Фонды оценочных средств по специальности 11.02.15 - Инфокоммуникационные сети и системы связи Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 11.02.15 - Инфокоммуникационные сети и системы связи
Таблица 6
№ раздела, темы
| Коды образовательных результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)
| Варианты междисциплинарных заданий
| Раздел № 1. Русская литература XIX века. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.
Тема № 1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Становление реализма в русской литературе
| ОК 2,ПК 2.3,ЛР 01
МР 01,МР 05,ПРб.01
ПРб.06, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| 1.Изучите биографию и творческий путь А.С.Пушкина. Напишите эссе: «Средства связи во времена А.С.Пушкина». Прочитайте повесть «Станционный смотритель». Писатель пишет о профессии станционного смотрителя: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?... Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?... Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Какой перед читателем предстоит профессия Самсона Вырина, осуществляющего систему связи в 19 веке?
2. Прочитайте пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор». О каком герое писатель пишет: «Простодушный человек. Его любимое занятие – читать чужие письма, которые оказываются у него на почте. Плохо выполняет свою работу»? Представителем какой профессии был Иван Кузьмич Шпекин? Какую роль играет данный герой в развязке конфликта данной пьесы?
3. Напишите историческую справку: «Почта как средство связи в 19 веке (на основе анализа текста поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)». Как характеризует писатель работу чиновников почты во фрагменте текста: «Хорошо тебе, шпрехен зи дейч, Иван Андреич, у тебя дело почтовое: принять да отправить экспедицию; разве только надуешь, заперши присутствие часом раньше, да возьмешь с опоздавшего купца за прием письма в неуказанное время или перешлешь иную посылку, которую не следует пересылать, – тут, конечно, всякий будет святой..."
4.Напишите эссе «Вербальные и невербальные средства обмена информации в литературе начала XIX века».
5. Почему братья Николай и Ксенофонт Полевые назвали свой журнал «Московский телеграф»? Чем было обусловлено такое название? Связано ли оно с телеграфом как средством связи? Изучите историю возникновения телеграфа как средства связи
| Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Тема № 2. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение
| ОК 2,ПК 2.3,ЛР 01
МР 01,МР 05,ПРб.01
ПРб.06, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| 1. Напишите сочинение на тему «Роль средств связи в Отечественной войне 1812 года» (на основе анализа романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»).
2. Прочитайте произведения А.П Чехова: «В почтовом отделении», «Мой разговор с почтмейстером», «Почта», «На деревню дедушке». Найдите описания почты. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Какие образы чиновников, обслуживающих систему связи, рисует писатель? Докажите, что письмо Ваньки Жукова не дойдет до адресата вследствие незнания мальчиком законов почтовой связи.
3. В рассказе А.П.Чехова доктор Старцев ездит на «тройке с бубенцами». Докажите, что этот вид транспорта свидетельствует о деградации героя. Напишите историю «тройки с бубенцами». Какую роль она играла как средство связи?
| Раздел № 3. Поэзия второй половины XIX века.
Тема № 1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века
| ОК 5,ПК 2.2
ЛР 07,МР 08
ПРб.02
| 1.Лейбов Р.Г. в статье «Телеграф в поэтическом мире Тютчева: тема и жанр» пишет: «Внедрение телеграфной связи в России пришлось на перелом эпох и совпало с катастрофой Крымской войны, телеграф стал ассоциироваться с новыми временами». Опишите телеграф как средство связи. Каково его устройство?
2.Какими средствами художественной выразительности раскрыта тема телеграфа как нового средства связи в стихотворении Ф.И.Тютчева:
Вот от моря и до моря
Нить железная скользит,
Много славы, много горя
Эта нить порой гласит. И, за ней следя глазами,
Путник видит, как порой
Птицы вещие садятся
Вдоль по нити вестовой. Вот с поляны ворон черный
Прилетел и сел на ней,
Сел и каркнул, и крылами
Замахал он веселей. И кричит он, и ликует,
И кружится все над ней:
Уж не кровь ли ворон чует
Севастопольских вестей?
| Раздел № 4 Русская литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.
Тема № 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма
| ОК 2,ПК 2.3,ЛР 01
МР 01,МР 05,ПРб.01
ПРб.06, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| 1.Прочитайте рассказ Н.Тэффи «Письма». Как характеризует профессию связиста фрагмент текста: «Берем кусочек души, кладем его в конверт, лизнем, заклеим и бросим в пространство. И будет он лететь, пока не упадет в другую душу, — открытую, ждущую. Разве это не счастье?»
2.Как Вы понимаете фразу педагога из рассказа А.И.Куприна «Механическое правосудие»: «…Человека нет, остается только машина. Одна беспристрастная, непоколебимая, спокойная, справедливая машина»? Согласны ли вы с мнением главного героя в начале рассказа? Можно ли заменить труд человеками трудом машины в вашей профессии?
3. Проанализируйте языковые средства стихотворения В.Я.Брюсова:
Все ж топот армий, гулы артиллерий
Затихли; смолк войны зловещий звон;
И к знанью сразу распахнулись двери,
Природу человек вдруг взял в полон.
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.
Античный мир вел к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.
Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере
Какие средства связи описаны в данном стихотворении? Подготовьте историческую справку об одном из средств связи
| Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.
Тема № 1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы
| ОК 10,ПК 2.3
ЛР 04,МР 04
ПРб.04
| 1. Напишите сочинение на тему «Семиотика средств связи в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Составьте историческую справку: «Средства связи в начале XX века: устройство, модели, описание в художественной литературе (И.Северянин, Н.Гумилев, С.Есенин и др).
| Раздел № 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема № 2. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.
| ОК 10,ПК 2.3
ЛР 04,МР 04
ПРб.04
| 1. В годы Великой Отечественной войны связь осуществляли почтальоны. Согласно К. Мазину, «3 миллиарда писем за годы войны довезли почтальоны на фронт и обратно, домой. Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи». Напишите эссе «Образы почтальона на войне, представленные на страницах произведений литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» (В.Каверин «Два капитана», стихи Э.Асадова, С.Я Маршака, К.Симонова и др).
2. Подготовьте сообщение: «Роль связи на войне».
3. Подготовьте стенд или видеоролик: «Связисты –Герои Великой Отечественной войны», подберите в качестве языкового иллюстративного материала стихотворения о войне
| Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов.
Тема № 2. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений (В.Шукшин, В.Распутин)
| ОК 5,ПК 2.2
ЛР 07,МР 08
ПРб.0.2
| 1. Инсценируйте (или экранизируйте) рассказ В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» о техническом прогрессе. Упоминаются ли в данном рассказе средства связи?
2. Напишите эссе: «Из специалистов технологического профиля – в литераторы». Кто из писателей имеет технологическое образование? Что дает технологическое образование писателю?
3. Прочитайте рассказ В.Распутина «Прощание с Матерой». Какова позиция автора по проблеме роли научно-технического прогресса в жизни человека и общества?
| Раздел № 8. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Тема № 1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов
| ОК 5,ПК 2.2
ЛР 07,МР 08
ПРб.0.2
| 1.Прочитайте стихотворение И.Бродского «Песня невинности, она же - опыта»:
Нашу старость мы встретим в глубоком кресле,
в окружении внуков и внучек.
Если их не будет, дадут посмотреть
соседи в телевизоре гибель шпионской сети.
Почему поэт наделяет телевизор как средство связи симоволическим смыслом?
2.Подготовьте реферат «Тема средств связи в творчестве поэтов 50-80 годов 20 века»
3.Прочитайте стихотворение Е.Евтушенко «Битница»:
Эта девочка из Нью-Йорка,
но ему не принадлежит.
Эта девочка вдоль неона
от самой же себя бежит. Этой девочке ненавистен
мир — освистанный моралист.
Для неё не осталось в нём истин.
Заменяет ей истины твист. И с нечёсаными волосами,
в грубом свитере и очках
пляшет "">худенькое отрицанье
на тонюсеньких каблучках. Всё ей кажется ложью на свете,
всё — от Библии до газет.
Есть Монтекки и Капулетти.
Нет Ромео и нет Джульетт. От раздумий деревья поникли,
и слоняется во хмелю
месяц, сумрачный, словно битник,
вдоль по млечному авеню. Он бредет, как от стойки к стойке,
созерцающий нелюдим,
и прекрасный, но и жестокий
простирается город над ним. Всё жестоко — и крыши, и стены,
и над городом неспроста
телевизорные антенны,
как распятия без Христа…
Почему антенну как средство связи поэт сравнивает с «распятием без Христа»?
4.Прочитайте стихотворение В.Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное и невероятное" из сумасшедшего дома - с Канатчиковой дачи»:
Дорогая передача, во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова дача к телевизору рвалась,
Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться, Вся безумная больница у экрана собралась.
Напишите эссе: «Характер взаимоотношений человека и телевидения как средства связи в творчестве поэта»
| Раздел № 9. Драматургия 1950—1980-х годов.
Тема № 1. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей
| ОК 10, ПК 2.3,ЛР 04,МР 04,ПРб.04
| 1.Подготовьте реферат «Тема телевидения как средства связи в драматургии 1950—1980-х годов».
2. Раскройте тему душевно-духовного инфантилизма героя драматургии 1950—1980-х годов
| Раздел № 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Тема № 1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А. Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича
| ОК 4, ПК 4.2,ЛР 06
ЛР 08,ЛР 10,МР 02
ПРб.03,ПРб.05
| 1.Подберите произведения русской художественной литературы конца 1980—2000-х годов, отразивших вопросы восприятия, хранения, накопления и передачи информации.
2. Проанализируйте «возвращенную» литературу (Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам и др.). Какое место занимает тема сохранения и передачи информации в данных произведениях?
3. Прочитайте повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Какое средство связи описывает писатель: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем - молотком об рельс у штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца и скоро затих»
| Раздел № 11. Русская литература XXI века.
Тема № 1. Постмодернизм, воспринимающий чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные, из них строящий новый художественный мир (В.Ерофеев, С.Соколов, В.Пелевин, Т.Толстая, В.Нарбикова, В.Сорокин и др.)
| ОК 4,ПК 4.2,ЛР 06
ЛР 08,ЛР 10,МР 02
ПРб.03,ПРб.05
| 1.Перечислите названия не менее 10 стихотворений разных авторов, в которых фигурирует образ средств связи.
2. Охарактеризуйте средства художественной выразительности стихотворения Марка Львовского:
Летит комический корабль,
Парит над морем дирижабль,
Несётся яхта над волной,
И субмарина под водой! Нас сделал ближе интернет,
Мы против ядерных ракет,
Достигла нас волна идей,
Кто гениальней, кто глупей! Не перечислить всех наук,
В сети запутался паук,
Устал профессор от затей,
Чему же учим мы детей? Пришёл технический прогресс,
И продолжается процесс,
Кто за него стоит горой,
Но он ведёт нас за собой!
Как Вы понимаете смысл данного стихотворения?
3. Создайте виртуальный музей «Средства связи в художественной литературе».
Напишите эссе «Инфокоммуникационные сети и системы связи будущего».
4.Изучите феномен киберпанка как специфической формы самосознания гуманитарной культуры начала XXI века. Подберите произведения художественной литературы постмодернизма, в которых дана амбивалентная оценку киберпротезирования человеческих способностей: с одной стороны, восхваление достижений цифровых технологий и опыта трансчеловечности, с другой - обнаружение неминуемого «расчеловечивания», потеря гуманистических ориентиров.
5. Прочитайте роман Я. Вишневского «Одиночество в сети». Попробуйте ответить на вопрос: «Почему современные системы связи способствуют одиночеству человека?»
6. Составьте языковой портрет писателя или поэта (по выбору), подберите словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследуйте специфику языковых средств художественных произведений, постройте семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов «почта, телеграф», «телевидение», «радио» на основе художественных текстов, в которых представлены описания разных видов связи. Напишите эссе: «Средства связи как отражение национальной языковой картины мира в русской художественной литературе»
|
|