Рабочая программа дисциплины планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы Цели и задачи дисциплины
Скачать 405.54 Kb.
|
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель курса –создание стройной системы развития искусства и культуры зарубежных стран с древнейших времен до наших дней. Особое внимание уделяется периодам расцвета реалистического искусства, художественным явлениям, изучение которых необходимо для формирования творческих принципов молодых художников, понимания языка изобразительного искусства и культуры постиндустриального общества. Задачи курса: 1. Ознакомить студентов со всеми этапами и особенностями развития зарубежного искусства и культуры. 2. Обратить особое внимание на стилистическую, смысловую и композиционную связи живописи и скульптуры с архитектурой. 3. Развить художественное восприятие и аналитическое видение произведений искусства в контексте культуры рассматриваемой эпохи. 4. Научить студентов анализировать произведения искусства. 5. Выработать навыки и умения самостоятельной работы студента с книгой и с материалами интернета. 6. Отметить реалистическое начало в современном зарубежном искусстве как связь современного искусства с тенденциями мирового исторического развития общества. Знания, полученные студентами в результате изучения данной дисциплины, должны сочетаться с их умением ориентироваться в историческом процессе развития искусства. Студент должен определять принадлежность произведения к той или иной исторической эпохе, выявлять композиционные и колористические особенности различных стилистических направлений, творческую манеру крупнейших мастеров западноевропейской архитектуры и изобразительного искусства. Студенту необходимо знать основные произведения крупнейших мастеров зарубежного искусства. Представлять основные закономерности развития стиля, композиции, синтеза искусств в контексте культурных эпох. 1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоении дисциплины: ОК – 7- способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала знать: в процессе саморазвития многообразия культур и цивилизаций в истории обществ, уметь: реализовывать свои знания в области исторического наследия и культурных традиций в создании произведений искусства. владеть: способностью использования творческого потенциала в создании произведений искусства. ОПК – 1- способность собирать, анализировать, интерпретировать и фиксировать явления и образы окружающей действительности выразительными средствами изобразительного искусства, свободно владеть ими, проявлять креативность композиционного мышления. знать: как создаётся художественный образ в искусстве, уметь: собирать, анализировать, интерпретировать и фиксировать явления окружающей действительности, владеть: выразительными средствами изобразительного искусства, свободой композиционного мышления. ОПК – 2 - способность создавать на высоком художественном уровне авторские произведения во всех видах профессиональной деятельности, используя теоретические, практические знания и навыки, полученные в процессе обучения. знать: закон создания авторских произведений, уметь: создавать авторские произведения на высоком художественном уровне, владеть: теоретическими, практическими знаниями и навыками, полученными в процессе обучения. ОПК - 3 - способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности. знать: как применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной деятельности, уметь: применять в профессиональной деятельности полученные знания и личный творческий опыт; владеть: полученными знаниями, навыками и личным творческим опытом в профессиональной, педагогической и культурно-просветительской деятельности. ОПК - 4 –- способностью к работе с научной литературой, способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий. знать: как отбирать, систематизировать и интерпретировать информацию из различных источников уметь: работать с использованием современных средств и технологий; владеть: навыками работы с научной литературой, интерпретацией информации из различных источников. ПК -1- способностью формулировать средствами изобразительного искусства, устно или письменно свой творческий замысел, аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания. знать: как формулировать устно и письменно свой творческий замысел; уметь: аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания; владеть: способностью осуществлять творческий замысел средствами искусства. ПК -3- способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретных исторических периодов. знать: процессы развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте; уметь: видеть общее развитие гуманитарных знаний; владеть: религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретных исторических периодов. ПСК- 1,6 – способностью использовать в творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной драматургии, истории костюма, мировой культуры и быта, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, модерн, готика) в архитектуре и искусстве. знать: основные пути развития мирового и отечественного искусства; уметь: сопоставлять и сравнивать развитие различных видовискусства в контексте исторического развития культуры; владеть: знаниями различных стилевых течений в мировой художественной культуре. ПСК – 1,21 - способность дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ, оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве. знать: как проводить художественно-эстетический анализ и оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве; уметь: самостоятельно проводить профессиональные консультации; владеть: навыками общения с аудиторией и методами проведения профессиональных консультаций. 2. Место дисциплины в структуре ОП ОП ВО Дисциплина «История зарубежного искусства и культуры» входит в базовую часть блока Дисциплины (модули) и является обязательной для изучения. Требования к «входным знаниям», умениям и готовности студентов, необходимым при освоении дисциплины: знать: историю зарубежного искусства с древнейших времён до конца XX века; эволюцию развития зарубежного искусства в контексте общественно- экономических формаций; художественные стили и своеобразие видов и жанров изобразительного искусства; уметь: соотносить памятники изобразительного искусства с художественно- эстетическими особенностями культурно-исторической эпохи; владеть: способностью анализировать произведения изобразительного искусства; основными критериями определения художественных достоинств произведений изобразительного искусства. знаниями специфических особенностей развития изобразительного искусства XX века. Для освоения дисциплины используются знания, полученные при изучении «Истории отечественного искусства и культуры», «Эстетики», «Философии», «Культурологии», «Зарубежной истории», «Истории зарубежной материальной культуры» и других дисциплин учебной программы специальностей «Живопись». 3. Объём дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины составляет 11 зачётных единиц, 396 часов. 4. Дидактические единицы Основные темы: Искусство Древнего Египта. Своеобразие искусства Древнего Египта. Архитектура и скульптура Древнего и Среднего царств. Особенности и отличительные черты развития. Искусство Нового и Позднего царств Древнего Египта. Искусство Двуречья. Искусство Древнего Вавилона и Ассирии.Искусство Нового Вавилона и Ахеменидского Ирана. Искусство Древней Греции. Искусство и культура Эгейского мира.Искусство и культура Греции XI - к. VI в. до н.э. Искусство Греции первой половины V в. и середины V в. до н.э. Искусство последней четверти V в. до н.э. - IV в. до н.э. Искусство эллинизма - к. IV - I вв. до н.э. Искусство Древнего Рима. Культура этруссков. Искусство Рима республиканского периода (V -1 вв. до н.э.). Искусство времён Августа и его преемников. Искусство Римской империи II в. н.э. и периода разложения Римской империи в III-V вв. н.э.Раннехристианское искусство в контексте культуры Римской империи. Введение в изучение искусства Средних веков. Дороманское искусство. Искусство варварских королевств VII – X вв. Искусство романского периода (XI – XII вв.). Искусство готики XIII– XIV вв.. Особенности поздней готики XV - 1 – й пол. XVI вв. Искусство Византии V- XII вв. Искусство Византии XIII – первой половины XV вв. Палеологовское Возрождение. Искусство и культура Проторенессанса. (Чимабуэ, Джотто, Симоне Мартинни, Амброджо Лоренцетти). Искусство раннего Возрождения в Италии первой половины и середины XV века. Искусство Флоренции в последней трети XV века. Искусство северной и средней Италии вне Флоренции.Раннее Возрождение в Венеции. Искусство и культура Высокого Возрождения в Италии. Искусство Высокого Возрождения во Флоренции и Риме. (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело). Искусство Высокого Возрождения в Венеции. (Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто). Искусство Возрождения в Нидерландах. Искусство Возрождения в Германии. Искусство Возрождения в других странах Западной Европы. Искусство Италии XVII века. Искусство Испании XVII века. Искусство Фландрии и Голландии в XVII веке Изобразительное искусство Франции в XVII веке Французская архитектура второй половины XVII века – начала XVIII века. Характеристика эпохи Просвещения Искусство Англии конца XVII - XVIII вв. Искусство Франции в XVIII веке. Искусство Италии в XVIII веке. Искусство Германии XVIII века. Искусство Франции времен Империи и Реставрации. Творчество Ж. – О. Д. Энгра. Романтизм в искусстве Франции. Творчество Э.Делакруа. Искусство Западной Европы середины XIX века. (Милле, Домье, Курбе, Прерафаэлиты). Французское искусство. Поиски новых средств художественной выразительности и формальных экспериментов. Развитие импрессионизма. (Э.Мане, Б. Моризо, К.Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега). Художники - постимпрессионисты. Художественная система П.Сезанна. Таитянские серии П.Гогена. Творчество В. Ван-Гога и А. де Тулуза - Лотрека. Скульптура О. Родена: художественно-пластические поиски. Развитие реалистического искусства последней трети XIX века Черты модерна в искусстве последней трети XIX века. Стиль модерн и черты национального романтизма в творчестве А. Гауди. Европейская архитектура функционализма в первой половине XX века. Открытие школы Баухауз. Становление и развитие дизайна. Философско-эстетические основы и корни модернизма. Модернизм как новый язык искусства. Фовизм, экспрессионизм,кубизм. (А. Матисс, Э. Нольде, П. Пикассо). От футуризма к сюрреализму.Творчество С. Дали. Европейская скульптура первой половины XX века.Пути развития.Реализм европейской живописи первой половины и середины XX века. (К. Кольвиц, М. Утрилло, Ф. Мазерель, А. Фужерон, Р. Гуттузо). Понятие неореализма Архитектура постмодернизма.Развитие новых технологий в инженерных конструкциях. (Р. Пиано, Р. Роджерс и др.). Концептуальное искусство. Разные виды концептуализма. Политика и искусство в контексте постмодернизма. Немецкий неоэкспрессионизм. Основные представители. Творчество А. Кифера и влияние на его мировоззрение И. Бойса. Искусствопостиндустриального общества. Алогизм связи предмета и среды в произведениях английского художника Д. Херста. Видеоискусство. Связь искусства с новыми технологиями массовых коммуникаций 5. Фонд оценочных средств 5.1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ № п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства Вид Кол-во 1 Искусство Древнего мира: Египет , Двуречье, Древняя Греция, Древний Рим ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Реферат 1 2 Скульптура Древнего Египта,Древней Греции высокой классики. Скульптура и живопись времён Александра Македонского. Искусство принципата Августа ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практические занятия (семинар - сообщение, семинар- интеракция, 3 1 5 семестр зачёт 3 Архитектура и изобразительное искусство времён готики во Франции и Германии ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практическое занятие (семинар – сообщение) 1 4 Архитектура и изобразительное искусство Византии ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Реферат 1 5 Монументальное искусство Византии ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Письменный опрос 1 6 . Синтез архитектуры и скульптуры в готике Франции и Германии ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Презентация 1 6 семестр зачёт 7 Искусство эпохи Возрождения:: итальянское и Северное Возрождение ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практическое занятие (семинар – сообщение, семинар- интеракция) 4 8 Искусство эпохи Возрождения: архитектура, скульптура, живопись ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Реферат 1 7 – 8 семестры Зачёт, экзамен 1. Искусство ХУП века: реализм, классицизм, барокко ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Реферат 1 2. Творчество Веласкеса. Французская архитектура классицизма ХУП века ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практическое занятие (семинар- презентация), проблемное занятие 1 1 3. Творчество Давида, Энгра, Делакруа .Реализм искусства Западной Европы сер.Х1Х века ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практическое занятие (семинар- презентация ) 4 4. Искусство эпохи Просвещения и романтизма 1-й пол Х1Х векавеков ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 реферат 1 9 семестр ОК – 1, ОПК – 1, ПК – зачёт 13 ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Реферат 1 14 Характеристика импрессионизма. Скульптура Огюста Родена ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Семинар- сообщение, семинар-беседа 2 10 семестр экзамен 15 Живопись и новый язык искусства ХХ века ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практическое занятие Семинар- сообщение 1 16 Особенности неореализма в творчестве Манцу, Гуттузо и Кремера ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Практическое занятие: семинар- беседа с презентацией 1 17 Основные направления в живописи ХХ века ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 Презентации 1 18 Пути развития искусства ХХ века ОК – 7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК – 3, ПСК – 1,6, ПСК – 1,21 реферат 1 Учебная дисциплина: Зачёт экзамен 5 2 Всего 6 36 5.2. Критерии оценки сформированности компетенций Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня: 1. Пороговый – (обязательный) по завершению усвоения дисциплины; 2. Продвинутый – в процессе усвоения дисциплины выполнение заданий дают базовые знания. (Например, подготовка презентаций.) 3. Высокий – для студентов, обладающих способностью к научно- исследовательской работе, применяемых в подготовке докладов ли рефератов. Оценочное средство Уровни формирования компетенций пороговый продвинутый высокий письменный опрос + сообщение + презентация + реферат + Код компетенции Уровень сформированно сти компетенций Критерии оценки знает умеет владеет ОК – 7 Пороговый в процессе саморазвития многообразие культур и цивилизаций в истории обществ, реализовывать свои знания в области исторического наследия и культурных традиций в создании произведений искусства. способностью использования творческого потенциала в создании произведений искусства. Продвинутый основные этапы развития зарубежного искусства определить тенденции развития зарубежного искусства в культуре общества способностьюпе редать основные тенденции развития зарубежного искусства Высокий памятники зарубежного искусства и архитектуры определить особенности художествен- ного языка произведений изобразительно го искусства способностью передать знания истории изобразительног о искусства в рефератах и докладах ОПК – 1 Пороговый как создаётся художественный образ в искусстве, собирать, анализировать, интерпретировать и фиксировать явления окружающей действительности, выразительными средствами изобразительного искусства, свободой композиционного мышления. Продвинутый как создаётся художественный образ в