Главная страница
Навигация по странице:

  • I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.

  • II. Основы дебюта. 13 ч.

  • Детский

  • III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

  • Бессмертная»

  • «квадрата»

  • Оппозиция

  • V. Обобщение. 2 ч.

  • Программа по шахматам. Рабочая программа для реализации дополнительного образования по спортивно оздоровительному направлению


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеРабочая программа для реализации дополнительного образования по спортивно оздоровительному направлению
    Дата15.10.2018
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограмма по шахматам.doc
    ТипРабочая программа
    #53400
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7


    3-й год обучения (3 класс)


    № п/п

    Дата

    Тема занятия

    Краткое содержание занятия

    I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.

    1.




    Повторение пройденного материала.

    Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

    Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

    2.




    Повторение пройденного материала.

    Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

    Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

    Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

    3.




    Повторение пройденного материала.

    Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

    Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

    Игровая практика.

    4.




    Повторение пройденного материала.

    Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.

    Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).

    5.




    Три стадии шахматной партии.

    Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.

    II. Основы дебюта. 13 ч.

    1.(6.)




    Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии.

    Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

    Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).

    2.(7.)




    Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

    Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

    Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

    3.(8.)




    Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

    Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

    Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

    4.(9.)




    Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

    Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

    Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».

    5.(10.)




    Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка»

    «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек».

    Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

    6.(11.)




    Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

    Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

    Дидактическое задание «Выведи фигуру».

    7.(12.)




    Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

    Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

    Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

    8.(13.)




    Основы дебюта. Борьба за центр.

    Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

    Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»

    9.(14.)




    Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.

    Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

    Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если рокируют?».

    10.(15.)




    Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.

    Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки?

    Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».

    11.(16.)




    Основы дебюта. Связка в дебюте.

    Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

    Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки».

    12.(17.)




    Основы дебюта. Классификация дебютов.

    Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

    13.(18.)




    Как изучать дебюты.

    Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.

    III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

    1.(19.)




    Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

    Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

    2.(20.)




    Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

    Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.

    Дидактическое задание «Выигрыш материала».

    3.(21.)




    Основы миттельшпиля. Двойной удар.

    Тактические приемы. Двойной удар.

    Дидактическое задание «Выигрыш материала».

    4.(22.)




    Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

    Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

    Дидактическое задание «Выигрыш материала».

    5.(23.)




    Основы миттельшпиля.

    Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

    IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

    1.(24.)




    Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

    Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

    Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

    2.(25.)




    Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

    Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

    Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

    3.(26.)




    Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

    Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

    Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

    4.(27.)




    Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

    Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

    Дидактическое задание «Квадрат».

    5.(28.)




    Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

    Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

    Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

    6.(29.)




    Основы эндшпиля.

    Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

    Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

    7.(30.)




    Основы эндшпиля.

    Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.

    Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

    8.(31.)




    Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.

    Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

    Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».

    9.(32.)




    Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

    Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

    V. Обобщение. 2 ч.

    1.(33.)




    Повторение программного материала.

    Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

    2.(34.)




    Повторение программного материала.

    Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта