ВД-Занимательная-математика-1-4-кл. Рабочая программа курса Занимательная математика
Скачать 1.15 Mb.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Тема Кол-во часов 1 Математика — это интересно. Математика - царица наук. 1 2 Танграм: древняя китайская головоломка 1 3 Путешествие точки. 1 4 Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. 1 5 Танграм: древняя китайская головоломка 1 6 Волшебная линейка 1 7 Праздник числа 10 1 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 9 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 10 Игры с кубиками 1 11-12 Конструкторы 2 13 Весёлая геометрия 1 14 Математические игры 1 15-16 «Спичечный» конструктор 2 17 Задачи-смекалки 1 18 Прятки с фигурами 1 19 Математические игры 1 20 Числовые головоломки 1 21-22 Математическая карусель 2 23 Уголки 1 24 Игра в магазин. Монеты 1 25 Конструирование фигур из деталей танграма 1 26 Игры с кубиками 1 27 Математическое путешествие 1 28 Математические игры 1 29 Секреты задач 1 30 Математическая карусель 1 31 Числовые головоломки 1 32 Математические игры 1 33 КВН 1 Итого: 33 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Дата Тема Содержание занятия 1 Математика — это интересно. Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). 2 Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. 3 Путешествие точки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». 4 "Спичечный" конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль. 5 Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 6 Волшебная линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. 7 Праздник числа 10 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 9 Игра- соревнование «Веселый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. 10 Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. 11- 12 Конструкторы Знакомство с деталями конструктора, схемами- инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу. 13 Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 14 Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». 15- 16 «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 17 Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. 18 Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». 19 Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. 20 Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 21- 22 Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». 23 Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. 24 Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. 25 Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 26 Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование метода от обратного. Взаимный контроль. 27 Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. 28 Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение простые задач, представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. 29 Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. 30 Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. 31 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 32 Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». 33 КВН Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников. Итого: 33 ч Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта. - находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 2 КЛАСС № Наименование раздела Содержание раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 2 Мир занимательных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. 3 Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Тема Кол-во часов 1 «Удивительная снежинка» 1 2 Крестики-нолики 1 3 Математические игры 1 4 Прятки с фигурами 1 5 Секреты задач 1 6-7 «Спичечный» конструктор 2 8 Геометрический калейдоскоп 1 9 Числовые головоломки 1 10 «Шаг в будущее» 1 11 Геометрия вокруг нас 1 12 Путешествие точки 1 13 «Шаг в будущее» 1 14 Тайны окружности 1 15 Математическое путешествие 1 16-17 «Новогодний серпантин» 2 18 Математические игры 1 19 «Часы нас будят по утрам…» 1 20 Геометрический калейдоскоп 1 21 Головоломки 1 22 Секреты задач 1 23 «Что скрывает сорока?» 1 24 Интеллектуальная разминка 1 25 Дважды два — четыре 1 26-27 Дважды два — четыре 2 28 В царстве смекалки 1 29 Интеллектуальная разминка 1 30 Составь квадрат 1 31-32 Мир занимательных задач 2 33 Математические фокусы 1 34 Математическая эстафета 1 Итого: 34 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 КЛАСС № Дата Тема Содержание занятия 1 «Удивительная снежинка» Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» 2 Крестики-нолики Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). 3 Математические игры Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». 4 Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. 5 Секреты задач Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. 6-7 «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 8 Геометрический калейдоскоп Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. 9 Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 10 «Шаг в будущее» Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». 11 Геометрия вокруг нас Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 12 Путешествие точки Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. 13 «Шаг в будущее» Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. 14 Тайны окружности Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). 15 Математическое путешествие Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 16- 17 «Новогодний серпантин» Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 18 Математические игры Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». 19 «Часы нас будят по утрам…» Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 20 Геометрический калейдоскоп Задания на разрезание и составление фигур. 21 Головоломки Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. 22 Секреты задач Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. 23 «Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. 24 Интеллектуальна я разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 25 Дважды два — четыре Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1 . Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 26- 27 Дважды два — четыре Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . 28 В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 29 Интеллектуальна я разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 30 Составь квадрат Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. 31- 32 Мир занимательных задач Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». 33 Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). 34 Математическая эстафета Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). Итого: 34 ч Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться: - понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС № Наименование раздела Содержание раздела 1 Числа. Арифметические действия. Величины. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. 2 Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 3 Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |