Главная страница
Навигация по странице:

  • Итого: 34 ч

  • 1-й раунд

  • СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 4 КЛАСС № Наименование раздела Содержание

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС - 34 часа № Тема Кол--во часов

  • К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ: Раздел Общие результаты

  • ВД-Занимательная-математика-1-4-кл. Рабочая программа курса Занимательная математика


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеРабочая программа курса Занимательная математика
    Дата18.03.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВД-Занимательная-математика-1-4-кл.pdf
    ТипРабочая программа курса
    #402704
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    3 КЛАСС

    Тема
    Кол-во часов
    1
    Интеллектуальная разминка
    1 2
    «Числовой» конструктор
    1 3
    Геометрия вокруг нас
    1 4
    Волшебные переливания
    1 5-6
    В царстве смекалки
    2 7
    «Шаг в будущее»
    1 8-9
    «Спичечный» конструктор
    2 10
    Числовые головоломки
    1 11-12
    Интеллектуальная разминка
    2 13
    Математические фокусы
    1 14
    Математические игры
    1 15
    Секреты чисел
    1 16
    Математическая копилка
    1 17
    Математическое путешествие
    1 18
    Выбери маршрут
    1 19
    Числовые головоломки
    1

    20-21
    В царстве смекалки
    2 22
    Мир занимательных задач
    1 23
    Геометрический калейдоскоп
    1 24
    Интеллектуальная разминка
    1 25
    Разверни листок
    1 26-27
    От секунды до столетия
    2 28
    Числовые головоломки
    1 29
    Конкурс смекалки
    1 30
    Это было в старину
    1 31
    Математические фокусы
    1 32-33
    Энциклопедия математических развлечений
    2 34
    Математический лабиринт
    1
    Итого: 34 ч
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    3 КЛАСС

    Дата
    Тема
    Содержание занятий
    1
    Интеллектуальная
    разминка
    Решение олимпиадных задач международного конкурса
    «Кенгуру».
    2
    «Числовой»
    конструктор
    Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3,
    4, , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, , 90; 3) 100, 200, 300,
    400, , 900.
    3
    Геометрия вокруг
    нас
    Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
    4
    Волшебные
    переливания
    Задачи на переливание.
    5-6
    В царстве смекалки
    Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
    7
    «Шаг в будущее»
    Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
    «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник»,
    «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи- рование».
    8-9
    «Спичечный»
    конструктор
    Построение конструкции по заданному образцу.
    Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
    10
    Числовые
    головоломки
    Решение и составление ребусов, содержащих числа.
    Заполнение числового кроссворда (судоку).
    11-
    12
    Интеллектуальная
    разминка
    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
    13
    Математические
    фокусы
    Порядок выполнения действий в числовых выражениях
    (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2,

    3, 4, , 15.
    14
    Математические
    игры
    Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,
    «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»,
    «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).
    15
    Секреты чисел
    Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
    16
    Математическая
    копилка
    Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
    17
    Математическое
    путешествие
    Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
    1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 =
    520 520 + 150= 670 18
    Выбери маршрут
    Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо»
    России, города-герои и др.
    19
    Числовые
    головоломки
    Решение и составление ребусов, содержащих числа.
    Заполнение числового кроссворда (судоку).
    20-
    21
    В царстве смекалки
    Сбор информации и выпуск математической газеты
    (работа в группах).
    22
    Мир занимательных
    задач
    Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
    ГРЕМИ и др.
    23
    Геометрический
    калейдоскоп
    Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
    24
    Интеллектуальная
    разминка
    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
    25
    Разверни листок
    Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
    26-
    27
    От секунды до
    столетия
    Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
    28
    Числовые
    Решение и составление ребусов, содержащих числа.
    Заполнение числового кроссворда (какуро).

    головоломки
    29
    Конкурс смекалки
    Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
    30
    Это было в старину
    Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
    Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
    31
    Математические
    фокусы
    Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
    32-
    33
    Энциклопедия
    математических
    развлечений
    Составление сборника занимательных заданий.
    Использование разных источников информации
    (детские познавательные журналы, книги и др.).
    34
    Математический
    лабиринт
    Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу
    «Кенгуру».
    Итого: 34 ч
    Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
    Обучающийся научится:
    Обучающийся получит возможность научиться:
    - различать имена и высказывания великих математиков;
    - работать с числами – великанами;
    - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
    - понимать
    «секреты» некоторых математических фокусов.
    -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
    - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
    - использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
    - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
    - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
    4 КЛАСС

    Наименование раздела
    Содержание
    1
    Числа. Арифметические действия. Величины.
    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
    1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени.
    Масса. Единицы массы. Литр.
    2
    Мир занимательных задач.
    Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
    Решение олимпиадных задач международного конкурса
    «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
    3
    Геометрическая мозаика.
    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
    Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    4 КЛАСС - 34 часа

    Тема
    Кол--во
    часов
    1
    Интеллектуальная разминка
    1 2
    Числа-великаны
    1 3
    Мир занимательных задач
    1 4
    Кто что увидит?
    1 5
    Римские цифры
    1 6
    Числовые головоломки
    1 7
    Секреты задач
    1 8
    В царстве смекалки
    1 9
    Математический марафон
    1 10-11
    «Спичечный» конструктор
    2 12
    Выбери маршрут
    1 13
    Интеллектуальная разминка
    1 14
    Математические фокусы
    1 15-17
    Занимательное моделирование
    3 18
    Математическая копилка
    1 19
    Какие слова спрятаны в таблице?
    1 20
    «Математика — наш друг!»
    1 21
    Решай, отгадывай, считай
    1 22-23
    В царстве смекалки
    2

    24
    Числовые головоломки
    1 25-26
    Мир занимательных задач
    2 27
    Математические фокусы
    1 28-29
    Интеллектуальная разминка
    2 30
    Блиц-турнир по решению задач
    1 31
    Математическая копилка
    1 32
    Геометрические фигуры вокруг нас
    1 33
    Математический лабиринт
    1 34
    Математический праздник
    1
    Итого: 34 ч
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    4 КЛАСС

    Дата
    Тема
    Содержание занятий
    1
    Интеллектуальная
    разминка
    Решение олимпиадных задач международного конкурса
    «Кенгуру».
    2
    Числа-великаны
    Как велик миллион? Что такое гугол?
    3
    Мир
    занимательных
    задач
    Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия.
    Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
    4
    Кто что увидит?
    Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
    5
    Римские цифры
    Занимательные задания с римскими цифрами.
    6
    Числовые
    головоломки
    Решение и составление ребусов, содержащих числа.
    Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
    7
    Секреты задач
    Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
    8
    В царстве
    смекалки
    Сбор информации и выпуск математической газеты
    (работа в группах)
    9
    Математический
    марафон
    Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
    10-
    11
    «Спичечный»
    конструктор
    Построение конструкции по заданному образцу.
    Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
    12
    Выбери маршрут
    Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
    13
    Интеллектуальная
    разминка
    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
    14
    Математические
    фокусы
    «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда?
    Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
    15-
    17
    Занимательное
    моделирование
    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
    Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
    параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
    18
    Математическая
    копилка
    Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
    19
    Какие слова
    спрятаны в
    таблице?
    Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.
    20
    «Математика —
    наш друг!»
    Задачи, решаемые перебором различных вариантов.
    «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
    21
    Решай, отгадывай,
    считай
    Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40,
    50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
    22-
    23
    В царстве
    смекалки
    Сбор информации и выпуск математической газеты
    (работа в группах).
    24
    Числовые
    головоломки
    Решение и составление ребусов, содержащих числа.
    Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
    25-
    26
    Мир
    занимательных
    задач
    Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
    27
    Математические
    фокусы
    Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
    28-
    29
    Интеллектуальная
    разминка
    Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
    30
    Блиц-турнир по
    решению задач
    Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
    31
    Математическая
    копилка
    Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач
    32
    Геометрические
    фигуры вокруг нас
    Поиск квадратов в прямоугольнике 2 5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
    33
    Математический
    лабиринт
    Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
    34
    Математический
    праздник
    Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи- смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
    Итого: 34 ч

    Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
    Обучающийся научится:
    Обучающийся получит возможность научиться:
    - проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
    - конструировать предметы из геометрических фигур.
    - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
    - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
    - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
    - решать задачи на противоречия.
    - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
    - работать над проектами

    К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
    Раздел
    Общие результаты
    Числа.
    Арифметические действия. Величины:
    — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
    — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
    — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
    — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
    — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
    —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
    — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
    — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
    —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
    Мир занимательных задач:
    — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
    — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
    —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
    — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
    — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
    —воспроизводить способ решения задачи;
    — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
    — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
    — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
    — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
    — конструировать несложные задачи.
    Геометрическая мозаика
    —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
    — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
    1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
    —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
    —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
    —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
    — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
    —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
    — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

    — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
    — анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
    —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
    — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом
    1   2   3   4


    написать администратору сайта