционная пролетарская поэзия, творчество "новокрестьянских поэтов").

    6. Неореализм (Л. Андреев, Б. Зайцев, А. Ремизов, В. Розанов и др.).

    Творчество Толстого, Чехова и других стало застойным, поэзия утратила былую «звонкость» и в содержании и в форме. Современный ученый связывает этот период с "кризисом пушкинской школы русской лирики". В рассказе "Корреспондент" устами персонажа- журналиста А. Чехов дает такую оценку словесности тех лет: "Прежде, что ни писака был, то и богатырь, рыцарь без страха и упрека, мученик, страдалец и правдивый человек. А теперь? Взгляни, русская земля, на пишущих сынов твоих и устыдися!.. Дух странный повеял!".

    Творческие личности в этот период прогнозировали создание «нового искусства». Проза возродилась намного быстрее и критика заговорила о "воскрешении реализма"[4]. Иванов-Разумник (Р. В. Иванов) определил это явление как "новый реализм", "new-realizm". Позже об обновленном реализме писали М. Волошин, Г. Чулков, Е. Колтоновская и др. В конце второго десятилетия Е. Замятин ввел в обиход термин "неореализм".

    В русской литературе этого времени возникает активное соперничество двух систем художественного мышления. Во второй половине XIX в. преобладало одно художественное направление – реализм, но в 1890 г. начинает утверждаться новое модернистское искусство. Противопоставляя себя реалистам, писатели-модернисты прежде всего активно дискутировали с сообществом «Знание» (возглавлял Максим Горький), защищающим традиционные позиции.

    В тот момент в понятие «неореализм» вкладывались различные смыслы. Реалисты обозначали отмежевание от натурализма конца XIX в., возвращение к традиции классической литературы, обновленной за счет некоторых художественных открытий модернизма. А среди модернистов бытовало мнение, что «неореализм» является разновидностью символизма (М. А. Волошин).

    Писатели-неореалисты разделились на две группы. Одна, так называемая «школа Горького», состояла из авторов, завоевавших известность в конце XIX в. (В. В. Вересаев, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн и др.), которые входили в образованное в 1912 г. «Книгоиздательство писателей в Москве». Хотя не все литераторы однозначно причисляли себя к реалистам, все же их творчество находилось в тесном диалоге с предшествующей литературой.

    Вторая группа сплотилась вокруг петербургского журнала «Заветы», основанного А. М. Ремизовым и Е. И. Замятиным. Писатели, входившие в эту группу (А. М. Ремизов, Е. И. Замятин, С. Н. Сергеев-Ценский, Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин и др.), приобрели популярность в начале XX в. Эти писатели сразу заявили о себе как о новаторах, имевших чисто ассоциативное отношение к классике.

    Политическая реакция на события русской революции 1905 г. оказала сильное влияние на развитие литературного процесса. Реалисты увидели в происходящем прежде всего не общественно-политическую суть, а общечеловеческие проблемы. Поэтому для неореализма характерен интерес к бытовым подробностям, материальной жизни в противовес иррациональному миру модернизма.

    Описание быта чаще всего дается или как особый синтез бытийного и социального, или как социальное противопоставление бытового историческому. Бытовая тема основывается на описании жизни русского захолустья, которое все больше привлекало внимание писателей, так как именно там, по их мнению, должны были решиться мучительные вопросы о будущем России («Лесная топь» (1907) С. Н. Сергеева-Ценского; «Неуемный бубен» (1909) А. М. Ремизова; «Крутоярский зверь» (1911) М. М. Пришвина; «Уездное» (1913) Е. И. Замятина). Писатели сосредоточиваются исключительно на лишенной ярких событий жизни героев, их привычках, вещах, повседневных делах. Но при этом произведения неореалистов пронизаны философскими раздумьями на «вечные» темы: о смысле жизни, бренности материального мира и т. Д.

    Неореалисты привлекают внимание читателей к обычному существованию, в котором нет ничего героического и даже просто интересного. Эволюция литературного героя отсутствует, их герой не просто не герой, а вообще человек «не мыслящий», сравнимый с неодушевленными предметами. Обобщенные образы связаны со всей предшествующей литературной традицией (сюжет о «маленьком человеке»).

    Новый тип повествования, когда конкретное предметное описание передает субъективную позицию автора, которая, в свою очередь, растворяется в картине быта. В результате простые повседневные детали обретают глубокий символический смысл. Так, у И. А. Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915) из множества мелких подробностей возникает обобщенный, напряженно-эмоциональный образ Дьявола, представляющего сатанинскую сущность современного писателю мира.

    Яркой особенностью неореализма становится использование сказовой формы, когда повествование автора становится устной речью героя. Зачастую сказовая манера выдерживается непоследовательно, и время от времени в тексте проскальзывает речь литературная, что подчеркивает условность повествователя.

    Важной проблемой для писателей-неореалистов стала проблема отношений Бога и человека в ситуации кризиса религиозного сознания. Через своих героев спорит с Творцом, называя его «старым обманщиком», А. И. Куприн («Поединок» (1905)), переосмысливают Новый Завет Л. Н. Андреев («Иуда Искариот» (1907)) и Максим Горький («Мать» (1907)), издевается над человеком как «лучшим созданием» Бога И. А. Бунин («Петлистые уши» (1916)), пытается вернуть истинную веру В. В. Вересаев («Живая вода» (1909-1914)). Надежды на светлое будущее исчезают, уступая место воспоминаниям о святых временах, ушедших в небытие.

    Неореализм сблизил прозу и лирику, реалистический и модернистский взгляды на искусство, различные жанры (когда рассказ становится емким, как повесть, а повесть схожа с романом), предопределив тем самым направления развития русской литературы XX в.


    написать администратору сайта