искусстве, собирать, анализировать, интерпретировать и создавать живописные произведения пониманием роли художественных средств в культурных традициях и в искусстве Высокий роль исторического наследия при создании художественного образа в искусстве толерантно относится к другой культуре знаниями мировой культуры и свободой композиционног о мышления ОПК – 2 Пороговый закон создания авторских произведений, создавать авторские произведения на высоком художественном уровн е, теоретическими, практическими знаниями и навыками, полученными в процессе обучения Продвинутый как ставить цель и пути её достижения в своей профессии критически осмысливать и систематизиров ать материал при создании художественны х произведений способностью прогнозиро-вать пути развития искусства Высокий как систематизи- ровать культурно- исторические события находить пути социального взаимодей- ствия в обществе умением представить художественные произведения в контексте культуры ОПК – 3 Пороговый как применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной деятельности , применять в профессиональн ой деятельности полученные знания и личный творческий опыт; полученными знаниями, навыками ,педагогической и культурно- просветительско й деятельности. Продвинутый место изобразительног о искусства в контексте материальной культуры осмыслить особенности языка изобразительно го искусства в связи с другими видами искусства полученными знаниями, навыками и личным творческим опытом в профессионально й, педагогической и культурно- просветительско й деятельности Высокий соотношение понятий «эстетитети- ческое» и «художествен- ное» дать стилистичес- кую характе- ристику особенностей развития основных этапов изобразитель- ного искусства способностью дать художествен- ный анализ произведений в контексте эволюций творчества художника ОПК –4 Пороговый как отбирать и систематизироват ь культурно- исторические факты и события, работать с научной и искусствоведчес кой литературой; навыками работы с научно- методической литературой; Продвинутый принципы отбора и систематизациив работе с литературными источниками класицифици- ровать искусствоведчес кую литературу составлением презентаций с использова-нием изобразитель- ного и вербального материалов Высокий как работать с архивным материалом использовать архивный материал в искусствовед- ческом анализе навыками работы с архивным материалом в подготовке докладов ПК – 1 Пороговый формулировать устно и письменно свой творческий замысел; аргументировано изложить идею авторского произведения и процесс его создания ; способностью осуществлять творческий замысел средствами искусства ------------------ ПК - 3 ____________ ПСК – 1,6 Продвинутый роль и уровень личного профессиона- лизма пользоваться художественно- эстетическим анализом произведений стилистичес-кой оценкой художествен- ного произведения Высокий как оценить художественное произведение определить достоинство художествен- ного произведения способностью провести художествен-но- эстетичекий анализ произведений Пороговый процессы развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте видеть общее развитие гуманитарных знаний; религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретных исторических периодов. Продвинутый процессы развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте видеть общее развитие гуманитарных знаний и применять их в оценке изобразительног о искусства религиозными, философскими и эстетическими идеями в понимании мирового искусства Высокий процессы развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте видеть общее развитие гуманитарных знаний в оценке и месте мировой живописи в современном искусстве религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретных исторических периодов мирового искусства и культуры Пороговый основные пути развития мирового и отечественного искусства; сопоставлять и сравнивать развитие различных видов искусства в контексте исторического развития культуры; знаниями различных стилевых течений в мировой художественной культуре. Продвинутый основные пути развития мирового и отечественного искусства; сопоставлять и сравнивать развитие различных видов искусства в контексте исторического развития культуры; знаниями разл ичных стилевых течений в мировой художественной культуре. ____________ ПСК – 1,21 Высокий основные пути развития мирового и отечественного искусства; сопоставлять и сравнивать развитие различных видов искусства в контексте исторического развития культуры; знаниями различных стилевых течений в мировой художественной культуре. Пороговый как проводить художественно- эстетический анализ и оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве; самостоятельно проводить профессиональны е консультации навыками общения с аудиторией и методами проведения профессиональных консультаций Продвинутый как проводить художественно- эстетический анализ и оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве; самостоятельно проводить профессиональны е консультации навыками общения с аудиторией и методами проведения профессиональных консультаций Высокий как проводить художественно- эстетический анализ и оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве; самостоятельно проводить профессиональны е консультации навыками общения с аудиторией и методами проведения профессиональных консультаций |